В каталоге появились объективы Voigtlаnder
В нашем каталоге появились объективы и аксессуары старейшего фотографического бренда – Voigtländer. Этот бренд ведет историю еще из Австрии 18 века, но его настоящий путь к успеху начался в 1840-х годах, когда представителям компании удалось фактически за бесценок получить права на самый передовой объектив и лучшую оптическую схему того времени, рассчитанную венгерским математиком Йозефом Петцвалем (Petzval), благо Венгрия тогда была частью Австро-Венгерской империи. Петцваль, к несчастью, в итоге умер таким же бедным, каким и родился, а предприимчивые австрийцы из семьи Фогтлэндер (Voigtländer) превратили свое небольшое предприятие в производителя оптики мирового масштаба. Но конкуренция постоянно росла: к началу XX века инициативу в разработке новой оптики перехватила команда немцев, из которых все точно знают Карла Цейса (Zeiss) и многие знают Отто Шотта (Schott), – их имена давно стали самостоятельными брендами в оптике. Конкуренция становилась всё жестче и жестче: в нее включались всё новые немцы, другие европейцы, американцы, и окончательно всех добили, конечно, японцы, которые в послевоенном мире выступили в роли современного Китая. В ту пору они очень быстро развивались за счет политики открытых границ, дешевой рабочей силы и не самого уважительного отношения к чужой интеллектуальной собственности. В итоге японские фотоаппараты постепенно заняли собой практически весь рынок, и компания Voigtländer стала одной из первых жертв новой эпохи: сначала ее поглотил Zeiss, а затем, в 1971, пришлось и вовсе закрыть производство камер. Voigtländer долго находился в полумертвом состоянии, пока в 1999 его не купила японская Cosina – не самый крупный японский бренд, который до этого долгое время сотрудничал с немецкими компаниями (Zeiss, Rollei), а после их падения попытался самостоятельно производить фотокамеры: многие, наверно, помнят достаточно неплохие дальномерные аппараты Cosina Bessa – развитие Zeiss Ikon (совместное производство Cosina и Zeiss), более доступная альтернатива для камер Leica. К сожалению, практически в то же время грянул глобальный переход из пленки в цифру, который быстро уничтожил почти все небольшие бренды. Разработка цифровых фотоаппаратов, включающая не только оптику, но и матрицы, процессоры, алгоритмы обработки изображения, ежегодное обновление технологий – эти вещи оказались многим не по карману. К чести Cosina, ей удалось выстоять: да, от камер пришлось окончательно отказаться, но растущий спрос на оптику позволил компании остаться на плаву. Примерно с 2010-х Cosina практически полностью посвятила себя производству оптики под брендом Voigtländer (а также выполнению B2B заказов для других брендов).
Надо сказать, что 2010-е годы давали шансы для производителей мануальной оптики. Да, все объективы Voigtländer – полностью мануальные. Однако с появлением такой функции как «живой» предварительный просмотр экспозиции (Live View) использовать их стало так просто, как никогда раньше. Поскольку на беззеркальной камере экспозиция будущего кадра у вас постоянно перед глазами, выставить диафрагму и выдержку не составляет никаких проблем, а для ручной фокусировки вам всегда поможет или фокус-пикинг (выделение зоны резкости с помощью цветных контуров), или увеличение части кадра. Поэтому представление о том, что мануальная оптика – это слишком сложно, по большей части осталось в прошлом.
Преимуществом Voigtländer является то, что их объективы – это не мейнстрим в плане рисунка. В то время как большие бренды строят все более и более сложные оптические схемы, стремясь максимально исправить все аберрации оптики, или же выпускают совсем скучные бюджетные модели для массового потребления, Voigtländer идет по другому пути: часть аберраций необходима для создания красивого изображения, а постоянное увеличение размеров и удорожание оптики – тоже не всем по вкусу. Voigtländer – это, конечно, не полностью экспериментальные линзы типа Lensbaby, и не полное ретро в духе 50-летних объективов из комиссионки. Оптика Voigtländer разная, среди моделей встречается и винтаж с умышленным отказом от мультипросветления в пользу особой цветопередачи старой оптики, и модели с очень современными оптическими схемами, в которых используются и асферики, и элементы с аномальной частичной дисперсией (например, серия апохроматов Apo-Lanthar). В целом, Voigtländer пытается балансировать между резкой, исправленной картинкой и художественными нотками старой оптики, и по возможности – в максимально компактном корпусе, потому что от огромных килограммовых «бочек» тоже быстро устаешь.
Отдельно нужно сказать о серьезности подхода к производству. Все объективы Voigtländer с первых секунд покоряют своим видом и тактильными ощущениями. Во времена, когда даже Canon не стесняется делать свою L-серию в пластике (пусть и очень качественном), Voigtländer – это всегда крепкие, полностью металлические корпуса, которые перенесут случайное столкновение на улице. Это также высокоточная сборка: без какого-либо люфта, плавное, мягкое вращение колец – сделано на высшем уровне. При этом цена выгодно отличается, если сравнивать с таким же серьезным Zeiss (кстати, часть современной оптики Zeiss тоже делает Cosina), не говоря уже про Leica. В сравнении с корейским Samyang Voigtländer обычно выигрывает по красоте боке, хотя в чисто техническом плане (резкость, исправление аберраций) они идут близко. Из китайских брендов можно вспомнить только Laowa, которая неплохо конкурирует в сегменте ультраширокоугольных объективов. Но Laowa часто придумывает странные решения вроде угловатой 5-лепестковой диафрагмы, что тоже оказывает влияние на общий рисунок. Остальные китайцы, такие как Viltrox, 7Artisans / TTArtisan или Mitakon играют, конечно, в другой лиге.
Три объектива серии Heliar
Из объективов Voigtländer прежде всего стоит отметить модели Heliar: полнокадровые Hyper Wide-Heliar 10mm f/5.6 Aspherical, Super Wide-Heliar 15mm f/4.5 Aspherical и Heliar 40mm f/2.8. Первые два – небольшие ультраширокоугольные ортоскопические объективы («с исправленной геометрией»), прекрасный выбор для архитектурной съемки, пейзажей и интерьеров. Последний – Heliar 40mm f/2.8 – чудесный гость из 19 века. Сначала был выпущен ограниченным тиражом в качестве юбилейного, но так понравился, что в итоге попал в обычную серию.
Voigtländer Nokton 10.5mm f/0.95 на камере серии Panasonic GH
Для системы Micro 4/3 Voigtländer выпустил целую серию Nokton со светосилой от f/0.95 до f/0.8 и фокусными расстояниями от 10.5 до 60 мм. Столь широкая диафрагма возвращает любителям системы MFT глубину резкости полного кадра: на самом деле, f/0.8 на матрице с кроп-фактором 2х дает такую же глубину, как f/1.6 на полном кадре, а f/0.95 является аналогом f/1.9 – то есть это не абсурдно-запредельные, а совершенно рабочие значения, которые позволяют раскрыть систему Micro 4/3 с совершенно новой стороны (и которых мы долго ждали от Panasonic или Olympus).
Полнокадровый 35/1.4 может быть вот настолько маленьким, как этот Voigtlander Nokton 35mm f/1.4 II MC
и при этом стоить немногим больше 50 тысяч рублей
В целом, в том или ином качестве интересны практически все объективы: высокая светосила, компактные размеры, превосходное качество материалов и сборки, красивый, художественный рисунок. Для владельцев дальномерных камер Leica это вообще настоящий подарок: позволить себе целую коллекцию высококлассной оптики по цене одного Summilux или Summicron. Версии VM (для Leica) откалиброваны для использования со встроенным оптическим дальномером, поэтому могут легко использоваться даже с пленочными фотоаппаратами. Кстати, их можно использовать не только на этой системе, но и на практически любых беззеркальных камерах: через простые переходные кольца они легко устанавливаются на Canon RF, Nikon Z, Fujifilm X, Leica L-Mount и прочие системы.
Для камер Sony лучше не конвертировать M-оптику, а выбрать модели с байонетом E – они оснащаются электронным чипом, благодаря которому камера автоматически определяет объектив, его фокусное расстояние и выбранную диафрагму. Это полезно, в том числе, для системы встроенной оптической стабилизации камер Sony, которая учитывает фокусное расстояние в своей работе. Также информация об объективе записывается в мета-данные EXIF, что позволяет применять автоматические профили коррекции изображения – как на камере, так и в программах-редакторах.
Большая часть объективов Voigtländer оснащена механизмом переключаемой диафрагмы, когда пользователь сам выбирает, что ему удобнее: вращение кольца с отсечками по ступеням или без них. Второе обычно популярно среди видеографов. Кстати, для них эти объективы можно рекомендовать еще и за прямую ручную фокусировку, то есть прямой механический привод, который значительно удобнее, чем опосредованный электронный.
В настоящий момент мы изучаем покупательский спрос, поэтому объективы Voigtländer какое-то время будут доступны только по предварительному заказу. Если таких заказов наберется достаточное количество, то мы, конечно, найдем для них место и на витринах розничной сети.