FUJIFILM GFX 50R: неделя с экспертом
Обзор среднеформатной камеры GFX 50R
Эволюция цифровых фотоаппаратов — интереснейшая штука. Всё в ней подчинено примерно одним и тем же законам: отмиранию рудиментарных элементов конструкции и увеличению сенсора изображения. В начале 2019 года можно с уверенностью говорить, что почти все производители пришли к беззеркальным камерам со сменной оптикой и полному кадру… кроме Fujifilm! Эта компания решила перепрыгнуть через ступень, проигнорировав сенсоры 24×36 мм и сосредоточившись на APS-C и среднеформатных камерах.
Среднеформатная новинка FUJIFILM GFX 50R и станет главным героем нашего сегодняшнего большого теста. Постараемся выяснить, какие преимущества даёт средний формат, в чём он лучше полного кадра и для кого созданы современные среднеформатные беззеркалки. В подготовке теста нам также поможет известный фотограф Александр Хохлов, который протестирует камеру в студии и поделится своим опытом. У нас будет возможность посмотреть на несколько реальных коммерческих съёмок.
Фотограф: Александр Хохлов. Ретушёр: Вероника Ершова.
GFX 50R / GF110mmF2 R LM WR Установки: ISO 100, F8, 1/100 с, 87.0 мм экв.Cкачать RAW
Обзор линейки FUJIFILM GFX
Средний формат для Fujifilm не в новинку: у компании есть большой опыт в производстве пленочных среднеформатных фотоаппаратов и оптики к ним. Первой камерой цифровой системы Fujifilm GFX стала модель 50S, вышедшая около двух лет назад. Для компании это был смелый шаг — запускать с нуля фотосистему с уникальным байонетом. Возможно, поэтому первую ласточку «зарядили» по полной: съёмный видоискатель высокого разрешения, наклонно-поворотный дисплей, возможность работы с внешней батарейной ручкой, приличные скоростные характеристики и главное — 50-мегапиксельная матрица размером 44×33 мм.
Критики могут заявить, что в плёночные времена средний формат начинался с кадра 60×45 мм, но давайте будем объективными: цифровая эра многое изменила в мире фотографии! 44×33 — это уже стандарт кадра для цифрового среднего формата. С таким же кадром выпускают свои камеры, например, Hasselblad, Pentax.
За два года система окрепла: обогатилась оптикой (на момент написания статьи в ней восемь объективов от 23 до 250 мм и несколько моделей в планах), обрела своих поклонников.
Существующие и планируемые к выпуску объективы системы Fujifilm GFX
И вот на этом фоне компания сделала ход конём: выпустила «облегчённую» версию первой камеры, рассчитанную на более широкую аудиторию, этакий народный средний формат FUJIFILM GFX 50R.
Новинка получилась легче, компактнее и мобильнее — всё, чтобы выйти из студии и охватить максимум сюжетов. И при этом «начинка» не подверглась даунгрейду.
Мы решили начать обзор со сравнения характеристик новой FUJIFILM GFX 50R и её старшей сестры FUJIFILM GFX 50S. Забегая вперёд, отметим: внутри камеры очень похожи, если не сказать, что идентичны. Ключевые различия в форм-факторе. GFX 50S имеет классическую для студийного среднего формата компоновку корпуса с массивной рукояткой и мощным блоком сенсора изображения, а GFX 50R — дальномерный фотоаппарат, более компактный и мобильный. Тем не менее, новая камера, равно как и ее предшественница, готова к решению профессиональных задач практически в любых жанрах.
Фотограф: Сергей Крестов. Кадр сделан для Bentley Russia на FUJIFILM GFX 50S с объективом GF32-64mmF4 R LM WR. ISO 100, f/8, 0,3 с.
Основные характеристики и различия FUJIFILM GFX 50S и GFX 50R
Одного взгляда на характеристики фотоаппаратов достаточно, чтобы понять: Fujifilm применили весь свой опыт создания беззеркалок в этих моделях и увеличили размер сенсора с APS-C до среднего формата. Здесь реализован и электронный затвор, и электронная передняя шторка, и уникальная цветопередача Fujifilm. Есть даже функция распознавания лиц.
К сожалению, нет фазового автофокуса. Вероятно, матрица просто не способна обеспечить работоспособность этой технологии. Но контрастный автофокус справляется со своей задачей уверенно. Также обращаем внимание на применение стандартного байеровского массива пикселей вместо фирменного X-Trans (об этом мы ещё поговорим в разделе, посвящённом качеству изображения). В таблице для наглядности выделены жирным те характеристики камер, где одна модель имеет преимущество над другой.
FUJIFILM GFX 50S | FUJIFILM GFX 50R | |
Разрешение матрицы | 51,4 Мп (8256×6192) | 51,4 Мп (8256×6192) |
Матрица | КМОП 43,8×32,9 мм с фильтром Байера | КМОП 43,8×32,9 мм с фильтром Байера |
Байонет | FUJIFILM G Mount | FUJIFILM G Mount |
Автофокус | По контрастному принципу, 425 точек | По контрастному принципу, 425 точек |
Серийная съёмка | До 3 кадров/с | До 3 кадров/с |
Объём буфера | До 13 сжатых RAW, до заполнения карты памяти в JPEG | До 13 сжатых RAW, до заполнения карты памяти в JPEG |
Затвор | Механический, с электронной передней шторкой, электронный | Механический, с электронной передней шторкой, электронный |
Диапазон выдержек | 4–1/4000 с для механического, 4–1/16000 для электронного затвора | 4–1/4000 с для механического, 4–1/16000 для электронного затвора |
Диапазон ISO | ISO 100–12800 с расширением до ISO 50–102400 | ISO 100–12800 с расширением до ISO 50–102400 |
Выдержка синхронизации | 1/125 с | 1/125 с |
Стабилизация изображения | Поддерживается с объективом типа OIS | Поддерживается с объективом типа OIS |
Дисплей | Сенсорный 3,2-дюймовый, формат 4:3, прибл. 2,36 млн точек | Сенсорный 3,2-дюймовый, формат 4:3, прибл. 2,36 млн точек |
Конструкция дисплея | Наклон вверх-вниз и поворот | Наклон вверх-вниз |
Видоискатель | OLED 3,69 млн точек, увеличение: 0,85x | OLED 3,69 млн точек, увеличение: 0,77x |
Конструкция видоискателя | Съёмный, возможна установка с наклонно-поворотным адаптером | Встроенный |
Информационный дисплей на верхней панели | OLED | Нет |
Карты памяти | Два слота SD с поддержкой UHS-II | Два слота SD с поддержкой UHS-II |
Видеосъёмка | Full HD до 30 кадров/с | Full HD до 30 кадров/с |
Беспроводные интерфейсы | Wi-Fi | Bluetooth и Wi-Fi |
Разъёмы | USB 3.0, micro-HDMI (D), микрофон 3,5 мм, наушники 3,5 мм, спусковой тросик 2,5 мм, горячий башмак, синхроконтакт, разъём питания DC 15 В | USB 3.1 (Type-C), micro-HDMI (D), микрофон 2,5 мм, спусковой тросик 2,5 мм, горячий башмак, синхроконтакт, разъём питания DC 15 В |
Батарейная ручка | Совместим с VG-GFX1 | Нет |
Аккумулятор | NP-Т125, до 400 кадров | NP-Т125, до 400 кадров |
Пыле- и влагозащита | Есть | Есть |
Габариты | 147,5 мм (Ш) × 94,2 мм (В) × 91,4 мм (Т) | 160,7 мм (Ш) × 96,5 мм (В) × 66,4 мм (Т) |
Масса с аккумулятором и картой памяти | 920 г | 775 г |
Если закрыть пару первых строк спецификации, то не сразу и поймёшь, что речь идёт о настоящих тяжеловесах фоторынка. Мы привыкли, что средний формат имеет ряд ограничений: большие размеры, огромный вес, не самый продвинутый автофокус, низкая скорость работы. Да, по сравнению с топовыми беззеркалками 2019 года по ряду характеристик мы видим отставание, но ведь это не «просто камеры», а фотоаппараты с бескомпромиссно высоким качеством картинки. Но об этом в следующих главах…
Тест от Александра Хохлова, студийная съёмка
Прежде чем перейти к редакционной части теста FUJIFILM GFX 50R, мы дали камеру в руки профессиональному фотографу Александру Хохлову, известному не только в России, но и за границей своими яркими и необычными студийными работами. Он как никто другой знает всё о качестве изображения, широкоформатной печати и высоких технических требованиях. На этой странице передаём слово Александру.
Работа в студии
Многие знают, что среднеформатные камеры исторически тесно связаны с рынком рекламной фотографии. И дело не только в высочайшей детализации, позволяющей создавать изображения, пригодные для печати на билбордах. Качество фотографий, пластика, цвет, широчайшие возможности редактирования благодаря широкому динамическому диапазону — именно за это профессионалы ценят средний формат и продолжают использовать его для многих коммерческих задач. Неудивительно, что новинку от Fujifilm мы решили протестировать в привычных для среднего формата условиях — профессиональной фотостудии. В рамках своей части теста я снял небольшую fashion-историю, а также поработал над созданием нескольких мужских портретов с драматическим освещением.
Фотограф: Александр Хохлов. Ретушёр: Вероника Ершова.
GFX 50R / GF32-64mmF4 R LM WR Установки: ISO 100, F9, 1/100 с, 51.0 мм экв.Cкачать RAW
Два года назад ко мне в руки попала FUJIFILM GFX 50S, и камера смогла произвести на меня впечатление своей скоростью, аккуратной и точной работой автофокуса, обилием настроек и, безусловно, качеством изображения.
Фотограф: Александр Хохлов. Ретушёр: Вероника Ершова.
GFX 50R / GF110mmF2 R LM WR Установки: ISO 100, F4, 1/40 с, 87.0 мм экв.Cкачать RAW
После флагманской среднеформатной камеры семейства Fujifilm первые ощущения от GFX 50R крайне необычные. Камера настолько компактна (для среднего формата, конечно же), что её не хочется сразу же поставить на штатив, как предшественницу и любого другого «одноклассника». Да, FUJIFILM GFX 50S также может похвастаться компактными для среднего формата размерами, но её экстерьер гораздо больше соответствует камерам этого сегмента.
Так выглядит FUJIFILM GFX 50S сверху.
GFX 50R напоминает скорее раздавшуюся во все стороны дальномерную камеру. Она заметно легче, и при динамичной съёмке малый вес станет однозначным плюсом. С этой камерой я отработал 5-часовой студийный фотосет, снимая исключительно с рук, и в итоге не испытывал проблем с болью в суставах даже несмотря на отсутствие такой же удобной рукоятки, как у старшей модели. Поначалу Fujifilm GFX 50R вообще не кажется хваткой, но дизайн под «дальномерку» оказался на удивление практичным — держать камеру в руках и работать ей исключительно удобно.
FUJIFILM GFX 50R намного компактнее предыдущей модели.
Облегчённая версия GFX лишилась возможности использования одного из самых интересных и важных, на мой взгляд, аксессуаров — съёмного видоискателя. К расположенному практически у края корпуса встроенному видоискателю мне привыкнуть сложно. За пару съёмок у меня так и не получилось этого сделать: глаз автоматически ищет видоискатель в центре корпуса (впрочем, кому-то такое расположение наоборот нравится больше). Поэтому в некоторых случаях проще было фокусироваться с помощью экрана, тем более что сенсорный дисплей позволяет задавать точку фокусировки простым касанием пальца.
Фотограф: Александр Хохлов. Ретушёр: Вероника Ершова.
GFX 50R / GF32-64mmF4 R LM WR Установки: ISO 100, F8, 1/100 с, 48.0 мм экв.Cкачать RAW
Поскольку я работаю преимущественно в жанре портретной фотографии, мне было интересно испытать функцию распознавания лиц и глаз в кадре. К чести Fujifilm, эта функция реализована в GFX 50R на очень высоком уровне. В большинстве ситуаций автофокус уверенно «хватает» лицо и точно срабатывает. Сложности могут вызвать лишь непростые условия освещения. Например, при работе со смешанным светом и длинными выдержками — здесь существует риск промаха или слишком медленной скорости срабатывания автофокуса. Поэтому в данном случае лучше использовать дополнительную подсветку для фокусировки.
Фотограф: Александр Хохлов. Ретушёр: Вероника Ершова.
GFX 50R / GF110mmF2 R LM WR Установки: ISO 640, F2, 1/100 с, 87.0 мм экв.Cкачать RAW
FUJIFILM GFX 50R — это камера-провокатор. Весь дизайн и эргономика созданы для того, чтобы ваша съёмка была динамичной, и этого явно не достаёт её более солидным одноклассникам, той же Hasselblad X1D-50c. Автофокус точен и быстр: в ходе съёмки я работал не только с моделями, но и с довольно подвижными собаками, и эти сюжеты не стали для камеры большим испытанием. В подобной съёмке порой можно войти в раж и начать работать сериями, скорость серийной съёмки составляет 3 кадра в секунду.
Фотограф: Александр Хохлов. Ретушёр: Вероника Ершова.
GFX 50R / GF110mmF2 R LM WR Установки: ISO 50, F5.6, 1/40 с, 87.0 мм экв.Cкачать RAW
С FUJIFILM GFX 50R есть риск полностью забыть, что вы работаете с серьёзным представителем фотоиндустрии — осознание этого факта приходит только при взгляде на итоговое изображение. Как было сказано выше, заметно похудевший корпус и чуть поскромневшая эргономика никак не сказались на качестве картинки. В этом кроется, пожалуй, главный сюрприз камеры. Подобный уровень детализации может вызвать шквал эмоций прежде всего у профессиональных ретушёров — с этими изображениями им предстоит много работы. Несмотря на наличие серьёзных конкурентов в сегменте полнокадровых камер, подобную детализацию и качество изображения на сегодняшний день может предложить только средний формат — размер матрицы (а вместе с ней и площадь пикселя) всё же имеет значение. И то, насколько доступным сейчас стало это качество для фотографов, безусловно, подкупает.
Фотограф: Александр Хохлов. Ретушёр: Вероника Ершова.
GFX 50R / GF110mmF2 R LM WR Установки:ISO 250, F10, 1/40 с, 87.0 мм экв.Cкачать RAW
Увеличенный фрагмент снимка позволяет оценить детализацию, которую обеспечивает GFX 50R.
В работе над мужским портретом я намеренно использовал драматичное освещение, чтобы посмотреть, насколько хорошо камера справляется с проработкой теней. FUJIFILM GFX 50R имеет в багаже солидный динамический диапазон (10,8 стопа на ISO 100 по заявлению производителя), с которым у вас есть определённый запас для возвращения потерянных деталей — на постобработке недоэкспонированные участки хорошо прорабатываются.
С хайлайтами ситуация чуть хуже, здесь реальный лимит составляет примерно 2 стопа. Возможно, из-за этого камера имеет тенденцию немного недоэкспонировать изображение. При съёмке я бы в любом случае советовал чуть прибирать яркость дисплея, который показывает картинку более светлой, чем она есть на самом деле. В этом случае как нельзя кстати придётся способность камеры снимать с функцией тетеринга для мгновенной оценки изображений на экране компьютера или монитора (об этом подробнее расскажут мои коллеги из Prophotos на следующих страницах). По аналогии с FUJIFILM GFX 50S камера поддерживает также передачу файлов с помощью Wi-Fi. Новинка получила и нововведение — поддержку Bluetooth, который облегчает связь камеры с мобильными устройствами.
Фотограф: Александр Хохлов. Ретушёр: Вероника Ершова.
GFX 50R / GF32-64mmF4 R LM WR Установки: ISO 100, F8, 1/100 с, 46.0 мм экв.Cкачать RAW
Чтобы оценить, как камера работает с цветом в изображениях, я специально приложил необработанные RAW-файлы. При съёмке использовал так называемые «сжатые» RAW-изображения, которые, как заявлено производителем, не теряют качества при сжатии. Действительно, при редактировании подобных файлов я не заметил разницы между полноценными RAW, а для тех, кто привык экономить место на диске, этот формат придётся как нельзя кстати. Изображения, снятые на среднеформатные камеры Fujifilm, имеют широкие возможности редактирования цвета.
Фотограф: Александр Хохлов. Ретушёр: Вероника Ершова.
GFX 50R / GF32-64mmF4 R LM WR Установки: ISO 100, F11, 1/80 с, 51.0 мм экв.Cкачать RAW
Особенно качество картинки оценят любители поснимать с цветными фильтрами или просто в очень сложных условиях смешанного света. При редактировании файлов с полнокадровых камер нередко можно получить разделение цветов в виде некрасивого слоистого «пирога» — последствия применения слишком «тонких» цветных фильтров на матрице. В Fujifilm GFX 50R про эту проблему можно забыть и крутить ручки регулирования насыщенности и яркости света сколько душе угодно. Цвет густой и насыщенный, не рассыпается при редактировании.
Фотограф: Александр Хохлов. Ретушёр: Вероника Ершова.
GFX 50R / GF32-64mmF4 R LM WR Установки: ISO 100, F11, 1/80 с, 47.0 мм экв.Cкачать RAW
Кроме того, никуда не делась возможность использования фирменных пресетов Fujifilm, поэтому при съёмке только JPEG можно спокойно воспользоваться одним из предложенных камерой решений и по желанию внести в них минимальную коррекцию.
Фотограф: Александр Хохлов. Ретушёр: Вероника Ершова.
GFX 50R / GF110mmF2 R LM WR Установки:ISO 50, F5, 1/40 с, 87.0 мм экв.Cкачать RAW
Увеличенный фрагмент снимка.
Это уже вторая среднеформатная камера GFX, которая попадает ко мне на тест. В сухом остатке FUJIFILM GFX 50R хороша. Хороша настолько, что наверняка станет желаемой для многих профессионалов, работающих в студии и не только. Если GFX 50S ломала стереотипы о когда-то недоступном сегменте камер, то «эрка» разбивает их вдребезги — это самый лёгкий, быстрый и, главное, бюджетный средний формат на рынке, который способен выдавать беспрецедентное качество изображения. К некоторым моментам, безусловно, можно придраться: мне не понравилось работать со встроенным видоискателем в студии, а цвет скинтона у GFX 50R с небольшим уходом в мадженту (это в целом характерно для камер Fujifilm). Рассматривать эту камеру, как рабочую лошадку для студии, можно и нужно — для работы с импульсным светом не нужны дополнительные навороты вроде стабилизатора или суперскоростной съёмки, а цвет всегда можно скорректировать пресетами.
Эргономика и управление FUJIFILM GFX 50R
Особенности конструкции FUJIFILM GFX 50R
Главная особенность GFX 50R заключается в удивительном коктейле характеристик и возможностей. С одной стороны — высочайшее качество картинки, с другой — сравнительная компактность и мобильность, а также пыле- и влагозащита. Нельзя сказать, что FUJIFILM GFX 50R уникальна по своей концепции. Мы уже видели ранее компактную среднеформатную беззеркалку Hasselblad X1D-50c, а до неё были среднеформатные зеркалки Pentax, вполне адаптированные для работы «в поле».
Однако инженерам Fujifilm удалось наиболее органичным образом совместить простоту и функциональность «обычных» фотоаппаратов с большой матрицей 44х33 мм и не растерять при этом скорость работы и удобство.
Камеру совсем маленькой назвать нельзя. Держать её придётся двумя руками, а габариты комплекта превосходят большинство зеркалок. И всё же камера с одним объективом поместится в отдельный небольшой кофр, а с набором оптики — в ту же сумку, которая используется и для зеркалок. Напомним, что в системе также есть очень компактные фиксы. GFX 50R действительно удобно носить с собой. Разница велика даже по сравнению с более «толстой» GFX 50S. Это средний формат без его типичных ограничений.
Повторяя очертания и компоновку дальномерных фотоаппаратов, GFX 50R имеет очень маленькую, практически не выпирающую рукоятку. Это не является большой эргономической проблемой, потому что при таком весе и размере с камерой всё равно не поработаешь одной рукой.
Управление
Если GFX 50S во многом повторяла по эргономике и концепции управления топовую линейку беззеркалок в лице X-T2 и X-H1, то GFX 50R явно наследует концепцию камер серии X-E (сравните с FUJIFILM X-E3). Инженеры взяли опробованные ранее интерфейсные и эргономические решения и перенесли их из APS-C камер в средний формат.
При помощи отдельных барабанчиков выставляются выдержка и экспокоррекция, диафрагма задаётся кольцом на объективе — потрясающе наглядно и понятно! Но у камеры есть ещё пара управляющих колец: одно опоясывает кнопку спуска, другое находится под большим пальцем. Их функции гибко программируются. Например, я использовал переднее для установки ISO.
Выбирать точку автофокуса можно тремя способами. Первый — очевидный: с помощью джойстика на задней панели. Второй — прогрессивный: с помощью сенсорного дисплея простым касанием. Третий способ — модный: как и в большинстве новинок, в GFX 50R при визировании через видоискатель сенсорный дисплей сохраняет чувствительность и позволяет перетаскивать точку автофокуса. Делать это не всегда удобно из-за большого размера корпуса, но возможность такую лучше иметь. К слову, GFX50S так не умеет.
Одна из многофункциональных кнопок находится на передней панели, ещё одна — на верхней, остальные три — на задней.
Для более гибкого управления параметрами съёмки здесь предусмотрено множество программируемых кнопок. Пять кнопок не имеют вообще никаких обозначений. Одна находится на передней, одна на верхней, ещё три — на задней панели.
Список функций, которые им можно назначить, умещается на шести страницах меню.
Перепрограммирование кнопок в меню
Альтернативные функции для программируемых кнопок:
Однако программировать можно не только пять безымянных кнопок. Аналогично можно изменить функцию кнопок DRIVE, функцию нажатия заднего управляющего диска и задать действия для четырёх жестов сенсорного управления — свайпов вверх, вниз, вправо и влево.
Но кнопки и селекторы — не единственный способ управления камерой. Есть ещё быстрое экранное меню, которое фотограф может сформировать под свои нужды самостоятельно.
Доступ к нему осуществляется кнопкой Q, а изменение значений параметров возможно как при помощи джойстика и управляющего колеса, так и через сенсорный интерфейс. А вот в обычном меню сенсорный интерфейс не работает.
Разъёмы и аксессуары
Несмотря на некоторые упрощения относительно топовой GFX 50S, герой нашего теста GFX 50R имеет все необходимые разъёмы для решения фотографических задач. Здесь есть синхроконтакт, горячий башмак, комбинированный 2,5-мм разъём для микрофона и дистанционного пульта, HDMI-выход. На нижней панели находится гнездо для внешнего блока питания и USB Type-C. Камера работает с двумя картами памяти формата SD с поддержкой UHS-II.
Отметим, что запитать камеру можно только от «родного» блока AC-15V. От USB камера не питается и не заряжается. Однако через USB можно осуществлять удалённую съёмку — тетеринг: есть соответствующие плагины для продуктов Adobe, поддерживаются Capture One Pro / Capture One Pro FUJIFILM.
Внешний видоискатель с поворотным адаптером, который так гармонично смотрится на GFX 50S, сюда установить не получится. Во-первых, за счёт специфического крепления адаптер или видоискатель не встанет в горячий башмак. Во-вторых, горячий башмак не оснащён дополнительными контактами для работы с подобными аксессуарами. Аналогично обстоят дела и с батарейной ручкой. Для FUJIFILM GFX 50R батарейная рукоятка не выпускается, а на корпусе нет разъёма для её крепления и работы. Девиз этой модели — простота и компактность во всём.
Визирование
Видоискатель у камеры электронный, его разрешение 3,69 млн точек, а увеличение 0,77х — это чуть меньше, чем у старшей модели GFX 50S (у неё увеличение 0,85х). Однако работать с таким видоискателем очень комфортно: детализация высокая, частота обновления вопросов не вызывает, задержек нет. Видоискатель оснащён датчиком поднесения к глазу и может включаться и выключаться автоматически.
Сенсорный дисплей имеет наклонную конструкцию, но в отличие от GFX 50S не может быть повёрнут вбок.
Качество изображения
Качество изображения — бесспорный плюс среднего формата. Но всё же, что именно получит фотограф, переходя с кропа или полного кадра на матрицу 44×33 мм? Первое — это, конечно, разрешение. Речь здесь идёт не об абстрактных мегапикселях, а о получаемой на практике детализации. Ведь те же 50 мегапикселей мы видели ранее и в классе полного кадра…
Большая матрица (её площадь на 68% больше полного кадра) позволяет реализовать меньшую плотность пикселей и больший размер светочувствительного элемента. Такой сенсор не только собирает физически больше света, но и предъявляет более мягкие требования к разрешающей способности оптики.
Итоговая детализация снимков завораживает. На пейзажных кадрах видна каждая снежинка, каждый кристалл инея. Теоретически топовые полнокадровые фотоаппараты способны выдать сравнимую детализацию. Но там, где для полного кадра проходит верхняя граница качества, у среднего формата всё только начинается.
На увеличенном фрагменте пейзажного снимка отчётливо читается каждая тончайшая веточка.
Обратите внимание, что высокая детализация получается по всей площади кадра, даже в углах. Это заслуга оптики. Кстати, она не слишком светосильная (ГРИП за счет большого размера сенсора даже при такой светосиле получается очень маленькой). В системе нет объективов «светлее» f/2, основные значения диафрагмы — f/2,8 и f/4. Возможно, в этом кроется одно из слагаемых качества картинки: ведь чем светосильнее объектив, тем сложнее добиться от него низкого уровня искажений.
Оптика в системе GFX вообще творит чудеса. Даже на открытой диафрагме она практически лишена хроматических аберраций, геометрических искажений и виньетирования. В какой-то момент я поймал себя на мысли, что мне хочется добавить виньетирование на этапе постобработки, чтобы усилить акцент на центральной части кадра.
Из-за большего размера сенсора и, как следствие, большого фокусного расстояния объективов глубина резкости при съёмке на FUJIFILM GFX 50R всё равно получается очень малой не только на f/2, но и на f/2,8, и на f/4. Безусловно, работа с малой ГРИП усложняет жизнь фотографа: приходится сильнее закрывать диафрагму в пейзаже, точнее выбирать, на чём именно поставить акцент фокусом. Чаще приходится использовать штатив и повышать ISO.
Однако есть у малой глубины резкости и оборотная сторона — в кадре появляется пластика, объём, разделение планов. Откройте снимок на 100%.
За счёт малой глубины резкости он воспринимается живее и интереснее. Конечно, на превью в интернете это трудно оценить, снимки с такой камеры нужно печатать (лучше большим форматом).
Отдельно мне хочется отметить цвет: густой, насыщенный и точный. Очень многие кадры в этом обзоре не подвергались редактированию. Цвет «из камеры» фирменный, как и в других беззеркалках Fujifilm.
А если вы желаете чуть приукрасить действительность, то можно использовать профили Classic Chrome или Velvia (как у большинства кадров на этой странице) прямо в камере. Впрочем, мы не просто так прилагаем ко всем снимкам сырые RAW-файлы: можно скачать любой из них и поэкспериментировать с обработкой.
Здесь применяется матрица с байеровским массивом пикселей, а не фирменный X-Trans от Fujifilm. Мы не будем давать оценку этому факту, лишь отметим результат: матрица способна дать очень высокое разрешение при съёмке. Вероятнее всего, противомуарного фильтра нет или он очень слабый (мы не нашли этой информации в официальных спецификациях), на отдельных тестовых сюжетах нам удавалось получить муар.
Кадр сконвертирован из RAW в Adobe Lightroom. На подкладке рюкзака отчетливо виден муар. В JPEG из камеры он также присутствует, но менее заметен.
GFX 50R / GF63mmF2.8 R WR Установки: ISO 100, F5.6, 1/125 с, 50.0 мм экв.Cкачать RAW
За почти месяц использования камеры таких кадров набралось не более двух-трёх, но всё же стоит проявлять осторожность при съёмке сюжетов с очень мелкими периодическими текстурами.
Увеличенный фрагмент с примером муара.
Тест ISO
Минимальной чувствительностью для FUJIFILM GFX 50R является ISO 100, но есть «расширяемое» значение ISO 50. На нём можно смело снимать, но запас в светах будет у́же, чем при ISO 100. А вот детализация одинаково высокая!
Когда открываешь на мониторе увеличенный до 100% снимок, он смотрится таким же резким, как и без увеличения. Например, отчётливо различимы тросы крана на расстоянии полукилометра от точки съёмки, читается название и номер теплохода, видны все дорожные знаки на сотни метров вперёд. Это 50 мегапикселей во всей своей красе. Картинка гладкая и чистая, лишена цифрового шума. Цветопередача и в тенях, и в светах точная.
Увеличенный фрагмент изображения.
Дальнейшее повышение ISO плавно шаг за шагом повышает и цифровой шум. На ISO 200 ещё не различимы его отдельные крупинки, но по сравнению с ISO 100 гладкость чуть теряется (конечно же, при увеличении кадра). На ISO 400 монохромный попиксельный шум становится заметен при 100% увеличении, но не оказывает решающего влияния на качество картинки, а также легко подавляется без существенных последствий для детализации. При ISO 800 шум чуть снижает контраст в тенях, становится заметнее. Однако отметим: уровень шума сопоставим с тем, что дают некоторые полнокадровые и APS-C камеры последних лет на минимальном ISO. Он легко убирается программно, но и этого чаще всего не требуется из-за очень малого размера шумового зерна.
Заметная деградация картинки начинается с ISO 1600. В тенях происходит некоторая потеря детализации, а в средних тонах страдают тональные переходы, ухудшается цветопередача. Для коммерческой съёмки это значение применимо с ограничениями, хоть уровень шума и низок.
ISO 3200 усугубляет наметившуюся тенденцию. Итоговая детализация снимка всё ещё высока, а уровень шума сравнительно низкий, но в тенях вместо деталей появляется «каша», деградирует цветопередача. Такое ISO можно использовать только для сюжетов, где нет глубоких теней с обилием деталей. При ISO 6400 увеличивается размер шумового зерна, падает итоговая детализация. Для коммерческой съёмки такие кадры уже не подойдут. Конечно, если технические требования сравнительно невысоки, их всё ещё можно использовать, но преимущества среднего формата и высокого разрешения на этом ISO уже не столь очевидны.
ISO 12800 из-за деградации полутонов в тенях и средних тонах пригодно только в крайнем случае. Более высокие значения чувствительности являются расширяемыми, то есть «вытягиваются» программно, и деградация картинки на них очень сильная.
Динамический диапазон
Для оценки динамического диапазона мы использовали программные продукты от Adobe. Выводы делались на основании работы с множеством снимков, но мы покажем лишь самые говорящие примеры.
Результат коррекции RAW
GFX 50R / GF23mmF4 R LM WR Установки: ISO 100, F8, 1/180 с, 18.0 мм экв.Cкачать RAW
В светах запас составит без малого две ступени экспозиции. Если использовать инструменты нелинейной коррекции (например, ползунок Highlights), то с успехом можно спасать довольно сильные пересветы: восстанавливается и текстура, и цвет.
Тени из RAW тянутся неплохо, но не рекордно: фотограф может позволить себе поднять экспозицию на пару ступеней. Можно и больше, но к появлению новых деталей на снимках это не приведёт, лишь дополнительно осветлятся уже имеющиеся, которых изначально было много. Если судить по гистограмме, в RAW камера практически не допускает провалов в тенях, сохраняя изначально все детали на снимках.
На практике мы не столкнулись с сюжетами, где динамического диапазона нам бы не хватило. В этом плане FUJIFILM GFX 50R обеспечивает необходимую для профессиональной работы гибкость.
Оригинал кадра в JPEG
Результат конвертации RAW. Shadows +100%
GFX 50R / GF23mmF4 R LM WR Установки:ISO 200, F4, 1/20 с, 18.0 мм экв.
Опыт съёмки. Скорость работы, автофокус
Своим опытом съёмки ранее поделился профессиональный фотограф Александр Хохлов, и мы несколько дополним его рассказ. Ведь нам удалось поснимать во многих жанрах и локациях. Собственно, в этом и заключается одно из главных достоинств FUJIFILM GFX 50R — камера почти не ограничивает фотографа в выборе жанра.
FUJIFILM GFX 50R портативная, защищённая от непогоды, максимально приспособленная для съёмки вне студии. Я спокойно эксплуатировал её в 20-градусный мороз — все системы работали нормально, лишь несколько инертным стало изображение на дисплее. Сравнительно крупные кнопки и управляющие диски позволяют снимать в перчатках.
Очень здорово выручает наклонный дисплей. Нижние и верхние точки фотографу не доставляют хлопот: зону автофокуса удобно задавать касанием, наклон камеры — отслеживать по электронному уровню на экране.
Заявленный ресурс одной зарядки аккумулятора — 400 кадров. По моим ощущениям, он соответствует реальности. Аккумулятора хватает примерно на 4 часа среднеинтенсивной съёмки. На сильном морозе эта цифра сокращается примерно до 300 кадров и 3 часов. Так что потенциальным покупателям FUJIFILM GFX 50R лучше позаботиться о запасных аккумуляторах. Через USB камеру подзарядить нельзя.
Многомегапиксельность и большой размер сенсора никаких ограничений на быстродействие не накладывают. После включения фотоаппарат готов сделать снимок менее чем через секунду, а само включение осуществляется оригинальным, но удобным рычажком на верхней панели: небольшое движение указательного пальца, и камера готова к работе.
Лаг затвора субъективно не воспринимается, можно условно сказать, что его нет. Этому способствует в том числе функция электронной передней шторки, когда экспонирование снимка начинается сразу после нажатия спуска, без предварительного закрытия-открытия затвора. Эта же функция помогает избежать смаза. FUJIFILM GFX 50R лояльна к длине выдержки. Для неё справедливо классическое эмпирическое правило: максимальная выдержка обратно пропорциональна эквивалентному фокусному расстоянию в мм. С объективом 63 мм с рук можно смело снимать на 1/40–1/60 с.
Есть здесь и полностью бесшумный электронный затвор, который делает фотографа абсолютно незаметным (как бы парадоксально это ни звучало) для среднеформатной камеры. Ограничения электронного затвора весьма традиционны: нельзя работать со вспышкой, присутствует ярко выраженный эффект rolling shutter, серийная съёмка происходит с пониженной до примерно 1,7 кадра/с скоростью.
Кадр снят с электронным затвором. Во время съёмки я двигал камеру вслед за музыкантом, и это спровоцировало появление эффекта rolling shutter.
GFX 50R / GF63mmF2.8 R WR Установки: ISO 400, F4, 1/1500 с, 50.0 мм экв.Cкачать RAW
Серийная съёмка
Серийная съёмка в FUJIFILM GFX 50R также присутствует, и сделана она не для галочки. Камера уверенно отрабатывает серию со скоростью до 3 кадров/с. Для спорта этого, конечно, маловато, но для более простых сюжетов вполне неплохо. Я использовал серийную съёмку для подстраховки во время работы с ответственными сюжетами, делая подряд три кадра. Даже в случае смаза из трёх дублей точно можно выбрать резкий кадр.
При использовании затвора с электронной передней шторкой максимальная скорострельность камеры 1,8 кадра/с. Если нужно снимать быстрее, придётся включить чуть более шумный полностью механический затвор. С ним серийная съёмка разгоняется до 3 кадров/с.
JPEG можно снимать очень длинными сериями, нам не удалось дождаться замедления скорости. При съёмке в сжатом RAW (сжатие без потерь) заявленный объём буфера составляет 13 кадров, но нам удалось снять непрерывную серию из 58 кадров за 20 секунд, и лишь потом темп снизился. Однако полновесный несжатый RAW расставил всё по своим местам: в этом формате непрерывная серия на максимальной скорости не превысила 9 кадров при заявленных восьми. Отметим также, что высокая скорость работы достигается на быстрых UHS-II картах памяти, предварительно отформатированных в камере. Во время теста мы сталкивались с ситуацией, когда переполненная флешка, с которой выборочно удалялись кадры для экономии места, не позволяла получить заявленную в спецификациях длину серии.
Во время серийной съёмки между снимками живой картинки в видоискателе или на дисплее нет — показывается последний сделанный кадр. Это несколько ограничивает сферу применения FUJIFILM GFX 50R. Но эта модель и не создавалась, чтобы строчить, как из автомата. Перед нами скорее мощное оружие снайпера, предназначенное для единственного точного выстрела, но готовое стрелять очередями в экстремальных условиях. При покадровой съёмке каких-либо ограничений нет. Камера готова к дальнейшей работе после сделанного кадра.
Автофокус
Автофокус FUJIFILM GFX 50R работает по контрастному принципу. Напомним, что для среднеформатных беззеркалок, коих не так уж и много на рынке, это является нормой. И у такого решения есть свои плюсы. Контрастный автофокус отличается высокой точностью, поскольку наведение на резкость происходит непосредственно по изображению на матрице. За время теста промахов по вине камеры замечено не было. Главное — правильно указать ей точку, куда наводиться, а также правильно выбрать её размер.
Фотографу доступен выбор из 425 или 117 точек (задаётся в меню), покрывающих большую часть площади кадра (не задействуются лишь самые края).
Выбор числа точек АФ
Размер области также можно менять. Работа с минимальным размером точки автофокуса несколько снижает его цепкость.
С другой стороны, большая область автофокуса может провоцировать камеру сфокусироваться на случайно попавших в эту область объектах переднего или заднего плана. Размер области автофокуса должен быть таким, чтобы она захватывала только нужный объект.
Расположение точек автофокуса. Минимальная возможная зона АФ.
Расположение точек автофокуса. Максимальная возможная зона АФ.
Непосредственно точку автофокуса можно выбирать как касаниями экрана, так и джойстиком. При визировании через видоискатель становится доступным ещё один метод — перетаскивание по сенсорному дисплею. Так что в выборе области автофокуса камера унаследовала лучшие наработки из репортажноориентированных фотоаппаратов Fujifilm.
От них же досталась возможность раздельного указания области автофокуса и её размера для вертикальной и горизонтальной ориентации кадра. Это очень сильно увеличивает оперативность работы, в том числе при съёмке портретов. Можно воспользоваться и автоматическим выбором зоны автофокуса. В этом случае приоритет будет отдаваться объектам переднего плана.
Но у FUJIFILM GFX 50R есть ещё один козырь в рукаве, который камера прячет до последнего: докопаться до включения функции распознавания лиц и глаз не так просто, оно спрятано в меню.
Меню распознавания лиц и глаз
Здесь всё так же, как было, например, в FUJIFILM X-H1: можно фокусироваться отдельно по левому или по правому глазу, автоматически выбирать глаз или просто ограничиться распознаванием лиц. Камера достаточно уверенно распознаёт лица анфас и вполоборота, при съёмке в профиль лицо часто не распознаётся. Ближний к камере глаз распознаётся на крупноплановых портретах, при средней крупности камера переходит к фокусировке по лицу. Однако точности наведения это не мешает — приоритет всё равно отдаётся глазам.
Распознавание лиц и глаз во время съемки
Скорость автофокуса для среднеформатных камер можно охарактеризовать как очень высокую. В хороших и умеренных световых условиях (съёмка до ISO 3200) скорость автофокуса по статичным объектам не отличается от средней для современных зеркалок и беззеркалок — примерно треть секунды или чуть меньше в зависимости от объектива. Слабоконтрастные и слабоосвещённые сюжеты могут приводить к увеличению времени фокусировки или пустым прогонам.
Главным минусом контрастного автофокуса является специфическая работа в непрерывном режиме. Автофокус находится в постоянном движении, перестраиваясь микрошажками туда-сюда. Его точность падает, учащаются ошибки. Это может осложнить непостановочную съёмку быстродвижущихся объектов. Но требовать от самой доступной среднеформатной камеры на рынке ещё и репортажных возможностей было бы слишком опрометчивым…
Дополнительные функции
Обеспечивать высокое качество изображения — единственная задача, которая ставилась перед среднеформатной профессиональной техникой ещё несколько лет назад, сегодня уже не может формулироваться так просто. Прогресс приучил нас требовать от камеры большего. На этой странице поговорим о приятных «мелочах», реализованных в FUJIFILM GFX 50R.
Wi-Fi и Bluetooth
Wi-Fi был реализован ранее в FUJIFILM GFX 50S. Но в GFX 50R функциональность беспроводных соединений была расширена за счёт добавления энергоэффективного Bluetooth. Этот протокол нужен здесь лишь для того, чтобы первоначально установить, а затем поддерживать связь мобильного устройства — смартфона или планшета — с фотоаппаратом. Если вам захочется перенести какие-то снимки из фотоаппарата на мобильный девайс, вручную связывать их по Wi-Fi не придётся, соединение будет установлено автоматически. Это очень облегчает подобные действия!
Сопряжение камеры и смартфона по Bluetooth
Снимки можно выбирать как на фотоаппарате, так и на смартфоне — как вам удобнее.
Зачем переносить снимки со среднего формата на смартфон? Ну как минимум для оперативной публикации в соцсетях фотографа или отправки «черновиков» на согласование партнёру или заказчику. Но не будем забывать и про мобильную концепцию системы GFX: эта камера может быть основным фотоаппаратом тревел-фотографа. И тогда оперативный перенос снимков на мобильное устройство приобретает новый смысл.
Обзор карты памяти происходит не так быстро, как хотелось бы фотографу. Всё же 50 мегапикселей — не шутка.
Все функции приложения Camera Remote
Перенос снимков — не единственная функция приложения. Есть, например, очень простая и нужная функция дистанционного спуска. Лишь одна кнопка на экране вашего смартфона, зато она является бесплатным дистанционным пультом вашей камеры.
Использование смартфона в роли дистанционного пульта
Есть и более продвинутый способ управления — с живой картинкой на экране и изменением съёмочных параметров со смартфона.
Дистанционная съёмка с помощью смартфона. Можно менять основные съёмочные параметры и видеть живую картинку на экране.
Wi-Fi может использоваться для копирования снимков с камеры на компьютер. Для этого вам понадобится фирменная утилита FUJIFILM PC AutoSave.
Тетеринг
Тетеринг (от английского Tethering) — это одновременная работа камеры с компьютером. Мы умышленно не говорим об управлении с компьютера, потому что это лишь один из сценариев. Он удобен, например, для предметной съёмки. FUJIFILM GFX 50R позволяет использовать и более простой сценарий, когда камера находится в руках фотографа, а на компьютер «в прямом эфире» передаются сделанные снимки.
Тетеринг по USB-кабелю с Live View в Adobe Lightroom
Естественно, для такой работы понадобится специальное ПО. На официальном сайте можно скачать как фирменную утилиту FUJIFILM X Acquire, так и плагины для Adobe Photoshop и Lightroom. Поддерживается тетеринг в Capture One Pro / Capture One Pro FUJIFILM.
Тетеринг по Wi-Fi также возможен, но Live View не доступен, а скорость передачи значительно снижается.
Соединять камеру и компьютер можно по Wi-Fi или по USB-кабелю. Способ с беспроводной связью, безусловно, удобен, но обеспечивает очень низкие скорости передачи изображений, а Live View и вовсе недоступен. USB-кабель даёт намного большую скорость работы. Сделанные кадры открываются в Lightroom через пару секунд, доступен Live View с небольшой задержкой изображения, можно выбирать область фокусировки и другие параметры. Так что для студийной работы FUJIFILM GFX 50R заряжен по полной!
Видеосъёмка
FUJIFILM GFX 50R — это прежде всего фотоаппарат. Но функции видеосъёмки разработчики его не лишили. Правда, запись видео возможна только в разрешении HD и Full HD. Никакого SlowMotion, максимальная частота 30 кадров/с. Здесь есть 2,5-мм вход для микрофона, совмещённый с разъёмом дистанционного пульта, но нет выхода на наушники. Пусть перед нами не инструмент видеопроизводства, но таких возможностей достаточно, чтобы снять что-то для видеоблога фотографа.
Примеры профессиональной съёмки на камеры FUJIFILM GFX
Мы предлагаем читателям ознакомиться с работами профессиональных фотографов, сделанными на камеры системы Fujifilm GFX. Эти кадры наглядно демонстрируют реальные сценарии применения среднеформатных фотоаппаратов в коммерческих съемках.
Фотограф: Wayne Johns.
GFX50S / GF250mmF4 R LM OIS WR Установки: ISO 100, F4, 1/125 с, 198.0 мм экв.
Фотограф: Pal Laukli.
GFX 50S / GF120mmF4 R LM OIS WR Macro Установки: ISO 250, F32, 1/125 с, 95.0 мм экв.
Фотограф: Сергей Крестов. Кадр сделан для Bentley Russia на FUJIFILM GFX 50S с объективом GF32-64mmF4 R LM WR. ISO 200, f/8, 0,3 с.
Фотограф: Fernand Moreles.
GFX 50S / GX32-64mmF4 R LM WR Установки: ISO 1600, F13, 1/1100 с, 87.0 мм экв.
Фотограф: Дина Александрова.
GFX 50S / GF32-64mmF4 R LM WR Установки: ISO 640, F13, 5 с, 26.0 мм экв.
Фотограф: Дина Александрова.
GFX 50S Установки: ISO 400, F16, 1 с, 51.0 мм экв.
Фотограф: Лев Ефимов.
GFX 50S / GF32-64mmF4 R LM WR Установки: ISO 125, F10, 1/125 с, 44.0 мм экв.
Фотограф: Лев Ефимов.
GFX 50S / GF110mmF2 R LM WR Установки: ISO 400, F2.2, 1/200 с, 87.0 мм экв.
Фотограф: Pascal Bourguignon.
GFX 50S / GF23mmF2 R LM WR Установки: ISO 1600, F5.6, 1/640 с, 18.0 мм экв.
Фотограф: Daniel Tengs.
GFX 50S / GF23mmF2 R LM WR Установки: ISO 400, F8, 1/1600 с, 18.0 мм экв.
Фотограф: Сергей Крестов. Кадр сделан для BMW Russia на FUJIFILM GFX 50S с объективом GF32-64mmF4 R LM WR. ISO 100, f/11, 1 с.
Выводы
Отказавшись от полного кадра, компания Fujifilm предложила фотомиру очень заманчивую альтернативу — средний формат. Стоимость FUJIFILM GFX 50R — самой доступной на данный момент среднеформатной модели — лишь немногим превосходит многомегапиксельные полнокадровые фотоаппараты. Но применение сенсора размером 44х33 мм даёт очевидные плюсы.
Фотограф: Александр Хохлов. Ретушёр: Вероника Ершова.
Камера способна приятно удивить детализацией снимков. К услугам фотографа честные 50 мегапикселей, где на снимках можно различить каждый волосок, каждую снежинку. В этом заслуга не только самого фотоаппарата, но и системной оптики GFX, отличающейся очень высоким оптическим качеством. Разрешающая способность объективов столь высока, что в ходе теста мы даже столкнулись пару раз с появлением муара.
Увеличенный фрагмент изображения демонстрирует высочайшую разрешающую способность оптики и детализацию кадра.
При серьёзной ретуши и постобработке камера предоставляет более широкие возможности по работе с цветом, чем модели с меньшей матрицей. Цвет не «рассыпается». Динамический диапазон достаточен для профессиональной работы.
Компактный для среднего формата форм-фактор дальномерной камеры, пыле- и влагозащита, сравнительно высокая автономность (порядка 400 кадров на одном заряде) делает FUJIFILM GFX 50R очень универсальным инструментом. Эту камеру так и хочется вынести из студии. И пейзаж — не единственный из доступных жанров. Фотоаппарат хорош для рекламной, предметной, интерьерной съёмки. Можно снимать жизнь города, заниматься тревел- и жанровой фотографией. Серийная съёмка до 3 кадров/с, большой буфер, неплохой для среднего формата покадровый автофокус и даже бесшумный режим этому вполне способствуют. Лишь на непрерывный автофокус лучше не рассчитывать — он осуществляется по контрастному принципу и не всегда справляется с динамичными сюжетами.
Управление у FUJIFILM GFX 50R столь же оперативное, как и у «обычных» камер. Здесь есть и наклонный сенсорный интерфейс, и многочисленные программируемые кнопки, и джойстик выбора области автофокуса. Даже области фокусировки можно задавать раздельно для вертикального и горизонтального кадра (как в репортажных моделях). Профессионалы студийной съёмки оценят тетеринг — управление в компьютера. Камера совместима с Adobe Photoshop и Lightroom, Capture One Pro / Capture One Pro FUJIFILM.
Fujifilm удалось совершенно по-новому взглянуть на средний формат, подарив ему ещё больше мобильности (многие «одноклассники» до сих пор живут лишь в студийных условиях), обеспечив высокую скорость работы, точный и быстрый автофокус, а также понятное и оперативное управление. По удобству и простоте работы FUJIFILM GFX 50R превосходит многие среднеформатные камеры.
Но если FUJIFILM GFX 50R настолько хороша, не пора ли бросить с Парохода современности выпущенную два года назад и более дорогую GFX 50S? Не пора: эта более профессиональная модель совместима с наклонным/поворотным видоискателем, может работать с батарейной ручкой. В GFX 50R эти опции отсутствуют. Зато появился Bluetooth для более простого сопряжения с мобильными устройствами. Да-да, среднеформатные гиганты тоже умеют сбрасывать снимки на смартфон, ими можно управлять дистанционно. Сегодня это такие же современные и простые в работе фотоаппараты, как и все остальные. Просто с совершенно другим уровнем качества снимков.
Плюсы
- КМОП-матрица формата 44х33 мм;
- высочайшая детализация снимков, разрешение 50 Мп;
- фирменная цветопередача от Fujifilm с возможностью очень серьёзной постобработки;
- быстрое включение, отсутствие лага затвора, подвисаний;
- скорость серийной съёмки до 3 кадров/с;
- большой буфер в сжатом RAW (заявлена цифра 13 кадров, но на практике непрерывная серия может быть длиннее);
- сравнительно быстрый покадровый автофокус с прямым выбором области АФ;
- автофокус по лицам и глазам;
- широкие возможности кастомизации управления;
- наклонный сенсорный дисплей высокого разрешения;
- встроенный OLED-видоискатель;
- Wi-Fi и Bluetooth;
- работа с двумя картами памяти SD UHS-II;
- компактный для среднего формата размер и малый вес;
- пыле- и влагозащита;
- тетеринг в программах Adobe Photoshop и Lightroom, Capture One Pro / Capture One Pro FUJIFILM.
Минусы
- неуверенный непрерывный автофокус;
- в единичных случаях возможно появление муара на снимках;
- видеосъёмка только Full HD.
Источник обзора >> https://prophotos.ru/reviews/20927-fujifilm-gfx-50r-test-review