Объективы 7artisans – новый бренд в ассортименте
Мы рады объявить о появлении нового бренда в нашем ассортименте. 7artisans – молодая компания из Китая, возникшая как небольшой инди-проект в 2016 году. Название выбрано не случайно – на момент старта компания насчитывала всего 7 человек, больших энтузиастов своего дела. Старт был довольно неординарный – разработка объектива для дальномерной системы Leica M (это был 50mm f/1.1). Нишевая система, к тому же премиум-класса – не самый очевидный выбор для начала пути. Тем не менее, объективы, что называется, «зашли» и компания быстро продолжила разработку новых линз – сейчас мы насчитали уже 14 объективов под разные системы.
Под словом «разработка» следует понимать скорее адаптирование известных оптических схем, прежде всего авторства Leica и Zeiss. Некоторым схемам скоро исполняется уже 100 лет (например, Zeiss Sonnar), что делает рисунок объектива достаточно винтажным. Конечно, подобные схемы не могли и не могут обеспечить качество изображения на уровне новейших, современных объективов, рассчитанных на суперкомпьютерах с помощью продвинутого программного обеспечения, но у них есть, что называется, свой «характер». Качество сборки на первых порах хромало – в сети можно найти отзывы об экземплярах, которые развалились в руках автора (и были собраны обратно с помощью отвертки). Тем не менее, компания 7artisans всегда старалась обеспечить высокий уровень поддержки, что и обеспечило высокую лояльность: отзывы на их оптику преимущественно положительные. Им также очень повезло с конъюнктурой рынка: в 2016 году уже на полных парах шла беззеркальная революция, которая к тому же наложилась на революцию независимого видео – Youtube постепенно замещал собой классическое ТВ, потом подтянулся Instagram, TikTok… Все больше людей заражались идеей и открывали собственные каналы, писали тревел-блоги, бьюти-блоги, обзоры техники, пробовали себя в журналистике и так далее. Росли новые независимые киноделы, клипмейкеры, документальщики – кино и видеосъемка становились все более доступной и популярной.
При этом сложилась интересная ситуация: брендовые объективы от новых беззеркальных камер были очень плохо приспособлены для ручной фокусировки из-за отсутствия прямой связи между кольцом на корпусе объектива и собственно фокусировочным механизмом. По какой-то причине все крупные производители посчитали, что нелинейная схема ручной фокусировки будет лучше. То есть, если вы вращаете кольцо медленно, вам могло потребоваться 2 или 3 полных оборота, если быстро – 1 оборот. Это, наверно, удобно для фото, но совершенно не годится для видео: оператор должен знать, что, повернув кольцо на определенный угол, он всегда переместит фокус на одну и ту же дистанцию, быстро он это делает или медленно – неважно.
Вторым важным моментом стала высокая цена фирменной оптики для беззеркальных камер: в среднем, если сравнивать с аналогичными линзами для зеркальных камер, они подорожали как минимум в 1.5-2 раза. В каких-то случаях это можно объяснить применением более сложных оптических схем, повышением качества изображения, но в других производитель просто выставлял повышенный ценник, чтобы компенсировать свои расходы на разработку, R&D. Все это привело к массовому расцвету альтернативы – как автофокусных Sigma и Tamron, так и классических мануальных линз. Одним из брендов, поймавших волну, можно назвать, к примеру, корейский Samyang (он же Rokinon), который за считанные годы выдал целую линейку отличных профессиональных объективов серии XEEN и XP, да и неплохо продал свои старые модели, слегка переработав их под нужды видеографов (серия VDSLR). Воскрес из небытия австро-германский Voigtländer, в Китае тоже не сидели сложа руки: заявили о себе Venus Optics (Laowa), ZY Optics (Mitakon) – из самых известных. К сожалению, заводы постсоветского пространства, такие как КМЗ, ЛОМО и БелОМО, полностью упустили эту возможность для качественного развития, сидя на уютных армейских, космических и прочих госзаказах.
Как можно видеть, 7artisans росли в условиях активной и жесткой конкуренции, но растущий запрос на видео, а также определенный дефицит объективов для беззеркальных камер, вместе с быстрой реакцией и хорошей деловой хваткой компании, помогли не пойти на дно. Основой стратегии успеха 7artisans можно назвать 2 фактора: компактность и доступность. Их объективы внешне очень напоминают старую миниатюрную оптику для дальномерных камер (Leica M, Zeiss Ikon) – она идеально сочетается по размерам с компактными беззеркальными камерами. Низкая цена, в свою очередь, делает их очень привлекательными как для любителей, так и для профессионалов, ищущих что-то недорогое для творческих экспериментов. Наконец, они просто красивые: все объективы 7artisans выполняются в полностью металлических корпусах (алюминий), байонетное крепление у большинства делается из латуни, у других – как и корпус, из алюминия. Пластик практически не используется, выглядит очень стильно и совершенно не дешево.
Старые оптические схемы обеспечивают оптике 7artisans достаточно красивый, винтажный рисунок, прямой механический привод фокусировки и бесступенчатая диафрагма (у части моделей) отлично подходят для видеографии. И хотя они не могут обеспечить резкость по всему полю на открытой диафрагме, как это делает современная дорогостоящая оптика от больших брендов, это не всегда и является необходимым. К примеру, в портрете критически важным считается обеспечить только резкость в области глаз, ну а если вам нужно захватить в глубину резкости весь корпус модели, то это будет уже явно не открытая диафрагма, на которой, естественно, становятся резкими и края кадра. То же самое можно сказать и про видео, где до сих пор наиболее распространенным форматом является Full HD, а значений апертуры вроде f/1.2 или f/1.4 обычно советуют избегать из-за слишком сильного размытия фона – если, конечно, это не требуется для каких-либо особых творческих замыслов.
Перейдем к нашему ассортименту:
7artisans 7.5mm f/2.8 Fish-eye
Первым будет, конечно, «рыбий глаз» 7.5mm f/2.8 Fish-eye. Простой объектив со сверхшироким углом обзора и классическим бочкообразным искажением. Фишаями надо уметь пользоваться: при определенном построении кадра и дистанции съемки они могут выдавать достаточно прямое изображение, в других случаях горизонт и вертикали получаются совсем кривыми. Это творческие объективы, которые имеют много применений: пейзаж, репортаж, концерты, стрит (уличная съемка), умышленно искаженные портреты (шаржи) и так далее. По широте обзора с фишаями не может сравниться ни один другой объектив, довольно часто они используются и в видеосъемке. 7artisans 7.5mm f/2.8 Fish-eye – добротный образец оптики такого типа, с хорошей резкостью и незначительными хроматическими аберрациями. Невысокая цена делает его отличным выбором, если вы давно хотели попробовать подобные эксперименты с изображением – фирменные объективы такого типа стоят многократно дороже, а в некоторых системах (Fujifilm, Canon EF-M) и вовсе отсутствуют. Объектив сделан для камер формата APS-C и Micro 4/3, на полном кадре (Sony a7) он слишком сильно виньетирует – не советуем.
7artisans 12mm f/2.8
7artisans 12mm f/2.8 – сверхширокоугольный объектив с исправленной геометрией. Дисторсия подушкообразной формы составляет всего 0.6%, а хроматика практически отсутствует, что делает данный объектив более чем пригодным для классической пейзажной фотографии, архитектуры и интерьеров. Он также обеспечивает достаточно широкий угол для селфи с вытянутой руки, даже на Micro 4/3 – обратите внимание, блогеры. Несмотря на свою «несерьезную» цену, объектив обеспечивает хорошую резкость, причем прямо от f/2.8, а также качественную цветопередачу и достаточно красивое боке (при съемке крупных планов). Контровому свету он противостоит плохо, как и другие объективы 7artisans – все-таки, в такой ценовой категории сложно ожидать новейших просветляющих нано-покрытий, которые используются в профессиональных линейках больших брендов. Тем не менее, эту засветку можно применять в собственных творческих целях – блики и ореолы от лучей света зачастую только добавляют изображению привлекательности.
7artisans 25mm f/1.8
7artisans 25mm f/1.8 – один из самых популярных объективов бренда. По крайней мере, в России. Своей популярности он обязан, прежде всего, низкой цене – многие любители, только недавно купившие фотоаппарат с «китовым» зумом, не готовы к новым тратам, а хочется снимать с размытием. Второй фактор: универсальное фокусное расстояние: на APS-C с учетом кроп-фактора получается около 37-40 мм, а на Micro 4/3 – классический «полтинник». Хорошо подходит для повседневной съемки (дети, друзья, цветы, коты, что-то интересное по дороге) и портретов с доступным светом. Объектив супер-компактный, а качество изображения превзойдет ваши ожидания – хорошая резкость и приятное, мягкое боке (для лучших результатов советуем чуть-чуть прикрыть диафрагму) – что еще вам надо? Да, фокусироваться придется вручную, но с новыми камерами это несложно (подробнее ниже). Так что просто берите и начинайте снимать.
7artisans 35mm
С 35-мм фокусным у 7artisans имеется сразу 3 объектива: 35mm f/1.2 для APS-C плюс 7artisans 35mm f/1.4 и 35mm f/2.0 для полного кадра. f/1.2 в APS-C и в f/1.4 в полнокадровой версии сделано, конечно, больше для хайпа, на этих значениях объективы не могут похвастаться ни резкостью, ни качеством рисунка: размытие достаточно нервное, с резкими контурами. Но стоит лишь немного закрыть его, примерно на ступень, как боке преображается, становится мягче. Что касается резкости, то тут нужно вспомнить такую вещь как зависимость от дистанции фокусировки:
Схемы с плавающими элементами (для коррекции аберраций на близкой дистанции) придумали сравнительно недавно, и во всех 7artisans 35mm (f/1.2, f/1.4, f/2.0), использующих схемы эпохи дальномерок, подобное отсутствует. Поэтому при фокусировке на объектах ближе 1 метра вы можете заметить, что объектив стал как-то сильно «мылить» изображение, хотя вы ничего не меняли. Это нормально. На дальномерных камерах большинство объективов в принципе упиралось в ограничитель на дистанции 0.7 м, из-за самого устройства видоискателя. У 7artisans 35-мм объективы фокусируются гораздо ближе – вплоть до 0.35 м, но будьте готовы к тому, что вам придется дополнительно закрыть диафрагму примерно на ступень, чтобы сохранить тот же уровень резкости, что и при фокусировке на большую дистанцию.
В целом, 35mm f/1.2 и 35mm f/1.4 лучше «остановить» на 1-2 ступени, а 35mm f/2.0 можно использовать прямо с открытой диафрагмы (особенно на APS-C камерах). Оптимальные значения по резкости и контрасту, как обычно – от f/4 до f/8. Что интересно, 35mm f/1.4 выпускается для байонетов Canon RF и Nikon Z, для которых сейчас можно найти не так много оптики, тем более за такие деньги. По какой-то странной логике версия f/1.2 (для кропа) обладает бесступенчатой диафрагмой, а f/1.4 и f/2.0 для полного кадра – оба «кликают», причем с шагом сразу в полную ступень. Как можно догадаться, это не очень хорошо для видео. Впрочем, прием с изменением глубины резкости прямо по ходу записи используется не так уж и часто, без этого можно обойтись.
7artisans 50mm и 55mm
Фокусное 50мм у 7artisans представлено двумя объективами: более компактным (и более дешевым) 50mm f/1.8 и чуть более крупным / дорогим 55mm f/1.4, оба с бесступенчатой многолепестковой диафрагмой (12 лепестков у f/1.4, 14 лепестков у f/1.8). Количество лепестков имеет значение: чем их больше, тем (как правило) лучше удается сохранить округлую форму отверстия при диафрагмировании. 12 или 14 лепестков – это очень хорошо, и у всех объективов 7artisans их много, как минимум 10. У других производителей обычно используется меньше, 7-9. Оба объектива обеспечивают приятное боке с мягким размытием деталей фона. У 55mm f/1.4 на открытой диафрагме оно чуть более резковатое. Картина по резкости у 50mm f/1.8 классическая: резкий в центре, менее резкий по краям (на открытых значениях), а у 55mm f/1.4 картина нестандартная, центр и края примерно одинаковые. Оба объектива выпускаются только под кроп-матрицы (APS-C и Micro 4/3), на полнокадровых Sony их можно использовать в Super 35 режиме.
7artisans 60mm f/2.8 Macro
Замыкает линейку 7artisans 60mm f/2.8 Macro – самый доступный объектив с коэффициентом увеличения 1:1. Увеличение 1:1 означает, что объект размером 24 мм может занимать всю ширину кадра APS-C формата (объектив, опять же, не для полного кадра). 60mm f/2.8 Macro отлично работает по своему назначению: снимает насекомых, мелкие предметы (монеты, ювелирные украшения) и так далее. Длинный ход кольца фокусировки (около 180°), прямая геометрия, высокая детализация, мягкий фон. Но для обычной съемки объектив подходит плохо, поскольку диапазон от 1 м до бесконечности занимает у него всего несколько градусов хода кольца – фокусироваться вдаль тяжело. По цене ему просто нет равных: аналоги с возможностью макросъемки дороже как минимум в 2, а то и в 3 раза.
Особняком стоит линейка 7artisans для дальномерных камер Leica. Эти объективы существенно отличаются по цене, но это оптика для полного кадра, к тому же с кодировкой, распознаваемой дальномером Leica – довольно редкая особенность. С помощью простых механических адаптеров их можно использовать не только на Leica M, но и на современных беззеркальных камерах. качество изображения у них также соответствует.
7artisans M28mm f/1.4
По техническому качеству изображения стоит отметить 7artisans M28mm f/1.4 – удачный объектив, получивший много положительных отзывов. Его не требуется «останавливать» на 1-2 ступени для получения приятного рисунка или приемлемой резкости, в оптической схеме применяются специальные элементы из низкодисперсионного стекла, асферик и стекла с высоким коэффициентом рефракции. Объектив выпускается в 2 версиях: обычной и FE-Plus. Вторая немного оптимизирована по размерам хвостовика, чтобы он не задевал массив фильтров, расположенных перед матрицей полнокадровых камер Sony (переходник с Leica M на Sony FE в комплект не входит).
7artisans M35mm f/2.0
M35mm f/2.0 – недорогой аналог Leica Summicron с рабочим f/2.0. Оптическая схема базируется на вековой классике (Sonnar от Zeiss), при этом аберраций немного, а боке качественное. Открытая диафрагма полностью рабочая, а по размерам объектив кажется просто игрушечным: 60 х 49 мм.
M50mm f/1.1 и M75mm f/1.25 мы бы отнесли к художественным объективам – на открытой диафрагме они очень мягкие, к тому же страдают от хроматических аберраций, что, в принципе, неудивительно для такой светлой оптики, тем более за такие деньги. Тем не менее, если вам действительно нужна супер-высокая светосила, то можно попробовать. Для сравнения, Zhonguy Mitakon 50mm f/0.95 стоит в 2 раза дороже, а технически совершенный Nikkor Z 58mm f/0.95 S Noct – в 20 (двадцать) раз.
7artisans – это объективы с отличным соотношением цены и качества. Технически они далеки от совершенства, но они предлагают значительно больше, чем можно было бы ожидать за их цену. Кого-то может отпугнуть необходимость ручной фокусировки, но на самом деле, это совсем не так страшно, как было совсем недавно. Использовать мануальные объективы без чипа на зеркальных камерах было действительно тяжело: приходилось менять стандартный фокусировочный экран на специальный матовый или с клиньями, или надеяться на авось и постоянно проверять свою точность по экранчику. Современные функции-ассистенты, которые есть практически у любой беззеркальной камеры, помогают фокусироваться вручную хоть по экрану, хоть по электронному видоискателю. Можно пользоваться и старой-доброй шкалой дистанций – с прикрытой диафрагмой это легко. Выставление экспозиции также не создает проблем: вы можете использовать «приоритет диафрагмы» или режим М (например, с авто-ISO) – экспозамер будет работать не хуже, чем с родными объективами. Современная «фирменная» оптика стоит дорого, причем это касается даже тех объективов, которые сами производители позиционируют как любительские. Платить 20-30 тысяч за оригинал или попробовать этих китайских малышей за кратно меньшую сумму? Выбор за вами. Мы рекомендуем попробовать, они действительно хороши. Для вашего спокойствия мы также предоставляем официальную гарантию сроком 1 год.
Новинки осени 2020
Пока мы готовили этот обзор, 7artisans объявили о запуске еще трех объективов: 18mm f/6.3 UFO, 35mm f/0.95 и 50mm f/1.05.
18mm f/6.3 UFO – это скорее игрушечный, ломографический или экспериментальный объектив, называйте как хотите. Объектив выполнен в стиле «крышка», от поверхности камеры он выступает всего на 10 мм. На маркировку можно не обращать внимания, она чисто декоративная. Диафрагма фиксирована на f/6.3, фокусировка тоже фиксированная гиперфокальная (на дистанции приблизительно от 2 метров до бесконечности), цветопередача винтажного объектива: выцветшие цвета, низкая контрастность, под открытым небом часто заметен сильный сдвиг в пурпурные тона по краям изображения (пурпурное виньетирование). В целом, похоже на пинхол, но изображение все же получше – в отличие от пинхола здесь все-таки не просто дырка, а целых 6 линз, пусть и очень маленьких. Объектив может быть интересен в качестве экспериментального, он неплохо смотрится при переводе изображения в ч/б, а также может пригодиться в тех случаях, когда необходимо создать эффект очень старой камеры.
35mm f/0.95 для формата APS-C / MFT и 50mm f/1.05 для полнокадровых камер демонстрируют стремление молодых китайских производителей выйти к успеху на своего рода «хайпе» светосилы. Первые попытки были предприняты довольно давно, еще в 2014 году, в серии Mitakon Speedmaster от ZY Optics. Нельзя сказать, что всё получалось, оптика демонстрировала тонны разнообразных аберраций (как бы отвечая на вопрос, почему за это не берутся большие бренды), тем не менее, объективы имели определенный успех. 7artisans удалось войти на этот рынок в первую очередь благодаря цене – она была даже ниже, чем у других китайцев. Сейчас же, с 35mm f/0.95 и 50mm f/1.05 к этой по-прежнему невысокой цене добавляется качество. Объективы очень похожи по оптическим схемам с 2 элементами из стекла со сверхнизкой дисперсией. Объективы только недавно анонсированы, обзоры в сети пока что штучные – в основном от тех, кому на тестирование были предоставлены предпродажные версии. Тем не менее, нужно отметить 2 вещи: во-первых, максимальная диафрагма стала гораздо более «рабочей», чем она была раньше. Резкость повысилась до приемлемого уровня, аберрации присутствуют, но в умеренных количествах. Второе: это очень приятный рисунок. Размытие мягкое, без резких контуров, с красивой округлой передачей точечных источников света, без «луковых колец». Образцы снимков можно посмотреть на карточках товаров (немного ниже на этой странице). Цена в России пока не называется, но объективы должны быть существенно дешевле, чем аналоги от Mitakon.
Объективы 7artisans выпускаются для следующих систем:
Для беззеркальных камер формата APS-C и Micro 4/3 («кроп»):
|
Canon EF-M, Sony E, Fujifilm X, Micro 4/3 |
|
Canon EF-M, Sony E, Fujifilm X, Micro 4/3 |
|
Canon EF-M, Sony E, Fujifilm X, Micro 4/3 |
|
Canon EF-M, Sony E, Fujifilm X, Micro 4/3 |
|
Canon EF-M, Sony E, Fujifilm X, Micro 4/3, Nikon Z |
|
Canon EF-M, Sony E, Fujifilm X, Micro 4/3 |
|
Canon EF-M, Sony E, Fujifilm X, Micro 4/3 |
|
Canon EF-M, Sony E, Fujifilm X, Micro 4/3, Leica L |
|
Canon EF-M, Sony E, Fujifilm X, Micro 4/3, Canon RF, Nikon Z |
Для беззеркальных полнокадровых камер:
|
Canon RF, Nikon Z, Sony FE |
|
Sony FE, Fujifilm X |
|
Canon RF, Nikon Z, Sony FE, Leica L |
Для дальномерных камер Leica M
(адаптируются под беззеркальные камеры с помощью простых переходных колец)
- 7Artisans M28mm f/1.4
- 7Artisans M35mm f/1.4
- 7Artisans M35mm f/2
- 7Artisans M50mm f/1.1 (черный, серебристый)
- 7Artisans M50mm F/1.05
- 7Artisans M75mm F/1.25
Также выпускаются объективы с фиксированным фокусом и диафрагмой
(для использования на беспилотных дронах):
- 7artisans 25mm f/5.6 (APS-C, Sony E)
- 7artisans 35mm f/5.6 (APS-C, Sony E)
- 7artisans 50mm f/5.6 (APS-C, Sony E)