Blackmagic Pocket Cinema Camera 6K и 6K Pro
Мы начинаем цикл публикаций о технике Blackmagic Design, и начинать хочется с самого интересного – с флагманских камер. Серию URSA мы пока не берем – все же, это слишком дорогие камеры для большинства наших читателей. Если считать со всеми необходимыми аксессуарами – рукоятками, видоискателем или монитором, адаптерами для батарей, цена каждой приближается к 1 млн. рублей, а то и переваливает за него. Остановимся на более доступной линейке Pocket Cinema Camera, флагманами в которой являются Blackmagic Pocket Cinema Camera 6K (BMPCC6K) и 6K Pro (BMPCC6K Pro). Давайте посмотрим, что предлагают эти камеры за свою достаточно скромную цену.
Напомним,
Blackmagic Pocket Cinema Camera 6K стоит сегодня 185 990 руб.,
Blackmagic Pocket Cinema Camera 6K Pro – 232 790 руб.
Blackmagic RAW
Самое важное в камерах Blackmagic – это Blackmagic RAW или, если кратко, BRAW. Основным преимуществом BRAW перед Apple ProRes RAW или Adobe Cinema DNG Raw являются меньшие размеры и высокая скорость обработки. Поскольку кодек создается внутри компании Blackmagic и только для камер Blackmagic, в него закладываются особенности каждого сенсора Blackmagic, а часть обработки изображения (дебайеризации) производится внутри камеры, то есть еще до того, как видеопоток упаковывается в файл. Обратное декодирование осуществляется опять же с помощью инструментов Blackmagic – или программой DaVinci Resolve, которая в настоящий момент считается одной из лучших программ для обработки видео, или с помощью свободно распространяемых SDK, которые другие разработчики могут встроить в свои программы, чтобы получить всю информацию. К примеру, существуют бесплатные плагины от Blackmagic для Adobe Premiere и Avid Media Composer, а также такие платные инструменты как, например, Color Finale Transcoder для загрузки BRAW файлов в Apple Final Cut.
Да, BRAW является сжатым RAW форматом, вариант «без сжатия» у него отсутствует в принципе, по определению. Тем не менее, это 12-битный кодек без снижения цветового разрешения (без субдискретизации), а степень сжатия в настройках влияет лишь на квантование сигнала, поэтому вам будет достаточно сложно заметить артефакты, даже если вы используете максимальные параметры сжатия, такие как 12:1 или Q5. При использовании минимального сжатия (3:1 или Q0) вы вообще вряд ли найдете отличие от несжатого RAW сигнала. При этом у вас не будет таких безумных битрейтов, как 2400 Мбит/с, которые съедают любой носитель за считанные минуты (например, Sigma fp в 4К, Cinema DNG RAW). И вам не нужно тратить деньги на рекордер Atomos, как в случае с Apple ProRes RAW – используйте те мониторы и носители, которые вам удобны. Blackmagic RAW можно использовать при внутренней записи, даже с самыми обычными SD картами, хотя, если хотите, есть гнездо и для CFast 2.0. Или, если вам нужно вести запись длительное время, подключите по USB самый обычный внешний SSD диск, такой как Samsung T5 или T7, и пишите на него часами.
Приведем реальные цифры: при записи в DCI 4К со стандартным кодеком ProRes 422 (30 кадров/с) у вас получится битрейт около 78 Мбайт/с (ок. 624 Мбит/с). ProRes – можно сказать, эталонный кодек: какую бы камеру с поддержкой ProRes вы ни взяли, при равных разрешении и частоте кадров битрейты тоже будут равными. Переключитесь в Blackmagic RAW 5:1 – получится 82 МБ/с, всего на 4 Мбайта выше. Можно даже использовать SD карточки класса V60 (с минимальным риском отказа) или V90 (вообще без риска). И это RAW, с возможностью изменения ISO, баланса белого, экспозиции, контрастности и насыщенности.
Blackmagic RAW предоставляет очень гибкие возможности настройки компрессии файла: есть «постоянный битрейт» и есть «постоянное качество», у каждого 4 варианта степени сжатия. Постоянный битрейт – наиболее распространенный вид компрессии. Основным его преимуществом является то, что вы заранее знаете, сколько минут видео поместится на ваш носитель. В случае с картой памяти в расчет нужно брать и возможности ее чипа: к примеру, если вы используете SD карты, то у вас есть потолок чипа по скорости записи, который лучше не превышать, иначе есть вероятность, что у вас внезапно и незаметно произойдет отказ карты, запись остановится, вы не заметите и наговорите материал впустую. В этом случае, конечно, лучше сразу задать камере потолок, через который она не будете перепрыгивать. У «постоянного качества» есть свои преимущества: если вы снимаете сцену с широкими градиентами по цветам и освещенности, камера автоматически поднимет битрейт, чтобы не терять детали при сжатии. Если же вы записываете достаточно простое изображение, то камера оптимизирует битрейт для сохранения места на носителе. Что из этого выбрать – решать вам.
Еще одной удивительной вещью, касающейся Blackmagic RAW, является то, насколько легко он обрабатывается даже не самыми мощными компьютерами. В отличие, к примеру, от Apple ProRes RAW. Удивительно, но вы можете запустить BRAW-файлы с разрешением 6K (!) на обычном ноутбуке Macbook Air M1 2020 года (даже не Macbook Pro!). И не только проигрывать их через Blackmagic RAW Player, но и спокойно редактировать в DaVinci Resolve. Да, при редактировании может наблюдаться торможение, но довольно несущественное – и это 6К, на не самом мощном ноутбуке! Blackmagic объясняет этот феномен высокой оптимизацией своего обеспечения для декодирования, которое на максимум использует многопоточность современных процессоров, видеокарту – в общем, все возможности компьютера. Конечно, Blackmagic RAW и инструменты для его обработки поддерживают не только Mac OS, но и популярную ОС Windows.
Наконец, как уже было сказано, Blackmagic RAW предоставляет широкие возможности для постобработки: ISO, баланс белого, экспозиция, контрастность и насыщенность – все это можно поменять уже после съемки без деградации изображения. Этим он также отличается от Apple ProRes RAW, возможности обработки которого варьируются в зависимости от используемой камеры (в некоторых случаях вы не можете менять почти что ничего, проверяйте совместимость заранее). Не говоря уже про сжатые форматы, такие как Apple ProRes или, тем более, различные кодеки на базе MPEG-4 AVC/H.264, которые в основном и используются в камерах потребительского уровня. Впрочем, если вам удобнее работать в Apple ProRes, то пожалуйста: есть и ProRes 422, и ProRes 422 HQ, и LT и Proxy. Правда, одно ограничение: максимальное разрешение камеры снижается с 6К до 4К, но это делается методом оверсемплинга, то есть 6К со всей площади матрицы сжимается до 4К, поэтому вы получаете высококачественное, резкое изображение без дополнительного кроп-фактора.
Собственно, Blackmagic RAW (и нативная поддержка Apple ProRes) и являются, наверно, первой и основной причиной, по которой вам стоит выбрать камеры линейки Pocket Cinema Camera перед предложениями от других производителей.
Разрешение 6К при скорости 60 кадров/с
Второй причиной является максимальное разрешение и скорость кадров: представьте себе 6К Raw со скоростью до 60 кадров/с. Можно затормозить время еще сильнее: в 2.8К и FullHD есть режим 120 кадров/с, но с очень сильным дополнительным кроп-фактором 3.3х (около 5х суммарно). Рапид (он же Slow-Mo) давно и прочно вошел в обиход – сейчас без него сложно представить себе даже какой-нибудь проходной ролик на Youtube или в TikTok, не говоря уже про более серьезное производство. BMPCC6K, кстати, обладает продвинутой системой охлаждения: вентилятор + жидкостное охлажение матрицы + ребристый металлический радиатор, поэтому никаких проблем с перегревом у этих камер не бывает, можно снимать сколько угодно. Да, вентилятор немного шумит при записи, как и у многих профессиональных камер. В полной тишине его может быть слышно, но этот постоянный звук можно выделить и удалить при обработке.
Вы можете спросить: «зачем мне 6К, когда у всех, в лучшем случае, 4К мониторы?». Аргумент понятен, но, во-первых, 6К – это возможность в любой момент кадрировать изображение, сделать цифровой «наезд» (плавный или резкий) на этапе монтажа, не потеряв при этом ни грамма по детализации. Если ваш выходной формат вообще Full HD, то считайте, что у вас в кармане 3х цифровой зум без потери качества. Во-вторых, цифровая стабилизация изображения. В самой камере никакого стабилизатора, к сожалению, нет, но с помощью небольшого кропа и встроенных инструментов DaVinci Resolve вы можете превратить нестабилизированный 6К в плавный 4К всего несколькими щелчками мыши.
Объективы, матрица, цвета
Blackmagic Pocket Cinema Camera 6K (обе версии) используют байонет Canon EF, поэтому у вас не будет проблем с поиском оптики: объективов много, как новых, так и б/у, объективы хорошие, при этом они значительно дешевле, чем оптика для беззеркальных камер. С обычной BMPCC 6K можно даже использовать особый «спидбустер» Magic Booster® P6K от LucAdapters: специальный конвертер для полнокадровых объективов, который устанавливается прямо внутрь камеры, снижает кроп-фактор с 1.6 до 1.18 и повышает светосилу объектива на 1 ступень. С BMPCC 6K Pro такое не работает – мешают встроенные ND-фильтры.
Матрица формата Super 35 (кроп-фактор 1.6х) обеспечивает хороший запас для игры с глубиной резкости, а также мало шумит. Не в последнюю очередь благодарить за это стоит технологию «двойного нативного ISO» 400 / 3200. На ISO 3200 у вас включается альтернативный алгоритм обработки сигнала, поэтому ISO 3200 визуально будет даже немного чище, чем ISO 1600. В целом, изображение очень приятное: в 2021 году Blackmagic выпустила 5 поколение своей «color science», то есть системы цветопередачи. Обновление вышло очень удачное, цвета прямо из камеры по-настоящему кинематографичные, то есть мягкие, без «пережарки», с приятной передачей всех оттенков кожи.
В чем разница между BMPCC6K и BMPCC6K Pro?
Отличий между BMPCC6K и BMPCC6K Pro на деле не так уж и много. Процессор, матрица, байонет, форматы и скорость записи у них одинаковые. Отличаются: монитор, батареи, ND-фильтры, дополнительный микрофонный XLR вход и возможность установки видоискателя.
Начнем с монитора и батарей. Монитор BMPCC6K Pro обладает максимальной яркостью 1500 нит против приблизительно 500 нит у обычной BMPCC6K, вдобавок его можно наклонять вверх и вниз. Это позволяет наблюдать изображение даже под очень ярким светом, а также облегчает съемку с разных ракурсов: от уровня пояса, над головой, от земли. Монитор у обеих камер большой (5”) и с высоким разрешением 1920х1080 точек, поэтому необходимость в подключении дополнительного накамерного монитора находится под вопросом. Думаем, что во многих случаях будет достаточно встроенного: он легко читается, работают такие функции-ассистенты как RGB-гистограмма, зебра (настраивается от 75 до 100), фокус-пикинг и ложные цвета, а также 3D LUT таблицы, которые можно импортировать в камеру. Говоря о мониторе, нельзя не вспомнить про меню Blackmagic – наверное, самое лучшее меню для видеосъемки из того, что мы видели (по крайней мере, в этой ценовой категории). Прекрасная, сразу понятная организация по разделам, хороший перевод на русский язык, крупные тач-клавиши, все работает обычными касаниями экрана, вся информация перед глазами. Целых 12 наборов пользовательских предустановок: настройте камеру заранее для разных сюжетов и мгновенно переключайтесь между пресетами во время съемки.
Яркий монитор имеет свою обратную сторону: BMPCC6K Pro быстро съедает батареи. Малая емкость батареи – старая проблема всех Blackmagic Pocket Cinema, и несмотря на то, что в BMPCC6K Pro используются более емкие аккумуляторы типа Sony NP-F570, хватает их на примерно те же самые 45-60 минут записи. Зная об этом, Blackmagic предлагает пути решения: во-первых, можно использовать фирменный батарейный блок или аккумулятор 12-16 Вольт с разъемом D-Tap (через кабель-переходник). Батарейный блок имеет то преимущество, что он устанавливается достаточно компактно, без лишних болтающихся проводов, при этом на мониторе вы можете контролировать оставшийся заряд всех трех батарей (индикация работает не очень точно, но лучше, чем ничего). В случае с подключением V-Mount аккумулятора через D-Tap посмотреть уровень заряда можно будет только на корпусе аккумулятора, если у него есть такая возможность. В-третьих, через порт USB-C можно подключить универсальный USB аккумулятор, который будет работать в компенсационном режиме: то есть внутренняя батарея камеры будет разряжаться, но медленно. Наконец, существуют переходники с USB-C на D-Tap для USB аккумуляторов с функцией USB PD – один из наиболее дешевых вариантов, ведь USB аккумулятор емкостью 20 000 мАч заменит собой 3 шт. NP-F570, крайне дешев (спасибо, Китай!) и легко заряжается от обычной USB зарядки. Для того, чтобы установить USB или V-Mount аккумулятор, вам, скорее всего, потребуется клетка и/или площадка с направляющими, но если подходить к делу серьезно, то они потребуются в любом случае. Кстати, некоторые электронные стабилизаторы – в частности, Moza Air 2 и Air 2S – имеют выход питания 16В, через который можно запитать BMPCC6K Pro (потребуется кабель-переходник). Как видите, вариантов множество.
Встроенные ND-фильтры BMPCC6K Pro (0, 2, 4, 6 ступеней) значительно облегчают съемку под открытым небом, в условиях меняющейся яркости освещения. В большинстве ситуаций их хватает, а если нет, то всегда можно дополнительно поставить на объектив легкий ND или Vario-ND фильтр.
Наконец, опциональный видоискатель – полезная вещь, когда окружающий свет слишком яркий и монитор начинает выгорать. Видоискатель наклонный (поднимается вверх на 70°), яркий OLED-дисплей с разрешением 1280x960 точек, есть сенсор глаза и диоптрийная коррекция от -4 до +4 единиц. В комплекте идут 4 резиновых наглазника разных размеров. Наконец, вы можете настроить одновременный вывод разной информации на экран и в видоискатель, чтобы реже переключать монитор. В общем, видоискатель всем хорош, только довольно дорог – в комплект он не входит, надо покупать отдельно.
Вот такие отличия. Стоят ли они того, чтобы выбрать более дорогую BMPCC6K Pro, или лучше остановиться на обычной BMPCC6K – решать вам.
Недостатки
Что касается классических недостатков Blackmagic Pocket Cinema Camera, то можно назвать 3: это отсутствие автофокуса (за исключением однократного, покадрового), отсутствие встроенной стабилизации изображения и большие размеры.
По автофокусу мы уже писали – это надо принять как данность. Постоянного автофокуса нет. Если вам нужно, чтобы камера фокусировалась совсем без вашего участия, следует посмотреть на модели других брендов. Правда, они будут или значительно дороже, или у них не будет и половины от перечисленных выше «плюшек», тут надо просто взвесить все за и против. В конце концов, профессиональное кино до сих пор снимают с ручной фокусировкой, и никто не жалуется. К счастью, все объективы Canon EF обладают прямым механическим приводом фокусировки, пользоваться которым легко и приятно, в отличие от непрямых, нелинейных приводов беззеркальной оптики. Допустим, вы находитесь в студии один и снимаете сами себя. Есть несколько инструментов, которые вам помогут. Во-первых, есть приложения для вашего телефона, такие как Bluetooth+ для iOS (iPhone, iPad) или Control Blackmagic Camera для Android, которые позволяют вам дистанционно подключиться к камере по Bluetooth и управлять всеми ее параметрами, включая дистанцию фокусировки. Вы можете даже задать несколько дистанций (A, B, C), между которыми камера будет переключаться с помощью пары кликов в приложении. Примерно такие же возможности вам дает и приложение для компьютера ATEM Control, которое работает вместе с микшером ATEM Mini. Правда, для этого вам понадобится купить микшер, но если вы используете более 1 камеры, то он вам в любом случае пригодится. Наконец можно использовать и простые механические Follow Focus системы с тросиком («кнутом»): вращаете ручку – вращается кольцо на объективе. Для визирования используйте любой подходящий монитор, подключить можно через HDMI.
Что касается стабилизации изображения, то здесь тоже есть варианты. Во-первых, вы можете использовать объектив с собственным стабилизатором изображения. Для съемки на ходу это не поможет, но если вы снимаете, стоя на одном месте, или передвигаетесь очень плавно, то этого должно хватить – оптический стабилизатор хорошо справляется с самым неприятным мелким тремором, остается только плавная раскачка, которую, кстати, до сих пор любят использовать даже в профессиональном кино. Считается, что она добавляет сюжету атмосферность и жизнь. Наконец, есть штативы, моноподы, плечевые упоры и электронные стабилизаторы.
Размеры камеры в основном мешают только в одном случае: когда вы пытаетесь поставить ее на стабилизатор. Мелкие и дешевые модели тут не подойдут, вам понадобятся такие крупные и дорогие модели как, например, DJI Ronin RS или уже упоминавшаяся Moza Air 2 / Air 2S.
Наконец, можно назвать еще такую особенность, как пластиковый корпус. Для съемки активных сцен мы советовали бы обезопасить камеру внешним каркасом – клеткой. К тому же, клетка обеспечивает не только защиту от ударов, но и позволяет поставить дополнительные рукоятки, микрофон или приемник радиосистемы, внешний аккумулятор, жесткий диск, направляющие для системы фоллоу-фокуса и другие аксессуары. Клетка – это очень полезно.
Для чего нужна Blackmagic Pocket Cinema Camera 6K?
Завершая обзор, скажем пару слов, для чего можно использовать эти камеры. Честно говоря, практически для всего, за исключением, разве что одиночных видеоблогов, когда один человек работает и спикером, и оператором. Из-за отсутствия автофокуса снимать самого себя достаточно неудобно: нужно что-то придумывать с внешним приводом фокусировки (есть в продаже) или просто ставить фокус на определенную дистанцию и не двигаться. Нельзя сказать, что это в принципе невозможно, но вы будете испытывать сильные неудобства. Как только у вас появляется отдельный человек-оператор, ситуация резко упрощается. Теперь можно снимать что угодно – от каких-нибудь коротких зарисовок для TikTok до документального и художественного кино. Реклама, свадьбы, музыкальные клипы, интервью, новости – никаких препятствий. Конечно, для каждого сюжета вам потребуется дополнительная оснастка – штативы, стабилизаторы, свет, микрофоны, но сама по себе камера справится легко – и днем, и ночью. Матрица Super 35 отлично работает при ISO 3200, и можно легко поднять до 6400. Дальше уже пойдет шум, но ISO 3200 – 6400 вам хватит, чтобы снимать ночью в свете одних только уличных фонарей. Blackmagic RAW файлы очень гибкие, так что если вы немного ошиблись с экспозицией или балансом белого, то исправить это проще простого, даже если под рукой только ноутбук. Заказчик требует материал в 4К HDR10 – никаких проблем. Нужно снимать научную конференцию с утра до вечера, организовать онлайн-трансляцию с нескольких камер – легко.
Основным преимуществом камер Blackmagic Pocket Cinema является широкий функционал при достаточно небольшой цене. Следует смотреть на перспективу: по-хорошему, одной камерой вы не обойдетесь (если, конечно, вы не чисто новостник-репортажник). Для любого, даже небольшого проекта, включая свадьбы, интервью и обзоры для Youtube, желательно иметь как минимум две, лучше – три камеры, потому что долго смотреть видео с одного ракурса быстро утомляет. Нужно делать перебивки, монтировать так называемый B-roll. И в случае с Blackmagic это довольно просто: можно, грубо говоря, немного добавить и взять две Pocket Cinema Camera 6K по цене одной Sony A7S III. Или Pocket Cinema Camera 4K в качестве второй камеры. Она дешевле, но благодаря единому цветовому пространству и одному формату файлов у вас не будет никаких проблем с монтажом и цветокоррекцией.
Кстати, вместе с каждой камерой Blackmagic Pocket Cinema вы получаете пожизненную лицензию на DaVinci Resolve Studio – очень мощное программное обеспечение для обработки видеоряда и звука. В то время как бесплатная версия DaVinci Resolve дает хорошие возможности для базового монтажа и цветокоррекции, платная версия (Studio) открывает такие функции как поддержка высокой частоты кадров (120 вместо 60 кадров/с), поддержка форматов 6К, 8К, 12К (вплоть до 32К), поддержку Dolby Vision, HDR10+, а также десятков функций для глубокой коррекции изображения под общим названием ResolveFX. В их числе временное и пространственное шумоподавление, эффекты движения (устраняет скачки между кадрами, когда вы замедляете видеоряд ниже 24 кадров/с), коррекция аберраций объектива, удаление объектов, косметическое редактирование лиц, устранение чересстрочности (deinterlace), систематизация контента (автоматическое распознавание действующих лиц в кадре и сортировка по ним всех монтажных отрезков), исполнение сценариев и многое другое.