Анонс Canon EOS R5C
Сегодня, 19 января, компания Canon США провела официальный анонс EOS R5C. Подробный пресс-релиз от российского подразделения Canon мы получим, скорее всего, завтра, а пока просто кратко перескажем американский анонс своими словами.
Как можно видеть по изображениям камеры, в общем и целом EOS R5C выполнена в таком же форм-факторе, что и оригинальная EOS R5, но отличается крупным встроенным радиатором с активным охлаждением, благодаря которому камера больше не перегревается при съемке видео и может снимать сколько угодно времени в каком угодно режиме, вплоть до полного заполнения своих носителей. Это включает режимы 8К 60р и 4К 120р – оба со всей площади матрицы, без какого-либо ограничения угла обзора (без «кропа»). 8К видео может записываться в 12-битном формате Cinema RAW Light, который предоставляет 3 варианта сжатия на выбор. RAW записывается только на карту памяти, возможности передавать по USB или HDMI на внешний носитель – нет, поэтому вам потребуются довольно дорогие карты памяти CFExpress (Type B), причем высокой емкости: даже при выборе среднего уровня сжатия и 30 кадров/с битрейт составляет 2 гигабит/с, то есть всего за 1 минуту улетает по 15 гигабайт. Для экономии места RAW можно также снимать с меньшим разрешением, но это реализуется за счет использования только части матрицы, то есть «кропа»: 5.9К в формате Super 35 (кроп-фактор около 1.5х) или 2.9К в формате Super 16 (кроп-фактор около 2х). В последнем случае вы можете снимать даже RAW с частотой 120 кадров/с.
Помимо RAW также можно снимать с профессиональным кодеком XF-AVC (проприетарный кодек Canon на основе всем известного H.264), глубина цвета в этом случае будет составлять 10 бит на канал, субдискретизация 4:2:2, сжатие или внутрикадровое (All-Intra) или междукадровое (Long GOP) на выбор. В этом случае у вас не будет 8К разрешения, только 4К, но зато со скоростью до 120 кадров/с, что очень порадует любителей рапида («слоу-мо»). 4К изображения формируется со всей площади матрицы без пропуска линий, поэтому получается очень резким и детализированным – наблюдать примеры можно было еще на обычной EOS R5, но там все упиралось в быстрый перегрев, сочетающийся с долгими перерывами на охлаждение камеры, что делало этот режим малопригодным для регулярного использования.
Для еще большей экономии места на карте памяти можно снимать MP4 c кодеком H.265 (поддерживаются режимы вплоть до 8К 30р). EOS R5C также получила отдельный разъем Timecode для легкой синхронизации с другими камерами при монтаже. «Горячий башмак» камеры получил дополнительный цифровой интерфейс, позволяющий подключать 4-канальный XLR аудиоадаптер с фантомным питанием Tascam CA-XLR2d-C (аналогичная возможность впервые была представлена у EOS R3).
У новинки есть и ряд спорных моментов: в частности, у EOS R5C отняли функцию внутренней оптической стабилизации изображения. При необходимости можно использовать электронную стабилизацию, но она немного ограничивает угол обзора (кроп-фактор 1.1х). Также можно использовать оптическую стабилизацию в объективах (при ее наличии). Объяснение этому может быть следующее: при внутренней стабилизации матрица фотоаппарата как бы подвешивается внутри корпуса на магнитах, чтобы своими движениями компенсировать колебания. Это подвешенное состояние затрудняет отведение тепла, так как между матрицей и радиаторной подложкой постоянно существует воздушный зазор – понятно, что ни о каком эффективном охлаждении в таком случае говорить не приходится.
Также есть ограничения, связанные с питанием: EOS R5C использует ту же батарею, что и обычная EOS R5, то есть LP-E6NH. В определенных режимах при съемке в RAW отдачи батареи не хватает для питания объектива. К счастью, это касается только отдельных вариантов Cinema RAW, а также можно легко устранить при питании камеры по USB от внешнего источника 9В 3А – например, от штатного сетевого блока питания PD-E1 или универсальных внешних аккумуляторов с поддержкой USB Power Delivery.
Фотографические возможности камеры не изменились: здесь используется та же матрица 45 Мп., скорость серийной съемки составляет 12 кадров/с при использовании механического затвора и 20 кадров/с при использовании электронного. Да, к счастью, несмотря на очевидный упор на видеосъемку, в EOS R5C оставили механический затвор (в видеорежимах он, конечно, не работает). В целом, камера ориентирована на «создателей контента», которым в основном нужно видео, но время от времени требуются и фотографии. Или для профессиональных фотографов, которые все больше задумываются над тем, чтобы попробовать себя в видеосъемке, но не хотят отказываться и от основного заработка.
Цена EOS R5C для России официально пока не названа, но, судя по РРЦ в других регионах, новая камера должна всего на 15-20% превосходить уже выпускающуюся EOS R5 (РРЦ 379 990 руб.) и даже быть дешевле EOS C70 (РРЦ 499 990 руб.). Это не может не радовать.