Анонс Panasonic GH5 II
Компания Panasonic представила Lumix GH5 II (GH5M2) – обновленную версию ставшей уже легендарной GH5.
В чем «легендарность» GH5?
Популярность GH5, как и в целом серии GH, всегда основывалась на нескольких базовых принципах, таких как:
1) компактность корпуса и оптики вместе с возможностью вести запись в высоком качестве прямо на карту памяти, без использования внешних рекордеров, что обеспечивало быструю подготовку к съемке, а также малозаметность, отсутствие лишнего внимания при съемках в общественных местах;
2) надежность. Серия GH – это настоящие «рабочие лошадки»: отсутствие перегрева и зависаний при длительной записи, защита от пыли и влаги (брызг), морозостойкость (официально: до -10° С) и высокая прочность магниевого корпуса;
3) передовые характеристики видео: GH4 в числе первых предложила видеозапись в разрешении 4К, а GH5 сделала доступной запись 4К с частотой до 60 кадров/с, а также 4К 10 бит 4:2:2 запись с Log-гаммой и собственными LUT профилями – все это внутри себя, на карту памяти. Достаточно эффективная стабилизация изображения позволяла в определенных ситуациях снимать просто с рук, от пояса, без громоздких стабилизаторов;
4) включение многих функций из функционала профессиональных видеокамер, таких как: высококачественные микрофонные предусилители, установка выдержки в углах затвора, «горячая» замена карт памяти прямо во время записи, дезанаморфирование в реальном времени при использовании объективов-анаморфотов, возможность беспроводной синхронизации временного кода на нескольких камерах через мобильное приложение или даже ввод/вывод временного кода по проводу (у GH5S) – мало что из этого можно встретить у других в этом ценовом диапазоне.
Добавим к этому широкий парк родной и конвертированной оптики – «спидбустеры» от Metabones (а затем и других производителей) открывали доступ к большому выбору относительно недорогой и высококачественной «зеркальной» оптики (с прямой механической фокусировкой) от Canon, Sigma и других производителей.
Все это должно объяснить, почему камеры Panasonic GH в течение последних 10 лет пользуются высокой популярностью в профессиональной и, скажем так, полупрофессиональной среде. Конечно, есть и недостатки. Часто вспоминают высокие шумы при подъеме ISO, но это, на самом деле, решаемо, так как есть «спидбустеры» или просто светосильная оптика, а небольшой размер матрицы позволяет снимать на открытых значениях диафрагмы – ее не нужно прикрывать для достижения нормальной глубины резкости. Если вам не нужно снимать в полной темноте, то этого вполне достаточно.
Второй проблемой оригинального GH5 был автофокус: Panasonic упрямо продолжает настаивать на технологии контрастной фокусировки (DFD), хотя она плохо подходит для записи видео: при классическом угле затвора 180° ровно половина времени уходит на экспонирование кадра, так что у камеры остается только очень небольшой отрезок, буквально миллисекунды между двумя кадрами, за которые она должна успеть проверить точность фокуса и изменить расстояние, если объект съемки переместился. Panasonic годами продолжает настраивать алгоритмы фокусировки, выпуская обновления для своих камер, но пока что все равно отстает от конкурентов (Sony, Canon), потому что те тоже, естественно, не стоят на месте. Это, конечно, отпугивает большой круг потенциальных пользователей, которым хотелось бы, чтобы все работало максимально надежно и просто, по одному нажатию и без их вмешательства. Добавим к этому, что в какой-то момент Panasonic перестал выпускать обновления для GH5, поскольку у камеры уже перестало хватать процессорной мощности для новых алгоритмов. Это объясняет, почему Panasonic GH5 (камера 2017 года), при всех ее достоинствах, постепенно уходит в историю.
Возвращение
И вот, «да здравствует король», GH5 возвращается в лице GH5 II. Снаружи не изменилось ничего, кроме чисто косметических вещей вроде красной кнопки спуска или красного колечка вокруг верхнего диска. Чуть меньше стал экран: 3" вместо 3.2", но зато – намного ярче. Основные изменения лежат внутри. Да, матрица осталось прежней (читайте «без двойного нативного ISO»), но GH5 II получила мощный процессор от других современных моделей Lumix. Это дает, прежде всего, улучшенный автофокус, на уровне с новыми камерами S серии. Интересная деталь: при частоте 24 кадра в секунду он до сих пор работает плохо, но чем выше вы поднимаете скорость кадров, тем лучше он становится. При 60 кадрах в секунду результаты выглядят очень хорошо, камера успевает отслеживать даже быстро перемещающиеся объекты: например, бегущего человека. Кстати, при съемке в 4К 50 / 60р теперь можно выбрать глубину цвета 10 бит, что обеспечивает неплохой запас по динамическому диапазону при съемке контрастных сцен (субдискретизация 4:2:0, при 24-30 кадрах в секунду – 4:2:2). Для этих же сцен вам наверняка пригодится V-Log L гамма с возможностью загружать кастомные LUT таблицы – для более точного понимания, как это будет выглядеть после обработки. V-Log L теперь идет уже в качестве базовой функции, ее не нужно отдельно покупать, как это было с первой GH5. Panasonic не обещает RAW (возможно, ее никогда и не добавят), но разница в качестве между 12-битным RAW и 10-битным 4:2:2 All-I форматом на самом деле не настолько значительная, чтобы стать решающим аргументом «против».
Улучшенная стабилизация
Значительно улучшено качество оптической стабилизации: с 5 до 6.5 ступеней по стандартам измерения CIPA. Замеры CIPA, правда, относятся к фотографии и довольно далеки от результатов «в реальной жизни», в особенности при съемке видео, в особенности – если сам оператор передвигается, а не стоит на месте. Поэтому в данной области лучше подождать более наглядных примеров тестирования в реальных условиях. Хотя, в любом случае, понятно, что будет прогресс по сравнению со старой GH5.
Стриминг
Вот это действительно новинка, какую встретишь нечасто! GH5 II можно без всяких дополнительных аксессуаров подключить к телефону или Wi-Fi точке доступа, далее передавать поток на YouTube, Facebook и любой другой сервис, который поддерживает RTMP/RTMPS стандарты. Доступное качество: вплоть до FHD 1080, причем можно выбирать частоту кадров (30 или 60 к/с) и битрейт (от 3 до 16 Мбит/с). И все это прямо через меню камеры. К концу года Рanasonic обещает выпустить обновление, которое добавит возможность проводного соединения к телефону или ПК – для большей надежности. Обычно при слове «стриминг» представляется «говорящая голова» с канала на Youtube, но на самом деле возможности гораздо шире. Представьте себе журналистику, сбор новостей или даже онлайн-трансляции мероприятий с нескольких камер – все это теперь можно осуществить с самым минимальным набором оборудования.
Новые цветовые профили
«Color science» является областью, над которой постоянно бьются лучшие умы всех брендов, чтобы небо передавалось голубым, трава зеленой, а кожа всех оттенков – именно такой, какая она есть, без ухода в серый, зеленый или пурпурно-красный. GH5 получает такие новые цветовые профили Cinelike D2 и Cinelike V2, которые обеспечивают максимально «киношную» картинку, если у вас нет времени на постпроцессинг, или вы вообще работаете в онлайн-режиме. Также добавлены «ностальгический» L.ClassicNeo и усовершенствованный монохромный L.Monochrome S.
Небольшие дополнения
Из небольших, но важных изменений: переработана система меню. Добавлен информационный дисплей в стиле Varicam, который выводит все основные настройки камеры на один экран. Емкость аккумулятора увеличена с 1860 до 2200 мАч. Правда, число кадров в CIPA осталось прежним, 410 – возможно, эта дополнительная энергия уходит на повысившиеся потребности процессора. Хорошей новостью является то, что можно использовать и старые батареи (BLF19) от GH5. Еще лучшей новостью является поддержка USB PD – можно забыть про фальш-батареи и специальные сетевые адаптеры, теперь камера может быстро заряжаться или постоянно работать с питанием от универсальных внешних аккумуляторов или зарядных устройств. Наконец, добавлено просветляющее покрытие на массив фильтров, находящихся перед матрицей – это значительно снижает размер ореолов при съемке против света.
Для кого сделана GH5 II?
Хороший вопрос! Мы думаем, что, на самом деле, она подходит для очень широкого круга «создателей контента» – от TikTok- и Youtube-блогеров до независимых клипмейкеров, рекламщиков, документалистов, видеожурналистов, которым нужна небольшая и надежная камера с широким набором профессиональных функций. В одних сюжетах пригодится 10 бит 4:2:2 с V-Log L, обеспечивающий широкий динамический диапазон для грейдинга (порядка 12 ступеней). В других – возможность съемки 4K в slow-mo 60р (также напомним, что есть и Full HD 180р). Автофокус стал работать более-менее приемлемо (по крайней мере, в 60р), и думаем, что его еще не один раз обновят в будущем, как это уже происходило с другими камерами Panasonic. Улучшена стабилизация... Главным вопросом является, конечно, «а что нас ждет в GH6»? Ведь Panasonic уже объявил о ее выпуске, но пока не раскрыл все характеристики. Думаем, что большинство потенциальных покупателей сейчас возьмут паузу вплоть до того момента, пока им не выложат все карты – по цене эти камеры будут довольно близки. Пусть GH5 II и позиционируется как «младшая», но это недешевая покупка, и было бы обидно сейчас потратить на нее значительную сумму, а спустя всего пару месяцев узнать, что, добавив еще немного, можно было взять камеру на голову выше. Впрочем, GH5 II и не выходит прямо сейчас, выпуск назначен на июль. Будем надеяться, что к этому моменту появится и полный список характеристик GH6. Так что пока ждем.