Анонс Sony a7R V
Sony a7R V – уже пятое поколение беззеркальных камер Sony Alpha с высоким разрешением. Правда в этот раз, разрешение осталось таким же, как и у предыдущей a7R IV – 60 Мп. Как и у OM System OM-5, представленной несколькими часами ранее, матрица осталась той же, хотя с выпуска прошлой модели прошло 3 года. Создается впечатление, что технологии изготовления матриц в последние годы постепенно достигли своего потолка развития, дальше нужно что-то принципиально новое, не КМОП. Что ж, пока остается довольствоваться повышением процессорной мощности: пару процессоров Bionz X сменила пара Bionz XR, и это обеспечивает ряд преимуществ по скорости фокусировки, эффективности стабилизации, обработке видео и так далее.
Начнем с фокусировки: a7R IV была одной из первых камер Sony, поддерживающих функцию постоянной фокусировки по глазам. a7R V использует алгоритмы современного поколения (такие как в А1), чтобы не только цепко удерживать в фокусе глаза, но и автоматически распознавать широкий спектр объектов: людей, животных, птиц, машин, поездов и самолетов. При выборе людей, птиц или животных в меню можно также уточнить, на чем конкретно вы хотите сфокусироваться: на всем теле, на голове или только на глазах. Как и раньше, можно настроить чувствительность к возникающим помехам и скорость перевода фокуса. Sony заявляет, что эффективность фокусировки по глазам выросла на 60%.
Эффективность стабилизации изображения повысилась с 5.5 до целых 8 ступеней экспозиции: по этому параметру Sony удалось догнать Canon EOS R5. Для такой эффективности требуются только определенные фирменные объективы Sony с собственным стабилизатором, но в целом можно говорить о значительном улучшении, даже если вы используете нестабилизированные линзы.
Значительно улучшилось качество видео (которое, к слову, никогда не было сильной стороной линейки a7R): теперь в 4К камера поддерживает глубину цвета 10 бит при субдискретизации 4:2:2, что должно существенно улучшить динамический диапазон в сравнении с 8 бит 4:2:0 у модели предыдущего поколения. Также возросла и скорость съемки: с 30 до 60 кадров/с. Добавлена съемка в 8К (24 или 25 кадров/с). Оба режима идут, кстати, с ощутимым кроп-фактором 1.24х: пикселей на матрице слишком много, чтобы успевать обрабатывать их все. Также есть 4К без кропа, но с максимальной скоростью 30 кадров/с. К сожалению, слишком высокое разрешение не помогает съемке видео, скорее наоборот: затвор здесь обычный, не глобальный, и из-за того, что ему приходится пройти слишком много линий возникает довольно заметный эффект «желе» (rolling shutter). Этот эффект дополнительно усиливается при тряске камеры: например, если вы снимаете видео с рук, без штатива или стедикама. Относительно неплохо все работает только в 4K 50 или 60p. Камера умеет записывать RAW видео в Apple ProRes RAW, но для этого вам потребуется внешний монитор-рекордер Atomos Ninja V или Ninja V+.
Что касается корпуса, то главным изменением стал новый механизм передвижения экрана: теперь его можно и просто наклонять вверх / вниз (что удобно при фотографировании), и откидывать в сторону с разворотом на 180° (что удобно для видеосъемки). Экран также немного увеличился в размерах: с 3 до 3.2 дюймов по диагонали, а вот по разрешению прибавки не произошло. Впрочем, оно и так было неплохим для такого размера. Зато разрешение видоискателя увеличилось почти в 2 раза: с 5.7 до 9.4 млн. точек. Из интерфейсов: теперь используется полноразмерный HDMI, а USB-C порт обновился до спецификации USB 3.2 Gen 2, что значительно ускоряет передачу файлов. Через специальный адаптер USB-C порт можно также превратить в Ethernet LAN, что наиболее актуально при удаленной съемке сценических представлений или спортивных мероприятий, когда камера располагается в одном месте, а ее оператор – в другом.
В целом, Sony a7R V выглядит как типичный пример «эволюционного» развития: никакой революции не произошло, просто по всем параметрам стало лучше. Само по себе качество фотографий в чистом виде (уровень шума, динамический диапазон) осталось на прежнем, и так высоком уровне. С чего мы и начинали: есть ощущение, что по матрицам инженеры уперлись в некий потолок, и пытаются компенсировать это развитием сопутствующего функционала, улучшая фокусировку, точность замеров экспозиции и баланса белого, качество стабилизации, видеосъемки и так далее. Добавляются и новые функции: например, фокус-стекинг (автоматическое совмещение нескольких снимков с брекетингом по дистанции фокусировки). Да, «вау-эффект» отсутствует, но работать в целом становится удобнее и проще.
Сроки появления в продаже пока не обозначены: скорее всего, Sony a7R V появится на прилавках уже в ноябре 2022 г. Официальных цен для России в условиях санкций можно не ждать, но можно ориентироваться на Canon EOS R5: по крайней мере, в США эти камеры выставлены в одну цену.