Тест микрофонов Sony ECM-B1M и XLR-K3M
Sony ECM-B1M: скажи «нет» шумам
Более десяти лет назад запись видео на фотоаппарат стала стандартом в видеоиндустрии, а точнее — сформировала собственную нишу сравнительно бюджетного производства для рекламы, независимого кино, телевидения. Сейчас качество видеосъёмки фотоаппаратом доведено до высочайшего уровня, и теперь пора подтянуть звук. Новые решения для звукозаписи появляются у всех производителей. Но один из самых интересных подходов демонстрирует компания Sony. В этом тесте мы рассмотрим пару цифровых микрофонов Sony XLR-K3M и ECM-B1M. Каждый из них уже появлялся в нашем тесте, однако сегодня мы протестируем их с новыми моделями камер, с которыми их функциональность раскрывается полностью.
Казалось бы, накамерным микрофонам уже не один десяток лет, а в серьёзном видеопроизводстве давно прижились внешние рекордеры. Но свои минусы есть у обоих решений. За счёт внешнего кабеля накамерный микрофон может собирать шумы и помехи. Даже если экранирование кабеля выполнено на отлично, при активном использовании треск и щелчки всё равно могут попасть на звуковую дорожку. Виной тому возможные внутренние повреждения кабеля и неидеальные разъёмы. Ситуацию усугубляет отдельная батарея питания, которая хоть и редко, но встречается в таких моделях.
От этой проблемы застрахованы внешние рекордеры, часто применяемые в профессиональном производстве. В них нет внешних проводов, а аналого-цифровой преобразователь находится максимально близко к микрофону, что избавляет от возможных помех и шумов. Есть лишь одна проблема: на монтаже звук придётся синхронизировать с видео. А это не всегда быстро и удобно.
В случае с микрофоном ECM-B1M разработчики собрали всё лучшее от уже опробованных ранее решений. Как и во внешних рекордерах, в нём реализованы встроенный аналого-цифровой преобразователь и собственный сигнальный процессор. Весь аналоговый тракт, который теоретически мог бы ловить наводки, находится внутри корпуса, а на камеру передаётся уже цифровой сигнал, который защищён от шума.
Справедливости ради нужно отметить, что этот микрофон может передавать на камеру и аналоговый сигнал, поскольку не все модели камер Sony имеют цифровой интерфейс. Но и в этом случае производитель обошёлся без провода. Микрофон устанавливается в башмак Mutli Interface Shoe. Питание также осуществляется через этот разъём от камеры, своей батареи в микрофоне нет.
Совместимость
На момент написания статьи в цифровом режиме Sony ECM-B1M совместим со следующими моделями фотоаппаратов:
- Sony ILCE-7RM4;
- Sony ILCE-7SM3;
- Sony ILCE-7C;
- Sony ILCE-9M2;
- Sony ILCE-1.
Почти все остальные беззеркалки бренда с башмаком Multi Interface Shoe будут работать с Sony ECM-B1M в аналоговом режиме. Стоит отметить, что популярная в прошлом модель A6000 с этим микрофоном несовместима. Зато заявлена совместимость с компактами RX10, RX10 II, RX10 III, RX10 IV, зеркальными камерами SLT-A99 и SLT-A99M2, а также с рядом видеокамер.
Заметить в повседневных условиях разницу в качестве звука при записи с цифровым или аналоговым интерфейсом крайне трудно. Возможно, она проявится в присутствии сильных наводок. В условиях городской съёмки оба режима дали чистый и качественный звук.
Направленность — не просто звук
Подключение без проводов и встроенный АЦП — это наследие рекордеров. А что же ECM-B1M позаимствовал у обычных накамерных микрофонов? Ответ прост: диаграмму направленности!
Диаграмму направленности Sony ECM-B1M формируют восемь микрофонных капсюлей
Раньше для разных сцен оператор устанавливал на камеру разные микрофоны: от всенаправленных до узконаправленных «пушек». Уникальность конструкции ECM-B1M в том, что микрофон имеет сразу восемь капсулей, которые обеспечивают три варианта направленности на выбор:
- всенаправленная
- кардиоидная (однонаправленная)
- сверхнаправленная
За выбор режима отвечает простой переключатель на задней панели микрофона. А как при этом работает микрофон, вы можете увидеть в нашем ролике.
Важно отметить, что для сверхнаправленного микрофона Sony ECM-B1M имеет очень скромные габариты, менее 10 см в длину! Это решение действительно можно назвать карманным. Классические направленные «пушки» могут достигать 20–25 см. Микрофон гармонично смотрится на компактных беззеркалках типа Sony A7C.
Дополнительные настройки
Обладая встроенным цифровым сигнальным процессором, микрофон Sony ECM-B1M может осуществлять шумоподавление непосредственно во время записи. Для этого предусмотрена настройка NC — Noise Cancelling. Так как для оценки звукового поля используются все восемь капсулей микрофона в реальном времени, такое шумоподавление может оказаться эффективнее, чем обработка на постпродакшене. Мы записали видеопример, чтобы показать эффективность шумоподавления на городской улице. Микрофон уверенно справляется с монотонными шумами, выделяя речь человека.
Второй настройкой шумоподавления является классический фильтр низких частот LC. Здесь он настроен на отсечку частот ниже 300 Гц. Для выходного сигнала есть три настройки аттенюатора: 0, 10 и 20 Дб.
Уровень записи ECM-B1M может устанавливать автоматически, но для профессионального производства предусмотрена и ручная настройка при помощи отдельного диска с плавным бесступенчатым ходом.
В комплекте с микрофоном поставляется «меховой» ветрозащитный колпачок, который эффективно борется с шумом ветра. Мы сняли пример с использованием колпачка и без него, чтобы вы могли оценить разницу. Ветрозащита даёт возможность снимать на улице без существенных ограничений.
Резюме
Sony ECM-B1M — продуманный и высокотехнологичный микрофон для системных камер бренда. При очень скромных размерах (менее 10 см в длину) он совмещает в себе возможности сразу нескольких устройств, так как может работать с разной диаграммой направленности. Оператор может выбрать всенаправленный, однонаправленный (кардиоидный) и узконаправленный режим работы. Микрофоном удобно управлять при помощи вынесенных на корпус переключателей. Подключение к камере осуществляется через башмак, то есть без проводов. А с самыми современными фотоаппаратами микрофон может работать по цифровому протоколу, обеспечивая максимальную защиту от шумов и наводок.
Sony XLR-K3M: микшер, микрофон и четырёхканальная запись
Тему цифровых микрофонов продолжает XLR-адаптер Sony XLR-K3M. Это уже не просто микрофон, это целый накамерный микшерный пульт с «пушкой» в комплекте. Он может работать одновременно с двумя источниками сигнала, а с камерой Sony A7S III обеспечивает даже четырёхканальную запись с трёх источников.
Лежащие в конструкции этого устройства принципы работы сходны с рассмотренным ранее микрофоном ECM-B1M. Чтобы максимально снизить влияние шумов, разработчики разместили аналого-цифровой преобразователь непосредственно в корпусе XLR-K3M. В камеру он может передавать уже оцифрованный и стойкий к помехам звук. С моделями камер, не поддерживающими цифровой интерфейс, XLR-K3M работает по аналоговому интерфейсу, обеспечивая тем самым обратную совместимость.
Само устройство устанавливается в башмак камеры, то есть подключается без дополнительных проводов. Однако в коробке с XLR-K3M кабель вы всё же найдёте: XLR-адаптер можно расположить и чуть в стороне, на риге.
Питание XLR-адаптера и подключённых к нему микрофонов берётся от фотоаппарата, никаких батареек! Это страхует оператора от брака по звуку, устройство не разрядится в самый неподходящий момент.
Крепление идущего в комплекте направленного микрофона ECM-XM1 механически развязано с самим адаптером при помощи демпферов. На микрофон почти не передаются шумы от нажатия кнопок на камере или касаний к штативу во время записи. Направленный микрофон ECM-XM1 уверенно отсекает фоновые шумы и позволяет брать звук лишь с одного направления. Он очень удобен для репортажных и событийных съёмок.
Совместимость
Список совместимости аналогичен ECM-B1M. В цифровом режиме XLR-K3M будет работать с камерами:
- Sony ILCE-7RM4;
- Sony ILCE-7SM3;
- Sony ILCE-7C;
- Sony ILCE-9M2;
- Sony ILCE-1.
Большинство других фотоаппаратов и видеокамер Sony с разъёмом Multi Interface Shoe будут поддерживать лишь аналоговый интерфейс. С ветераном модельного ряда Sony A6000 это устройство, к сожалению, работать не будет.
Настоящий микшерный пульт
Хоть в коробке с XLR-K3M вы и найдёте направленный микрофон-пушку, перед нами устройство чуть более универсальное и многогранное, нежели просто микрофон. Это фактически компактный микшерный пульт, который позволит получать сигналы от разных устройств, выравнивать их уровни друг относительно друга и передавать в камеру.
Всего у XLR-K3M три входа. Самый неприметный — это стандартный 3,5-мм разъём. Он позволяет регулировать уровень записи вручную при помощи отдельного диска или выставлять его автоматически.
Удобная вещь, если нужно подсоединить к устройству какой-то простой (например, петличный) микрофон и всегда держать уровень звука под контролем. При работе с большинством камер смешивать сигналы этого входа с другими нельзя, он работает только сам по себе. Исключение составляет Sony A7S III, которая позволяет брать с этого входа два дополнительных канала для записи. Об этом — ниже!
Пара других входов куда интереснее! Это комбинированные XLR/TRS-разъёмы. Подключить к ним можно как XLR-микрофон (например, идущую в комплекте «пушку»), так и 5-мм «джек» от любого другого источника.
Поддерживаются:
- линейный вход;
- микрофон без фантомного питания;
- микрофон с фантомным питанием +48 В.
Каждый вход имеет отдельный ручной регулятор уровня. Его также можно регулировать автоматически или привязать уровень второго входа к уровню первого (положение переключателя Link). Так проще записывать стереозвук. Подобная настройка работает как для автоматической, так и для ручной регулировки уровня первого входа. Второй вход будет просто подстраиваться под первый. Даже если используются совершенно разные микрофоны, режим Link позволит автоматически выровнять их уровни.
Как записывать звук с четырёх каналов на XLR-K3M?
Sony XLR-K3M может работать и с четырьмя дорожками! Оговоримся, что пока такой режим поддерживают не все камеры. Он есть, например, в Sony A7S III в цифровом режиме. Если в камере выбрать настройку 48 кГц/24 бита, а на адаптере установить режим IN1*IN2, то запись будет вестись на четыре раздельных канала. Первый вход — это первый канал, второй вход — второй канал, третий стереовход (3,5-мм джек) формирует третий и четвёртый каналы.
У оператора появляется возможность более гибко работать на монтаже, выставляя уровень, эффекты и шумоподавление для каждого из четырёх каналов перед сведением звука.
Вариантов использования четырёхканальной записи может быть много. Оператор должен отталкиваться от задачи и доступного оборудования.
Можно использовать 3,5 мм вход для записи общей звуковой картины в стереоформате, например, при съёмке интервью или постановочных сцен. С этой задачей хорошо справится микрофон ECM-XYST1M. Он подключается при помощи штатного кабеля и не требует внешнего питания, что исключает неприятные сюрпризы в виде внезапно севших батареек.
Такая звуковая дорожка позволит добавить объёма звучанию, а в критической ситуации может послужить резервной копией.
Этот же микрофон можно применять для записи общего звучания музыкальных коллективов, подключив к двум другим входам вокальные микрофоны или выход с полуакустической гитары.
Дополнительная звуковая дорожка может быть использована даже оператором, если он является полноценным участником сюжета. В этом случае подойдёт самая простая проводная петличка.
Дополнительные настройки
Встроенной функции шумоподавления, подобно той, что реализована в восьмикапсульном ECM-B1M, здесь нет. Ведь XLR-адаптер может работать с абсолютно разными источниками сигнала. Зато возможности фильтра низких частот для первого и второго каналов позволяют выбирать отсечку более гибко: на уровне 100 и 300 Гц. Такая настройка значительно снижает низкочастотный и часто неинформативный гул на записи. Но чтобы услышать результат работы фильтра, вам понадобятся качественные наушники или акустическая система, способная качественно воспроизводить частоты ниже 100 Гц.
Также первый и второй канал оснащены отдельными аттенюаторами на 0/10/20 дБ. Например, чувствительный штатный микрофон ECM-XM1 рекомендуется использовать с аттенюатором в положении -10 дБ.
Резюме
Sony XLR-K3M — это компактная качественная замена внешнему микшерному пульту, если вы работаете с малым количеством источников сигнала (например, с парой микрофонов). С самыми современными камерами есть возможность писать и четырёхканальный звук.
Удобные универсальные разъёмы позволяют подключать как XLR, так и TRS-штекеры, что существенно повышает удобство работы с устройством и не требует дополнительных адаптеров.
С последними моделями Sony Alpha этот XLR-адаптер способен работать по цифровому протоколу, передавая в камеру уже оцифрованный и защищённый от помех звук. С более старыми моделями есть обратная совместимость в аналоговом режиме.
Авторы обзора: портал Prophotos.ru