Светофильтры Freewell
Freewell – это молодая компания из КНР, начавшая свой путь к успеху с выпуска светофильтров для квадрокоптеров (DJI, Autel, Yuneec) и экшен-камер (DJI, GoPro). Заработав на этом свой первоначальный капитал, Freewell решила перейти к более масштабным проектам: в частности, зайти на рынок светофильтров для зеркальных и беззеркальных камер. Основным продуктом на этом поприще стали ND фильтры переменной плотности (Vario ND или просто VND фильтры). Компания Freewell поставила себе сразу непростую задачу: выпустить аналог одного из самых инновационных фильтров – PolarPro VND Peter McKinnon Edition.
Здесь стоит немного рассказать про PolarPro – это небольшой независимый производитель из Калифорнии, США. Такие платформы как Kickstarter за последнее десятилетие даровали жизнь многим независимым проектам. Немногим удалось закрепить свой успех, но в числе счастливчиков оказались такие как, например, Peak Design и PolarPro. В начале 2019 года PolarPro выпустили свой самый популярный фильтр VND Peter McKinnon Edition – в соавторстве с одним из самых известных «киноделов» Youtube.
Принцип работы VND фильтров
Как известно, ND фильтры переменной плотности (Variable ND или VND) состоят из 2 поляризационных фильтров, которые вращаются относительно друг друга. Многие из них обещают очень широкий диапазон значений, но на практике все сводится примерно к 4, максимум 5 ступеням, после которых VND фильтр производит настолько сильные артефакты, что использовать его становится невозможно.
Что сделали PolarPro и Питер МакКинон: вместо того, чтобы пытаться создать 1 фильтр с диапазоном 8 ступеней, они выпустили 2 фильтра по 4 ступени каждый: 2-5 и 6-9. Это был, можно сказать, первый VND фильтр «здорового человека»: ограничитель хода (Hard Stop) не допускал вращение оправы вне безопасной зоны, что обеспечивало лишь небольшой сдвиг баланса белого и незначительное виньетирование. Добавьте к этому четкую маркировку затемнения в ступенях экспозиции, которую вы тоже найдете далеко не у всех производителей. Причем если модель 2-5 еще можно было заменить другими VND фильтрами (просто используя лучшую часть их диапазона), то аналога VND 6-9 на тот момент просто не существовало: для достижения подобной плотности без артефактов нужно было установить VND фильтр поверх обычного ND16 или ND32 фильтра. Что, кстати, тоже вариант, но вариант плохой: на широкоугольных объективах возникает виньетирование (из-за толщины массива фильтров), при контровом свете усиливаются ореолы (так как у вас 2 стекла вместо 1). Поэтому фильтр PolarPro VND Peter McKinnon Edition 6-9 Stops был уникальным, но в таком статусе пробыл недолго, потому что идею тут же перехватили конкуренты.
Альтернатива Freewell
Не прошло и года, как Freewell представил очень похожий фильтр – Freewell Hard Stop Variable ND, – только в 2 раза дешевле. И не только Freewell: еще пару месяцев спустя это сделал другой американский стартап Moment, не остались в стороне и другие бренды... Moment и PolarPro в России достать тяжело, к тому же стоят они очень и очень дорого, а вот с Freewell ситуация гораздо лучше, поэтому есть смысл посмотреть: стоит ли его брать?
Фильтр Freewell Hard Stop Variable ND, конечно, не является прямой копией PolarPro. Например, у Freewell 2-5 Stop, несмотря на название «2-5», минимальное положение оправы «околонулевое», с затемнением порядка 1/3 ступени. Это позволяет вообще не снимать фильтр, когда вы переходите с ярко освещенной локации (например, улица) в темное помещение. Можно не останавливать съемку. Оправа у фильтров Freewell в целом вращается более туго, с более выраженными отсечками по 1 полной ступени, что может быть как плюсом (меньше вероятность случайно сбить значение), так и минусом (приходится прилагать лишние усилия, мешает плавности движения). Наконец, оправа и крышки: Freewell использует оправу с магнитным креплением передней крышки (крышка тоже идет в комплекте), в то время как PolarPro использует пластиковую крышку с резиновым воротничком, который накидывается на оправу снаружи и помогает закрутить фильтр в резьбу объектива (VND фильтры, как и полярики, состоят из 2 вращающихся частей, поэтому закручивать и скручивать их не очень удобно). В этом отношении, можно сказать, ничья: фильтры PolarPro надевать удобнее, зато у Freewell проще устанавливается передняя крышка.
Х-образное виньетирование (кросс-поляризация) у Freewell выражено даже меньше, чем у первого поколения PolarPro. На этом стоит остановиться подробнее: хотя все производители (PolarPro, Freewell и другие) пишут о «нулевом виньетировании вплоть до 16 мм», на самом деле виньетирование, то есть неравномерное затемнение изображения, все же присутствует. Оно не настолько сильное, как у других Vario-ND фильтров, но есть. Степень виньетирования зависит от 3 факторов:
- Положение оправы VND фильтра, выбранная плотность
- Ширина угла поля зрения объектива
- Под каким углом располагаются источники света
Например, если источник света располагается под углом 90° справа или слева, то виньетирование будет минимальное, практически незаметное. Если же свет падает сзади или спереди, то виньетирование будет значительно сильнее. С углом обзора объектива все просто: чем он шире, тем заметнее. По плотности ситуация такая: чем ближе к максимальному значению, тем сильнее виньетирование.
Выше можно увидеть экстремальные примеры, выбранные специально для наглядности: объектив с фокусным расстоянием 17 мм (Tamron 17-28/2.8), источник освещения (моноблок Aputure 120D с параболическим софтбоксом) располагается прямо за камерой и светит на монотонно-серый фон.
Как можно видеть, фильтр Freewell 2-5 демонстрирует меньшее виньетирование чем PolarPro, а вот фильтры 6-9 что у Freewell, что у Polar показывают примерно один и тот же результат. Еще раз повторим, что этот тест для VND фильтров является экстремальным, и в более комфортных для себя условиях (фокусное расстояние порядка 28~35 мм и выше, другой угол падения света) виньетирование практически незаметно.
Кадры тестирования взяты из этого видео
Вы также, наверно, обратили внимание на цветовой сдвиг: Freewell 2-5 уходит в желтые оттенки, а Freewell 6-9 – в зеленоватые. Это также вызвано эффектом поляризации и легко устраняется, если вы настроите баланс белого после того, как поставите фильтр на объектив. В тесте баланс настраивался до, чтобы посмотреть в какую сторону у какого фильтра он уходит. Надо сказать, что фильтр PolarPro 2-5 (первого поколения) тут проявил себя хуже, поскольку в середине кадра у него уход в желтый, в то время как края уходят в голубой – баланс белого не поможет.
Наконец, можно сделать вывод, что, хотя новое поколение Vario-ND фильтров и работает лучше старого, идеальное изображение оно обеспечить не в состоянии. И здесь вопрос в балансе между качеством и удобством. Понятно, что обычные ND фильтры обеспечивают идеально ровное затемнение без всех этих оговорок, которые нужно держать в голове. Но их использование при съемке видео связано с тем, что вам постоянно придется менять один фильтр на другой: условия освещения меняются очень быстро. В общем, фотографам-пейзажистам мы бы советовали остаться с обычными ND фильтрами, а вот для съемки видео на ходу (так называемый «run and gun» сценарий) хороший Vario-ND фильтр бесценен – просто чтобы не отвлекаться на замену фильтров.
VND Mist фильтры
Ситуация с «догонялками» между PolarPro и Freewell повторилась спустя 1.5 года: во второй половине 2020 года PolarPro выпустил VND Peter McKinnon Edition II – в двух модификациях. Обычной (которая по большей части заключалась в работе над ошибками первой версии: более точная маркировка, меньшее виньетирование и цветовой сдвиг) и Mist Edition. Спустя всего несколько месяцев, в феврале 2021 Freewell выпустил свои VND Mist фильтры.
Mist – это широко распространенный тип диффузионных фильтров. На поверхность стекла наносятся мелкие частички, которые отчасти имитируют эффект тумана, отсюда и название. Наиболее заметным проявлением Mist фильтров являются гало вокруг источников света – примерно такие же, какие можно увидеть вокруг уличных фонарей в сумеречной дымке. Изображение становится более мягким по контрасту. Также считается, что Mist фильтры немного сглаживают кожу, но этот эффект, если честно, проявляется минимально.
Аналогичное детальное сравнение Freewell и PolarPro Mist VND фильтров
Как это реализовано в Mist Edition фильтрах от Freewell? В целом все работает именно так, как если бы вы поставили VND фильтр поверх Mist, но с одним важным уточнением: если использовать пару из VND и Mist фильтра, то степень Mist эффекта можно регулировать, просто меняя один Mist фильтр на другой. Если у вас комбинированный Mist / VND фильтр, то степень эффекта не поддается регулировке, но при этом вы платите за 1 фильтр, а пользуетесь сразу 2 эффектами: с точки зрения минимизации расходов это выгоднее. Отметим, что Mist VND от Freewell демонстрирует более интенсивную диффузию света: приблизительно 1/4 у фильтра ND 2-5 Stop и еще выше у фильтра ND 6-9 Stop (близко к 1/2). По сравнению с фильтрами от PolarPro эффект очень выраженный – фильтры Peter McKinnon Mist Edition показывают очень небольшую диффузию, порядка 1/8.
Честно говоря, эффект фильтра Freewell Hard Stop Variable ND 6-9 Stop Mist Edition показался нам слишком сильным для того, чтобы использовать его постоянно, а вот 2-5 Stop Mist Edition, наверно, можно носить на камере практически не снимая: пониженный контраст делает изображение более «киношным» (кинооптика 60-70-х годов из-за слабого просветления достигала похожего эффекта естественным образом, что до сих пор любят воспроизводить и во многих современных фильмах), а гало вокруг источников света смягчает боке.
Freewell Hard Stop Variable ND Mist Edition, как и версия без Mist, продается в нескольких вариантах: можно купить отдельно 2-5 Stop или 6-9 Stop, а можно приобрести их в парном наборе.
Freewell Glow Mist Magnetic
Если вы не снимаете сюжеты на улице, предпочитая контролируемое студийное освещение, то ND фильтр вам вряд ли понадобится, поэтому можно использовать просто Mist фильтры, которые Freewell также производит. Фильтры Freewell можно рассматривать как более доступную альтернативу для таких популярных фильтров как Tiffen Pro-Mist или Black Pro-Mist. Конечно, у каждой серии есть свои тонкости, но в целом они работают примерно одинаково. Из прямых сравнений с Tiffen заметно, что фильтры Freewell обеспечивают чуть меньшую степень диффузии, поэтому если вы хотите подобрать аналог Tiffen Black Pro-Mist 1/8 то стоит брать не Freewell Glow Mist 1/8, а сразу 1/4. При этом Freewell Glow Mist 1/8 также имеет право на существование – если вам нужен совсем небольшой, чуть заметный эффект.
Сравнение начинается с 4:40
Важной особенностью фильтров Freewell Glow Mist Magnetic является то, что все они используют магнитное крепление: в комплекте идет не только фильтр, но и магнитный адаптер, который завинчивается в резьбу на объективе и остается там постоянно, а также металлическая передняя крышка, тоже на магнитах. В оправе и крышке, вероятнее всего, используются мощные неодимовые магниты – во всяком случае, они буквально прилипают друг к другу и могут самопроизвольно слететь только в результате жесткого удара по корпусу. Или если вы целенаправленно протянете руку и снимите их. Магнитное крепление имеет один большой плюс: это скорость работы. Снять фильтр, надеть фильтр, снять крышку, надеть крышку – все это занимает одну секунду и делается вслепую – очень удобно.
Freewell CPL Magnetic
Наконец, фильтры Freewell CPL Magnetic. Это просто очень качественные поляризационные фильтры с магнитным креплением, система такая же, как и у Glow Mist: магнитный адаптер один раз завинчивается в резьбу на объективе, после чего вы можете быстро устанавливать и снимать фильтр столько, сколько вам надо. Поляризационные фильтры немного не укладываются в общую тематику обзора, потому что они редко используются для видео, в то время все это время мы говорили про фильтры для видео, так что те, кому видео не интересно, вряд ли еще читают этот текст, но тем не менее: такие фильтры есть. Компания Freewell создала уже целую систему фильтров с магнитным креплением, куда входят и УФ-фильтры, и обычные ND, и градиентные ND, и Glow Mist, и циркулярные полярики (CPL), и, наверно, скоро добавится что-то еще.
Фильтры действительно очень качественные: да, Freewell – это китайский бренд, но, видимо, в руководстве компании решили делать сразу хорошо, работать на репутацию. В качестве сырья используется минеральное оптическое стекло марки B270 от знаменитого немецкого производителя Schott AG, а для просветления и поляризации – японская полимерная пленка. Производственные линии новые, за качество изображения можно не переживать – оно на очень высоком уровне. При этом фильтры Freewell стоят гораздо дешевле, чем варианты от B+W, Tiffen или PolarPro. Поэтому мы советуем обратить на них внимание.