Фотобумага и химия Славич снова в продаже!
В магазины нашей сети вернулась фотобумага и фотохимия отечественного производства – а именно «Славич», из Переяславля-Залесского. Пришла баритовая бумага «Унибром 160» и «Бромпортрет 80», а также проявители и фиксажи. Долгое время продукция «Славич» не пользовалась особым спросом у отечественных фотографов, избалованных английским Ilford или хотя бы чешской Foma. Однако теперь, в условиях западных санкций, приходит время вспомнить нашу родную, советскую / российскую классику – в конце концов, не так уж она и плоха.
Мы не случайно выбрали именно бумагу Унибром 160 БП и Бромпортрет 80 БП – это бумаги на баритовой основе, которые пользуются наибольшим уважением среди энтузиастов классической «мокрой» печати.
Всего сейчас существует 2 вида подложек: баритовая (FB, Fibre Based) и на полиэтиленовой основе (ПЭ или RC – Resin Coated). Баритовая – это классическая целлюлозная бумага, дополнительно обработанная слоем сульфата бария, который дает высокую оптическую белизну, а также создает своего рода основу (грунт) для фотоэмульсии. Этой технологии уже более 150 лет. У баритовой бумаги эмульсия пропитывает все ее волокна, что обеспечивает дополнительную глубину и богатство полутонов итогового изображения. Отпечаток на баритовой бумаге устойчивее к вредному влиянию ультрафиолета, хотя и требует больших усилий для обработки: такая бумага активнее расходует проявитель и фиксаж, ее надо долго проявлять, долго закреплять и еще дольше промывать, чтобы полностью нейтрализовать остатки активной химии, иначе изображение быстро деградирует при хранении. Впрочем, медленная проявка имеет свои преимущества – по сравнению с высокоскоростной проявкой ПЭ бумаги, здесь вы наблюдаете за процессом как будто в замедленном времени, изображение формируется постепенно, так что вы можете точнее выбрать момент, когда бумагу пора доставать из кюветы. Не говоря уже про то, что с баритовой бумагой лучше работают различные специальные приемы экспонирования и ретуши, которым можно научиться у мастеров проявки.
Сушка баритовой бумаги также является долгим процессом – как вы понимаете, ее скручивает и коробит точно также, как и любую бумагу для письма, которая сильно промокла. Поэтому, как правило, сначала ее аккуратно вывешивают на веревке и прищепках на пару часов, чтобы сбежало основное количество жидкости, а потом используют горячий глянцеватель, или (если бумага матовая) просто оставляют под прессом на несколько дней. Некоторые фотографы используют валики из мелкой металлической или пластиковой сетки, на которых бумага высыхает быстрее. В общем, приемов много – те, кто имел дело с мокрой ч/б печатью, и так это знают, а те, кто не имел, могут почерпнуть мудрость старших коллег на специализированных форумах или на Youtube.
Бумага на полиэтиленовой основе появилась сравнительно недавно. Суть отличий заключается в том, что собственно лист бумаги здесь запечатан между двумя тонкими слоями полиэтилена. Эмульсия не пропитывает волокна, а наносится поверх полиэтилена, поэтому такая бумага гораздо быстрее проявляется, очень быстро сушится (ведь бумажное волокно вообще не контактирует с водой) и не требует выпрямления под прессом. Тем не менее, изображение получается более плоским и сильнее подвержено разрушительному влиянию ультрафиолета. Поэтому большинство энтузиастов из тех, кто до сих пор прибегает к мокрой печати, предпочитает барит.
Бумаги Унибром и Бромпортрет различаются между собой, прежде всего, тональностью. Унибром – это универсальная бумага с нейтральными, не холодными и не теплыми тонами. Тональность Униброма можно изменять с помощью специальных тонирующих проявителей – на этапе проявки, а также с помощью холодных или теплых тонеров – уже после закрепления и промывки. Бромпортрет – бумага с теплой тональностью, черный цвет у нее немного отливает коричневым. Бромпортрет также менее светочувствительна, то есть требует приблизительно в 2 раза больше времени на экспонирование в фотоувеличителе. Обе серии обладают достаточно высокой максимальной плотностью, хорошей проработкой полутонов и стойкостью к появлению вуали.
В отличие от Ilford или Foma, Славич выпускает только моноконтрастную бумагу, мультиконтрастных вариантов у него нет, поэтому выбирать контрастность следует заранее. В большинстве случаев, если исходный негатив находится в хорошем состоянии, оптимальной будет бумага с нормальной контрастностью. Если пленочный негатив переэкспонирован или перепроявлен, частично исправить это можно с помощью низкоконтрастной, «полумягкой» бумаги. Если же пленка, наоборот, была недоэкспонирована, лучше использовать контрастную бумагу. На контрастность влияет и выбор проявителя, о чем ниже. В названии бумаги Славич контрастность отображается соответственно:
- ПМ – полумягкая
- Н – нормальная
- К – контрастная
По характеру поверхности бумага Славич бывает глянцевой или матовой – думаем, что здесь особые пояснения не требуются. Изображение на глянцевой бумаге визуально кажется более резким, более контрастным, в то время как на матовой – более мягким, поэтому считается, что она хорошо подходит для портретов. Да и глянцеватель для нее не требуется. В каталоге это отображается следующим способом:
- ГЛ – глянцевая
- М – матовая
По толщине основы бумага Славич может быть тонкой или толстой, второе ближе к картону. Картон нужно дольше обрабатывать фиксажем, дольше промывать и дольше сушить, но для больших форматов, таких как 24х30 или 30х40 см, предпочтительнее использовать именно его, так как тонкая бумага может порваться под собственным весом. Для небольших форматов проще использовать бумагу обычной толщины (тонкую).
Картон также отличается по характеру поверхности, он может быть гладким или тисненым, в то время как у тонкой бумаги поверхность всегда только гладкая. В названиях это обозначается следующими аббревиатурами:
- ТГ – тонкая гладкая
- КГ – картон, гладкая
- КТ – картон, тисненая
Собственно, это основное, что нужно знать, чтобы разбираться в сортах бумаги Славич.
Перейдем к химии.
Славич СТ-1 – это классический универсальный проявитель, который можно использовать и для бумаги, и для пленки, и для фотопластин. Изобретен профессором К.В. Чибисовым много десятилетий назад, использовался в качестве эталонного сенситометрического проявителя при испытании множества отечественных бумаг, пленок, аэрофотоматериалов и так далее. В большинстве случаев мы советуем использовать именно его. Как и другая химия, СТ-1 поставляется в виде порошка для самостоятельного разведения, что упрощает его хранение и транспортировку (в том числе авиатранспортом). Из особенностей СТ-1 можно отметить только то, что он быстро расходуется: по эталонным стандартам 1 литра рабочего раствора хватает всего на 0.5 кв.м фотобумаги. На практике его можно использовать и в 2 раза дольше. Впрочем, времена, когда проявляемые фотографии измерялись квадратными метрами, давно прошли, сейчас темпы другие, а готовый раствор, как известно, долго не живет, поэтому большой проблемы здесь нет. Но если, к примеру, необходимо одномоментно напечатать большое количество работ для выставки, то это следует иметь в виду.
Проявители УП-2 и УП-5 ведут историю от рецепта ОРВО-1 (108). Проявитель «энергичный», изначально использовался в технических целях: для проявки аэрофотоплёнок, микрофильмов, рентгеноплёнок и так далее. То есть в сферах, где нужны были не художественные полутона, а высокая четкость и читаемость снимка. Оба проявителя обеспечивают высокий контраст, высокую максимальную плотность изображения, хороши для вытягивания «вялых» негативов или просроченной фотобумаги. Для удобства проявки фотобумаги УП-2 и УП-5 можно дополнительно развести пополам водой (1+1), чтобы процесс проявки шел медленнее, и можно было спокойно его прервать до того, как начнется потеря деталей в светах и тенях. Проявлять ими пленки мы бы не советовали – по крайней мере, без предварительного тестирования на нескольких контрольных отрезках пленки с разной концентрацией и временем проявки.
УП-5 также отличается тем, что является, наверно, одним из самых сложных по приготовлению: нужно отдельно и в строгой очередности развести 5 разных порошков в воде разной температуры (от 20° до 80° С), так что для тех, кто специально ищет себе испытания – это идеальный вариант. Честно говоря, мы не знаем точно, что это дает на практике УП-5 по сравнению с более простым в приготовлении УП-2: предлагаем вам выяснить это самостоятельно.
Славич Д-76 сделан по рецепту всем известного проявителя для пленки Kodak D-76, поэтому мы не будем останавливаться на нем подробно. Просто разведите рабочий раствор, уточните рекомендуемое время проявки пленки по информационной таблице ее производителя – и вперед.
Из фиксажей Славич к нам попали 4, все кислые. Кислый фиксаж вообще считается более эффективным по сравнению с нейтральным или щелочным – он лучше сохраняется, быстрее работает, имеет больший ресурс, хорошо справляется с появлением вуали. 3 варианта относятся к «быстрым», то есть экономят ваше время на обработку. Это БКФ, БКФ-2 и БФР-1. Чем они отличаются между собой на практике, мы, опять же не знаем – прямых сравнений найти не удалось, обычно советские фотографы просто пользовались тем, что удалось найти в магазине или достать у знакомых из какой-нибудь лаборатории. Известно, что БФР-1 рекомендуется для фиксации аэрофотоматериалов, но также подходит и для обычной художественной печати. Если же вы никуда не торопитесь, можно использовать фиксаж ФК-2 – он работает не так быстро, но более бережно: встречалось мнение, что медленный фиксаж лучше сохраняет полутона и детали в светах, но это на уровне вкусовых тонкостей: кто-то их видит, кто-то нет. Все 4 варианта можно использовать как для фотопленки, так и для фотобумаги.
Итак, встречаем Славич. Спасибо, что ты есть!