Blackmagic Pocket Cinema Camera 4K в 2021
В предыдущем обзоре мы рассматривали видеокамеры Blackmagic Pocket Cinema Camera 6K и 6K Pro. А что с Blackmagic Pocket Cinema Camera 4К? Камере недавно исполнилось 3 года, а стоит она сейчас 120 990 руб. Имеет ли смысл брать BMPCC 4K сейчас, в конце 2021 года?
Думаем, что да, и вот почему:
Плюсы BMPCC 4K
- DCI 4K 60 кадров/с
- Запись в Blackmagic RAW и Apple ProRes 422 / 422 HQ
- Запись на SD карты, CFast 2.0 карты и обычные USB жесткие диски
- Активное охладение: камера не перегревается, сколько бы вы ни снимали
- Интерфейс, ориентированный на видео
С первым все просто: 4К – это современный стандарт качества, а без 60 кадров/с вам не сделать нормальное slow-mo (он же рапид). Без slow-mo и 4К сейчас, грубо говоря, стыдно выходить даже на Youtube или в TikTok. Так что 4К 60р – это практически базовая необходимость для современного видеографа. Также есть HD 120р, но с кроп-фактором 4х (как и всё HD в этой камере).
И даже, допустим, если вам не нужно 4К в итоговом файле, запись в 4К – это свободное кадрирование и 2х цифровой зум без потерь, который вы можете задействовать в любую секунду, если итоговым разрешением выберете Full HD. Можно сделать плавный «наезд» камеры в центр и обратно, смещение в сторону, можно увеличить часть кадра резким переходом. Подобный монтаж визуально улучшает восприятие видео, в то время как статичная картинка быстрее утомляет зрителя. Для этого вам пригодится запас по разрешению, то есть 4К.
Blackmagic RAW
Про Blackmagic RAW (далее для краткости B-RAW) мы подробно писали в прошлом обзоре. Если максимально коротко, то это настоящий RAW формат с глубиной цвета 12 бит и очень широким динамическим диапазоном, который позволяет вам редактировать видеофайлы так же легко, как вы редактировали бы фотоснимок: менять ISO, экспозицию, баланс белого, контрастность и насыщенность. Большим преимуществом B-RAW является низкая нагрузка на процессор, которая позволяет производить базовые операции по цветокору даже на ноутбуках.
Если хотите более подробно, то прочитайте следующие абзацы.
Чтобы понять, в чем заключается ключевое отличие B-RAW от таких известных форматов как Adobe CinemaDNG RAW и Apple ProRes RAW, нужно представить, как формируется изображение в камере. Изначальный, самый сырой поток данных с сенсора после прохода через АЦП (аналого-цифровой преобразователь), содержит в себе по одному значению на каждый пиксель – сколько света он получил. Поскольку в большинстве матриц сейчас используется мозаичный фильтр Байера (2х2 RGGB: красный, зеленый, зеленый, синий), для начала требуется произвести демозаику, то есть для каждого пикселя рассчитать значения по оставшимся двум каналам. Для «зеленого» пикселя – данные по красному и синему, и так далее. Для этого производится взвешивание по соседним пикселям с охватом 2х2, 3х3 и более – чем шире охват при анализе соседних пикселей, тем лучше результат. Получив данные всех трех RGB каналов по каждому пикселю, мы уже можем создать полноцветное изображение.
RAW кодеки типа CinemaDNG поступают именно так: в камере формируется полноцветное RGB изображение, которое в таком виде и кодируется, то есть сшивается поток идущих друг за другом картинок, примерно так же, как это было во времена пленки. Раскодировать такой RAW очень легко, работать с ним приятно, но у нас в три раза увеличивается объем потока данных (битрейт), поскольку в каждом пикселе к 1 реальному значению мы добавляем 2 аппроксимированных. Соответственно, нам нужна очень широкая пропускная способность шины, через которую идут данные, и очень высокая скорость записи запоминающего устройства. Особенно тяжело становится, если мы увеличиваем глубину цвета, разрешение, частоту кадров. Например, возьмем камеру Sigma fp, которая умеет записывать 12-битный CinemaDNG RAW в 4К 30р (на SSD носитель). У вас получится 2980 Мбит/с, это 372.5 Мбайта в секунду, то есть диск на 1 Тб заполнится менее, чем за час. Если эта камера могла бы записывать 4K RAW в 60р, у вас получилось бы 6 Гбит/с или 745 МБ/с., это 2.7 терабайт в час.
Есть другой подход, представленный, например, Apple ProRes RAW. Мы берем абсолютно сырой поток в том виде, как он прошел первичную оцифровку, немного сжимаем его и в таком виде отправляем на записывающее устройство. Плюс очевиден: у нас минимальная нагрузка на процессор камеры и в 3 раза меньше ширина потока. Apple не дает точных цифр, но для 4К 30р битрейт составит приблизительно 800 - 1200 Мбит/с, в зависимости от того, какой вариант компрессии вы используете: обычный ProRes RAW или ProRes RAW HQ. Это кодек с переменным битрейтом и постоянным качеством сжатия. Минус тоже есть, и он серьезный: весь процесс демозаики ложится на процессор вашего компьютера, который для этого не приспособлен. В отличие от процессора в камере, довольно маломощного, но заточенного ровно под одну задачу, универсальный процессор вашего компьютера (хоть он и мощнее в разы, даже в десятки раз), столкнувшись с такой задачей, начинает накаляться и скрипеть. Даже если ему помогает графическая карта. Кто пробовал работать с Apple ProRes RAW, могут подтвердить – это очень тяжелый кодек.
С левой стороны: кубики, символизирующие процессы в камере, с правой – процессы на компьютере
Blackmagic со своим B-RAW пытаются пройти посередине. В чем новизна подхода: разбить процесс демозаики на 2 части: основная часть осуществляется внутри камеры. Там выполняется расчет, взвешивание по соседним пикселям, заодно можно почистить шум и мертвые пиксели (их данные слишком выделяются из соседних значений) и добавить метаданные: в частности, данные о сенсоре камеры. В итоге в камере формируется 3 монохромных изображения: яркостное (то есть черно-белое, или, если точнее, изображение в градациях серого), а также два изображения в градациях красного и синего. Эти два изображения получаются в 4 раза меньше по размеру, так как на 4 пикселя мозаики Байера у нас приходится только 1 красный и 1 синий. Далее все изображения можно сжать – несильно, без потерь, или посильнее, с небольшими потерями в ходе квантования. И сохранить на носитель. Получается YCbCr кодек. Вашему компьютеру предстоит относительно легкая задача: распаковать сжатое и завершить процесс демозаики, сопоставив 3 изображения. Поскольку у вас также сохранились метаданные о сенсоре камеры, можно внести поправку на аналоговые особенности сенсора (с помощью «карты сенсора»). Поэтому кодек Blackmagic RAW легко проигрывается даже на относительно слабых компьютерах – таких как Apple MacBook Air M1, что мы демонстрировали в прошлый раз. Конечно, если вы захотите произвести глубокую цветокоррекцию и добавить спецэффекты, MacBook Air станет уже тяжеловато, поэтому мы бы не стали записывать его в «рекомендованные» требования по железу. Но обычной рабочей станции вам вполне хватит: если продолжать примеры с Apple, то iMac Pro (даже старый, без М1 чипа) вполне справится. И конечно, все это также работает на Windows.
Что касается битрейта и качества переноса RAW данных, то здесь многое зависит от того, какую степень сжатия вы выбираете: у Blackmagic RAW есть несколько вариантов компрессии, включая постоянный или переменный битрейт, первое обозначается цифрами: 3:1, 5:1, 8:1, 12:1, второе буквой Q и цифрой: Q0, Q1, Q3, Q5. Если вы выбираете минимальное сжатие (Q0 или 3:1), то после распаковки кодека вы получаете RAW данные практически в том виде, как если бы они пришли напрямую с матрицы. Битрейт для 4К 30р составит 1088 Мбит/с при фиксированном битрейте (3:1) или 816-1624 Мбит/с при переменном (Q0). Если вы используете сильное сжатие, такое как 12:1 или Q5, то получится 280 и 224-544 Мбит/с соответственно. Для 4К 60р эти цифры нужно умножить на 2. При выборе сильной компрессии часть данных вы, конечно, потеряете – они усреднятся при квантовании, но эти потери не сравнить с потерями и артефактами при сжатии RGB изображения до такого же битрейта. Поэтому вы по-прежнему можете менять ISO, экспозицию, баланс белого, контрастность и насыщенность, и далее экспортировать это хоть в ProRes 4444, если того требует производственный процесс. Для обычной, повседневной съемки мы рекомендуем выбирать вариант с переменным битрейтом (Q5), так как весит он немногим более ProRes 422, при этом в нем нет эффекта «потолка», в который упирается кодирующий алгоритм: если для кодировки сложного изображения потребуется больше бит, процессор автоматически их заберет. Сжатие с постоянным битрейтом 12:1 лучше использовать только в том случае, если у вас есть жесткое ограничение по скорости записи или объему носителя – например, если вы записываете RAW на SD карту памяти. Впрочем, даже в 12:1 артефакты сжатия малозаметны, их придется еще поискать.
Снято в ProRes HQ, ISO 400, 1250, 2500
Помимо RAW наша Blackmagic Pocket Cinema Camera 4К умеет записывать напрямую в Apple ProRes 422 / 422 HQ. Если вы работаете с Apple Final Cut (а это, как вы понимаете, очень популярная программа для обработки видео), то использование «родного» кодека значительно ускоряет весь процесс. Да и, например, Adobe Premiere / After Effects легко усвоят эти файлы, потому что кодек в профессиональной среде относится к стандартным, наиболее распространенным. И хоть это и не RAW, но ProRes 422 – это 10-битный кодек со щадящим сжатием, которое сохраняет значительное количество исходной информации для глубокой коррекции по цветам, экспозиции и так далее.
Что использовать, Blackmagic RAW или ProRes 422 – вопрос сложный. Если вы работаете в DaVinci Resolve (а полная версия этой программы бесплатно поставляется с каждой BMPCC 4K), то, конечно, выбирайте B-RAW. Даже максимально сжатый, он даст более широкие возможности для обработки. Если привыкли к Apple Final Cut, Adobe Premiere, другим программам, и не собираетесь переучиваться на DaVinci Resolve, то, наверно, ProRes 422. Хотя и для них существуют варианты для работы с B-RAW: транскодировщик Color Finale для Final Cut или, например, бесплатные плагины для Premiere или Avid Media Composer.
На сайте Blackmagic вы сможете загрузить множество оригинальных файлов «прямо из камеры», записанных в ProRes и RAW с различными вариантами сжатия, чтобы оценить исходное качество материала без жесткой компрессии Youtube.
Итак, если резюмировать второй пункт «плюсов»: Blackmagic Pocket Cinema Camera 4К обеспечивает настолько качественные и при этом легкие в обработке файлы, какие вы не получите ни с одной другой камерой за эти деньги. Основное предложение в этом ценовом диапазоне – это сильно пережатый H.264 или H.265 формат.
Носители информации
Третий пункт: дешевизна и распространенность носителей. С обычными картами SD класса V60 можно снимать в Apple ProRes 422 (630 Мбит/с в 4К 30p) или в Blackmagic RAW Q5 (224-544 Мбит/с в 4К 30p). Конечно, лучше взять SD класса V90, но и V60 должны справиться. Это достаточно дешевые карточки, если сравнивать с XQD, CFast или CFExpress. Для съемки в 4К 60р есть поддержка карт CFast 2.0 – они хоть и дороже SD, но все равно дешевле CFExpress, а скорости хватает. Наконец, можно просто по USB подключить недорогой и емкий внешний SSD диск и полностью забыть про проблемы с памятью. Диск обычно монтируется в специальный держатель на клетку, чтобы он не болтался. Просто для понимания: вся клетка + SSD диск на 1 Тб. обойдутся вам даже немного дешевле, чем одна карта CFast на 256 Гб. Единственный минус: получится более тяжелая, более габаритная конструкция.
Охлаждение
Часть беззеркальных камер до сих пор не научилась снимать в 4К 60р, еще часть научилась, но очень быстро перегревается в процессе. В основном это проблема форм-фактора, доставшегося от фотоаппаратов, и консервативного японского мышления. Хотя видео уже лет пять как является едва ли не единственным драйвером роста всего фоторынка, вентилятор можно найти только в Panasonic S1H. Остальные предпочитают делать вид, что все нормально, можно снимать хоть 8К, а если у вас камера через каждые полчаса отключается на час или раскаляется до того, что ее больно держать в руках, то это ваши проблемы. «Покупайте нашу профессиональную Cinema линейку». К счастью, в Blackmagic Pocket Cinema Camera 4К вы получаете «Cinema» камеру по цене фотоаппарата, с вентилятором и жидкостным отведением тепла от матрицы на радиатор. Никаких ограничений по длительности записи. Если вы работаете, например, на конференции, то включаете камеры на прямую трансляцию в 10 утра и выключаете в 8 вечера. Берете недорогой микшер Blackmagic ATEM Mini / Mini Pro, 2-4 камеры, ноутбук и длинные кабели: HDMI и питание – всё. Садитесь за пульт, дистанционно переключаетесь между камерами: крупный план, общий план сцены, план зала, крупный план зала. Дистанционно, через приложение ATEM Software Control на ноутбуке, двигаете фокус, меняете ISO, разрешение, баланс белого, угол затвора и другие параметры. Все это реализовывается, грубо говоря, на коленке, вам не нужно сверхдорогое телевизионное оборудование. Немного тренировки, и справитесь даже один-вдвоем.
Интерфейс
Наконец, интерфейс. Это тоже важно: насколько вам удобно работать с камерой. Насколько легко читаются настройки, как быстро она настраивается. В случае с линейкой Blackmagic Pocket Cinema Camera с этим все обстоит очень хорошо, сильно помогает большой 5-дюймовый сенсорный экран и грамотный интерфейс, который создавался чисто под видео. Большие кнопки и плашки, все видно, все понятно переведено на русский, все логично организовано по 6 вкладкам. Есть память на 12 (двенадцать) пользовательских профилей: заранее настраиваете их под конкретные сценарии, и далее просто переключаетесь за секунды. Если у вас 4 камеры: настраиваете одну, сохраняете профили, копируете их на карту памяти и загружаете во все остальные. Выдержка, измеряемая в углах затвора, яркостная и RGB гистограмма, настраиваемая зебра, фокус-пикинг, поддержка LUT таблиц, помогающая при записи с плоским контрастом (гамма «Фильм» , аналог Log). Во вкладке Аудио можно раздельно регулировать усиление для правого и левого каналов – где еще вы такое найдете за эти деньги? Два входа для аудио: стерео 3.5 мм и моно mini-XLR, с фантомным питанием 48В. Можно, например, в мини-джек подключить синхронизатор тайм-кода, а XLR у вас останется свободным для одного микрофона. Полноразмерный HDMI – если хотите подключить внешний монитор или монитор-рекордер.
Минусы
Из минусов Blackmagic Pocket Cinema Camera 4К обычно называют следующее:
- Маленькая матрица, сильный кроп-фактор
- Отсутствие автофокуса
- Крупноватый корпус
- Слабая батарея
- Проблемы с надежностью
Разберем их подробнее.
Матрица и кроп-фактор
Размер матрицы следует рассматривать в связке матрица-объектив, принимая во внимание влияние светосилы на глубину резкости. За исключением крайне редких случаев, когда вам действительно нужно создать видео с глубиной резкости 1 см, в абсолютном большинстве ситуаций вам все-таки потребуется, чтобы человек попадал в эту глубину резкости целиком, то есть иметь ГРИП в полметра-метр. В этом случае, когда на полнокадровой камере вам придется закрывать диафрагму на 2-3 ступени, на BMPCC 4K вы можете продолжать снимать с более открытой диафрагмой, тем самым компенсируется «шумность» маленьких матриц: вам просто не нужно так высоко поднимать ISO. В контролируемых условиях, когда вы используете студийный свет, говорить тем более не о чем: с настраиваемой яркостью светильников проблем с шумом у вас не будет. Далее, в BMPCC 4K применяется современная матрица с малым количеством пикселей (10 Мп, как у Panasonic GH5S) и двойным базовым («нативным») ISO 400 / 3200. Это означает, что при ISO 3200 у вас камера переключается на альтернативную цепь шумоподавления, поэтому изображение с ISO 3200 визуально будет выглядеть даже немного чище, чем с ISO 1600. Если вы снимаете с Log-кривой (здесь это называется «цветовая гамма Фильм»), эти значения надо поднимать на 1 ступень: ISO 800 / 6400 соответственно. Так ли часто вам приходилось поднимать ISO выше 6400?
Обратите внимание, что «роллинг шаттер» (эффект наклона изображения при быстром панорамировании) из-за малого количества пикселей («попиксельное считывание») является минимальным: 16 мс для 4К и 8 мс для Full HD кропа. Сравните с полнокадровыми Sony a7 III, a7 IV, Canon EOS R6: 25-30 мс. Здесь нет никакого «желе», как бы резко вы ни вращали камеру.
Это видео снято в Full HD, с кроп-фактором 4х: «роллинг шаттер» едва заметен. В 4К будет чуть больше.
Еще одним доводом в пользу полнокадровых матриц является их более широкий динамический диапазон, то есть количество ступеней яркости, которые можно различить в рамках одного кадра. Действительно, для полнокадровых фотокамер сейчас считается нормальным динамический диапазон около 14-15 ступеней, в то время как Blackmagic заявляет всего 13. Но здесь мы упускаем один момент: динамический диапазон в фото и динамический диапазон в видео – это не одно и то же. Динамический диапазон, вообще говоря, довольно жестко привязан к глубине цвета, сколько градаций яркости можно закодировать в 1 бит. Фотографировать вы можете в RAW 14 бит, поэтому 14-15 ступеней выглядят правдоподобно. Но при записи видео та же самая камера может использовать другой, упрощенный алгоритм АЦП (аналого-цифрового преобразования): 12 бит вместо 14, и к тому же записывать это с глубиной всего 8 бит, поэтому ни о каких 15 ступенях говорить не приходится, с натяжкой (за счет Log и усиленного шумоподавление) можно получить 10-11. Кто пытался «вытягивать» 8-битный Log с камер Sony (например, a7 III), прекрасно знает – 8-битный Log почти не тянется.
Лучше обстоят дела с последним поколением полнокадровых беззеркалок, которые освоили 10 бит при записи на встроенную память – после 8 бит это вызывает восторг. Ряд моделей Canon, Sony, Nikon, Panasonic (их список за последнюю пару лет серьезно возрос), даже могут записывать RAW 12 бит в виде Apple ProRes RAW – через внешние мониторы-рекордеры Atomos Ninja V или Shogun 7. К сожалению, большинство выдает в RAW не более 30 кадров/с. Особняком стоит Sony A7S III, которая (на рекордер Atomos) выдает 16-битный RAW 60 кадров/с! Правда, рекордер сразу же перепаковывает его в хорошо известный нам Apple ProRes RAW 12 бит, так что сколько бит было изначально, проверить у вас не получится, в сыром виде этот поток не получить. И на руки вы получаете очень тяжелый для обработки кодек, так что лучше сразу купить или новую рабочую станцию, или хотя бы внешний eGPU ускоритель. Наконец, стоит упомянуть Sigma fp – эта малютка находится в одной ценовой категории с BMPCC 4K, имеет полнокадровую матрицу и пишет 12-битный CinemaDNG RAW без помощи Atomos, прямо на SSD диски. К сожалению, не быстрее чем 30 кадров/с, и файлы занимают очень много места: 1.5 Тб уходят примерно за час.
Таким образом, BMPCC 4K остается самой доступной камерой с RAW 4К 60р в 12 бит, и за счет этого обеспечивает честные 12-13 ступеней динамического диапазона, на уровне современных полнокадровых камер других брендов.
Если вам крайне необходима малая глубина резкости, то, опять же, рецепты известны: для байонета Micro 4/3, который использует BMPCC 4K выпущено много объективов со светосилой около f/1.0 – например, Olympus Pro серия, Voigtlander или китайские Zhonguy Mitakon. Мы бы выбрали Voigtlander, у них есть очень хорошая линейка оптики Nokton от 10.5 до 60 мм, все с f/0.95. С учетом кроп-фактора BMPCC 4K (1.9х) это надо умножать на 1.9: 20 – 115 мм. Конечно, f/0.95 на матрице Micro 4/3 по глубине резкости будет примерно как f/1.4 на APS-C / Super 35 или f/2 на полном кадре, но разве 85/2 вам не хватит, чтобы создать акцент на одной детали и размыть все остальное?
Есть переходники Speedbooster, которые позволяют ставить объективы от полнокадровых / APS-C камер, одновременно увеличивая светосилу на 1-1.3 ступени и сокращая кроп-фактор. Честно говоря, именно спидбустеры под Canon EF мы бы назвали наиболее предпочтительным вариантом, так как эти объективы совмещают в себе 2 преимущества: во-первых, у них активный байонет, то есть вы можете использовать объективы с оптической стабилизацией (в самой камере стабилизатора нет), дистанционно менять диафрагму и переводить фокус. Во-вторых, ручная фокусировка у них сделана по принципу прямой механической связи, а не по электронному focus-by-wire, что вы встретите у оптики Olympus или Panasoniс. То есть, вы будете хорошо чувствовать фокус руками, и поворот кольца на определенный угол всегда переведет фокус на одну и ту же дистанцию, без ненужной вариативности. Переходники типа Speedbooster бывают разного качества, есть дорогие, от таких брендов как Metabones, есть дешевые. Выбирая дешевые, вы можете получить, например, усиленные хроматические аберрации (цветную кайму), а, бывает, и просто нежелание объектива корректно работать с камерой. У Metabones, с другой стороны, есть особые переходники, созданные специально для BMPCC 4K (у нее перед матрицей несколько иной массив фильтров, чем у других камер Micro 4/3). Причем переходники Metabones Cine обладают дополнительным запирающим механизмом (Positive Lock), который более крепко, без люфта фиксирует объектив в байонете. Наконец, у них есть и резиновый воротничок, который защищает от попадания пыли и влаги через байонетное соединение. Поэтому лучше брать спидбустер подороже, тем более что переходник – это не объектив, хватит всего одного.
Автофокус
По автофокусу все так же, как мы уже писали в обзоре на BMPCC 6K. Да, считайте, что его нет. При этом, заметим профессиональное кино до сих пор снимают с ручной фокусировкой, и на то есть причины: даже самые надежные системы автофокуса, которыми сегодня могут похвастаться последние камеры Sony и Canon, периодически дают сбои: иногда фокус прыгает на другие объекты, потом возвращается обратно, или, при недостаточном освещении, начинает немного подстраиваться вперед-назад, выглядит это малоприятно. Поэтому профессионалы, как правило, стараются использовать ручную фокусировку. Причем ручной автофокус не означает, что вам необходимо постоянно самому крутить ручку. К примеру, есть такая вещь как rack focus. Через мобильное приложение Bluetooth+ (iOS) или Control Blackmagic Camera (Android) можно подключиться к камере и задать 2-3 дистанции (A, B, C), переключение между которыми будет происходить по касанию экрана (телефона), скорость перевода фокуса также задается. Нечто похожее можно сделать и, например, при использовании электронных стабилизаторов Moza с моторами iFocus или iFocus-M. Наконец, можно использовать самые простые, механические Follow Focus системы: вращаете ручку – вращается кольцо на объективе. Впрочем, во многих случаях можно обойтись без всего, просто вращая кольцо руками.
Аккумулятор и питание
Батарея у Blackmagic Pocket Cinema Camera 4К действительно слабая, причем этот факт тем обиднее, что камера совсем не маленькая, и в ее корпусе вполне мог бы разместиться аккумулятор побольше. Почему создатели выбрали Canon LP-E6? Видимо, исходили из того, что это одна из самых популярных батарей, размер подходил, а на разработку собственных аккумуляторов не хотели тратить ни деньги, ни время. Отдельно сделали батарейную ручку: если хотите, можно взять ее, внутрь помещается две LP-E6, так что вам должно хватить уже не на 40-50 минут, а примерно на 1.5-2 часа. И это не единственное решение:
Можно использовать аккумулятор V-Mount 12-16 Вольт с разъемом D-Tap, подключается через кабель-переходник (продается Blackmagic как аксессуар). V-Mount – это крупные аккумуляторы от профессиональных видеокамер, снимать с ними можно практически весь день, крепятся они обычно за камеру на направляющие. Например, вот такое крепление: (ссылка). Через порт USB-C можно подключить копеечный USB аккумулятор («пауэрбанк»), который будет работать в компенсационном режиме: то есть внутренняя батарея камеры будет разряжаться, но очень медленно – этот вариант можно использовать, если вы еще не заняли USB-C разъем под SSD диск. Наконец, существуют кабели-переходники с USB-C на D-Tap для USB аккумуляторов с функцией USB PD – так у вас и USB останется свободным для SSD, и питание будет уже не в компенсационном режиме, а как от обычной электросети. Кстати, некоторые электронные стабилизаторы – в частности, Moza Air 2 и Air 2S – имеют выход питания 16В, через который можно запитать камеру (потребуется, опять же, кабель-переходник). Как видите, вариантов множество.
Надежность, размеры
Проблемы с надежностью серьезно коснулись, разве что самых первых камер, которые расходились по предзаказам. Blackmagic тогда, в 2018-м году, действительно поторопилась с запуском, были и задержки поставок, и проблемные матрицы с полосами, и прочий брак. Все это давно поменяли на исправное, и с тех пор про массовые отказы BMPCC ничего не слышно, это осталось далеко в прошлом. Согласимся, что камера, которая за 120 тысяч рублей пишет 4К 60р в RAW, причем хоть на карту, хоть на жесткий диск, и обладает другими вышеперечисленными «плюшками» – за такие деньги это действительно выглядит подозрительно. Ведь даже за Panasonic GH5S с такой же матрицей, но без RAW и ProRes придется отдать тысяч на 20-30 больше. Но обмана нет, камера действительно работает. Единственное, пластиковый корпус не внушает особого доверия. При использовании «в полях» советуем защитить его надежной металлической клеткой, тем более что клетка – это не только защита, но и эргономичная организация для всего навесного оборудования: все эти аккумуляторы, жесткие диски, внешние мониторы, микрофоны. Для удобства можно добавить рукоятки и/или плечевой упор, подпорку для объектива, чтобы не дрожал при активном движении, бленду-компендиум и так далее. В зависимости от сценария применения: если это студийная камера, работающая со штатива и от сети, то ей нужно одно, а если это техника для съемки с рук, то другое.
По размерам Blackmagic Pocket Cinema Camera на самом деле выделяется из ряда беззеркальных камер, что может доставить некоторые неудобства. Например, для нее не подойдут более легкие и более дешевые электронные стабилизаторы, придется брать, соответственно, более крупные и более дорогие. Дело именно в поперечных габаритах и высоте: не на каждом кронштейне ее получится правильно сбалансировать. От себя можем посоветовать стабилизаторы Moza Air 2 и Air 2S, как подходящие по размерам и оптимальные по цене / качеству. К тому же, они могут работать в качестве источника питания для камеры. Из Zhiyun подойдет Crane 2S и более старшие модели, из DJI – RS 2.
Итоги
Завершая обзор, вернемся к начальной мысли: Blackmagic Pocket Cinema Camera 4К определенно стоит своих денег. Потому что 4К 60р в RAW или ProRes 422: с прекрасной детализацией, кинематографичными цветами и пластичными в обработке файлами. Потому что хороший выбор носителей: хоть широко распространенные SD карты, хоть дешевые SSD диски. Удобный, понятный интерфейс. Да, не все идеально: многие новички боятся брать Blackmagic из-за отсутствия автофокуса, хотя это не так страшно, как им кажется. Впрочем, не будем спорить, наличие автофокуса упростило бы ряд моментов работы с камерой. Вторым недостатком мы назвали бы слабый аккумулятор, которого едва хватает на 60 минут съемки. Впрочем, если собирать камеру с обвесом на базе клетки, это не составляет проблем: легко можно навесить внешний аккумулятор, а в студийных условиях она работает от сети. Последней значимой проблемой является сильный кроп-фактор (1.9х). Да, можно использовать адаптер типа Speedbooster, но с хорошим спидбустером (Metabones Cine) цена BMPCC 4K вплотную приближается к BMPCC 6K, у которой и кроп-фактор меньше (1.55х), и объективы Canon EF / EF-S встают без каких-либо переходников. Плюсом сверху вы получите 6К или более резкий 4К (полученный из 6К). Да, с BMPCC 6K вы сильнее ограничены в выборе и размерах оптики, также сильнее шумит вентилятор и быстрее съедает батарею, но это все-таки второстепенные вещи по сравнению с качеством изображения, так что выбор между BMPCC 4K и BMPCC 6K сложный. Если же выбросить из схемы спидбустер (допустим, вы снимаете в студии и кроп-фактор 1.9х вам только на пользу), то BMPCC 4K вполне конкурентоспособна. В любом случае, мы перечислили за и против, а выбор – за вами.