FUJIFILM X-T3: неделя с экспертом
Знакомство с камерой
В сентябре 2018 года компания Fujifilm представила новую камеру топовой серии X-T — модель X-T3. Предыдущая флагманская камера FUJIFILM X-T2 продержалась в лидерах линейки с середины лета 2016 года. При минимальных внешних изменениях «тройки» по сравнению с «двушкой» внутри у неё очень серьёзные улучшения, благодаря которым X-T3 во многом превзошла не только свою предшественницу, но и появившуюся в феврале 2018 года репортёрскую модель X-H1. Особо стоит отметить поддержку в X-T3 кодека H.265/HEVC, позволяющего записывать 10-битное видео (4:2:0) на карту памяти.
Практически одновременно с X-T3 на рынок вышло сразу несколько полнокадровых беззеркальных камер. Интересно выяснить, на какое место FUJIFILM X-T3 с матрицей APS-C может претендовать сейчас среди топовых беззеркалок и для каких задач она лучше всего подходит. На эти вопросы мы попытаемся ответить в обзоре.
Начнём рассказ с ключевых характеристик. FUJIFILM X-T3 оснащена матрицей формата APS-C нового поколения X-Trans CMOS 4, которая обладает более высоким разрешением 26,1 Мп (в Х-Т2 разрешение 24 Мп) и главное — изготовлена по технологии BSI CMOS.
Матриц с такими характеристиками мы до этого не видели. Поэтому очень интересно узнать, на что она способна, ведь матрицы с обратной засветкой (BSI) собирают больше света, имеют более широкий динамический диапазон и меньше шумят на высоких ISO.
По заявлению производителя, скорость считывания данных с матрицы X-T3 в 1,5 раза выше, чем у Х-Т2. Новый четырёхъядерный процессор X-Processor 4 ускорил обработку данных в 3 раза по сравнению с Х-Т2.
К сожалению, в X-T3 не реализована, как в X-H1, система стабилизации, основанная на сдвиге матрицы. Зато X-T3 превосходит эту репортёрскую камеру по скорости серийной съёмки, а также системе автофокусировки и видеовозможностям. ЖК-экран Х-Т3, сохранив размеры, разрешение и степени подвижности Х-Т2, стал сенсорным, что значительно упростило управление камерой.
Посмотрим, как выглядят в сравнении характеристики трёх упомянутых выше моделей беззеркального семейства X.
Основные характеристики FUJIFILM Х-Т2, X-H1 и Х-Т3:
FUJIFILM X-T2 | FUJIFILM X-H1 | FUJIFILM X-T3 | |
Матрица: форм-фактор, тип, разрешение | APS-C, X-Trans CMOS III, 24,3 Мп | APS-C, X-Trans CMOS III, 24,3 Мп | APS-C, X-Trans BSI CMOS 4, 26,1 Мп |
Процессор | X-Processor Pro | X-Processor Pro | X-Processor 4 |
Видоискатель | электронный, OLED, 0,5″, 2,36 млн точек | электронный, OLED, 0,5″, 3,69 млн точек | электронный, OLED, 0,5″, 3,69 млн точек |
Автофокусировка: количество точек, тип АФ | 325 точек (169 фазовых), гибридная | 325 точек (169 фазовых), гибридная | 425 точек (фазовых), гибридная |
Диапазон светочувствительности, ISO | 200–12800 с расширением до 100–51200 | 200–12800 с расширением до 100–51200 | 160–12800 с расширением до 80–51200 |
Скорость серийной съёмки, кадров/с | 14 (электронный затвор), 11 (механический затвор с бустером VPB-XT2), 8 (механический затвор без бустера) | 14 (электронный затвор), 11 (механический затвор с бустером VPB-XH1), 8 (механический затвор без бустера) | 20 (электронный затвор), до 30 (электронный затвор, кроп 1,25х), 11 (механический затвор) |
Минимальная выдержка затвора, с | 1/8000 (механический), 1/32000 (электронный) | 1/8000 (механический), 1/32000 (электронный) | 1/8000 (механический), 1/32000 (электронный) |
Система стабилизации изображения | со стабилизированными объективами | со сдвигом матрицы, до 5,5 ступени | со стабилизированными объективами |
Выдержка синхронизации со вспышкой, с | 1/250 | 1/250 | 1/250 |
Встроенная вспышка | нет | нет | нет |
Видеозапись | 4K/30p, до 100 Мбит/с, до 10 минут. Построчное считывание, кроп 1,17х. | 4K/30p, до 200, Мбит/с, до 15 минут. Построчное считывание, кроп 1,17х. | 4K (4096×2160 и 3840×2160)/60p, до 400 Мбит/с, до 20 минут. Построчное считывание, кроп 1,17х. 4K (4096×2160 и 3840×2160)/30p, до 400 Мбит/с, до 30 минут. |
Поддерживаемые кодеки | MPEG-4/H.264 | MPEG-4/H.264 | MPEG-4/H.264, HEVC/H.265 |
Запись в формате F-Log | да | да | да |
Запись 10-битного видео | на внешний рекордер по HDMI | на внешний рекордер по HDMI | на карту памяти, на внешний рекордер по HDMI |
Беспроводные интерфейсы | Wi-Fi | Wi-Fi, Bluetooth | Wi-Fi, Bluetooth |
Управление точками фокусировки | джойстик | джойстик, сенсорный экран | джойстик, сенсорный экран |
Дисплей | 3″ наклонный, 1,04 Мп | 3″ наклонный сенсорный, 1,04 Мп | 3″ наклонный сенсорный, 1,04 Мп |
Слоты под карты памяти | 2 (SD UHS-II) | 2 (SD UHS-II) | 2 (SD UHS-II) |
Ресурс батареи | 340 кадров (по методике CIPA), 40 минут записи 4К-видео | 310 кадров (по методике CIPA), до 35 минут записи 4К-видео | 390 кадров (по методике CIPA), до 40 минут записи 4К-видео |
Пыле- и влагозащита, морозоустойчивость до -10 °С | да | да | да |
Габариты | 132,5×91,8×49,2 мм | 139,8×97,3×85,5 мм | 132,5×92,8×58,8 мм |
Вес с аккумулятором | 507 г | 673 г | 539 г |
Глядя на эти характеристики, можно увидеть, что в Х-Т3 прогресс по сравнению с Х-Т2 очень большой, в то время как с X-H1 у неё паритет по электронному видоискателю, ЖК-экрану и беспроводным интерфейсам. И есть один досадный проигрыш из-за отсутствия встроенной в камеру системы стабилизации. Впрочем, такая система отсутствует во многих флагманских камерах, особенно тех, которые серьёзно нацелены на съёмку видео. А модель Х-Т3 — как раз из таких.
Но при этом FUJIFILM X-T3 превосходит обе другие модели по системе автофокусировки, в которой используются до 425 точек, причём фазовые датчики покрывают всё поле кадра. Скорость серийной съёмки у Х-Т3 тоже выше: она достигает 30 кадров в секунду при работе с электронным затвором и 11 кадров в секунду — с механическим, и всё это в режиме непрерывной автофокусировки. Согласитесь, очень серьёзный аргумент, в том числе по сравнению с полнокадровыми новинками из мира зеркалок.
Но пора познакомиться с камерой поближе, а также узнать её возможности в реальной съёмке.
Дизайн и эргономика
Камера FUJIFILM X-T3 сохранила классический вид, почти идентичный X-T2. Корпус выполнен из магниевого сплава. Нижняя и верхняя панели чёрного варианта покрашены матовой краской, а у серебристого имеют матовую металлическую поверхность. Остальная часть корпуса имеет нескользящее рельефное покрытие.
Предусмотрена защита камеры от пыли и влаги, заявлена морозостойкость до −10 °С.
Фотографам с крупными руками, а также всем остальным при использовании крупных объективов может показаться недостаточно большим боковой выступ-хват. Для таких случаев среди аксессуаров предусмотрена специальная металлическая накладка FUJIFILM MHG-XT3, которая крепится через штативное гнездо. Она улучшает и удлиняет хват, но не препятствует замене аккумулятора, поскольку имеет снизу окно.
Конечно же, для FUJIFILM X-T3 выпускается и батарейная ручка, которая увеличивает время автономной работы, облегчает хват фотографам с крупными руками, повышает комфорт съёмки вертикальных кадров.
Расположение органов управления на корпусе X-T3 такое же, как и у X-T2. На верхней панели слева — диск выбора значения ISO, под ним — переключатель режимов съёмки (брекетинг, серийная и покадровая съёмка и др.). Справа — диск выдержек, под которым расположен переключатель типа экспозамера; кнопка спуска, обрамлённая рычажком включения камеры; перепрограммируемая кнопка Fn и диск ввода экспокоррекции.
В кнопке спуска есть отверстие для механического тросика дистанционного управления — он позволит снимать с длинными ручными выдержками в режиме Bulb.
Спереди под кнопкой спуска находится перепрограммируемое нажимное управляющее колесо. Рядом — лампа подсветки автофокуса и перепрограммируемая кнопка.
На передней панели слева от байонета расположен переключатель режимов фокусировки с тремя позициями: покадровый, следящий, ручной. После привыкания он позволяет на ощупь быстро менять режимы. Чуть выше — разъём синхроконтакта под резьбовой заглушкой.
На левом боку под крышкой — набор разъёмов: USB Type-C, micro-HDMI, микрофонный вход и выход на наушники. Фотоаппарат заряжается через USB, так что можно восполнять заряд аккумулятора, например, от своего ноутбука или пауэрбанка. Подзарядка происходит только когда фотоаппарат выключен, если же камеру включить, этот процесс прекращается.
На правом боку — отсек для двух карт формата SD. Оба слота поддерживают карты стандарта UHS-II.
На задней панели, как и в X-T2, находятся навипад, несколько кнопок и второе перепрограммируемое управляющее колесо с функцией нажима. Для быстрой навигации по меню и прямого выбора точек фокусировки имеется мини-джойстик.
Сенсорный дисплей позволяет касанием выбирать точку фокусировки (или фокусироваться и даже снимать — в зависимости от настройки), листать и масштабировать фотографии, выполнять настройки в быстром меню. Однако в основном меню сенсор не работает.
Характеристики дисплея такие же, как и у моделей X-T2 и X-H1: диагональ 3 дюйма, разрешение 1,04 млн точек. Конструкция, обеспечивает не только откидывание экрана вверх и вниз (это мы видели во многих камерах). Тут экран может отклоняться ещё и в сторону, в том числе с одновременным наклоном в вертикальной плоскости, поэтому удобно снимать и с низких, и с верхних точек — как при горизонтальной, так и при вертикальной ориентации камеры. За изобретательность инженерам Fujifilm твёрдая пятёрка!
Дисплей яркий, имеет большие углы обзора и обеспечивает комфортную работу, но в солнечный день, чтобы не мешали блики, всё же лучше пользоваться видоискателем.
Электронный видоискатель выполнен по технологии OLED. Его разрешение — 3,69 млн точек, диагональ — 0,5 дюйма (увеличение 0,75х). Такой же используется в модели X-H1. По сравнению с Х-Т2, контролировать попадание в резкость стало гораздо проще. По комфорту такой видоискатель вплотную приблизился к оптическому, а кое в чём и превзошёл его. Например, по возможности отображать влияние вносимых настроек и подсветке сцены при съёмке в темноте (в цифровом видоискателе в темноте видно даже больше деталей, чем в оптическом).
Стоит отметить, что изменилась конструкция регулятора диоптрийной коррекции видоискателя. Теперь его колёсико нужно оттянуть, как головку в наручных часах, а после окончания регулировки снова прижать к корпусу. Это исключает случайное сбитие диоптрийной настройки.
При съёмке с визированием через видоискатель быстро выбрать точку фокусировки помогает сенсорный экран, причём в меню можно задать, какая его область будет активна.
Отсек для аккумуляторной батареи привычно расположен снизу, под приливом-хватом корпуса. Резьбовое штативное гнездо находится на таком расстоянии от края крышки отсека, что установка не слишком большой штативной площадки (например, популярной Manfrotto 200LT-PL) не станет помехой для смены батареи. По другую сторону от гнезда под заглушкой расположена группа электрических контактов для присоединения батарейной ручки.
Камера питается от аккумулятора NP-W126S — такой же используется в X-T2 и ряде других фотоаппаратов FUJIFILM. По данным производителя, заряда должно хватать на 390 снимков (по стандарту CIPA). По нашему опыту, если отключить автоматический просмотр отснятых кадров, то можно сделать более 500 кадров.
Управление и настройки
Как и в других беззеркальных камерах FUJIFILM, главной «фишкой» модели X-T3 являются органы управления основными настройками, выполненные в «плёночном» стиле: диски выбора светочувствительности, установки выдержки, ввода экспокоррекции и кольцо переключения диафрагмы на объективе.
Впрочем, некоторые из этих параметров можно регулировать при помощи переднего и заднего управляющего диска, назначив им нужные функции в меню настроек.
Назначение функций управляющим дискам
Вызов важных для фотографа функций гибко назначается на многочисленные функциональные кнопки — девять физических и четыре виртуальных экранных (их заменяют свайпы от центра экрана в четырёх направлениях).
Назначение функций кнопке Fn1
Основное меню настроек хорошо структурировано и интуитивно понятно. Несмотря на многочисленные сокращения названий функций, разобраться в них несложно. Хотя отдельные забавные казусы перевода встречаются: например, пункт настроек брекетинга назван «Настройка кронштейна». Впрочем, в ближайшее время Fujifilm обновит перевод.
Специальный пункт «Моё меню», позволяет сгруппировать самые востребованные функции из главного меню и расположить их в нужном порядке.
Есть в Х-Т3 и специальное быстрое меню настроек, вызываемое кнопкой Q. Оно имеет сенсорное управление, быстро перемещаться по нему также позволяет мини-джойстик, а корректировать параметры — заднее управляющее колесо. Набор пунктов этого меню можно настроить: изменить набор функций и их расположение.
Как видно, настройки у X-T3 достаточно гибкие для того, чтобы оптимально и быстро настроить процесс съёмки.
Возможности функции «Автонастройка ISO»
Модель X-T3, как и другие беззеркалки FUJIFILM, позволяет работать с тремя профилями автоматического управления светочувствительностью — AUTO1, AUTO2 и AUTO3.
В каждом из них задаётся базовое значение ISO, к которому автоматика будет стремиться, максимальное ISO, которое она может использовать, а также максимальная выдержка, доступная автоматике — так можно застраховаться от получения смазанных кадров при съёмке с рук на слишком длинных выдержках.
Выбор одного из профилей автоматической настройки ISO
Внесение настроек в профиль Авто-ISO
Профили позволяют быстро переходить к настройкам, подходящим для определённого типа сюжетов. Для репортажной съёмки можно установить короткую выдержку и поднять максимальное ISO, а для неспешной съёмки установить максимальную выдержку подлиннее, а максимальное ISO — снизить.
Скорость работы и фокусировка
Модель FUJIFILM X-T3 получилась очень быстрой. Заявленное время включения камеры составляет всего 0,3 секунды. По личным ощущениям, это время действительно очень мало. Задержка при нажатии кнопки спуска вообще не ощущается.
Автофокус отслеживает объект в районе заданной области.
X-T3 / XF16-55mmF2.8 R LM WR Установки: ISO 320, F4, 1/1000 с, 83.0 мм экв.
Надо сказать, что автоматическое переключение между дисплеем и видоискателем, по сравнению с X-T2, стало примерно в два раза быстрее — задержка также практически не ощущается, и это здорово! Не чувствуется и задержка отображения снимаемой сцены при любом из способов визирования. Это я особо оценил при съёмке на мотофестивале, где важно успеть среагировать на быстро движущиеся объекты. Запишем задержку электронного видоискателя в разряд мифов, в 2018 году об этом можно забыть.
Отмечу также, что частота обновления изображения в видоискателе высокая (100 кадров/с), поэтому картинка выглядит живой и естественной. То же можно сказать и про ЖК-экран, хотя там скорость обновления пониже — 60 кадров/с.
Электронный и механический затвор
FUJIFILM X-T3 позволяет снимать с механическим, электронным затвором и с их комбинацией (эти варианты были и в X-T2), а также с первой электронной шторкой в сочетании с механическим затвором.
В режиме механического затвора Х-Т3 отрабатывает выдержки в диапазоне от 15 мин до 1/8000 с. Столь длинные выдержки можно выставить управляющим диском, если поставить диск выдержки в положение T (Time).
Электронный затвор расширяет диапазон коротких выдержек до 1/32000 с. В режиме Bulb (ручной выдержки), который можно применять при помощи механического тросика либо дистанционного управления, выдержки можно удлинить до 60 минут.
Электронный затвор позволяет фотографировать без вибрации и шума, к тому же значительно повышает скорость серийной съёмки — с 11 до 20 кадров/с (до 30 в режиме кропа 1,25х). Например, мне без этого увеличения скорости не удалось бы снять во всех подробностях трюки мотоспортсменов.
Однако при очень быстром движении в кадре возможно появление эффекта rolling shutter — искажение формы объектов или наклон вертикальных линий. Это свойственно почти всем современным матрицам, где данные считываются построчно.
При съёмке с проводкой мотоциклистов, эффект rolling shutter заметен только по наклонившимся влево стенам павильона на заднем плане и по столбу слева — тут он восприятию кадра не мешает. Классическое проявление эффекта — изогнутые винты вертолёта. Пожалуй, это единственный сюжет, где rolling shutter удалось поймать, и он сильно исказил объект. Отметим, что по сравнению с камерами предыдущего поколения эффект rolling shutter стал заметно слабее.
Если снимать более медленные сцены, то упомянутый эффект себя не проявит, зато останутся такие преимущества, как бесшумность (она важна при съёмке некоторых сюжетов) и отсутствие вибраций. Последнее снизит вероятность получения на длинных выдержках смаза. Надо отметить, что при использовании электронного затвора становятся недоступны расширенные значения ISO: 80, 100, 125 (L), 25600 и 51200 (H).
Настройки автофокусировки
Аппарат X-T3 оснащён улучшенной системой автофокусировки, в которой 2,16 млн датчиков (пикселей) фазовой детекции покрывают всю площадь кадра по горизонтали и вертикали. Это позволяет фокусироваться на объекты, расположенные даже у самого края кадра. Чувствительность датчиков повысилась с −1 EV до −3 EV, благодаря чему камера уверенно фокусируется даже при слабом освещении.
Система автофокусировки в X-T3 оперирует точками — а по сути, позиционными областями, которых гораздо меньше, чем фазовых датчиков на матрице. Всего, в зависимости от режима автофокусировки, может использоваться до 425 точек. И все они фазового типа. Их число можно уменьшить в настройках камеры, если требуется быстро, но с меньшей точностью вручную выбирать нужную точку джойстиком. А чтобы продемонстрировать прогресс по сравнению с X-T2, мы решили показать вам расположение точек в обеих камерах на сравнительных скриншотах. Большой шаг вперёд очевиден!
FUJIFILM X-T2, 91 точки (фазовые в центре)
FUJIFILM X-T3, 117 точек
FUJIFILM X-T2, 325 точек (фазовые в центре)
FUJIFILM X-T3, 425 точек
Настройки автофокусировки в X-T3 предлагают четыре режима: «Одна точка», «Зона», «Широкий/трекинг» и «Все».
Режим АФ «Одна точка» позволяет фотографу выбрать количество точек (117 или 425) и при помощи управляющего диска задать размер области, по которой будет выполняться фокусировка — от одной точки АФ (для более тонкого контроля) до нескольких точек. Джойстик позволяет быстро изменить положение этой точки/области в кадре.
В режиме «Зона» используются только 117 точек АФ. Как и в режиме «Одна точка», предлагается регулировка размера области фокусировки (3×3, 5×5, 7×7) и выбор положения этой зоны в кадре. Автоматика фокусируется, используя только точки из заданной зоны.
Режим «Широкий/трекинг» тоже использует 117 точек, которые могут постоянно отображаться на экране в виде неярких рамок (при выборе соответствующей настройки в меню). При использовании следящей автофокусировки (AF-C) фотограф указывает при помощи джойстика нужную точку в кадре, а автофокус отслеживает перемещения обнаруженного там объекта и держит его в фокусе, используя близлежащие точки фокусировки. В режиме покадровой автофокусировки автоматика выбирает точки АФ на своё усмотрение.
В режиме «Все» (ALL) любым из управляющих дисков можно регулировать размер области АФ. В зависимости от текущей настройки, меняется режим автофокуса: «Одна точка» (с использованием 425 точек, регулируемая область), «Зона» (117 точек, регулируемая область) и «Широкий/трекинг» (117 точек, выбрана одна) — этот процесс зациклен.
Я предпочитал держать камеру всегда в режиме «Все», поскольку он обеспечивает наиболее быструю настройку области фокусировки.
Портретная съёмка
Профиль плёнки ASTIA
X-T3 / XF56mmF1.2 R Установки: ISO 320, F1.2, 1/1400 с, 84.0 мм экв.Cкачать RAW
При фотографировании портретов очень полезной оказалась функция распознавания лиц и глаз. С общим апгрейдом системы автофокуса эта функция тоже сильно прибавила в точности и скорости работы.
Профиль плёнки CLASSIC CHROME
X-T3 / XF35mmF1.4 R Установки: ISO 320, F1.4, 1/125 с, 53.0 мм экв.Cкачать RAW
Камера быстро находит лицо и фокусируется либо на нём, либо на глазах — в зависимости от настройки.
Фокусировку по глазам можно дополнительно подстроить, задав либо автоматическую наводку по обоим, либо только по правому, либо только по левому.
Функция определения глаз доступна при следящей и серийной съёмке. Работает она довольно уверенно, в случае выбора варианта «Лица Вкл / Глаза Авто» старается зацепиться за ближайший или более чёткий глаз. И лишь если в кадре несколько лиц, камера не позволит вам никак повлиять на ситуацию — выбор «главного» лица останется за автоматикой.
Типы фокусировки
Как и в других камерах семейства X-T, в модели FUJIFILM X-T3 для выбора типа фокусировки применяется трёхпозиционный переключатель, расположенный слева от байонета на передней панели. Он предлагает три варианта: ручной фокус (M), автофокус в следящем (AF-C) и автофокус в покадровом режиме (AF-S).
За время тестирования у меня не возникло претензий к покадровому автофокусу — обычно он работал чётко и быстро. Если камера и задумывалась при фокусировке, то это были условия с совсем плохим освещением, когда я не использовал вспомогательную лампу подсветки или когда пытался снимать в сумерках с сильно прикрытой диафрагмой.
Fujifilm X-T3 позволяет выбирать один из пяти пресетов (наборов) работы следящей автофокусировки — их часто называют «олимпийскими» за приспособленность к отслеживанию движений в разных видах спорта. Также есть возможность сохранить в пресете Custom свои настройки для работы автофокуса.
Во время съёмки мотофестиваля меня полностью устроил «Набор 1 универсальный». Камера уверенно и стабильно ловила мотоциклистов в фокус во время взлёта над трамплином и затем сопровождала их во время всего полёта — мной с успехом отсняты полтора десятка одиночных и парных трюков. Ни одной осечки с фокусом не случилось. Кстати, для автофокусировки я использовал режим «Одна точка» с областью 3×3 или чуть больше и снимал с проводкой. Так что за непрерывный автофокус камера также получает отличную оценку!
Ручная фокусировка
Фокусировку вручную в FUJIFILM X-T3 облегчают три вспомогательные функции. «Фокус-пикинг» выделяет границы предметов в фокусе цветным контуром (цвет выбирается). «Цифровая микропризма» рисует в центре кадра круг, в котором изображение не в фокусе рябит мелкими квадратиками, а при точной наводке становится чётким. «Цветное раздвоенное изображение» в квадрате посреди кадра показывает предметы не в фокусе разделёнными на сегменты, а в фокусе — чёткими.
«Фокус-пикинг»: контуры предметов, находящихся в фокусе, подсвечены красным.
«Цифровая микропризма»: нечёткое изображение «рассыпается» на квадратики.
«Цветное раздвоенное изображение»: нечёткое изображение делится на несколько сегментов.
На мой взгляд, наиболее удобна и универсальна функция «Цифровая микропризма»: её работа не зависит от окраски объекта (как в случае с фокус-пикингом) и ориентации камеры (как «Цветное раздвоенное изображение»). Отметим, что конкуренты аналогичным инструментом похвастаться не могут.
Серийная съёмка
FUJIFILM X-T3 готова к динамичной съёмке: сигнал снимается с новой матрицы на 50% быстрее, чем у X-T2, а новый четырёхъядерный процессор X-Processor 4 обрабатывает данные в 3 раза быстрее, чем процессор X-Processor Pro, который стоит в X-T2 и X-H1.
Но чтобы иметь возможность поймать важный момент при съёмке динамичных сюжетов либо эмоцию при портретной съёмке, ещё нужна скоростная серийная съёмка. В этом аспекте FUJIFILM Х-Т3 вооружена даже лучше, чем репортёрская модель X-H1. Судите сами: скорость до 11 кадров в секунду при работе с механическим затвором, до 20 — с электронным и до 30 — с электронным в режиме кроп-кадра (1,25х, 16,6 Мп). Причём всё это возможно без батарейной ручки (как было раньше), в режиме следящей автофокусировки и без эффекта блэкаута (кратковременного затемнения видоискателя или экрана). Это уровень самых продвинутых репортажных фотоаппаратов и даже выше!
Режим быстрой серийной съёмки (CH) в некоторых ситуациях позволит поймать все фазы движения объекта при использовании механического затвора и выборе максимальной скорости. Мне же, при съёмке с механическим затвором на скорости 11 кадров/с, как видно, удалось поймать далеко не все фазы движения мотоциклистов — только некоторые промежуточные.
При съёмке мотофристайла, чтобы запечатлеть все пируэты и акробатические номера, которые спортсмены выделывали в полёте, не обошлось без электронного затвора и съёмки со скоростью 20 кадров/с. Это уже позволило разглядеть практически все движения мотоспортсменов, пока они находились в воздухе.
В этом режиме снимать было очень комфортно как по экрану, так и через видоискатель. Благодаря отсутствию блэкаута, я с комфортом сопровождал мотоциклистов на всей траектории их движения, не ощущая никаких задержек в отображении. Это удобнее, чем с зеркалкой, которая без блэкаута снимать не может в принципе. Съёмка полностью бесшумная, поэтому выглядела просто как сопровождение камерой спортсменов. Нажал на кнопку, провёл объективом — и серия готова!
Если потребуется ещё более высокая скорость съёмки, то при выборе электронного затвора доступен режим с 30 кадрами/с, правда, с кропом 1,25х (16,6 Мп). Такого разрешения вполне достаточно для съёмки спортивных состязаний — единоборств в борьбе, фехтовании, теннисе и т. п.
Буфер камеры Х-Т3, по паспортным данным, в зависимости от типа затвора и режима серийной съёмки, вмещает:
- при механическом затворе и скорости 11 кадров/с — 145 кадров JPEG, 42 сжатых без потерь или 36 несжатых RAW;
- при электронном затворе и скорости 20 кадров/с — 79 кадров JPEG, 36 сжатых без потерь или 34 несжатых RAW;
- при электронном затворе, скорости 30 кадров/с и кропе 1,25х — 60 кадров JPEG, 35 сжатых без потерь или 33 несжатых RAW.
Для не слишком динамичных сюжетов, ради экономии места на карте памяти, подойдёт режим медленный (СL) — съёмка выполняется только с механическим затвором и скоростью от 3 до 5,7 кадра/с. Кроме того, в режиме с невысокой скоростью съёмки буфер позволит снимать более длинные серии без снижения скорости — вплоть до 500 JPG, что фактически означает непрерывную съёмку.
Но гораздо интереснее именно длина серий при высокоскоростной съёмке, которая используется в репортаже. И тут Х-Т3 способна снимать не слишком долго без падения скорости — до 14 секунд с механическим затвором и всего 2–4 секунды на более высокой скорости с электронным. Много это или мало? Зависит от действия. Лично мне при съёмке полётов мотоциклистов хватало серии из 30–40 кадров, а при скорости 20 кадров/с это 1,5−2 секунды, в течение которых весь трюк и длился. То есть объём буфера меня ни разу не ограничил в возможностях.
Функция Pre-shot
При использовании электронного затвора доступен режим Pre-shot, который позволяет не упустить важный момент при помощи функции циклической записи в буфер серии от 10 до 20 кадров. Они запишутся на карту при полном нажатии на кнопку спуска. Например, при скорости 10 кадров/с это позволит «опоздать» и записать целую секунду события, которое уже произошло, а при 30 кадров/с — треть секунды.
Качество изображения
Новый фирменный сенсор X-Trans CMOS 4, применяемый в FUJIFILM X-T3 изготовлен по технологии BSI CMOS и обладает разрешением 26,1 мегапикселя. Благодаря особенному, нерегулярному, как говорит производитель, расположению чувствительных к разным цветам пикселей, удаётся избавиться от муара без использования низкочастотного фильтра, а это повышает резкость изображения.
Структура матрицы X-Trans CMOS 4. Под цветными фильтрами расположены датчики фазовой детекции.
Расположение цветных фильтров c байеровской схемой на обычной CMOS-матрице и размещение фильтров на матрице X-Trans CMOS 4
FUJIFILM X-T3 записывает RAW-снимки либо со сжатием без потерь, либо без сжатия. Несжатые RAW-файлы весят около 56 МБ, а сжатые занимают около 31 МБ.
Меню выбора формата записи фотоснимков
Меню выбора варианта записи RAW-файла
Съёмка на разной светочувствительности
Благодаря новой электронной начинке, по сравнению с X-T2 и X-H1, диапазон светочувствительности у X-T3 расширился и при выборе значений по умолчанию равен ISO 160–12800. Программным способом его можно расширить вниз до ISO 80, 100, 125 (L) и вверх до ISO 25600 и 51200 (H), но только при съёмке с механическим затвором. Напомним, что у X-T2 и X-H1 эти показатели составляли соответственно ISO 200–12800 по умолчанию и ISO 100, 120, 160 (L). Сверху диапазон расширялся так же.
Оценим качество изображения при съёмке на разных значениях светочувствительности. Начать стоит с небольшой ремарки, связанной с особенностями съёмки на программно расширенных значениях ISO. Продемонстрируем её при минимальном значении ISO 80. Дело в том, что при записи в JPG с программными значениями ISO на самых светлых участках обычно обнаруживаются потери деталей, чего нет на минимальном «физическом» значении ISO 160 и более высоких. При конвертации RAW-версии файла, снятого на ISO 80, детали легко восстанавливаются.
Результат обработки RAW-версии в Adobe Camera RAW
X-T3 / XF35mmF1.4 R Установки: ISO 80, F4, 1 с, 53.0 мм экв.
При съёмке на значениях от ISO 160 до ISO 400 изображения гладкие, высоко детализированные (например, виден каждый кирпич на башне слева), с минимумом шума.
Надо отметить, что здесь и далее речь пойдёт только о яркостной составляющей цифрового шума, поскольку цветовая составляющая эффективно устраняется встроенными программными средствами при записи JPG, и цветной шум можно обнаружить только в RAW-версиях снимков на высоких ISO.
При ISO 800–3200 влияние шума на равномерные участки (например, небо) по-прежнему незначительное, цветопередача остаётся на прежнем высоком уровне, но можно проследить снижение чёткости малоконтрастных деталей. Если на ISO 800 и 1600 кирпичная кладка видна ещё довольно хорошо, то на ISO 3200 уже заметно размывается.
Картина на ISO 6400 мало отличается от ISO 3200. В частности, небо ещё не слишком рыхлое, уровень детализации почти одинаков. На ISO 12800 ухудшение картинки, в первую очередь, видно по небу — оно становится сильно неравномерным. В то же время контрастные детали сохраняют свою чёткость (например, металлические элементы звезды на башне). Таким образом, значения ISO от 6400 до 12800 ещё вполне годятся для репортажных сюжетов.
На расширенных значениях ISO 25600 и 51200 становится заметна деградация цвета и заметно повышается уровень цифрового шума. Небо на пейзажных снимках выглядит уже сильно рыхлым.
Если на снимке с ISO 25600 ещё различимы некоторые мелкие детали, то при ISO 51200 их забивают контрастные артефакты, связанные с цифровым шумом. Таким образом, верхние расширенные значения (H) можно применять очень ограниченно. Например, при съёмке с близкого расстояния, когда все детали объекта крупные и контрастные.
FUJIFILM X-T3 отлично справляется со съёмкой на высоких ISO, и для большинства применений максимальным рабочим значением можно считать ISO 6400, а в отдельных случаях и ISO 12800.
Динамический диапазон
Для передачи максимального количества полутонов и деталей снимаемого сюжета — от самых светлых, до самых тёмных — фотоаппарат должен иметь широкий динамический диапазон. Посмотрим, на что способна в этом плане FUJIFILM X-T3. Обычно наиболее показательными являются кадры с яркими источниками света и глубокими тенями.
Среди внутрикамерных автоматических способов расширения динамического диапазона имеется функция D-Rng, которая имеет автонастройку и три градации интенсивности работы. С каждой из них связано минимально необходимое значение ISO. Для DR100% это 160, для DR200% — 320, для DR400% — 640.
В большинстве случаев можно смело назначать функции установку «Авто», и автоматика справится с передачей тонов не слишком контрастных сцен, правда, иногда ценой повышения ISO. Отмечу, что порой эта функция уступает более сильному влиянию профиля модулирования плёнки, такого как VELVIA — он создаёт контрастные картинки с насыщенными цветами.
Наиболее популярный способ съёмки высококонтрастных сюжетов — запись в RAW-формате и последующая коррекция файла. Посмотрим, что можно сделать с расширением динамического диапазона при обработке «сырых» версий файлов в RAW-конвертерах. Для этого возьмём сюжеты с высоким контрастом.
Сначала — городской пейзаж, снятый ранним вечером, когда не требовалось применять высокое значение ISO. После обработки RAW-файла в редакторе удалось восстановить практически все детали неба и заметно осветлить глубокие тени без появления цифрового шума.
JPG-вариант из камеры
X-T3 / XF16-55mmF2.8 R LM WR Установки:ISO 320, F8, 1/170 с, 32.0 мм экв.
Результат обработки RAW в Adobe Camera RAW с настройками Exposure +25, Highlights -95, Shadows +80
При обработке ночного сюжета, когда небо уже потемнело и пришлось снимать на ISO 3200, удалось восстановить довольно много деталей на ярких участках, а также вытащить из теней почти всё что можно, правда, ценой появления мелкого яркостного шума. Наиболее заметен он на небе, но на снижении детализации практически не сказывается. Всего же проявлять детали в тенях получилось при коррекции до 3 EV.
JPG-вариант из камеры
X-T3 / XF16-55mmF2.8 R LM WR Установки:ISO 3200, F2.8, 1/45 с, 24.0 мм экв.
Результат обработки RAW в Adobe Camera RAW с настройками Highlights -40,Whites −100, Shadows +80, Blacks +20
На снятом днём в парке высококонтрастном сюжете с аркой сильно пострадали светлые участки изображения. При обработке удалось восстановить небо над аркой, информацию в тенях людей, сильно снизить пересветы на брусчатке. В тенях полностью проявились отражения на окнах и текстура стволов деревьев. Всего потенциал по восстановлению светлых участков получился около 3,5 EV — запас в светах огромный!
JPG-вариант из камеры
X-T3 / XF16-55mmF2.8 R LM WR Установки:ISO 400, F8, 1/80 с, 24.0 мм экв.
Результат обработки RAW в Adobe Camera RAW с настройками Highlights -100,Shadows +50
Из примеров видно, что камера FUJIFILM X-T3 с новой матрицей имеет очень высокий потенциал в отношении динамического диапазона. Добавлю, что для высококонтрастных сюжетов камера также предлагает съёмку с брекетингом по экспозиции: до 9 снимков в серии, в пределах от −3 до +3 EV, с шагом от 1/3EV до 3 EV.
Моделирование плёнки
Очень интересная фирменная функция фотоаппаратов FUJIFILM — моделирование различных плёнок FUJIFILM. В X-T3 представлен классический набор режимов для полюбившихся многим плёнок, а также профиль плёнки ETERNA, которая из-за сниженного контраста идеально подходит для видеосъёмки с последующей цветокоррекцией — да, моделирование плёнки можно использовать и в видеорежиме.
Меню выбора профиля моделирования фотоплёнки
Пресет VELVIA с яркими насыщенными цветами и повышенной контрастностью лучше всего подходит для пейзажной съёмки.
Профиль плёнки VELVIA
X-T3 / XF16-55mmF2.8 R LM WR Установки: ISO 320, F8, 1/300 с, 24.0 мм экв.Cкачать RAW
Зато портреты этой плёнкой снимать нужно с осторожностью, поскольку на коже могут появиться слишком насыщенные неестественные оттенки. Но ряд других профилей с более умеренной насыщенностью и мягкими тоновыми переходами позволит сделать портреты в наиболее подходящей к ситуации и самой модели манере.
PROVIA / Стандарт
X-T3 / XF16-55mmF2.8 R LM WR Установки: ISO 400, F2.8, 1/100 с, 83.0 мм экв.
ETERNA / Кино
X-T3 / XF16-55mmF2.8 R LM WR Установки: ISO 400, F2.8, 1/100 с, 83.0 мм экв.
ASTIA / Слабая
X-T3 / XF16-55mmF2.8 R LM WR Установки: ISO 400, F2.8, 1/100 с, 83.0 мм экв.
CLASSIC CHROME
X-T3 / XF16-55mmF2.8 R LM WR Установки: ISO 400, F2.8, 1/100 с, 83.0 мм экв.
PRO Neg. Hi
X-T3 / XF16-55mmF2.8 R LM WR Установки: ISO 400, F2.8, 1/100 с, 83.0 мм экв.
PRO Neg. Std
X-T3 / XF16-55mmF2.8 R LM WR Установки: ISO 400, F2.8, 1/100 с, 83.0 мм экв.
Иногда портреты хорошо выглядят и при использовании профилей чёрно-белых и тонированных плёнок.
ACROS
X-T3 / XF16-55mmF2.8 R LM WR Установки: ISO 400, F2.8, 1/100 с, 83.0 мм экв.
Монохромный
X-T3 / XF16-55mmF2.8 R LM WR Установки: ISO 400, F2.8, 1/100 с, 83.0 мм экв.
Сепия
X-T3 / XF16-55mmF2.8 R LM WR Установки: ISO 400, F2.8, 1/100 с, 83.0 мм экв.
Впрочем, профиль ACROS очень хорош и для съёмки графичных сюжетов.
А SEPIA лучше использовать для съёмки старинной архитектуры и других подобных сюжетов, отсылающих к событиям давно минувших дней.
Видеосъёмка. Беспроводные функции
Возможности видеозаписи
FUJIFILM Х-Т3 сделала очень большой шаг вперёд в области видеосъёмки. Дело в том, что в ней не только появилась запись в форматах DCI (4096×2160 точек) и 4К (3840×2160 точек) с частотой до 60 кадров в секунду и битрейтом до 200 Мбит/с, но и поддержка кодека H.265/HEVC, позволяющего записывать 10-битное видео (4:2:0) на карту памяти.
Выбор разрешения видеозаписи
Выбор кодека
Запись в формате Full HD с частотой кадров вплоть до 60 выполняется без кропа. И при любой частоте FHD-ролики имеют ограничение по длительности в 30 минут.
Ролики форматов 4К (16:9) и DCI (17:9) тоже не подвергаются кропу при частоте до 30 кадров/с, но при её увеличении до 50 или 60 кадров/с уже записываются с кропом 1,18х от первоначального размера кадра.
Максимальная длительность 4К-ролика составляет 30 минут при частоте 30 кадров/с и ниже, а при выборе значений 50 и 60 кадров/с сокращается до 20 минут.
Видеозапись в X-T3 запускается кнопкой спуска затвора, поэтому для начала видеосъёмки обязательно нужно перевести селектор режимов в соответствующее положение.
Камера предусматривает видеозапись с профилем F-Log — «плоским» стилем изображения, который расширяет динамический диапазон и обеспечивает широкие возможности для последующей коррекции.
FUJIFILM X-T3: съёмка с выключенным F-Log
Плёночный пресет ETERNA также позволяет получать видеокартинку с ослабленным контрастом, удобную для выполнения последующей коррекции.
Автофокусировка при видеозаписи может работать в тех же трёх режимах, что и при фотосъёмке — следящем и покадровом режиме автофокуса, а также в ручном. Если в настройках включена опция определения лиц и глаз, то автоматика обнаруживает и лица, и глаза в кадре, довольно уверенно следит за ними. Для контроля пересветов имеется инструмент «зебра».
При выборе разрешения Full HD становится доступна ускоренная запись видео с частотой до 120 кадров/с, позволяющая просматривать записанные ролики с 5-кратным замедлением.
Добавлю, что возможности видеосъёмки в системе беззеркальных камер FUJIFILM расширяют уникальные кинообъективы серии FUJINON MKX.
И конечно, стоит показать примеры видео, профессионально снятого на FUJIFILM X-T3:
Беспроводные возможности
Беспроводное соединение камеры с мобильными устройствами позволяет скачивать на них отснятые фотографии, дистанционно управлять съёмкой с их экрана и использовать смартфон в качестве GPS-приёмника для присваивания координат съёмки отснятым кадрам.
FUJIFILM X-T3 способна подключаться к мобильным устройствам через Wi-Fi. Для быстрого сопряжения с ними она также оснащена модулем Bluetooth, который находит мобильное устройство и инициирует включение связи по Wi-Fi.
За связь мобильных устройств с фотоаппаратом отвечает приложение FUJIFILM Camera Remote (выпускается для iOS и Android).
После единовременно выполненной процедуры сопряжения устройств соединить смартфон с фотоаппаратом просто. Достаточно выбрать нужный пункт в меню камеры, а на устройстве — запустить приложение FUJIFILM Camera Remotе, после чего устройства быстро соединятся.
После соединения на мобильном устройстве открывается главный экран приложения FUJIFILM Camera Remote, предлагающий четыре функции: дистанционного управления съёмкой, просмотра отснятого материала на картах памяти в камере, отправка выбранных файлов из камеры в мобильное устройство и присвоение фотографиям геометок, полученных из смартфона/планшета.
Главное меню приложения
Выбор снимков для отправки на смартфон
При дистанционном управлении съёмкой через приложение FUJIFILM Camera Remote все органы управления камеры заблокированы. В приложение передаётся информация о базовых параметрах съёмки: светочувствительности, балансе белого и профиле плёнки — их можно менять с экрана. Также доступна регулировка основных параметров, которые не находились в положении А (Авто) перед соединением: диафрагмы и/или выдержки, либо экспокоррекции — если и диафрагма и выдержка были в положении А.
Съёмка в ручном режиме: доступна регулировка выдержки и диафрагмы.
Меню выбора параметра съёмки для регулировки
Распознавание лиц при дистанционной съёмке не работает, но доступна фокусировка по любой точке экрана. При дистанционном управлении можно записать и видео. В видеорежиме автоматически включается следящий автофокус. Запись на фотоаппарат выполняется в формате Full HD с частотой 30 кадров/с, независимо от настроек до соединения.
Выводы
Камера FUJIFILM X-T3 получилась очень мощным универсальным инструментом для опытных фотографов. На сегодняшний день среди беззеркальных камер FUJIFILM она обладает самым внушительным оснащением и набором функций. Но только ли среди них?
Здесь есть электронный видоискатель с разрешением 3,68 млн точек — того же уровня, что у топовых беззеркалок последнего поколения от конкурентов. Это обеспечивает очень высокий комфорт визирования. Серийная съёмка со скоростью 20−30 кадров/с (в следящем режиме АФ) выполняется без блэкаута, что позволяет держать снимаемое событие под полным контролем.
Добавим сюда уверенную и чёткую работу системы автофокусировки с большим количеством фазовых датчиков на матрице, а также поддержку двух SD-карт стандарта UHS II, и станет ясно, что в качестве репортёрской камеры FUJIFILM X-T3 очень выгодно смотрится на фоне самых современных конкурентов — как с матрицами APS-C, так и с полнокадровыми.
Возможно, эта камера не сможет выступать на равных с полнокадровыми конкурентами при съёмке на очень высоких ISO, но и тут у неё всё весьма неплохо — во многих ситуациях можно считать максимальным рабочим значение ISO 6400, а для репортажа вполне пригодно и значение ISO 12800.
Второе поле деятельности, где FUJIFILM X-T3 превосходит многих конкурентов, это видеосъёмка. Современный четырёхъядерный процессор и поддержка кодека H.265/HEVC обеспечили запись на карту памяти 10-битного (4:2:0) 4К-видео с частотой 60 кадров/с и битрейтом до 200 Мбит/с.
Нацеленность на профессиональную работу с видео подтверждает и поддержка профиля F-Log — для записи видео с широким динамическим диапазоном, которое удобно для последующей цветокоррекции. Таким образом, FUJIFILM X-T3 на сегодня — один из наиболее привлекательных вариантов для качественной видеозаписи «в поле».
Как видим, FUJIFILM X-T3 — универсальная камера с широкими профессиональными возможностями, которая имеет конкурентные преимущества перед самыми новыми беззеркальными фотокамерами других марок и при этом относительно доступна по цене.
Плюсы:
- компактный, эргономичный и защищённый от внешних воздействий корпус;
- красивый классический дизайн, качественные материалы и сборка;
- достойная работа на высоких ISO;
- расширенный набор пресетов моделирования плёнки;
- продвинутая система автофокусировки с функциями распознавания лиц и глаз;
- «олимпийские» пресеты для следящей АФ;
- высококачественный электронный видоискатель;
- практическое отсутствие лага затвора и задержек при работе с камерой;
- возможность видеозаписи 10-битного 4К на карту памяти;
- довольно высокая автономность, подзарядка через USB.
Минусы:
- отдельные огрехи в русификации меню.
Оригинал обзора на сайте >> https://prophotos.ru/reviews/20757-fujifilm-x-t3-test