Sony ILCE 9: неделя с экспертом
Основные особенности Sony A9
Долгие годы мир профессиональных репортажных фотокамер был биполярным: на нём постоянно присутствовали лишь два игрока (вы их хорошо знаете). Попытки сломать парадигму предпринимались не раз, но до 2017 года существенных успехов никто из других участников рынка не добился. Делать прогнозы — занятие неблагодарное, но появление на рынке Sony ILCE-9, которая является героем нашего сегодняшнего теста, стало первым звоночком, напоминанием о том, что новые технологии могут стремительно изменить весь мир профессиональной фотографии.
С появлением Alpha 9 имидж Sony точно перестал ассоциироваться с любительской техникой.
Сам производитель не позиционирует Sony A9 как топовую модель. Это ещё один фотоаппарат в линейке, дополняющий славное семейство «семёрок». Просто в отличие от «семёрок» он создан специально для спортивной и репортажной съёмки. Но ряд технологических решений, которые применены в новинке, указывет на то, что сегодня беззеркалки могут составить уверенную конкуренцию профессиональным зеркалкам, а завтра… Впрочем, вернёмся ко дню сегодняшнему и тестированию камеры.
Вот основные характеристики Sony A9:
- 24-мегапиксельная многослойная КМОП-матрица формата 24×36 мм с обратной засветкой;
- скорость серийной съёмки до 20 кадров/с с автофокусом и отслеживанием экспозиции;
- полностью бесшумная съемка с электронным затвором;
- фазовая фокусировка по матрице с 693 точками;
- встроенная 5-осевая система стабилизации изображения на основе сдвига матрицы;
- наклонный сенсорный дисплей;
- электронный видоискатель с разрешением 3 686 400 точек;
- два гнезда для карт памяти, поддержка SD UHS-II;
- Wi-Fi и Bluetooth;
- LAN-интерфейс с возможностью работы с FTP-серверами.
Правда, впечатляет?
Новая матрица и технологии
Sony ILCE-9 получилась моделью прорывной, революционной. В ней впервые применён ряд решений, которых ранее в фотокамерах мы не встречали. И в основе большинства из них — новая полнокадровая многослойная CMOS-матрица со встроенной памятью (stacked CMOS sensor).
Секрет сенсора в том, что он представляет единую структуру из непосредственно светочувствительной области (обозначена цифрой 1), встроенной памяти и схемы высокоскоростной обработки сигнала (2 и 3). По заявлению производителя, благодаря этому скорость считывания с матрицы была увеличена в 20 раз. Это и есть технологическая основа многих технических характеристик ILCE-9.
Самое очевидное преимущество — скорость серийной съёмки. Она здесь может достигать 20 кадров/с в полном разрешении со следящим автофокусом и экспозамером по каждому кадру. Почти видеосъёмка, только в разрешении 24 мегапикселя.
ILCE-9 / FE 70-200mm F4 G OSS УСТАНОВКИ: ISO 800, F4, 1/1600 с, 138.0 мм экв., 5.0 МБ
Чуть менее очевидное преимущество высокой скорости считывания — отсутствие эффекта rolling shutter при работе с электронным затвором. Нельзя сказать, что такое решение полностью избавит фотографа от него, но на большинстве реальных сюжетов появление rolling shutter практически исключено. Электронный затвор в Alpha 9 — не дополнительная функция, а основной режим работы фотоаппарата.
Скорости считывания с матрицы достаточно, чтобы обеспечить корректную работу электронного затвора в большинстве случаев. Ни несущий, ни рулевой винт вертолёта Ми-26 на снимке не искажены. Использовался электронный затвор.
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F6.3, 1/2000 с, 400.0 мм экв., 4.0 МБ
Лишь у Ми-28 заметны следы rolling shutter на рулевом винте, вращающемся с частотой более 1000 оборотов в минуту.
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS + 2X Teleconverter УСТАНОВКИ: ISO 640, F13, 1/1600 с, 666.0 мм экв., 4.0 МБ
Если же требуется полностью исключить rolling shutter, просто включите механический затвор. В Sony A9 он может работать на выдержках до 1/8000 с, а электронный — до 1/32000 с
Комфортная работа с видоискателем помогла мне поймать момент отстрела тепловых ловушек «Стрижами». Никто не ожидал, что это произойдёт не в конце, а в начале выступления. Наблюдая за самолётами даже во время серийной съёмки, я вовремя успел перекадрировать снимок и оставить чуть больше места позади пилотажной группы. Здесь счёт шёл на доли секунды, ведь скорость полёта была порядка 600 км/ч.
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS + 1.4X Teleconverter УСТАНОВКИ: ISO 250, F10, 1/1000 с, 140.0 мм экв., 2.0 МБ
Благодаря высокой скорости считывания и применению электронного затвора, Sony A9 стала первой в мире фотокамерой, способной вести съёмку вообще без затемнения видоискателя. Фотограф постоянно видит в электронном видоискателе живую картинку: без задержек, замираний, мерцаний. Всё как в хорошей профессиональной видеокамере. Даже если в этот момент камера снимает до 20 кадров/с, при том совершенно бесшумно и без вибраций. Возможно, шумные пресс-конференции в присутствии журналистов доживают свои последние дни?..
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS + 1.4X Teleconverter УСТАНОВКИ: ISO 640, F10, 1/1250 с, 560.0 мм экв., 3.0 МБ
Наконец, в отличие от зеркалок, Sony A9 постоянно «видит» происходящее в кадре. А значит, она способна непрерывно вести фокусировку по фазовым датчикам, расположенным на матрице. В секунду происходит до 60 вычислений фокусировки и экспозиции.
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 250, F7.1, 1/1600 с, 400.0 мм экв., 5.0 МБ
Зона, покрытая датчиками фокусировки, занимает 93% площади кадра и состоит из 693 точек. Естественно, отдельные точки выбрать нельзя. Но все они задействуются при работе с широкозонной фокусировкой.
Матрица изготовлена по технологии с обратной засветкой. Это второй серийный полнокадровый сенсор, изготовленный по подобной технологии. Первый был в Sony ILCE-7RM2. И там он показал себя с лучшей стороны, обеспечивая низкий шум и широкий динамический диапазон на 42-мегапиксельной матрице. Как себя ведут 24 мегапикселя с обратной засветкой, мы покажем на следующих страницах нашего теста.
И самое интересное: несмотря на усложнение структуры матрицы, внутрикамерная пятиосевая стабилизация сохранилась. Камера, как и «семёрки» второго поколения, способна компенсировать колебания и смещения, возникающие по пяти осям.
Чтобы поддержать высокую скорость работы фотоаппарата, нужно выбрать и соответствующие карты памяти. ILCE-9 может работать с SD-картами памяти всех форматов. Слотов два: верхний также поддерживает Memory Stick DUO, а нижний позволяет применять быстрые SD UHS-II.
Видоискатель и экран
Электронный видоискатель Sony A9 — это веха в развитии фототехники. Впервые в камере столь высокого класса стоит подобный видоискатель, ранее использовались лишь оптические. Разрешение видоискателя составляет почти 4 мегапикселя (Quad VGA). В нём неразличимы отдельные точки, составляющие изображение. Картинка живая, реалистичная, задержек нет. Конечно, всё то же самое вы сможете увидеть и в оптическом видоискателе, но только электронный поможет при этом контролировать экспозицию и баланс белого до съёмки.
Экран тоже был улучшен. Он получил сенсорный интерфейс с ограниченной функциональностью. Здесь полный паритет с собратьями по цеху. Как и в профессиональных зеркалках, в Alpha 9 сенсорный интерфейс не позволяет перемещаться по меню и менять настройки, он служит преимущественно для быстрого задания точки фокусировки.
Для профессиональной работы
О серьёзном позиционировании Sony ILCE-9 может говорить ряд «формальных» характеристик, отличающий про-камеры. Например, это проводной LAN-интерфейс и возможность прямой передачи данных на FTP. Их наличие — обязательное условие при съёмке крупных спортивных событий: от олимпиад до мировых чемпионатов. Беспроводные интерфейсы Bluetooth и Wi-Fi также предусмотрены, о них мы расскажем ниже.
Корпус камеры изготовлен из металла, оснащён пыле- и влагозащитой. Системная оптика, особенно топового класса, имеет аналогичную защиту.
У камеры новая батарея: её мощность увеличена 2,2 раза ёмкости. Также к ней выпущены батарейная ручка на два аккумулятора.
Наконец, с выходом этой модели Sony объявили о старте программы Sony Imaging PRO Support в России.
Совместимая оптика
Часто на просторах интернета можно встретить критику в адрес не слишком широкого парка оптики для беззеркалок Sony. Но зачастую критики оказываются просто не в курсе последних новинок. С выходом Sony A9 параллельно были выпущены сразу несколько объективов, которые закрыли последние серьёзные дыры в модельной линейке производителя.
Так, весь диапазон репортажных зумов от 16 до 400 мм полностью закрыт объективами G Master. А использование конвертера для SEL100400GM сдвигает верхнюю планку фокусных расстояний к 800 мм.
Чтобы снять пару Т-50 с приемлемой крупностью плана, пришлось использовать телеконвертер х1,4.
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS + 1.4X Teleconverter УСТАНОВКИ: ISO 500, F10, 1/1250 с, 560.0 мм экв., 4.0 МБ
Камера способна работать и с оптикой A, где есть и 300-мм, и даже 500-мм светосильные фиксы. Они устанавливаются при помощи переходника LA-EA4, полностью сохраняя работоспособность автофокуса. Фокусировка с ними происходит чуть медленнее, чем с G Master, но для многих видов съёмки такая связка оказывается полностью пригодной.
ILCE-9 / 500mm F4 G SSM УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/500 с, 500.0 мм экв., 4.0 МБ
Дизайн, эргономика, аксессуары
Итак, открываем коробку с камерой! Она компактная, никаких супераксессуаров в стандартной комплектации не поставляется. Зато сетевых кабелей сразу четыре: по два с обычной европейской и британской вилкой.
Кроме самой камеры, в коробке вы найдёте аккумулятор, зарядное устройство для USB, шнур USB 2.0, плечевой ремень, сетевые шнуры, фиксатор кабелей, зарядное устройство для аккумулятора, гарантийный талон, инструкцию и описание Capture One Express для Sony.
Внешне Sony A9 совсем не похожа на профессиональный аппарат. По сравнению с топовыми зеркалками ей явно не достаёт массы. На их фоне она смотрится этаким дерзким антиподом.
Хорошо это или плохо — вопрос открытый. Но недостающую высоту рукоятки можно с лёгкостью компенсировать дополнительной металлической рукояткой или батарейной ручкой. В последнем случае камера выглядит явно солиднее, но всё равно намного компактнее зеркальных собратьев.
Логика управления и расположение кнопок унаследованы от «семёрок». Общего здесь много, но есть и изменения. Например, Alpha 9 является первой из беззеркалок производителя, которая получила джойстик для прямого выбора зоны автофокуса.
Режим работы затвора и режим автофокуса теперь выбираются отдельными селекторами-барабанчиками на левом «плече» фотоаппарата.
Кнопка старта видеозаписи стала крупнее и переехала ближе к видоискателю. Там она точно уместнее, чем на рукоятке «семёрок»!
Программируемая кнопка C3 теперь находится слева от видоискателя, рядом с кнопкой меню. Остальная логика управления не поменялась. Есть два управляющих диска для установки текущих параметров: под указательным и большим пальцем. Навипад традиционно имеет вращающееся кольцо, которому можно назначить какую-либо дополнительную функцию, получив ещё один управляющий диск.
Большинство других кнопок — настраиваемые. Их функции можно задать в меню. Поэтому мы не останавливаемся на них более подробно. Скажем лишь, что полюбившаяся многим фотографам функция автоматической фокусировки по глазам никуда не делась. За её включение по умолчанию отвечает центральная кнопка навипада.
Сенсорный дисплей камеры по умолчанию выключен. При его включении появляется возможность выбирать область фокусировки касаниями. Однако перемещаться по меню и менять настройки нельзя.
Интерфейсы и разъёмы
Почти все разъёмы камеры спрятаны за пластиковыми заглушками на левом ребре. Здесь находятся:
- терминал локальной сети RJ-45;
- синхроконтакт;
- вход микрофона;
- выход на наушники;
- mini-HDMI;
- мультиинтерфейсный разъем, он же USB 2.0.
Жаль, что разработчики не оснастили камеру более быстрым проводным интерфейсом. Зеркальные собратья уже шагнули в эру USB 3.0.
На правом боку фотоаппарата за дверцей скрыты два разъёма карт памяти. Верхний для SD UHS-I и Memory Stick DUO, нижний для SD UHS-I и SD UHS-II.
Аксессуары
Для Sony A9 была выпущена новая вертикальная ручка VG-C3EM, не совместимая с предыдущими моделями.
Если дополнительное питание не требуется и нужно лишь увеличить высоту хвата, то это решается с помощью металлической рукоятки GP-X1EM. Она, кстати, совместима и с «семёрками».
Металлическая ручка GP-X1EM увеличивает высоту рукоятки камеры и делает хват более комфортным.
К сожалению, штативное гнездо камеры при установке GP-X1EM становится недоступным.
Учитывая, что камеру мы будем тестировать в полевых условиях, не делая ей поблажек, на дисплей сразу клеим защитное стекло Sony PCR-LG1.
Из других полезных и важных аксессуаров нужно отметить батарейный блок NPA-MQZ1K. Это одновременно и зарядное устройство для батареек, и своеобразный пауэрбанк из тех же самых батарей, сетевой источник питания.
Заряжать устройство можно либо от сети с помощью идущего в комплекте адаптера, либо от USB. На выходе — разъём в форме аккумулятора Z (для Sony A9) или W (для других беззеркалок Sony).
Возможно питание двух USB-выходов. Устройство имеет множество точек крепления и легко может быть интегрировано на подвес или риг. Также отметим умный подход к работе с аккумуляторами: они разряжаются по очереди, а не все сразу. Камера «видит» оставшиеся проценты заряда текущего аккумулятора.
Скорость работы. Автофокус. Управление
Даже беглое знакомство с характеристиками Sony A9 даёт понять, что это не просто «ещё одна камера», а фотоаппарат с незаурядными скоростными характеристиками. Двадцать кадров в секунду с автофокусом — шутка ли? Но прежде чем перейти к субъективным оценкам, давайте разберёмся с объективными возможностями фотоаппарата.
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS + 1.4X Teleconverter УСТАНОВКИ: ISO 640, F10, 1/1250 с, 560.0 мм экв., 4.0 МБ
Скорость серийной съёмки и объём буфера
Мы уже не раз упоминали эту цифру: 20 кадров в секунду. Речь идёт о серийной съёмке в полном разрешении с работающим автофокусом и замером экспозиции между кадрами. При этом используется электронный затвор, так что можно снимать совершенно беззвучно. RAW записывается со сжатием. Если хочется снимать в несжатом формате RAW, то придётся довольствоваться 12 кадрами/с.
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 125, F6.3, 1/2000 с, 400.0 мм экв., 4.0 МБ |
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 160, F6.3, 1/2000 с, 400.0 мм экв., 4.0 МБ |
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 160, F6.3, 1/2000 с, 400.0 мм экв., 4.0 МБ |
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 160, F6.3, 1/2000 с, 400.0 мм экв., 4.0 МБ |
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 160, F6.3, 1/2000 с, 400.0 мм экв., 4.0 МБ |
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 160, F6.3, 1/2000 с, 400.0 мм экв., 4.0 МБ |
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 160, F6.3, 1/2000 с, 400.0 мм экв., 4.0 МБ
В RAW камера может «пулемётить» непрерывную серию длиной 10 секунд с частотой 20 кадров/с. Итого в буфер входит около 200 RAW (202 в нашем тесте), а затем темп съёмки падает. На обработку и запись столь длинной серии на карту SD UHS-II ушло около двух минут. В течение этого времени у фотографа нет доступа к основному меню камеры, снимки можно просматривать по мере записи.
Но есть и хорошие новости: снимать дальше можно, а настройки меняются в экранном меню. Оно полностью работоспособно. Поэтому перед ответственными съёмками не забудьте вынести в него все необходимые функции. И если не переполнять буфер (а сделать это непросто), можно снимать и снимать.
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS + 1.4X Teleconverter УСТАНОВКИ: ISO 160, F10, 1/1000 с, 165.0 мм экв., 3.0 МБ
Однако 20 кадров/с и автофокус доступны не со всеми объективами. В список избранных попали сравнительно новые модели оптики. Полный список можно посмотреть на официальном сайте. С более старыми объективами скорость будет падать до 15 кадров/с. То же самое произойдёт, если выдержка будет длиннее 1/125 с. Наконец, использование механического затвора снижает скорострельность камеры до 5 кадров/с. И конечно, съёмка перестаёт быть беззвучной.
Практика съёмки
Мы использовали объектив, полностью поддерживающий высокоскоростную серийную съёмку. Но признаюсь: почти сразу я перешёл к съёмке с пониженной частотой. Даже для реактивной авиации 20 кадров/с — много, место на флешке тает, как эскимо на пляже.
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 125, F7.1, 1/1600 с, 400.0 мм экв., 4.0 МБ
Ситуацию усугубляет отсутствие тактильных и любых других ощущений от съёмки. Ты жмёшь на кнопку спуска, а ничего не происходит: нет вибрации затвора, нет щелчков, нет затемнения видоискателя. О том, что в данный момент идёт съёмка, говорит лишь мигание подсветки области автофокуса. Пока пытаешься приспособиться, легко забить карту памяти 10–20 гигабайтами снимков. Спасти незадачливого фотографа могут лишь «электронные» звуки затвора, которые легко можно включить в меню.
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS + 2X Teleconverter УСТАНОВКИ: ISO 200, F9, 1/1000 с, 200.0 мм экв., 4.0 МБ
Впрочем, к хорошему быстро привыкаешь. Отличный электронный видоискатель позволяет наслаждаться съёмкой. Картинка в нём очень детализированная, живая, без задержек. Разрешение просто потрясающее! Затемнение в момент съемки отсутствует. Ты как будто смотришь видео: и до нажатия кнопки спуска, и во время, и после. Ты видишь самолёты крупным планом, а мелкие вибрации камеры в руках сглаживаются системой стабилизации. Стоит убрать от глаз камеру с мощным телевиком, и аэрошоу выглядит уже не столь увлекательно. Как ни крути, а система визирования в Sony A9 действительно революционная.
Выходящая из петли пара Т-50 отлично видна через телеобъектив с телеконвертером. Вряд ли большинство зрителей МАКСа смогли рассмотреть их так же хорошо, как я.
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS + 1.4X Teleconverter УСТАНОВКИ: ISO 320, F10, 1/1250 с, 483.0 мм экв., 3.0 МБ
Можно использовать и дисплей, но точно не в солнечный день. После великолепного 3,8-мегапиксельного видоискателя изображение на нём кажется тусклым и безжизненным. Действительно, всё познаётся в сравнении, ведь дисплей тут очень приличный, не хуже любой другой профессиональной камеры.
Автофокус
Неразрывно связаны со скоростью работы камеры вопросы автофокусировки. Поэтому мы решили вынести их в отдельный пункт обзора. Здесь есть много тонкостей, и главная из них — невозможность непосредственного сравнения работы автофокуса с зеркалками. Всё же автофокус тут работает по-другому и требует привыкания со стороны фотографа.
Летящие на фотографа со скоростью порядка 600 км/ч самолёты легко удерживаются в фокусе.
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F6.3, 1/2000 с, 400.0 мм экв., 4.0 МБ
Основное отличие — практически полный отказ от работы с точками автофокуса как таковыми. Ведь фокусировка осуществляется непосредственно по матрице, причём практически по всей её площади. Для этого используются расположенные на ней датчики фазовой детекции. Всего точек автофокуса 693. Думаю, теперь понятно, почему нельзя работать с каждой конкретной? Их просто очень много!
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS + 1.4X Teleconverter УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 1/1600 с, 560.0 мм экв., 3.0 МБ
Вместо отдельных точек, фотограф может выбирать зону автофокуса, предварительно установив её размер кнопкой C2 (настройка по умолчанию). И это вполне рациональный путь.
ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 100, F4.5, 1/1250 с, 33.0 мм экв., 5.0 МБ
Впервые в беззеркалках Sony появился отдельный джойстик для прямого выбора соответствующей зоны. На мой взгляд, настройки джойстика жестковаты. При непрерывном удержании в одном положении сначала идёт сравнительно длинная пауза, а затем область начинает двигаться слишком быстро. Впрочем, в этом вопросе всё субъективно. Нужно просто немного привыкнуть.
Автоматика камеры легко распознаёт самолёт как главный объект в кадре и не «цепляется» за траву на переднем плане, хотя она находится ближе к точке съёмки.
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 500, F7.1, 1/1250 с, 400.0 мм экв., 6.0 МБ
Однако главное достоинство камеры — довольно уверенная работа в автоматических режимах выбора области автофокуса. Так, в абсолютном большинстве случаев при работе с широкой зоной фотоаппарат будет наводиться на важный объект сам.
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 200, F7.1, 1/1600 с, 400.0 мм экв., 4.0 МБ
Съёмка портрета не является исключением. По умолчанию центральной точке навипада присвоена настройка «АФ на глаза». Зажимаем кнопку большим пальцем, и система автофокусировки мёртвой хваткой вцепляется в глаз модели. Особенно эффективно эта функция работает при непрерывной фокусировке, исключая промахи из-за движения модели в кадре. Очень чётко работает распознавание лиц.
Важно, что автофокус по глазам работает только с «родной» оптикой FE, а вот распознавание лиц возможно даже со сторонней оптикой. Приоритетные лица можно заранее занести в память фотоаппарата, чтобы он отдавал им приоритет при фокусировке.
Следящему автофокусу в камере уделено много внимания. Я бы сказал, что у Sony A9 это основной режим работы. Сложности со слежением могут возникать только в сравнительно непростых условиях. Например, если вы закрываете диафрагму сильнее f/11 (напомню, камера сразу прикрывает диафрагму до установленного значения ещё до съёмки). Но при этом система из SEL100400GM и двукратного телеконвертера, как раз обладающая светосилой f/11, не только остаётся полностью автофокусной, но и сохраняет на открытой диафрагме возможность слежения за объектом.
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS + 2X Teleconverter УСТАНОВКИ: ISO 320, F11, 1/500 с, 788.0 мм экв., 4.0 МБ
Случаются ли промахи? Безусловно! В серии кадров могут быть нерезкие снимки. В моей практике наиболее частой причиной было зумирование во время съёмки. С объективом SEL100400GM в момент изменения фокусного расстояния фокус часто терялся.
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 200, F7.1, 1/1600 с, 400.0 мм экв., 3.0 МБ |
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 250, F7.1, 1/1600 с, 400.0 мм экв., 4.0 МБ |
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 200, F7.1, 1/1600 с, 400.0 мм экв., 4.0 МБ |
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 200, F7.1, 1/1600 с, 400.0 мм экв., 4.0 МБ |
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 200, F7.1, 1/1600 с, 400.0 мм экв., 4.0 МБ |
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 200, F7.1, 1/1600 с, 400.0 мм экв., 3.0 МБ |
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 250, F7.1, 1/1600 с, 400.0 мм экв., 4.0 МБ |
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 250, F7.1, 1/1600 с, 400.0 мм экв., 4.0 МБ |
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 250, F7.1, 1/1600 с, 400.0 мм экв., 4.0 МБ |
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 250, F7.1, 1/1600 с, 400.0 мм экв., 4.0 МБ |
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 250, F7.1, 1/1600 с, 400.0 мм экв., 4.0 МБ |
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 250, F7.1, 1/1600 с, 400.0 мм экв., 4.0 МБ |
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 250, F7.1, 1/1600 с, 400.0 мм экв., 4.0 МБ |
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 250, F7.1, 1/1600 с, 400.0 мм экв., 4.0 МБ |
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 250, F7.1, 1/1600 с, 400.0 мм экв., 4.0 МБ |
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 250, F7.1, 1/1600 с, 400.0 мм экв., 4.0 МБ
Первые кадры в серии также не всегда оказывались резкими. Но тут всё очевидно: с камерой я не церемонился, нажимая кнопку спуска ещё до момента финальной компоновки кадра. Таким образом, за время съёмки первых 1–2 кадров автофокус ловил резкость, а дальше уже удерживал снимаемый объект.
Съёмка со следящим автофокусом через препятствие:
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 400, F7.1, 1/1600 с, 400.0 мм экв., 5.0 МБ |
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 400, F7.1, 1/1600 с, 400.0 мм экв., 5.0 МБ |
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 400, F7.1, 1/1600 с, 400.0 мм экв., 5.0 МБ |
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 500, F7.1, 1/1600 с, 400.0 мм экв., 4.0 МБ |
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 640, F7.1, 1/1600 с, 400.0 мм экв., 5.0 МБ |
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 320, F7.1, 1/1600 с, 400.0 мм экв., 5.0 МБ |
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 320, F7.1, 1/1600 с, 400.0 мм экв., 5.0 МБ
Конечно, чувствительность слежения и время удержания фокуса при потере объекта можно отдельно настроить. Однако даже настройки по умолчанию работают весьма корректно, позволяя легко снимать через препятствия в кадре.
Полный набор настроек автофокуса:
Помощь при ручной фокусировке:
Если же автоматический выбор области автофокуса сработал некорректно по мнению фотографа, то вмешаться в работу системы можно двумя способами. Так при работе с широкой зоной при нажатии на джойстик мгновенно активируется центральная зона АФ. Второй способ — это сенсорный дисплей. В любой момент, какой бы режим работы автофокуса ни использовался, можно просто ткнуть пальцем в экран, чтобы выбрать нужную зону. Отменить работу по этой зоне так же просто: достаточно нажать на джойстик.
И всё же главный вопрос: сопоставимы ли возможности автофокуса с таковыми у топовых зеркалок? Пожалуй, да. Но за последними остаётся некоторое преимущество в виде отработанных фотографами методик съёмки. Иными словами, и топовые зеркалки, и новая Sony A9 могут допускать промахи, в отдельных ситуациях не сразу ловить фокус. Но делать они это будут по-разному.
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F7.1, 1/1600 с, 400.0 мм экв., 6.0 МБ
Просто большинство опытных фотографов привыкли избегать сложных ситуаций и не ставит зеркалки в непростые для них условия. Например, контровый свет легко ослепляет зеркалку, но при этом почти не смущает автофокус Sony A9. В то же время зеркалки играючи отрабатывают изменение фокусного расстояния во время непрерывной съёмки.
Один из примеров разной работы автофокуса зеркалок и беззеркалок: контровой свет совсем не страшен системе автофокуса Sony A9.
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F6.3, 1/2000 с, 400.0 мм экв., 2.0 МБ
Непаспортные возможности
Нужно отдать должное разработчикам Sony: они умышленно не «закрывают» ряд возможностей фотоаппарата, делая его очень универсальным и функциональным. Так, кроме системных объективов FE, можно легко применять оптику из зеркальной системы A. Например, автофокус с SAL500F40G тоже работает при помощи переходника LA-EA3.
ILCE-9 / 500mm F4 G SSM УСТАНОВКИ: ISO 8000, F4, 1/500 с, 500.0 мм экв., 7.0 МБ
Да, наводка на резкость происходит не так гладко, как с новейшими G Master. Рысканий нет, но доводка проходит с ощутимыми шагами. Для спортивной съёмки такой скорости может оказаться вполне достаточно.
ILCE-9 / 500mm F4 G SSM УСТАНОВКИ: ISO 640, F4, 1/500 с, 500.0 мм экв., 6.0 МБ
Наконец, с помощью переходников можно легко использовать стороннюю оптику с сохранением автофокуса. В нашем случае — объективы EF. Мы применяли адаптеры Metabones V и Sigma MC-11. Объектив из другой системы с их помощью отлично наводился на резкость: быстро и точно. Отличие от работы объектива с «родной» ему камерой было лишь в ходе фокусировочного элемента. Он становится как будто ступенчатым, фокусировка осуществляется микрошагами, а не в одно движение. Но повторюсь: на скорости и точности это не сказывается.
Субъективно показалось, что с Metabones V ход автофокуса чуть более гладкий и быстрый. Однако существенной разницы в реальной работе между Metabones V и Sigma MC-11 мы не заметили. Оба переходника позволяют работать с автофокусом точно и достаточно быстро в неэкстремальных сюжетах.
Объектив Canon EF 24-105mm f/4L IS USM установлен через переходник Sigma MC-11. Работа автофокуса «неродного» объектива не вызвала никаких нареканий.
На той же съёмке в храме, где я испытывал работу с переходником, я ощутил все преимущества бесшумного электронного затвора. Когда ты снимаешь в полной тишине, а рядом фотограф «пулеметит» на зеркалку, то сразу понимаешь, почему часто в храмах, театрах, а то и музеях фотосъемка запрещена. Потому что шумный фотограф — это неудобство для окружающих.
Перед ответственной съёмкой у меня под рукой не оказалось широкоугольного объектива. Его я с успехом заменил на Canon EF 24-105mm f/4L IS USM. Для этого применялся переходник Sigma MC-11. Автофокус работал быстро и точно. Каких-то сложностей даже при съёмке с недостаточной освещенностью не возникло.
ILCE-9 / DT 24-105mm F4 SAM УСТАНОВКИ: ISO 1000, F4, 1/125 с, 35.0 мм экв., 6.0 МБ
Вопросы управления
Управление фотоаппаратом — всегда очень спорный и субъективный момент. Однако я бы хотел отметить явные улучшения по сравнению с «семёрками». Однозначный шаг вперёд — отдельный джойстик для прямого выбора области автофокуса и сенсорный экран с такой же функцией. Существенно повысил оперативность отдельный комбинированный селектор для выбора режима работы затвора и режима автофокусировки. Эти две «мелочи» — то, чего не хватало для полного счастья.
Возможности кастомизации камеры
Безусловно, у каждого фотографа могут быть свои пожелания, но большинство из них можно реализовать при помощи программируемых кнопок и управляющих дисков. Кастомизация этой камеры бьёт все рекорды.
Перенастраиваемые кнопки Sony A9 |
Перенастраиваемые кнопки Sony A9 |
Перенастраиваемые кнопки Sony A9 |
Список возможных функций каждой кнопки состоит из 19 страниц меню!
Возможные функции каждой кнопки перечислены на 19 страницах!
Отдельно можно настроить быстрое экранное меню, собрав в него самые важные для фотографа настройки.
Качество изображения
Шум и высокие ISO
ILCE-9 / Samyang 14mm f/2.8 ED AS IF UMC Sony E УСТАНОВКИ: ISO 5000, 1/100 с, 10.0 МБ
Разбираться с качеством изображения мы начнём с нашего стандартного теста камеры на всех ISO. Постараемся выжать максимум из Sony A9!
Для теста на всех ISO используется очень резкий фикс SEL85F14GM, задиафрагмированный до f/8. В настройках камеры мы выбрали несжатый RAW. Поехали? На ISO 100 в JPEG картинка абсолютно гладкая и очень детализированная. Обратите внимание на проработку текстуры кирпичных стен домов. Мельчайшие детали кладки видны. Муара при этом не возникает.
ILCE-9 / FE 85mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 3 с, 85.0 мм экв., 7.0 МБ
Аналогичная ситуация сохраняется и на ISO 200. Однако «под микроскопом» уже видно некоторое повышение уровня шума на ISO 400. Пока это всего лишь тенденция. Тем не менее заметно, что на монотонных участках чуть теряется гладкость картинки. В тенях проработка мельчайших деталей также теряется. Но общее качество изображения все равно можно охарактеризовать как очень высокое.
ILCE-9 / FE 85mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 1 с, 85.0 мм экв., 7.0 МБ |
ILCE-9 / FE 85mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/2 с, 85.0 мм экв., 7.0 МБ |
После ISO 800 начинается бесконечный поиск компромисса между шумностью и детализацией картинки. В JPEG разработчики решили отдать приоритет некой золотой середине. Начиная с ISO 800 шум в виде монохромного «песка» есть в тенях. Он заметен только при 100% увеличении и придирчивом изучении снимка. Такие кадры легко можно печатать большим форматом, ведь вместе с «песком» сохраняются и многие мельчайшие детали. Например, на левом доме по-прежнему читается текстура кирпичной кладки! При ISO 1600 шум остаётся тем же, а вот детализация начинает снижаться. Иной компромисс, но его тоже можно назвать удачным. Снимки все равно можно печатать крупным форматом. Примечательно, что работа с RAW на этих ISO вряд ли позволит получить существенный выигрыш в качестве. Новых деталей вы не вытянете, а соперничать со встроенной в камеру системой шумоподавления не так уж и просто.
ILCE-9 / FE 85mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 800, F8, 1/3 с, 85.0 мм экв., 8.0 МБ |
ILCE-9 / FE 85mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 1600, F8, 1/6 с, 85.0 мм экв., 8.0 МБ |
На ISO 3200 начинается самое интересное. Излишний перфекционизм здесь уже неуместен: любому фотографу ясно, что шум в таких условиях неизбежен. Да, он есть. На монотонных поверхностях в JPEG это все тот же монохромный «песок». На контрастных границах при максимальном увеличении заметны «акварельные» артефакты — система шумоподавления применяет разные алгоритмы для разных участков кадра. И это приносит плоды. Несмотря на некоторую потерю детализации в тенях, кадры без проблем можно печатать форматом до А3. При работе с RAW можно получить порой лучший результат, чем в JPEG.
ILCE-9 / FE 85mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 3200, F8, 1/13 с, 85.0 мм экв., 8.0 МБ
При ISO 6400 шум в JPEG становится грубее, тени приобретают некоторую рыхлость. Однако для репортажной и событийной съёмки это значение полностью пригодно. Цвет все ещё живой, картинка резкая. При работе с RAW легко разменять шум на детализацию в тенях, получив сравнительно качественный снимок для крупноформатной печати. А вот ISO 12800 — порог, после которого качество начинает стремительно снижаться. JPEG на таком значении чувствительности демонстрирует деградацию цвета и деталей в тенях. Шум собирается в сгустки на монотонных поверхностях. В сети такие снимки публиковать можно, печатать крупным форматом — уже не желательно. Спасёт RAW: при конвертации сырого файла все ещё можно найти некий компромисс между шумом и детализацией.
ILCE-9 / FE 85mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 6400, F8, 1/25 с, 85.0 мм экв., 8.0 МБ |
ILCE-9 / FE 85mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 12800, F8, 1/50 с, 85.0 мм экв., 7.0 МБ |
Начиная с ISO 25600 внутрикамерный JPEG практически выпадает из игры. Снимки в JPEG будут ограниченно пригодны лишь для публикации в сети, когда важно запечатлеть событие, а не получить художественно ценный снимок. Сильно деградируют цвета и детали. Из RAW можно получить результат лучше, особенно если потратить на это немного времени. Более высокие значения имеет смысл применять только в крайнем случае.
ILCE-9 / FE 85mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 25600, F8, 1/100 с, 85.0 мм экв., 8.0 МБ |
ILCE-9 / FE 85mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 51200, F8, 1/200 с, 85.0 мм экв., 7.0 МБ |
ILCE-9 / FE 85mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 102400, F8, 1/400 с, 85.0 мм экв., 9.0 МБ |
ILCE-9 / FE 85mm F1.4 GM УСТАНОВКИ: ISO 204800, F8, 1/800 с, 85.0 мм экв., 8.0 МБ |
Наши выводы полностью совпадают с настройками камеры по умолчанию: верхнее значение авто-ISO здесь ограничено 6400 единицами. И практика показывает, что менять эту настройку нужно лишь в тех случаях, когда съёмка по-другому просто невозможна. Сделать снимок в условиях ночного города при ISO 6400 не проблема. Камера, её стабилизатор здесь отрабатывают отлично.
ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 6400, F2.8, 1/100 с, 24.0 мм экв., 9.0 МБ
ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 6400, F2.8, 1/100 с, 30.0 мм экв., 11.0 МБ |
ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 6400, F2.8, 1/100 с, 38.0 мм экв., 6.0 МБ |
ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 6400, F2.8, 1/100 с, 24.0 мм экв., 12.0 МБ
Детализация, цвет
Мы тестировали Sony A9 преимущественно с топовой оптикой G Master, хотя в отдельных случаях нами применялись и другие объективы, в том числе и других производителей. Снимки, сделанные с оригинальной оптикой, резко отличаются беспрецедентно высокой детализацией. Sony A9 — это тот случай, когда 24 мегапикселя работают с практически попиксельной резкостью.
ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/2500 с, 45.0 мм экв., 8.0 МБ
Да-да, мы все понимаем, что байеровская матрица на попиксельную резкость не способна. Но просто посмотрите на снимки ниже.
ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 400, F4, 1/2500 с, 29.0 мм экв., 8.0 МБ
Да-да, мы все понимаем, что байеровская матрица на попиксельную резкость не способна. Но просто посмотрите на снимки ниже.
ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/250 с, 24.0 мм экв., 8.0 МБ
Цветопередача в целом довольно точная. Цвет сочный, живой, но без искажений. Сейчас мы говорим про JPEG, потому что в профессиональной камере JPEG может быть одним из основных сценариев применения, когда результат нужно получить прямо из камеры.
ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 800, F4, 1/250 с, 25.0 мм экв., 6.0 МБ
ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 100, F4.5, 1/1000 с, 62.0 мм экв., 6.0 МБ
ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 800, F10, 1/2000 с, 24.0 мм экв., 6.0 МБ
Со скинтоном проблем также не возникает. Цвета на фото естественные.
ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 800, F2.8, 1/80 с, 62.0 мм экв., 6.0 МБ
При конвертации RAW в программах Adobe цвет может несколько отличаться от камерных профилей, уходя в зеленоватые оттенки. Если предполагается работа именно с этими редакторами, нужно быть готовым к такой особенности их профилей: их нужно откалибровать или настроить.
ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 3200, F4, 1/250 с, 24.0 мм экв., 7.0 МБ
Автоматика баланса белого неплохо справляется со смешанным светом, стараясь найти нейтральную золотую середину не уводя картинку в слишком тёплые или холодные оттенки. Светодиодное и люминесцентное освещение проблем не вызывает.
ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 400, F4, 1/100 с, 24.0 мм экв., 7.0 МБ
Динамический диапазон
В Sony A9 применяется матрица с обратной засветкой. Эта технология в модели Sony ILCE-7RM2 ранее показала себя с лучшей стороны в отношении динамического диапазона кадров. Как будут обстоять дела у A9? Ведь разрешение матрицы ниже, а значит размер светочувствительных элементов пикселей может быть больше со всеми вытекающими из этого преимуществами.
ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 800, F8, 1/640 с, 24.0 мм экв., 7.0 МБ
Скажем сразу, что в JPEG камера умело «упаковывает» динамический диапазон в кадр, стараясь не допускать ни глухих теней, ни белых пересветов. Гистограмма за края графика не заходит до тех пор, пока фотограф не допускает ошибку или же фотоаппарат не встречается со слишком контрастной сценой. И что же тогда?..
Оригинальный снимок в JPEG. ILCE-9 / Samyang 14mm f/2.8 ED AS IF UMC Sony E УСТАНОВКИ: ISO 800, 1/160 с, 5.0 МБ |
Результат обработки RAW. ILCE-9 / Samyang 14mm f/2.8 ED AS IF UMC Sony E УСТАНОВКИ: ISO 800, 1/160 с, 4.0 МБ |
Тогда остаётся рассчитывать только на RAW. И он не разочаровывает. Детали из пересветов сырой файл отдаёт охотно. Если понизить экспозицию на 2,3 ступени, из белых пересветов все ещё появляются новые цвета и элементы изображения.
ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 400, F4, 1/2500 с, 24.0 мм экв., 4.0 МБ |
ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 400, F4, 1/2500 с, 24.0 мм экв., 3.0 МБ |
Вытянуть можно буквально «мёртвые» пересветы неба. Чудесным образом на белом фоне появляются облака, которым легко вернуть фактуру и цвет.
Оригинал кадра в JPEG.
ILCE-9 / Samyang 14mm f/2.8 ED AS IF UMC Sony E УСТАНОВКИ: ISO 800, 1/1000 с, 5.0 МБ
Результат конвертации RAW.
ILCE-9 / Samyang 14mm f/2.8 ED AS IF UMC Sony E УСТАНОВКИ: ISO 800, 1/1000 с, 6.0 МБ
Однако и в светах у фотографа есть запас, и немаленький. Тени тянутся хорошо и гибко, с сохранением деталей и цветов. Экспозицию можно подвинуть вверх до трёх ступеней довольно смело. При этом из глухих теней появятся спасённые детали.
ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/640 с, 24.0 мм экв., 5.0 МБ |
ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/640 с, 24.0 мм экв., 6.0 МБ |
Возможности корректировки теней.
Настройки шумоподвления.
Да, при этом проявится и шум, что в принципе неизбежно. Но при конвертации уровень шума легко контролируется. Коррекция в пределах двух ступеней вообще не приводит к рыхлости картинки. До трёх ступеней придётся прибегать к шумоподавлению, но качественный результат все равно получить можно.
В чем снимать: RAW или JPEG?
Sony A9 оставила двойственное впечатление: с одной стороны, у неё просто отличный цвет в JPEG, точная работа экспозамера и автоматики баланса белого, хорошее шумоподавление на малых и средних ISO. С другой стороны, после ISO 6400 зачастую ручная конвертация RAW с вдумчивой настройкой шумоподавления способна обеспечить более качественную картинку.
ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 800, F4, 1/320 с, 24.0 мм экв., 7.0 МБ
Сомнения фотографа может преумножить тот факт, что получение сочного и чистого цвета, как в JPEG, может потребовать телодвижений: применения «родного» конвертера или правки настроек цвета в продуктах Adobe.
Видеосъемка. Беспроводные возможности
Видеосъемка
Sony A9 — это прежде всего фотоаппарат. Но возможности видеосъемки в нём заложены весьма и весьма серьёзные. Напомню, всё дело в многослойной КМОП-матрице с очень высокой скоростью считывания. Именно высокая скорость считывания открывает возможности 4K-видеосъёмки без кропа. Максимальный битрейт составляет до 100 Мб/с, а частота кадров — до 25/30.
Разрешение видеороликов в 4K составляет 3840x2160. Детализация картинки очень высокая.
Во время видеосъемки работает пятиосевая стабилизация на основе сдвига матрицы. Но если на камеру установлен стабилизированный объектив, то оба стабилизатора будут работать одновременно.
Во время видеосъемки доступен тот же самый эффективный автофокус, что и при фотосъёмке. Он уверенно отслеживает движения объекта в кадре, что даёт возможность быстро превратить репортажный фотоаппарат в репортажную видеокамеру. Снимать на A9 просто: нажал на кнопку, и запись пошла. Собственно, в этом главная ценность этой модели: она даёт возможность снимать видео наравне с фото, с таким же высоким качеством и с такой же простотой. Брать именно её для видеопроизводства, может, и не стоит. Ведь есть прекрасная Sony ILCE-7SM2. Но если фотографу понадобится сделать видео, совершенный инструмент в его руках будет.
Кроме 4K, возможна съёмка в Full HD с не менее низким битрейтом. Доступная частота кадров — до 100/120 в секунду. При этом можно снимать в «обычном» видеорежиме, а можно перейти в новый для камер Sony режим — S&Q (slow and quick — быстро и медленно). В нём можно варьировать частоту кадров от 1 в секунду (интервальная съёмка) до 100/120 в секунду (замедленная съёмка).
Разъёмы для микрофона и наушников дополнительно расширяют возможности репортажной съёмки. Напомним, что мультиинтерфейсный разъем также позволяет использовать системные микрофоны, например, XLR-K2M.
Для видеосъемки можно настроить множество параметров, например, скорость автофокуса и чувствительность слежения.
Но в видео есть одна особенность, которая отличает Sony A9 от многих других камер Alpha последнего времени. Разработчики лишили этот фотоаппарат поддержки профилей гамма-кривой S-Log. Так что это все же репортажная фотокамера, но не инструмент профессионального видеопроизводства.
Беспроводные интерфейсы
Реализация беспроводных возможностей в ILCE-9 несколько отличается от того, что мы видели в «семёрках». По-прежнему для работы со смартфоном понадобится приложение PlayMemories Mobile, доступное для Andoid и iOS. Дальше необходимо в меню фотоаппарата выбрать сценарий использования. Например, доступно беспроводное управление, передача снимков с камеры, а также передача координат для геопривязки снимков.
Начнём с дистанционного управления. Связь устанавливается по Wi-Fi, сеть раздаёт камера. Сканируя QR-код на экране фотоаппарата, можно автоматически передать в смартфон информацию о пароле к сети. В принципе, первичная настройка не занимает много времени. Для смартфонов, оборудованных NFC-модулем (кроме Apple), процесс сопряжения дополнительно упрощается: достаточно поднести устройства друг к другу.
Интерфейс беспроводного дистанционного управления.
Приложение попросит вас отключить Bluetooth для ускорения передачи картинки. Нужно отметить, что после этого лага отображения практически не чувствуется! Он есть, но составляет какие-то доли секунды. Картинка на экране живая, чёткая, в хорошем разрешении. Управление по Wi-Fi одно из самых быстрых среди всех современных камер.
Со смартфона можно устанавливать основные параметры фото- и видеосъемки. Управлять видеосъемкой со смартфона тоже можно. Параллельно все настройки можно менять и на самой камере. Очень удачная реализация дистанционного пульта!
Управление видеосъемкой с помощью смартфона.
Аналогично работает передача снимков из камеры на смартфон: включаем соответствующий пункт в меню фотоаппарата, сопрягаем устройства, запускаем PlayMemories Mobile и передаём снимки.
Новой «фишкой» стала функция передачи GPS-координат от смартфона камере. Для этого устройства связываются по Bluetooth при помощи всё того же приложения PlayMemories Mobile.
Из дополнительных возможностей стоит отметить передачу снимков на компьютер по локальной сети.
LAN и FTP
Одно из главных нововведений, позаимствованных из мира профессиональной фотографии — это LAN-разъём и возможность работы с FTP-сервером (передача возможна и по Wi-Fi сети).
Это ключевой сценарий использования камеры на ряде мероприятий: фотограф снимает, а фото моментально улетают по кабелю на FTP-сервер, где с ними работает бильдредактор агентства или другого заказчика. Именно так снимают крупнейшие чемпионаты и Олимпийские игры. Теперь Sony A9 к таким задачам тоже готова.
Спортивная съемка на Sony A9
Здравствуйте! Меня зовут Леонид Жуков. Когда-то я занимался разными видами спорта и любил фотографировать, а потом объединил два своих увлечения. Сейчас специализируюсь на съёмке экстремальных видов спорта и аутдор-дисциплин, таких как маунтинбайк, велотриал, скалолазание, фрирайд и пр.
Когда в начале 2017 года компания Sony анонсировала модель Alpha A9, среди профессиональных фотографов закипели дискуссии. Одни говорили, что начинается новая эра и зеркальным камерам скоро придёт конец, другие утверждали, что по эргономике и удобству беззеркалкам ещё далеко до них. Но то, что произошло нечто знаковое, признавали все.
Лучший способ составить личное мнение о новинке — попробовать её в деле! И когда мне представилась возможность протестировать Sony A9, я согласился с большой радостью и некоторым волнением. Почему с волнением? Дело в том, что до этого я снимал только зеркальными камерами.
Помимо самой камеры, мне достался интересный набор оптики и аксессуаров: штатный объектив 24-70 f/2.8 (SEL2470GM), телеобъектив 100-400 f/4.5-5.6 (SEL100400GM), два телеконвертера x1.4 и x2.0, которые «удлиняют» 400 мм до запредельных 800, а также две вспышки и радиосинхронизаторы к ним. Определённо, с парком оптики и аксессуаров у Sony всё в порядке!
Знакомство
Знакомство начинается, конечно, с настройки камеры. Очень порадовало, что на программируемые кнопки, в отличие от современных зеркальных моделей, можно настроить практически любую функцию из меню. Я настроил камеру максимально приближенно к своей зеркалке, чтобы не путаться в управлении во время съёмки.
Многие выделяют небольшой вес камеры. Мне кажется, что следует сделать акцент на размере. Когда вы используете камеру с хорошей оптикой (особенно с телевиком), то вес у всего комплекта получается меньшим, чем у зеркалки, но всё же немалым. А вот места в рюкзаке новинка занимает значительно меньше.
К электронному видоискателю я относился с некоторым скепсисом, вспоминая давний опыт съёмки на видеокамеру. Но мои опасения были напрасными! Да, через пентапризму мне смотреть пока привычнее, но у Sony A9 действительно достойный видоискатель. В нём вы видите ту картинку, которая получится, с учётом баланса белого, экспозиции и других параметров.
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 400, F4.5, 1/2000 с, 100.0 мм экв., 14.0 МБ
Камера в деле: автофокус
Конечно, 20 кадров в секунду — огромная скорость, почти кино, но мне в первую очередь хотелось протестировать автофокус. Только представьте: фазовая фокусировка с 693 точками!
Слева на корпусе камеры есть удобный переключатель между следящим и покадровым режимом, кнопку С1 справа я настроил для выбора зоны фокусировки. На мой взгляд, меню выбора зоны фокусировки немного избыточно. Я не сразу в нём разобрался и даже переключил язык на английский, чтобы лучше понять работу автофокуса. Вместо шести пунктов можно было оставить три: зонный АФ, точечный (с возможностью изменения размера пятна фокусировки стрелками вправо/влево) и следящий (Lock-on AF). Как только вы разберётесь в режимах, автофокус станет вашим надёжным другом.
Съёмка началась с Токсовского веломарафона, который я снимаю на протяжении нескольких лет. В этот раз я взял с собой велосипед и передвигался по трассе, снимая в разных точках дистанции.
На марафоне есть несколько классических «дежурных» кадров. Эти сюжеты снимают каждый год, но они настолько яркие, что пропускать их нельзя. Один из них — массовый старт спортсменов в гору.
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 800, F5.6, 1/1000 с, 400.0 мм экв., 14.0 МБ
|
|
|
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 800, F5.6, 1/1250 с, 400.0 мм экв., 14.0 МБ
В этот раз оптика с диапазоном фокусных расстояний 100–400 мм позволила мне начать вести группу уже на выезде со стартового коридора. Автофокус довольно чётко держал спортсменов, но когда впереди появилось дерево, переключился на него. К счастью, я успел перефокусироваться, и уже подъём лидеров автофокус отработал качественно.
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 800, F5.6, 1/1000 с, 179.0 мм экв., 8.0 МБ |
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 800, F5.6, 1/800 с, 285.0 мм экв., 8.0 МБ |
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 800, F5.6, 1/800 с, 285.0 мм экв., 8.0 МБ |
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 800, F5.6, 1/1000 с, 179.0 мм экв., 8.0 МБ
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 1250, F5.6, 1/500 с, 400.0 мм экв., 16.0 МБ |
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 800, F5.6, 1/500 с, 400.0 мм экв., 13.0 МБ |
Однако пару раз он перескочил на соседний с объектом съёмки предмет. Например, на этом кадре я хотел оставить в фокусе спортсмена в центре кадра. Это лидер, который догонял «круговых» на финишном подъёме.
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 640, F5.6, 1/400 с, 330.0 мм экв., 12.0 МБ
Потом автофокус вернулся и уже не убегал.
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 800, F5.6, 1/400 с, 330.0 мм экв., 12.0 МБ
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 1250, F5.6, 1/400 с, 361.0 мм экв., 13.0 МБ
Стоит отдельно рассмотреть режим Lock-on AF. Он очень удобен, когда вы скомпоновали кадр и не хотите менять композицию, а объект съёмки при этом перемещается.
Например, здесь спортсмен прыгает на разминке перед началом Кубка мира по триалу с одного бетонного блока на другой. Композиция кадра не меняется, и в видоискателе видно, как точки АФ перемещаются вслед за райдером.
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F4.5, 1/320 с, 100.0 мм экв., 16.0 МБ
В этой ситуации можно было, конечно, воспользоваться покадровым фокусом, ведь объект движется в одной плоскости перпендикулярно объективу. А если движение более сложное? Спортсмен разгоняется из дальнего угла, перемещаясь как справа налево, так и приближаясь к камере. Автофокус отрабатывает все перемещения, и в этом явное преимущество режима Lock-on AF.
ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.8, 1/4000 с, 28.0 мм экв., 15.0 МБ
ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.8, 1/4000 с, 28.0 мм экв., 14.0 МБ
По моим наблюдениям, следящий режим Lock-on AF лучше всего работает, когда спортсмен плавно перемещается и рядом с ним или на пути нет отвлекающих объектов (например, других спортсменов, движущихся примерно с такой же скоростью, деревьев). В противном случае он может перескочить на другой предмет.
Когда движение или положение объекта в кадре заранее известно или есть помехи, надёжнее работают зонный или точечный АФ.
ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.8, 1/800 с, 41.0 мм экв., 11.0 МБ
Стабилизация
Невозможно прийти на велосипедные соревнования и не сделать ни одного кадра с проводкой. Этот приём подразумевает слежение за движущимся объектом, когда на длинной выдержке (от 1/125 до 1/15 с) он получается резким, а фон — смазанным.
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F9, 1/60 с, 100.0 мм экв., 8.0 МБ
Пожалуй, фото с проводкой — не лучший способ тестировать внутрикамерную стабилизацию, ведь нужно очень точно попасть в движение райдера. Несколько кадров я попробовал сделать телеконвертером х2.0. Здорово, что на фокусном расстоянии 800 мм, снимая с рук на выдержке 1/60 с, можно получить такой результат!
Съёмка в RAW
Условия для съёмки во Франции были не самые простые: весь день светило яркое солнце, создавая резкие тени. Порой приходилось снимать спортсменов снизу против света. RAW-файлы камеры позволяли без значительных потерь вытягивать тени и приглушать пересветы.
До обработки ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/3200 с, 31.0 мм экв., 13.0 МБ |
После обработки ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/3200 с, 31.0 мм экв., 16.0 МБ |
На таком свету было бы интересно попробовать какой-нибудь светосильный фикс с диафрагмой f/1.4 и выдержку 1/32000 с. Но у меня были лишь более «тёмные» объективы.
Вспышки
Помимо оптики, в системе есть и другие аксессуары, в том числе и вспышки. Для съёмки со вспышками камера использует механический затвор.
Очень приятно, что в некоторых вспышках уже есть встроенная система радиосинхронизации! У меня было две вспышки: HVL-F45RM во встроенным синхронизатором и HVL-F60M, которая дополнялась отдельным ресивером FA-WRR1. На камеру устанавливается трансмиттер FA-WRC1M, который позволяет работать с тремя группами вспышек по 14 каналам. Важно, что трансмиттер поддерживает TTL-режим, и все настройки вспышек можно менять прямо с него. Когда вы установили приборы на удалении или в каком-то труднодоступном месте, меньше всего хочется бегать к ним, изменяя настройки.
На Токсовском марафоне я планировал снять несколько эффектных кадров с проводкой, подсвечивая гонщиков вспышками. Но тут не всё пошло по плану.
Во-первых оказалось, что в режиме радиосинхронизации невозможно установить съёмку по задней шторке, камера снимает по передней (в режиме накамерной вспышки можно выбрать тот или иной вариант). А во-вторых, при работе со вспышками камера использует механический затвор, и на время съёмки видоискатель гаснет. У зеркальной камеры изображение появляется сразу же, как только зеркало опускается обратно. Тут экран гаснет в момент срабатывания механического затвора и загорается с некоторой задержкой. Причём задержка оказывается значительной даже на короткой выдержке вроде 1/1000 с, и она продолжительнее, чем блэкаут на зеркальных камерах. Из-за этого сложно снимать динамичные сюжеты, особенно кадры с проводкой, где нужно плавно вести камерой за объектом, чтобы точно попасть в его скорость движения.
ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/125 с, 24.0 мм экв., 13.0 МБ
Внешние вспышки позволяют направлять свет не «в лоб», а со стороны, за счёт чего сохраняются тени, которые дают объём.
ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 1600, F2.8, 1/60 с, 24.0 мм экв., 17.0 МБ
Вспышки можно использовать не только в темноте при недостатке освещения, но и в ясный солнечный день, чтобы смягчить резкие тени или высветлить участки в тени. Райдер, прыгающий с одного препятствия на другое, как раз подсвечивается с земли вспышкой.
ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 200, F3.2, 1/2000 с, 30.0 мм экв., 15.0 МБ
В целом механический затвор оказался более медленным (даже без использования вспышки). Максимальная скорость съёмки с ним равна 5 кадрам/с. Поэтому в режиме автоматического выбора камера отдаёт предпочтение электронному затвору и механическим пользуется лишь в случае необходимости.
Резюме от Леонида Жукова
Sony A9 имеет очень мощную начинку и функциональность, по многим параметрам опережающую топовые зеркалки. Но чтобы полностью раскрыть её возможности, нужно перестроиться и привыкнуть к камере. С Sony A9 фотограф должен точно понимать, чего он хочет. Иначе можно запутаться в настройках. Это как сложный музыкальный инструмент, который нужно сперва настроить, чтобы он издавал правильные звуки. Радует, что огромный парк оптики и аксессуаров способен покрыть практически все необходимые задачи. Ясно одно: на рынке появился игрок, с которого, возможно, начнётся новая эпоха в развитии фототехники.
Свадебная съёмка на Sony A9
Наш большой тест Sony A9 мы дополнили мнением о камере свадебного и семейного фотографа Дарьи Булавиной.
ILCE-9 / FE 85mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.8, 1/200 с, 85.0 мм экв., 9.0 МБ
Я считаю «девятку» идеальной камерой для свадебного фотографа. Мне нравится, что в ней реализован электронный затвор, дающий до 20 кадров в секунду. Во время съёмки свадеб и репортажей важно не привлекать внимания, и здорово, что с Sony A9 ты не клацаешь затвором без остановки.
ILCE-9 / FE 55mm F1.8 ZA УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.8, 1/640 с, 55.0 мм экв., 10.0 МБ
Лучше иметь возможность поймать какую-то интересную ситуацию, чем не запечатлеть её вообще. Если говорить о мимике, эмоциях, то по теории Пола Экмана существуют микровыражения и макровыражения. Макровыражения лица длятся около полутора секунд, а микровыражения — это как раз то, что мы не контролируем, настоящие эмоции. И они длятся доли секунды, так что поймать их можно только при высокой скорострельности. Меня часто спрашивают, как мне удаётся делать такие естественные фотографии даже за небольшой промежуток времени. А я просто снимаю максимум снимков, и на моментах, где очень много динамики (например, бросание букета), скорость может доходить до 20 кадров в секунду.
ILCE-9 / FE 28mm F2 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/1250 с, 28.0 мм экв., 9.0 МБ
За счёт такой высокой скорости удаётся поймать то расслабленное выражение лица невесты или жениха, которое длилось доли секунды. Поэтому мне и нужна такая скорострельность от камеры. Кто-то удивится, как же потом отобрать снимки, ведь на это может уйти не один день. Но есть прекрасная программа Photo Mechanic, где 6–7 тысяч фотографий я спокойно разбираю за час.
ILCE-9 / FE 55mm F1.8 ZA УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.5, 1/1250 с, 55.0 мм экв., 8.0 МБ
Отдельно стоит поговорить про фокусировку. В Sony A9 она сильно улучшена, сопоставима с топовыми репортажными зеркалками. Мне безумно нравится фокусировка по глазам, я считаю, что на данный момент у «девятки» лучшая реализация. Она очень хорошо «цепляет» глаза даже в условиях плохой освещённости. Не нужно переживать о том, что придётся переключать точку фокусировки. А так как свадебная съёмка подразумевает в первую очередь съёмку лиц, то я пользуюсь этим часто.
ILCE-9 / FE 85mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.8, 1/800 с, 85.0 мм экв., 9.0 МБ
Sony A9 — беззеркальная камера, у неё отсутствуют бэк- и фронт-фокус. Получается, что я могу работать на максимально открытой диафрагме, и всё будет резким. Фокус по глазам позволяет не переживать за выбор точки фокусировки и отслеживать любое движение, будь то всадник на лошади (жених в данном случае) или другой экшн. При этом остальные варианты фокусировки у камеры работают отлично. Так что этой технической стороной я довольна на 100%.
ILCE-9 / FE 85mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.8, 1/1000 с, 85.0 мм экв., 12.0 МБ
«Девятка», как и все камеры Sony, обладает хорошим динамическим диапазоном, высоким ISO. Если вам нужно улучшить проработку теней, затемнённых участков, то можно снимать в несжатом RAW. Я всегда снимаю в сжатом RAW, мне его хватает.
ILCE-9 / FE 85mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.8, 1/500 с, 85.0 мм экв., 8.0 МБ
Здесь оптимальное разрешение. Маловероятно, что 40 мегапикселей пригодятся на свадьбе, но 24 мегапикселей хватит, чтобы напечатать фотокнигу большим форматом и распечатать фото для интерьера.
ILCE-9 / FE 55mm F1.8 ZA УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.8, 1/800 с, 55.0 мм экв., 12.0 МБ
ILCE-9 / FE 85mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.8, 1/1250 с, 85.0 мм экв., 10.0 МБ
Отсутствие блэкаута — ещё одна относительно новая фишка Sony, которая мне нравится, потому что даже при съёмке на зеркальную камеру всегда существует момент, когда зеркало поднимается на доли секунды. Здесь же кажется, что вы снимаете видео, хотя это фото. Отсутствует rolling shutter, при съёмке вы можете двигать камерой, и в электронном затворе не будет никаких наклонов. Вы постоянно видите картинку в реальном времени. Думаю, это шаг к глобальному затвору.
ILCE-9 / FE 50mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.8, 1/1250 с, 50.0 мм экв., 6.0 МБ
Обязательно нужно сказать про стабилизацию. Матричная пятиосевая стабилизация помогает снимать на длинных выдержках и делать интересные кадры: например, когда фата размазана, а невеста при этом видна чётко. До ⅕–½ секунды камера спокойно держит стабилизацию. Конечно, нужна тренировка, чтобы держать ½ секунды с рук, но 0,1 секунды выдержит даже неподготовленный человек.
ILCE-9 / FE 55mm F1.8 ZA УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.8, 1/1000 с, 55.0 мм экв., 8.0 МБ
Я могу сказать, что эта камера идеально подходит для съёмки свадеб.
ILCE-9 / FE 85mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.8, 1/640 с, 85.0 мм экв., 10.0 МБ
Выводы
Sony A9 — фотоаппарат знаковый. Мы отдаём себе отчёт в том, что одномоментно сотни и тысячи фотографов не перейдут с профессиональных зеркалок на беззеркалки. Инертность рынка, привычки, да и просто большой парк оптики на руках обеспечат ещё не один год относительной стабильности на рынке профессиональных репортажных камер. Но Sony A9 уже сегодня демонстрирует, что в репортаже, спорте и многих других жанрах беззеркалки могут конкурировать с зеркалками и в чём-то превосходить их. При этом для более «мобильных» (по сравнению с работающими на фотоагентства) событийных, спортивных, свадебных новостников переход на A9 уже сегодня может стать техническим шагом вперёд.
Неоспоримый плюс Sony ILCE-A9 — скорость работы. Здесь и высокая скорострельность до 20 кадров/с, и большой буфер до 200 RAW, и высокие рабочие ISO. Умные режимы работы автофокуса (типа фокусировки по глазам, Lock-on AF и приоритета в распознавании лиц) хоть и требуют привыкания, но способны существенно облегчить работу фотографа.
Камера настолько напичкана техническими новшествами и скрытыми возможностями, что на её освоение нужно потратить не один день или даже неделю. Это может стать и сложностью для фотографов с жёстко сложившимся стилем съёмки, и дополнительным плюсом для молодых фотографов, открытых к новым технологиям. Напомним здесь о практически неограниченных возможностях кастомизации управления. Или об электронном видоискателе с разрешением 3,8 Мп и полным отсутствием блэкаута. А чего стоит возможность полностью бесшумной съемки без каких бы то ни было ограничений! Последнее, кстати, может стать для этой камеры быстрым пропуском в мир театральной съёмки, съёмки высоких политических событий и даже в определенные жанры событийного репортажа.
ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS + 1.4X Teleconverter УСТАНОВКИ: ISO 400, F10, 1/1250 с, 556.0 мм экв., 1.0 МБ
Новая 24-мегапиксельная многослойная матрица с обратной засветкой показывает отличные результаты по детализации, динамическому диапазону и уровню шума на высоких ISO. По качеству картинки Sony A9 идёт ноздря в ноздрю с топовыми зеркалками, где-то незначительно проигрывая, а где-то опережая их. Отдельно хочется отметить работу автоматики экспозамера и баланса белого, а также высокое качество внутрикамерного JPEG. Съёмка в RAW требуется далеко не всегда!
Сетевые возможности также на высоте. Есть и проводной LAN-интерфейс с передачей снимков на FTP, и более привычный любителям Wi-Fi с NFC для беспроводного управления или отправки снимков на смартфон, компьютер или, опять же, на FTP. Появился Bluetooth, который применяется для переноса GPS-координат из смартфона в камеру и последующей геопривязки снимков.
Нельзя не отметить стремительный рост системы Alpha. К выходу Sony A9 практически полностью сформирован необходимый набор зумов и некоторых фиксов линейки G Master. Это совершенно новые объективы, которые на момент своего создания поражают качеством изображения даже при тестировании на самых многомегапиксельных матрицах. Добавим сюда интересный и обширный парк аксессуаров, а также создание профессионального сервиса Sony Imaging PRO Support (в том числе в России).
Никуда не делась фирменная «фишка» последних Alpha — встроенная пятиосевая стабилизация. Она работает при съёмке как фото, так и видео. Нужно сказать, что камера неплохо приспособлена для видеосъёмки: есть 4K и замедленная съёмка 100/120 кадров/с в Full HD. Нет лишь поддержки профилей S-Log, остальной традиционно широкий набор возможностей сохранён.
Напомним, что фотоаппарат имеет отличную совместимость с различной оптикой. При помощи адаптеров можно устанавливать как оптику с байонетом A-Mount с сохранением полной функциональности (адаптеры LAEA3, LAEA4), так и объективы других систем. Например, переходники типа SIGMA MC-11 и METABONES V позволяют использовать объективы с байонетом EF с сохранением автофокуса.
Есть ли у Sony A9 минусы? Безусловно, первый продукт в линейке не может быть лишён шероховатостей. На наш взгляд, камере не хватает скоростных интерфейсов: только один слот для карт памяти поддерживает SD UHS-II, а USB представлен версией 2.0. Работа автофокуса сильно отличается от таковой в топовых зеркалках, в чём-то уступая, а в чём-то превосходя их. В режимах работы, подразумевающих использование механического затвора, скорость съёмки ограничена 5 кадрами/с. Ресурс аккумулятора большой, но всё же чуть ниже, чем у зеркальных конкурентов. Однако, наличие в системе батарейных блоков VG-C3EM и NPA-MQZ1K способно решить проблему электропитания.
В выводах мы не раз сравнили Sony A9 с топовыми зеркалками, но здесь хотим поправить сами себя: эта камера другая. Подобное сравнение в лоб может быть не всегда корректным и правильным. Всё же это новый инструмент с совершенно новым набором функций и возможностей.
Плюсы:
- пыле- и влагозащищённый металлический корпус;
- встроенная система пятиосевой стабилизации;
- наклонный дисплей;
- ограниченный сенсорный интерфейс;
- быстрый и уверенный автофокус с оригинальной оптикой;
- возможность полноценной работы с неоригинальной оптикой;
- широкие возможности кастомизации органов управления;
- прямой выбор области автофокуса джойстиком;
- скорость серийной съёмки до 20 кадров/с;
- возможность полностью бесшумной съемки;
- буфер до 200 кадров в RAW;
- работа с быстрой картой UHS-II;
- уникальный 3,8-Мп электронный видоискатель без затемнения;
- очень высокая детализация на низких и средних ISO;
- низкий уровень шума до ISO 6400 включительно;
- в целом высокие рабочие ISO;
- точная цветопередача, хорошая работа экспоавтоматики и баланса белого;
- широкий динамический диапазон в RAW;
- возможности беспроводного управления и передачи изображений по Wi-Fi;
- 4K-видеосъёмка;
- Full HD-видеосъёмка до 100/120 кадров/с.
Минусы:
- USB 2.0;
- возможна потеря непрерывной фокусировки при зумировании;
- на ISO выше 6400 для получения оптимального результата предпочтительно снимать в RAW;
- ресурс аккумулятора ниже, чем у зеркальных фотоаппаратов топового класса;
- скорость серийной съёмки с механическим затвором ограничена 5 кадрами/с;
- возможен перегрев дисплея.
Ещё больше информации вы найдёте на сайте prophotos.ru