Sony FX30: долгожданный APS-C флагман
Sony представила новую камеру из линейки Cinema с матрицей APS-C (Super 35) – FX30. Внешне она выглядит в точности как полнокадровая FX3, даже размеры и вес совпадают один в один. Нам удалось найти только 2 отличия: 1) с передней панели пропала лампочка подсветки автофокуса, 2) часть элементов корпуса (проушины для ремешка, штативные гнезда) окрашена в черный, в то время как у FX3 они серебристо-серого цвета. На этом отличия заканчиваются, и это хорошо: во-первых, Sony не нужно было проектировать новый корпус для мелкосерийной камеры и закладывать эти расходы в ее цену. Во-вторых, при использовании на съемочной площадке нескольких камер FX3 и FX30 оператор сохраняет мышечную память, ему не приходится каждый раз мысленно перенастраиваться под новую модель. Напомним, что обе камеры позиционируются как начальные и суперкомпактные – здесь отсутствуют такие фишки больших профессиональных камкордеров как встроенные ND фильтры, SDI, Timecode, Genlock интерфейсы. FX30 еще более упрощена в этом плане: если у FX3 рукоятка с аудиоадаптером под два внешних микрофона идет в базовом комплекте, то у FX30 ее нужно приобретать отдельно. Возможно, это и к лучшему – в ценах рынка США экономия составляет $400 (других регионах еще больше), а этот аудиоадаптер не так и нужен в большинстве случаев.
Кстати, если уж разговор зашел о деньгах, то нужно сразу сказать, что FX30 будет ощутимо дешевле таких камер как Panasonic GH6 и Fujifilm X-H2S, и даже немного дешевле Panasonic GH5S (!). При этом она дороже Sony a6600, но по техническим параметрам эти камеры не идут ни в какое сравнение друг с другом. Да, Sony a6600 долгое время занимала место APS-C флагмана Sony, но модели 2019 года за FX30 совсем не угнаться – если она снимает максимум 4К 30р c дискретизацией 8 бит 4:2:0, то FX30 спокойно делает 60 кадров/с с дискретизацией 10 бит 4:2:2 или даже в RAW (если вы подключите внешний рекордер Atomos Ninja V или Ninja V+). При этом 4К изображение у FX30 формируется практически со всей площади 6К матрицы методом супердискретизации («оверсэмплинг» с кропом 1.04х). То есть процессор камеры получает видеопоток с 6К разрешением, без пропуска пикселей, который затем сжимает до 4К – это дает значительный прирост по резкости и детализации. FX30 также может разогнаться до 120 кадров/с, но уже без RAW и c сильным дополнительным кроп-фактором 1.62х, что в сумме с кроп-фактором формата APS-C дает коэффициент 2.43х от полного кадра – это много, это почти как у камер с матрицей 1”. При записи в Full HD максимальная скорость записи составляет 240 кадров в секунду.
Для сравнения, у другой быстрой новинки этого года – Fujifilm X-H2S – дополнительный кроп составляет 1.29х (1.94х от полного кадра). Но флагман от Fujifilm использует другую матрицу, нового поколения (Sony назвала бы ее Exmor RS), в то время как FX30 использует Exmor R – с обратной подсветкой, но без Stacked архитектуры, она медленнее считывается. Если проводить сравнения, то больше всего она напоминает немного улучшенную матрицу от Fujifilm X-T4 (X-T4 не может выдавать более 60 кадров/с и не записывает RAW видео).
О чем еще говорит «Exmor R»: электронный затвор у FX30 будет работать медленнее, чем у Fuji X-H2S или Sony FX3, но при этом гораздо быстрее, чем у старых APS-C моделей Sony (a6600, a6400). Известный ресурс DPReview намерил 15.7 мс (это около 1/64 с) в обычном режиме съемки и 7.9 мс (~ 1/127 с) в режиме 120 кадров/с – это время, за которое матрица полностью считывается, линия за линией. Даже в обычном режиме затвор FX30 более чем в 2 раза быстрее по сравнению со старыми моделями Sony (у них разные эксперты насчитывали цифры порядка 33-40 мс или 1/25 с). Считывание за ~1/60 с – это, в принципе, приемлемая скорость, на уровне Panasonic GH4, то есть эффекта «желе» (rolling shutter) при резком панорамировании наблюдаться не будет. Кстати, механический затвор у FX30 отсутствует полностью – видеокамере он и не нужен. Да, при необходимости она может снимать фотографии – и в JPEG, и в RAW, однако отсутствует серийная съемка. Съемка со вспышкой тоже заблокирована: горячий башмак есть, но он не для вспышек, а для других аксессуаров: микрофоны, свет, внешний монитор и так далее.
Sony FX30 обладает встроенным 5-осевым стабилизатором изображения, который работает с эффективностью 5.5 ступеней. Также можно дополнительно включить электронный стабилизатор (режим Active mode), который немного ограничит угол обзора, но сделает изображение гораздо более плавным. Вы также можете применить электронную стабилизацию на этапе обработки: камера сохраняет метаданные с гироскопических сенсоров, которые считываются приложениями Sony Catalyst Browse или Catalyst Prepare. Эти метаданные обеспечивают большую эффективность электронной стабилизации – мы сами проверяли это еще на Sony A7C и были впечатлены результатами: устраняется даже сильная тряска, например, когда вы идете в быстром темпе и снимаете самого себя с помощью селфи-палки.
Как профессиональная видеокамера FX30 получила профиль изображения S-Cinetone, который обеспечивает более мягкие цвета, тональные переходы, более приятные оттенки кожи (по сравнению со стандартными профилями беззеркальных камер Sony Alpha, которые часто критикуют за излишне «пережаренное» изображение). Этот профиль будет особенно полезен, если у вас нет времени на постобработку и грейдинг. Если время есть, то можно воспользоваться «плоским» профилем S-Log3, который в совокупности с 10-битной глубиной цвета обеспечивает более 14 ступеней динамического диапазона (по заявлению Sony), а также съемкой в RAW – для этого понадобится подключить внешний рекордер. Sony заявляет о RAW 16 бит, но нужно помнить, что любой существующий видеорекордер записывает максимум 12. К тому же речь идет о рекордерах Atomos, а из RAW они сейчас дружат только с Apple ProRes RAW – формат очень эффективный по использованию дискового пространства, но и очень тяжелый для декодирования. Впрочем, с рекордером можно вести запись и в форматах семейства ProRes 422, которые обрабатываются гораздо легче, чем XAVC файлы с карт памяти, сильно сжатые кодеками H.264 или H.265. Для удобства подключения внешнего рекордера или монитора у FX30 предусмотрен полноразмерное HDMI гнездо (тип А), которое гораздо прочнее чем mini или micro HDMI гнезда у многих беззеркальных камер.
FX30 также поддерживает загрузку LUT профилей – это будет полезно, если вы снимаете в Log c абсолютно плоским контрастом и хотите в то же время представлять себе, как будет выглядеть изображение после обработки. При съемке в Log также можно зафиксировать светочувствительность в двух базовых значениях (ISO 800 и 2500) с ручным или автоматическим (Cine EI, Cine El Quick) переключением между ними – это должно обеспечить наиболее чистое от шума изображение, при том условии, что у вас есть контроль за освещенностью сцены. Если снимаете на ходу, то лучше оставить обычный режим со свободным ISO.
Интересной новой функцией является электронная компенсация «дыхания фокуса» – известного эффекта, когда границы кадра сужаются или расширяются при переведении фокуса с ближней дистанции на бесконечность и обратно. Очевидно, у Sony составлена карта профилей для своей родной оптики, так что камера просто знает, насколько сильно сузит обзор конкретный объектив, и заранее ограничивает кадр этими границами. Думаем, что с объективами от других производителей эта функция работать не будет.
Как мы уже и говорили в самом начале, FX30 использует практически тот же самый корпус, что и старшая FX3. Он очень компактный: за счет отсутствия видоискателя нет никакого «горба» на верхней панели – на верхнюю панель легко устанавливается не только фирменная рукоятка Sony, но и универсальные ручки от таких производителей как SmallRig или Tilda. По бокам и внизу расположено всего по 1 штативному гнезду – честно говоря, хотелось бы по 2, это защищает от проворота, но что есть, то есть. Если нужно навесить на камеру приличное количество аксессуаров, то уже имеющиеся клетки от FX3 должны подойти без проблем.
Отдельно отметим активное охлаждение: как и у FX3, на задней панели FX30 расположены воздуховоды и небольшой бесшумный вентилятор, который не дает камере перегреваться, так что вы можете снимать в любом режиме, в любую погоду (от -20° до +55° С), не переживая, что камера вот-вот отключится. Батарея достаточно емкая – NP-FZ100, ее должно хватить примерно на 2 часа съемки. Также возможно использовать внешнее питание от любого источника, совместимого с USB Power Delivery.
Доступных интерфейсов не так и много, но все основные есть: 3.5 мм вход для микрофона, такого же размера выход на наушники, HDMI, USB-C – через него, кстати, можно подключить Ethernet (адаптер продается отдельно). Ethernet подключение у FX3 / FX30, правда, не дает особых преимуществ: стриминг не работает, дистанционное управление через браузер недоступно, можно только скидывать отснятые файлы на FTP сервер. Будем надеяться, что разработчики Sony добавят этот функционал со временем – хотелось бы, однако сама Sony про это пока молчит. По USB ее можно подключить к ПК, чтобы использовать как веб-камеру, также доступно беспроводное подключение к смартфону, что позволяет управлять камерой на некотором расстоянии. Наконец, есть башмак с цифровым интерфейсом для новых микрофонов Sony (например, Sony ECM-B10), а также можно установить рукоятку с аудиоинтерфейсом для 2 внешних микрофонов (XLR или джек 6.3 мм). Из памяти FX30 принимает карточки SD (UHS-I и UHS-II), а также CFExpress type A, 2 слота могут работать как параллельно, так и в эстафетном режиме.
В целом, камера выглядит очень привлекательно: и по функционалу, и по цене. Есть 4К 60р (без пропуска линий, оверсемплинг из 6К), есть рапид 120 (4К) или 240 (FHD) кадров/с, есть быстрый и цепкий автофокус, есть встроенное охлаждение, поворотный экран, Log 10 бит 4:2:2 на карты памяти, RAW через HDMI, эффективная стабилизация изображения, приятные цвета Cinetone – как будто все пункты закрыты, и все это в компактном корпусе, который можно поставить на легкий стабилизатор. И все это в 2 раза дешевле, чем FX3 или A7S III. Конечно, APS-C матрица FX30 не обеспечивает таких чудес светочувствительности, как перечисленные полнокадровые модели, но, в конце концов, не всем же надо снимать в полной темноте. У Sony, к слову, давно не выходило интересных APS-C камер – было такое ощущение, что компания полностью сосредоточилась на полном кадре. Та же a6600 не сильно впечатляла: цена высокая, матрица старая. APS-C сегмент был отдан на откуп Fujifilm и Canon. И вот, видимо, Sony почувствовала, что полнокадровый сегмент насыщен как следует, плотно, все ниши закрыты, пришла пора вернуться в APS-C. И – вот такой флагман с очень достойными характеристиками, дешевле Fujfilm X-H2 / X-H2S, дешевле Panasonic GH5S / GH6, дешевле Sony a7 III. Да, кроп-фактор означает, что угол обзора значительно меньше, но ведь можно использовать кроп-оптику, которая намного дешевле. В плане качества изображения APS-C камеры, на самом деле, не уступают полному кадру, если не считать съемку в экстремально темных условиях, где они, конечно, шумят сильнее. Во всем остальном, включая размытие фона и динамический диапазон – нет. Просто откройте диафрагму пошире и используйте дискретизацию 10 бит или RAW.