Nikon Z6 и Nikon Z7: неделя с экспертом
Знакомство, сравнение характеристик
Осень 2018 года можно смело назвать поворотным моментом в мире фотографии. Казалось бы, чисто технологический шаг — выпуск полнокадровых беззеркальных фотоаппаратов главными игроками рынка — стал ключевой точкой в развитии фотоиндустрии.
Даже самые консервативные бренды сбросили с себя, как старую шкуру, «зеркальные» байонеты, а вместе с ними множество технологических ограничений. Именно с этой точки зрения я призываю рассматривать происходящее: сейчас все без исключения фотопроизводители перешли на новую платформу, позволяющую фотографии шагнуть на следующий уровень.
В этом большом тесте мы детально изучим две беззеркальные новинки Nikon — модели Z6 и Z7, поснимаем на них фото и видео, расскажем об особенностях системы. Нам повезло быть одними из первых, кто не только познакомился с этими фотоаппаратами, но и воочию увидел процесс их изготовления.
Сейчас, когда эмоции от анонса новинок улеглись, самое время разложить по полочкам всё, что мы успели узнать в ходе двухнедельного знакомства с самыми современными Nikon.
Чем отличается Nikon Z6 от Nikon Z7?
Имея перед глазами опыт других производителей, Nikon пошёл по проверенному пути: выпустил сразу две камеры с несколько различающимися характеристиками и ценой. При этом представители компании не скрывают: камеры сильно унифицированы, то есть крайне похожи как внешне, так и внутренне.
Различия в матрице, электронной начинке и логотипе на корпусе.
Матрица определяет сферу применения каждой из моделей. Так, в топовой Nikon Z7 стоит полнокадровый сенсор с разрешением 45,7 Мп, чрезвычайно похожий на сенсор от Nikon D850, что неудивительно. В Nikon Z7 всё прекрасно, кроме цены (259 990 рублей за body для российского рынка на старте продаж) и чуть сниженной скорострельности. Поэтому пару топовой камере составляет более «скромная» (159 990 рублей) Nikon Z6 с матрицей 24,5 Мп.
Такое разрешение обуславливает более высокую скорость работы и более доступную цену, что не менее важно! Мы решили собрать в сводную таблицу основные характеристики обеих моделей, чтобы их сходства и различия были более очевидны. В ходе теста мы также измерим объём буфера каждой из камер — здесь тоже будут небольшие различия.
Nikon Z6 | Nikon Z7 | |
Разрешение матрицы | 24,5 Мп | 45,7 Мп |
Максимальный размер снимка | 6048×4024 | 8256×5504 |
Серийная съёмка | До 12 кадров/с | До 9 кадров/с |
Диапазон светочувствительности ISO | 100–51 200 с возможностью расширения до 50–204 800 | 64–25 600 с возможностью расширения до 32–102 400 |
Датчики фазового автофокуса на матрице | 273, покрытие 90% по вертикали и горизонтали | 493, покрытие 90% по вертикали и горизонтали |
Стабилизация | По пяти осям, на основе сдвига матрицы | По пяти осям, на основе сдвига матрицы |
Минимальная выдержка | 1/8000 с | 1/8000 с |
Возможность съёмки с электронным затвором | Да | Да |
Заявленный ресурс затвора | 200 000 кадров | 200 000 кадров |
Выдержка синхронизации | 1/200 с | 1/200 с |
Максимальное разрешение видео | До 3840×2160, 30p | До 3840×2160, 30p |
Беспроводные интерфейсы | Wi-Fi, Bluetooth | Wi-Fi, Bluetooth |
Слот для карты памяти | XQD | XQD |
Дисплей | Наклонный сенсорный с диагональю 3,2″ и разрешением 2,1 млн пикселей | Наклонный сенсорный с диагональю 3,2″ и разрешением 2,1 млн пикселей |
Видоискатель | OLED, 3,69 млн точек | OLED, 3,69 млн точек |
Аккумулятор | EN-EL15b (1900 мА·ч, 7 В) | EN-EL15b (1900 мА·ч, 7 В) |
Ресурс батареи по стандартам CIPA | 330 кадров | 330 кадров |
Вес с аккумулятором и картой памяти | 675 г | 675 г |
Байонет Z
Переход на беззеркальную технологию производства камер неминуемо повлёк за собой разработку нового байонета Z. Просуществоваший почти 60 лет байонет Nikon F никуда не девается. Представители компании на пресс-конференции заверили, что он по-прежнему будет поддерживаться, продолжится выпуск новых объективов. Кроме того, переходник Nikon FTZ позволяет применять оптику F на Z-камерах. Уже на примере Nikon Z6 и Z7 мы видим, что преимущества у нового байонета есть, и они неоспоримы.
Съёмка с рук со стабилизатором
NIKON Z 7 / NIKKOR Z 35mm f/1.8 S Установки: ISO 400, F3.5, 1/4 с, 35.0 мм экв.Cкачать RAW
Обладая большим диаметром, он позволяет реализовать стабилизацию на основе сдвига матрицы. Второй плюс — возможность создания сверхсветосильной оптики под такой байонет. Сейчас в планах компании NIKKOR Z 58 mm f/0,95 S Noct.
Другие плюсы менее очевидны, но при этом столь же важны. Вся оптика системы Z рассчитывается с прицелом на качественную видеосъёмку. Представители компании заявляют о том, что объективы лишены эффекта дыхания, а также способны фокусироваться плавно и беззвучно. Управление объективом полностью электронное.
И всё же вернёмся к совместимости с оптикой от зеркалок… Это на сегодня, пожалуй, одно из сильнейших преимуществ байонета Z. Напомню, что с конкурирующей беззеркальной системой автофокус объективов Nikon, установленных через переходник, работал неважно.
Съёмка с использованием переходника Nikon FTZ
NIKON Z 7 / 85.0 mm f/1.4 Установки: ISO 64, F1.4, 1/8000 с, 85.0 мм экв.Cкачать RAW
На камерах Z6 и Z7 автофокус объективов AF-S уверенный, быстрый. Полностью сохраняет работу стабилизатор. Это создаёт вполне комфортные условия миграции на новую беззеркальную систему с зеркальной.
Взглянуть на мир без зеркала
Nikon всегда славился профессиональной техникой. А приверженцы бренда очень требовательны к качеству визирования. Вероятно, отработка электронной системы визирования была одним из тех ограничений, которые так долго сдерживали компанию от шага к полнокадровой беззеркалке.
В обеих камерах стоят действительно качественные электронные видоискатели с разрешением 3,69 млн точек. Матрица видоискателя создана по OLED-технологии и отличается очень высокой яркостью. При съёмке в контровом свете, когда смотришь на будущий кадр одновременно невооружённым глазом и через видоискатель, дискомфорта не возникает. Про детализацию и качество картинки можно сказать лишь одно: даже рьяные противники электронных видоискателей признают, что работать с ними комфортно.
Экран также не отстаёт: его разрешение 2,1 млн пикселей при диагонали 3,2 дюйма. Дисплей оснащён наклонным механизмом. Важно, что в этих камерах он сенсорный. Касаниями можно не только менять точку съёмки, но и управлять параметрами, осуществлять навигацию по меню.
Теперь и видео
Для Nikon выпуск беззеркальной системы не только шаг к обновлению, но и способ расширения рынка за счёт видеосъёмки. Так уж сложились обстоятельства, что даже современные фотоаппараты с мощными видеовозможностями не получили должного внимания со стороны видеографов. Nikon Z6 и Z7 имеют все шансы исправить ситуацию.
Обе камеры пишут 4K-видео без кропа с частотой до 30 кадров/с, Full HD до 120 кадров/с. Поддержка тайм-кода, вход для микрофона и выход на наушники, внутрикамерная стабилизация на основе сдвига матрицы и электронная стабилизация для видеосъёмки, запись 4К-таймлапсов — всё это в новых камерах есть.
А ещё есть возможность съёмки в 10-битном N-Log формате, но только при записи на внешний рекордер. Аналогично обстоят дела с 8К-таймлапсами: исходники для такого видео можно снимать на Nikon Z7, но собирать видеофайл придётся на внешнем устройстве.
Эргономика и интерфейс
Первые секунды общения с Nikon Z6 и Z7 наводят примерно на такие мысли: да здесь всё, как в моей старой зеркалке! И это действительно так. Nikon остался верен собственному консерватизму и постарался максимально сохранить эргономику и интерфейс прошлых лет в новом поколении фотоаппаратов.
Камеры заметно похудели относительно зеркалок — сказалось уменьшение рабочего отрезка. Они стали ниже — ушла пентапризма. Такой фотоаппарат занимает существенно меньше места в фотосумке, и это плюс. Но рукоятка практически не пострадала.
День съёмки не утомляет: хват достаточно удобен, чтобы носить фотоаппарат в руке до заката.
На ней по-прежнему умещаются все пальцы правой руки. Камерой действительно удобно и привычно снимать, хоть некоторые кнопки и селекторы и были смещены или видоизменены. Итак, по порядку…
На верхней панели сохранился диск выбора режимов съёмки. Впрочем, выглядит он каким-то инородным, особенно будучи противопоставленным современному статусному OLED-дисплею по другую сторону от видоискателя. Дисплей в свою очередь выглядит классно, но информации несёт не так уж и много, ведь все тонкие настройки теперь можно посмотреть в любой момент в видоискателе или на основном экране.
Кнопка спуска с селектором включения, кнопка экспокоррекции и ISO под большим пальцем — это классика Nikon. Здесь же находятся передний управляющий диск и кнопка видеозаписи.
Задний управляющий диск трансформировался в толстое ребристое металлическое колесо, не потеряв в удобстве.
Вообще сильнее всего досталось задней панели, здесь изменения по сравнению с зеркалками более заметные. Слева остались только две кнопки — просмотра и удаления снимков, остальные переехали на правую сторону от дисплея. Сверху: селектор выбора фото- и видеорежима, совмещённый с кнопкой DISP, AF-ON, джойстик и кнопка i.
Отметим важность селектора фото- и видеорежима: пока он находится в фотоположении, видео вы не снимете. Кнопка записи будет неактивна! Nikon предлагает сначала определиться, фотограф вы или видеограф, и лишь потом начинать снимать. Настройки для фото- и видеорежима в меню также разнесены. Фактически этот селектор отвечает за включение двух разных камер с разными функциями и настройками.
Ниже находится многофункциональный навипад, кнопки + и -, Menu и выбор режима работы затвора. В целом всё продумано и удобно, без смелых экспериментов.
Ещё две программируемые кнопки Fn1 и Fn2 располагаются на передней панели. Вообще возможности кастомизации органов управления в Nikon Z6 и Z7 очень широкие. Можно самостоятельно собрать набор из 12 съёмочных параметров, который станет быстрым экранным меню (вызывается кнопкой i).
Настройка быстрого экранного меню i
Альтернативные функции
Дополнительно программируются 8 органов управления, в том числе кнопка видеозаписи для фоторежима. Выбор альтернативных функций традиционен для Nikon.
Настройка быстрого экранного меню i
Альтернативные функции
Кроме того, камерой можно управлять с помощью сенсорного интерфейса. Экран чувствителен к касаниям даже тогда, когда вы работаете с меню. В режиме съёмки можно не только задавать точку фокусировки, но и менять параметры, если они обведены в рамку на дисплее.
Впрочем, есть одна тонкость в сенсорном управлении от Nikon: каждое действие требует подтверждения нажатием кнопки Ok (как и в обычном меню). Порой это сводит на нет всю оперативность сенсорного интерфейса. Ты уже выбрал нужный параметр и готов снимать, жмёшь кнопку спуска… Но параметр возвращается к своему первоначальному значению, потому что каждый раз нужно нажимать кнопку Ok!
Сенсорный наклонный дисплей — удобнейшая штука для съемки с нижней точки.
Также отметим, что при визировании через видоискатель сенсорный дисплей не работает, менять область автофокуса по нему нельзя. На мой взгляд, оба этих момента объясняются консервативным подходом к управлению, свойственным компании Nikon. Хорошо это или плохо — пусть каждый решит для себя сам.
Качество изображения Nikon Z6
Nikon Z6 обладает разрешением 24,5 Мп и потенциально должен обеспечивать более высокое качество изображения в сложных условиях за счёт большей площади пикселя. Здесь самое время сказать, что матрицы обоих фотоаппаратов изготовлены по технологии с обратной засветкой, отлично зарекомендовавшей себя в последние годы. Такие сенсоры действительно меньше шумят на высоких ISO и обеспечивают широкий динамический диапазон при съёмке.
Мы сняли серии кадров с одной точки и с одинаковыми настройками на обе камеры, об этом читайте ниже. Оценку динамического диапазона оставим на потом. Дело в том, что на момент написания статьи RAW-файлы с Nikon Z6 ещё не поддерживались конвертерами от Adobe, традиционно применяемыми нами в тестах. Чуть позже мы дополним этот материал оценкой динамического диапазона Nikon Z6, а пока просто поделимся с вами несколькими сложными сюжетами, которые будут интересны с точки зрения конвертации RAW.
Тест на всех ISO
Минимальной чувствительностью для Nikon Z6 является ISO 50. Это расширяемое значение, то есть при конвертации RAW запас в светах может быть потерян. На этом значении картинка абсолютно гладкая, лишённая даже мельчайшего яркостного шума. Детализация очень высокая, цвета сочные и контрастные.
Повышение чувствительности до 400 единиц ISO ничего принципиально не меняет в уровне качества. Ни детализация, ни цвета не страдают. Лишь на монотонном небе при 100% увеличении можно разглядеть мельчайший, попиксельный монохромный шум.
Дальнейшее повышение ISO приводит к очень плавному повышению уровня шума. Его влияние становится заметно только на малоконтрастных, преимущественно в монотонных участках кадра. И ISO 800, и ISO 1600 и даже ISO 3200 остаются полностью рабочими. Различия в картинке будут заметны только при сравнении кадров.
Пороговым значением, после которого падение качества становится действительно заметно, является ISO 6400. Цветопередача и детализация в тенях начинают деградировать, но заметно это лишь при 100% увеличении, а само по себе ISO 6400 остаётся полностью рабочим.
ISO 12800 характеризуется дальнейшей деградацией теней, а на монотонных участках шум начинает собираться в более крупные пятна, оставаясь при этом монохромным. Это ISO также применимо на практике, если не требуется серьёзная постобработка или печать сверхкрупным форматом.
ISO 25600 провоцирует резкое снижение детализации, «замыливание» изображения. Страдает передача полутонов, особенно в средне-тёмных областях. Это значение стоит применять лишь в том случае, если фото планируется размещать в интернете в низком разрешении. Более высокие значения ISO мало применимы из-за сильной деградации картинки.
Качество изображения Nikon Z7
Разница в уровне разрешения между Nikon Z6 и Z7 заметна практически сразу, как только открываешь снимок в 100% увеличении. Обратите внимание на читаемость дорожных знаков и указателей на другой стороне реки. Расстояние до них — несколько сотен метров.
Минимальное значение светочувствительности для Nikon Z7 стартует от ISO 32 (расширяемое значение). Реальный диапазон начинается с ISO 64 — и это хорошая новость для любителей съёмки с длинными выдержками. Критической разницы в диапазоне ISO от 32 до 200 единиц нет. Детализация крайне высока, проработка полутонов в тенях вопросов не вызывает. Мельчайший попиксельный яркостной шум присутствует на монотонных участках, но на практике он не оказывает никакого влияния на качество изображения — сказывается высокое разрешение матрицы.
С дальнейшим увеличением ISO шум незначительно и плавно усиливается, оставаясь приемлемым для крупноформатной печати до ISO 1600.
ISO 3200 для этой камеры является пороговым значением, с которого начинается деградация изображения. Шум в тенях поедает мелкие детали и полутона. Печатать такие снимки крупным форматом стоит после тщательной обработки.
Однако для публикации в интернете или для печати средним (до А3+) форматом они вполне годятся даже без обработки. Аналогичная ситуация сохраняется и для ISO 6400. ISO 12800 характеризуется тем, что шум начинает собираться в более крупные пятна. Картинка уже не выглядит гладкой, а детали и цвета в тенях сильно страдают. Однако за счёт запаса разрешения итоговое качество изображения не уступает Nikon Z6 после соответствующего ресайза.
ISO 25600 из-за сильной деградации полутонов в тенях мало применимо на практике, равно как и более высокие значения.
Динамический диапазон
Nikon Z7 в полной мере перенял все достоинства D850 в отношении качества картинки. Динамический диапазон не стал исключением. Если вы снимаете на невысоких ISO, то при редактировании можете смело тянуть и тени, и света: это не приводит к деградации картинки или повышению шума.
Результат коррекции в RAW-конвертере
Оригинальный кадр в JPEG
Если в Adobe Photoshop развести в разные стороны до упора ползунки Shadows и Highlights, из RAW получится вытянуть массу деталей. А можно дополнительно потянуть экспозицию вверх примерно на ступень! RAW-файл Nikon Z7 это позволяет.
Результат коррекции в RAW-конвертере: +3 ступени экспозиции и вытягивание светов
Оригинальный кадр в JPEG
По субъективным ощущениям, четыре ступени запаса в тенях точно есть. Можно поднять экспозицию и на пять ступеней, но в самых тёмных участках уже проступит цветной шум. Возможно, именно этим объясняется довольно специфическое поведение системы экспозамера камеры: некоторые кадры выходят чуть недосвеченными. Это нужно учитывать с JPEG, но при съёмке в RAW такая работа экспозамера гарантирует, что вы без проблем вытянете любую, даже самую контрастную сцену.
Камеры в работе. Скорость работы, автофокус
В вопросах эргономики и практического применения Nikon Z6 и Nikon Z7 — почти близнецы. Найти какие-то различия не так просто, поэтому мы на них остановимся отдельно. А пока включаем камеры! Здесь без чудес: включение занимает примерно секунду — медленнее, чем у зеркалки, но чуть быстрее некоторых конкурентов.
Автоматическое переключение между видоискателем и экраном тоже происходит не мгновенно. На долю секунды картинка пропадает и там, и там. В репортаже это может стать помехой. Но есть и хорошие новости: задержка отображения картинки в видоискателе глазом не фиксируется, её практически нет. Картинка не стробит, не шумит, не тормозит.
Ну что же, попробуем серийную съёмку? В этом плане камеры различаются. Nikon Z6 снимает до 12 кадров/с, а Nikon Z7 — до 9. Различия определяются разницей в разрешении. При работе с максимальной скоростью съёмки происходит блокировка экспозиции по первому кадру, работоспособность непрерывного автофокуса сохраняется. Работа без фиксации экспозиции возможна с пониженной скоростью.
Размер непрерывной серии нельзя назвать рекордным, нам бы хотелось большего. Для 12-битного RAW со сжатием он составил 26 кадров для Nikon Z6 и 21 кадр для Nikon Z7, это примерно 2,5 секунды на максимальной скорости. Если использовать самые быстрые карты памяти XQD со скоростью записи до 400 МБ/с, то объём непрерывной серии возрастает на 3–5 кадров.
После заполнения буфера скорость серийной съёмки падает и возвращается к прежнему темпу по мере записи кадров на карту памяти. Подвисаний камеры, торможений меню и других проблем не возникает. Просмотр отснятого материала в процессе записи серии также возможен.
При съёмке в JPEG ограничения по объёму буфера также есть. Максимальной скорости съёмки хватает примерно на 4 секунды, дальше скорость падает.
Карты памяти
Пожалуй, это самый обсуждаемый момент среди поклонников бренда. В Nikon Z6 и Nikon Z7 компания полностью отказалась от популярных ранее карт SD и CF, в изобилии имеющихся у фотографов, и перешла на новый формат XQD. Своё решение разработчики объясняли исключительно заботой о скорости работы. Но сам по себе формат XQD не является гарантом быстрой работы. У нас на тесте были карты со скоростью записи от 80 до 400 МБ/с, и разница в работе между ними очень ощутимая. Естественно, разница в стоимости будет тоже большой.
Скажем так: по результатам теста комфортная работа камеры обеспечивается с самыми быстрыми картами. Именно они дают оперативное опустошение буфера и раскрывают преимущества формата XQD.
Автофокус
Система автофокуса камер различается по формальным показателям: Nikon Z6 имеет 273 точки фазовой фокусировки на матрице против 493 у Nikon Z7. На практике разница выражается в размере минимальной точки автофокуса (она называется pin).
Разница в количестве точек автофокуса ощущается только тогда, когда работаешь с минимальной областью фокусировки. У Nikon Z7 она меньше.
Субъективно показалось, что на скорость и точность автофокуса, в том числе следящего, количество точек не влияет. Точки фазовой фокусировки обоих фотоаппаратов покрывают 90% ширины и высоты кадра, что обеспечивает существенное преимущество даже перед топовыми зеркалками.
Область автофокуса можно выбирать вручную при помощи касаний экрана или джойстиком. Можно использовать автоматический выбор области автофокуса.
На мой взгляд, автоматика справляется хорошо лишь со сравнительно простыми сюжетами, где главный объект находится на переднем плане и отличается визуально от фона. В сложных ситуациях лучше использовать другие способы.
В Nikon Z6 и Z7 есть функция распознавания лиц, которая неплохо справляется со своими задачами. Автофокуса по глазам нет.
Если вы снимаете динамику, то имеет смысл использовать следящий автофокус. Объект, за которым будет следить автоматика, задаётся либо касанием экрана, либо кнопкой Ok (если вы снимаете через видоискатель).
В простых случаях, когда снимаемый объект выделяется по цвету, яркости и фактуре, слежение работает идеально. Даже после того, как снимаемый объект покидает границы кадра и возвращается вновь, слежение возобновляется.
В сложных случаях, когда объект движется быстро, на нём меняется освещённость, а кадр изобилует различными текстурами, точность слежения снижается, бывают потери снимаемого объекта, автоматика может переключаться на фон.
Автофокус ведет велосипедиста в кадре
Потеря автофокусом цели
Здесь мне субъективно показалось, что 3D-трекинг топовых зеркалок давал более предсказуемый результат.
В условиях недостаточной освещенности автофокус не оставил вопросов в «обычных» условиях, например, при съёмке ночью в городе. В более сложных условиях, когда света явно не достаточно для съемки с рук, автофокус теряет цепкость, что вполне логично.
Работа затвора
Хоть зеркала в новинках нет, звук затвора всё равно отчётливо слышен. Да, это всё тот же чуть смягчённый никоновский щелчок. Лаг затвора нельзя ощутить. Если он и есть, то очень мал.
Для условий съёмки, где нужна полная тишина, предусмотрен бесшумный режим. И он действительно полностью бесшумный!
Фокусировка, работа стабилизатора — всё это происходит практически в абсолютной тишине. Задействуется электронный затвор. Он имеет эффект rolling shutter, но в повседневных и не слишком динамичных сюжетах этого не заметно.
Эффект rolling shutter при использовании электронного затвора присутствует, но на повседневных сюжетах выражен слабо.
Эффективность стабилизатора
Стабилизация на основе сдвига матрицы — это кое-что новое для Nikon! Для камер Nikon Z6 и Nikon Z7 её эффективность заявлена на уровне 5 ступеней выдержки относительно критического значения. Стабилизатор устраняет колебания по пяти осям. Проверим?
Съёмка с рук с увеличенной выдержкой
Если сделать всё по методике Nikon (взять объектив NIKKOR Z 24-70mm f/4 S и снимать с фокусным расстоянием 70 мм), то эффективность стабилизации даже превосходит заявленную! На 45-Мп Nikon Z7 мне удавалось получить резкий кадр с рук при выдержке до 1 с! Это шесть ступеней выдержки относительно критического значения.
В ходе теста нам удавалось получить резкие снимки с рук с выдержками до 1 с.
Однако при уменьшении фокусного расстояния эффективность стабилизации несколько снижалась, позволяя вести съёмки с рук с выдержками порядка ⅕-⅓ с и получать качественные, резкие снимки.
Стабилизатор адекватно отрабатывает съёмку с проводкой, съёмку со штатива, что тоже запишем в плюсы.
Работа с переходником Nikon FTZ
Часть теста мы снимали с переходником Nikon FTZ, позволяющим использовать оптику F на байонете Z. Каких-либо серьёзных различий в работе оптики двух систем замечено не было. Сложностей с автофокусом нет. Даже в относительно динамичных сюжетах «старая» оптика серии AF-S отрабатывает корректно, автофокус не тормозит, не допускает пустых прогонов.
Установленный через переходник объектив AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G отлично справляется со следящим автофокусом и динамичными сюжетами.
Энергопотребление
В обеих камерах используется батарея EN-EL15b, знакомая нам ещё по зеркальным фотоаппаратам. Её хватает примерно на половину дня со средней интенсивностью съёмки, когда камера включена большую часть времени, а фотограф часто просматривает сделанные кадры. Субъективно показалось, что в режиме спокойной съёмки с вдумчивым выбором сюжета можно сделать порядка 350–400 кадров на одной зарядке. Если снимать сериями и выключать камеру в промежутках между съёмками, безусловно, ресурс аккумулятора можно растянуть и на существенно большее количество снимков.
Nikon Z6 и Z7 можно подзаряжать от USB-разъёма (Type-C), но зарядка происходит сравнительно медленно, лучше использовать оригинальное зарядное устройство для батареи.
Видео. Беспроводные возможности
Видео
Nikon традиционно воспринимался как чисто фотографический бренд. Это в совокупности с некоторыми техническими ограничениями не позволяло ему занять существенную нишу в видеосегменте. Однако в Nikon Z6 и Z7 мы видим большой шаг вперёд.
Я хочу сделать упор на трёх составляющих, которые есть в новых камерах. Во-первых, обе снимают 4K-видео со всей ширины матрицы, то есть без кропа.
Во-вторых, в видеорежиме появился фазовый автофокус, а вместе с ним — плавная перефокусировка. И пусть видеографы сколько угодно говорят о ручной фокусировке, лучше иметь возможность работы с автофокусом, чем не иметь её.
Наконец, в камерах реализовано замедленное видео до 120 кадров/с. Не у всех конкурентов это есть, а функция очень полезная и востребованная.
Камеры получили также возможность отключаемой электронной стабилизации в дополнение к стабилизации на основе сдвига матрицы. Поддерживается работа с внешними микрофонами и выходом на наушники.
Если запись ведётся на внешний рекордер, то можно использовать 10-битный формат N-Log для сохранения большего количества информации в контрастных сценах. Записывать N-Log на карту памяти нельзя, для этого доступен только фирменный профиль Flat.
Камера ощутимо нагревается в процессе записи видео, но даже на сравнительно длительных сюжетах (около 15 минут одним дублем) не перегревается.
Nikon Z6 и Z7 неплохо снимают таймлапсы. В видеорежиме записывается ролик разрешением до 4K, а в фоторежиме — последовательность снимков. За счёт высокого разрешения на Nikon Z7 можно снимать исходники для 8К-таймлапсов.
Беспроводные возможности
В последнее время беспроводные возможности стали настолько обыденной штукой в фотокамерах, что производители не заостряют на них внимания. В Nikon Z6 и Nikon Z7 они реализованы на очень высоком уровне. Работает это так.
Для сопряжения cо смартфоном вам понадобится приложение SnapBridge
Сначала камеру и ваш смартфон необходимо связать между собой по Bluetooth. Для этого вам понадобится приложение SnapBridge. Протокол связи энергоэффективный. Возрастания энергопотребления камеры или смартфона я не заметил, хотя функция была включена на протяжении всего теста.
Далее всё управление происходит непосредственно со смартфона. Есть возможность сразу передавать на смартфон снятые кадры в фоновом режиме или выбрать самостоятельно снимки с карты памяти. Во втором случае автоматически устанавливается Wi-Fi-соединение между устройствами.
Многие фото в этом тесте имеют геопривязку
Возможно дистанционно передавать камере координаты точки съёмки с вашего мобильного устройства. Многие кадры в тесте имеют соответствующие данные в EXIF. Это удобно, например, при публикации фото в Instagram: геотег подтягивается автоматически.
Возможна как дистанционная фотосъемка...
...так и дистанционная видеосъемка.
Наконец, можно дистанционно управлять фотоаппаратом. Есть небольшой лаг отображения картинки на дисплее, примерно полсекунды. Доступны выбор режимов съёмки, управление экспопараметрами и балансом белого, выбор точки автофокуса, включение автоспуска (важно для съёмки селфи!). Дистанционная съёмка возможна как для фото, так и для видео.
Выводы
Nikon представил очень ровную, предсказуемую и продуманную беззеркальную фотосистему, главным плюсом которой является лёгкость миграции со старых зеркалок на новые камеры. Внешний вид, интерфейс, характер изображения — всё так или иначе перекликается с прошлыми моделями. Есть полная совместимость со старой оптикой через адаптер Nikon FTZ.
Новые технологии гармонично переплетены здесь со старыми достижениями. Новинка — стабилизация на основе сдвига матрицы — работает уверенно и эффективно. Сенсорное управление получило вторую жизнь после появления фазового автофокуса по матрице. В целом работа с автофокусом стала другой: проще и иногда существенно быстрее. Визирование через электронный видоискатель комфортное и информативное, с обилием дополнительной информации. Появился полностью бесшумный режим съёмки с фазовым автофокусом.
Не нашёл одобрения у поклонников бренда переход на формат карт XQD, по-прежнему есть вопросы к ресурсу аккумулятора (естественно, он меньше, чем в зеркалках). Эти факторы мы запишем в минусы этих моделей. В сложных условиях автофокус (прежде всего следящий) может уступать таковому у топовых зеркалок. Объём буфера достаточный для большинства видов съёмки, но в целом не слишком большой, особенно на фоне действительно высоких скоростных характеристик обеих моделей.
Ключевым различием между Nikon Z6 и Z7 является разрешение матрицы. По качеству изображения, в том числе по шуму на высоких ISO, камеры близки. Динамический диапазон не оставляет вопросов: Nikon Z7 здесь заслуживает высочайшей оценки, а Z6 мы просто не смогли детально изучить из-за запаздывающей поддержки RAW-файлов со стороны Adobe.
Видеовозможности на высоком уровне. Есть и замедленная до 120 кадров/с съёмка, и 4K-съёмка со всей площади матрицы. Жаль, что фирменный 10-битный формат N-Log может быть записан лишь на внешний рекордер, иначе это было бы сильнейшим конкурентным преимуществом.
Отдельно нужно похвалить продуманную реализацию беспроводных возможностей. Всё работает стабильно, просто и понятно.
Nikon есть Nikon: компания плавно эволюционирует, сохраняя консервативный подход даже в принципиально новых продуктах. Новая беззеркальная система — это не революция, а эволюция, постепенный и обдуманный апгрейд старых камер продвинутыми технологиями с прицелом на далёкое будущее. Новый байонет открывает перспективы для развития сверхсветосильной оптики, а беззеркальная конструкция уже сейчас даёт возможность применения новых функций: например, распознавания лиц или сенсорного следящего автофокуса.
Плюсы:
- высокое качество изображения на ISO до 12 800 для обеих камер;
- широкий динамический диапазон;
- очень высокое разрешение матрицы у Nikon Z7;
- эффективный встроенный стабилизатор;
- скорость серийной съёмки для 12 кадров/с для Nikon Z6 и до 9 кадров/с для Nikon Z7;
- уверенный и быстрый фазовый автофокус по матрице;
- схожая с зеркалками эргономика;
- продуманный и консервативный интерфейс;
- полноценное сенсорное управление;
- бесшумный режим работы;
- 4K-видеосъёмка без кропа;
- замедленная Full HD видеосъёмка;
- отлично проработанные беспроводные возможности;
- отличный электронный видоискатель;
- качественный наклонный сенсорный дисплей высокого разрешения;
- совместимость с оптикой F через переходник FTZ;
- перспективы создания сверхсветосильной оптики под байонет Z;
- пыле- и влагозащита.
Минусы:
- меньше ресурс аккумулятора по сравнению с зеркалками;
- проприетарный формат карт памяти XQD;
- следящий автофокус в сложных условиях может терять объект;
- нет автофокуса по глазам;
- запись видео в 10-битном N-Log возможна только на внешний носитель.
Источник обзора >> https://prophotos.ru/reviews/20656-nikon-z6-i-nikon-z7-nedelya-s-ekspertom