Фотопленка Film World (Kodak Vision3)
В продажу поступили фотопленки Film World – что это такое?
Film World сам по себе – небольшой производитель из Китая, который просто берет большие бобины кинопленки Kodak, аккуратно нарезает их по 36 кадров (плюс хвостик) и наматывает в самые обыкновенные катушки, которые подойдут для любого 35-мм фотоаппарата. Никаких других операций с пленкой не производится, только нарезка и намотка. И это хорошо, потому что вы получаете оригинальную кинопленку Kodak без какого-либо вмешательства в эмульсию. Поэтому и в названии пленки Film World указывается та же цифровая маркировка, что и у Kodak: например Film World 5219 ISO 500 – это Kodak Vision3 500T 5219.
Компания Kodak, насколько нам известно, является последним оставшимся производителем кинопленки. Не так давно она конкурировала в этом бизнесе с Fujifilm, но японцы в итоге уступили и полностью свернули производство – очевидно, Голливуд, основной потребитель такой роскоши, отдавал предпочтение своим собственным, американским пленкам. Надо сказать, что при всем удобстве использования и качестве изображения современных цифровых кинокамер, пленка Kodak продолжает активно использоваться в производстве – не только отдельными эксцентричными чудаками вроде Квентина Тарантино, который, как известно, принципиально не использует «цифру», а гораздо шире. Неполный список недавних проектов, снятых на пленку, можно посмотреть, например, здесь: https://www.kodak.com/en/motion/page/shot-on-film
«Варяг» (The Northman), «Не смотри вверх» (Don't Look Up), «Лакричная пицца» (Licorice Pizza) – сняты на пленку
Очевидно, у этого есть свои причины: многим нравится уникальный характер цветопередачи, контраста, зернистости, который присущ пленке. Конечно, в наш век все это можно симулировать в цифровом редакторе до степени полной неразличимости. Разница в том, что любая симуляция – процесс малоприятный для самого автора. Зритель может и не понять, каким образом что снято, но автор прекрасно будет помнить, какое изображение было сделано искусственно, а какое появилось практически само по себе. Думаем, примерно это и имеют в виду, когда говорят «магия пленки». Это то, что до сих пор заряжает на творчество.
Идея снимать фотоаппаратом на кинопленку, в принципе, не нова. В конце концов, именно так и появился самый известный 135 формат, 24х36 мм. Еще в начале XX века в разных странах – Англии, Германии, Франции, США – разные инженеры пытались адаптировать недавно появившуюся 35-мм кинопленку под фотокамеры. Лучше всего получилось у Оскара Барнака, создателя легендарной «Лейки» – он создал по-настоящему компактную, эргономичную, удобную в обращении камеру, которая быстро завоевала признание у фотожурналистов. Отголоском этой истории является то, что «полный кадр» (24х36 мм) до сих пор остается самым популярным форматом в профессиональной фотографии.
Leica I – одна из первых камер. использующих 35-мм пленку
В нынешнее время стимул к использованию кинопленки, конечно, другой – а именно, дефицит цветной пленки как таковой. К сожалению, ее производство – дорогостоящий процесс, который окупается только при большой оборачиваемости, поэтому сортов с годами становится все меньше. Если черно-белые пленки, относительно простые в изготовлении, еще производятся несколькими небольшими фабриками по всему миру, то с цветными ситуация намного хуже, выбор очень небольшой. Это вымирание фотопленки отчасти и привело к тому, что творческие фотографы, экспериментирующие с изображением, обратили внимание на кинопленку.
Одновременно с этим столкнулись и с таким препятствием как особенности проявки. Хотя сам по себе процесс получения цветного изображения между фото- и кинопленкой принципиально не отличается, кинопленку дополнительно покрывают черным сажевым слоем. Он необходим для защиты изображения от ореолов (переотражения света внутри кинокамеры), а также защищает от накопления статического напряжения и от появления царапин при прокрутке. Данный сажевый слой необходимо смыть перед основной проявкой, иначе он испортит и реактивы, и само изображение – получится что-то вроде кросспроцессинга, с интересным, но далеким от натурального цветовым балансом. Отдельные производители (в частности, американский CineStill) за несколько лет экспериментов научились смывать сажевый слой с неэкспонированной пленки, не затрагивая эмульсию, так что ее можно проявлять в любой лаборатории по стандартному процессу C-41, однако другие предпочитают таким не заниматься – велик риск смыть часть эмульсии вместе с сажей, тем самым повредив пленку. Поэтому кинопленки, в том числе Film World, требуют проявки по процессу ECN-2. К счастью, многие фотолаборатории, включая нашу профессиональную лабораторию, освоили этот процесс, так что это не составит проблемы. Цена проявки составляет 500 руб. – да, это дороже чем C-41, но и сама пленка дешевле, чем тот же Kodak Gold (не говоря уже про Portra), так что одно компенсирует другое.
Заказать проявку по процессу ECN-II
Kodak VISION3 500T 5219 в оригинальной упаковке
Итак, перейдем к самим пленкам, их всего 4 – столько же, сколько всего цветных негативных кинопленок осталось в мире. Это Kodak VISION3 в 4 вариантах светочувствительности, 2 варианта стабилизированы для дневного света (5500 К) и еще 2 – для ламп накаливания (3200 К). Первая пленка VISION3 пришла на смену семейству VISION2 в 2007 году, это была самая высокочувствительная 500T, затем в течение нескольких лет к ней добавились 250D (2009 г), 200T (2010 г) и 50D (2011 г). Цифры обозначают чувствительность в ISO, а буквы D и T – соответственно, Daylight (дневной свет) и Tungsten (лампы накаливания). Теоретически, вы можете использовать дневную пленку при теплом освещении и наоборот, но для сохранения нейтрального цветового баланса нужно будет найти коррекционные светофильтры – Wratten 80 и 85 (или их аналоги), а также скорректировать экспозицию.
Цветопередача у всех примерно одинаковая, и это понятно: пленка изначально делалась для кино, и было бы странно, если бы части фильма, снятые на разную пленку, визуально отличались друг от друга. Пленка обеспечивает весьма точную цветопередачу, особенно хорошо передаются все оттенки кожи, без какого либо ухода в красный, зеленый или желтый. И это тоже понятно: она изначально создавалась, можно сказать, с техническими целями – максимально точно запечатлеть цвета и сохранить все детали, и в тенях, и в светлых областях, а если режиссеру захочется добавить особый художественный эффект, то это сделает колорист или специалист по спецэффектам. Как и многие другие негативы, Kodak VISION3 хорошо «тянется» по экспозиции в обе стороны благодаря своему очень широкому динамическому диапазону. Здесь нужно сделать важную оговорку: цветопередача и контрастность во многом зависит от правильности проявки, при несоблюдении технического процесса вы можете получить что угодно.
Иными словами, выбор достаточно прост – отталкивайтесь от условий освещения. Понятно, что 50D даст самое мелкое, практически незаметное зерно, а у 250D оно будет чуть более выраженным, но даже у 500T оно все равно остается на малозаметном уровне, если не заниматься увеличением или сильным вытягиванием теней. Опять же, нужно сделать оговорку, что зернистость пленки увеличивается, чем дольше она хранится до проявки, поэтому ваш результат может расходиться с эталонным. Непроявленную пленку лучше хранить в холодильнике. Ниже мы приводим ссылки на позиции в нашем каталоге и эталонные образцы изображения, выполненные компанией Kodak.
Film World 5203 ISO 50D 135-36 ECN-2, она же Kodak VISION3 50D Color Negative Film 5203
Film World 5213 ISO 200T 135-36 ECN-2 – она же Kodak VISION3 200T Color Negative Film 5213
Film World 5207 ISO 250D 135-36 ECN-2 – она же Kodak VISION3 250D Color Negative Film 5207
Film World 5219 ISO 500T 135-36 ECN-2 – она же Kodak VISION3 500T Color Negative Film 5219