Анонс Sony FX3
Компания Sony представила младшую модель из своей линейки профессиональных видеокамер, FX3. Если описывать в двух словах, то FX3 – это Sony A7S III с переработанной эргономикой, активным охлаждением (вентилятором), верхней ручкой с 4-канальным аудиоинтерфейсом, а также Tally-лампами и профилем S-Cinetone. Практически вся аппаратная часть и большинство программной, включая матрицу, процессоры, 5-осевой матричный стабилизатор, датчики и алгоритмы автофокуса, видеокодеки, и так далее – все это перенесено из A7S III без изменений.
Почему тогда Sony FX3 заслуживает внимания? Прежде всего, отметим рукоятку со встроенным цифровым аудиоинтерфейсом (24 бита 48 кГц LPCM) и держателем для микрофона-пушки. 2 комбинированных входа XLR / джек 6.3 мм + дополнительный стерео миниджек 3.5 мм позволяют в общей сложности записывать до 4 каналов одновременно. Собственные предусилители и аналого-цифровой преобразователь (АЦП), которые было бы сложно расположить в корпусе столько компактной камеры, позволяют получить более высокое качество звука по сравнению со встроенными (которые также присутствуют). Также присутствует раздельное управление уровнями, трехступенчатые фильтрами высоких частот (Low Cut) и фантомное питание 48 В при необходимости. Если не использовать ручку, то у вас остается 3.5 мм стереовход + такой же выход на наушники – всё как у A7S III.
Аналогичных функций, кстати, можно добиться, оснастив Sony A7S III дополнительным микрофонным блоком XLR-K3M, но, во-первых, у FX3 это уже включено в базовую комплектацию, а во-вторых, ее рукоятка – это не просто микрофонный блок, а именно удобная металлическая рукоятка, за которую камеру можно держать при съемке от уровня пояса или с нижних ракурсов. Кроме того, на рукоятке расположены несколько штативных гнезд 1/4"-20, поэтому на нее можно установить дополнительные аксессуары: например, зажим для фиксации внешнего USB аккумулятора или кронштейн с креплением для внешнего монитора.
Вторым важным дополнением является встроенный вентилятор. Sony A7S III не имела проблем с перегревом при комнатной температуре, но вентилятор является дополнительной страховкой при съемке в жаркие дни (напомним, что рабочая температура согласно инструкции: от 0 до 40° С). Вентиляционные отверстия с радиатором отделены от электроники, поэтому можно не переживать за попадание в них воды или пыли. Сам корпус, по заявлению Sony, обладает высоким (но не 100%) уровнем защиты от влаги, IP сертификацию она не проходила. Вентилятор можно принудительно отключить через настройки, если хотите.
Из эргономики можно отметить появление 5 дополнительных штативных гнезд 1/4"-20: три из них расположены на верхней панели и еще по одному – по бокам. Гнезда стальные, встроены в прочный корпус из алюминиевого сплава, поэтому весь внешний обвес (фиксаторы для кабелей, мониторы, внешние блоки питания) крепится надежно. В значительной степени это устраняет необходимость покупать отдельную «клетку» для камеры.
Довольно спорным решением можно назвать переезд джойстика с задней панели вверх, потому как экран, с которым он взаимодействует, остался на своем месте. Благо экран откидной и поворотный. По разрешению и яркости он такой же, как у A7S III: 3 дюйма и 1.44 млн. точек. В линиях это примерно 480р – вообще говоря, не очень много. Для более точного контроля за изображением мы советуем использовать внешние мониторы или мониторы-рекордеры – как минимум от 5 дюймов и, желательно, с Full HD разрешением (например, Atomos Ninja V).
Наконец, отметим подсветку кнопки записи (Rec) и 2 Tally индикатора, благодаря которым достаточно одного взгляда на камеру (спереди, сзади или сверху), чтобы понять, записывает она или нет.
Из профилей изображения добавлен S-Cinetone, профиль типа Rec.709 из профессиональной линейки камер Sony, который отличается более «кинематографическим» изображением с мягким контрастом в светлых областях и улучшенной передачей тонов кожи. По достаточно достоверным слухам, Sony A7S III также получит профиль S-Cinetone с обновлением прошивки до версии 2.0. Правда, когда это произойдет, пока не называется.
В остальном FX3 является практически прямой копией A7S III. Напомним ее основные сильные стороны:
- Полнокадровый 12 Мп. Exmor R CMOS сенсор с обратной подсветкой
- Высокое качество ночной съемки в цвете, ISO до 409 600 единиц
- Более 15 ступеней динамического диапазона
- Встроенный 5-ступенчатый матричный стабилизатор изображения + «активная» цифровая стабилизация с помощью гироскопических сенсоров
- 4K UHD 60р 4:2:2 10 бит (ALL-I) видео со всей ширины матрицы при записи на карту памяти
- 4К UHD 120р 4:2:0 8 бит (Long GOP) с обрезкой 10% изображения
- 4К 60p RAW 16 бит (4264 x 2408) при подключении внешнего рекордера по HDMI
- Быстрый автофокус, покрывающий 92% площади кадра, эффективное отслеживание лиц и глаз
- 2 слота для карт памяти SDHC / SDXC UHS-II и CFExpress type A
Из недостатков можно отметить отсутствие DCI 4К разрешения (4096 x 2048), а также тот факт, что в настоящий момент из всех известных нам рекордеров Sony RAW от A7S III / FS3 поддерживает только Atomos Ninja V, который преобразует линейный 16-битный RAW 60 кадров/с в 12-битный Apple ProRes RAW 30 кадров/с c разрешением 3840x2160 и логарифмической (Log) кривой контраста. Мониторы-рекордеры Blackmagic Video Assist пока что не поддерживают запись RAW от Sony, и, честно говоря, Blackmagic даже молчит по поводу того, будет ли это реализовано в будущем. Что касается Atomos, то эта компания заявляет, что после соответствующей обработки Apple ProRes RAW будет «визуально неотличим» от линейного 16-битного RAW формата (который можно найти только в наиболее дорогих цифровых кинокамерах типа Sony Venice).
Если DCI 4K и запись RAW с частотой 60 кадров/с являются для вас критически важными, то советуем обратить внимание на более старшую модель, Sony FX6, которая (с помощью Atomos Shogun 7) обеспечивает обе перечисленные функции одновременно. Правда, с конвертацией в тот же самый Apple ProRes RAW 12 бит (Log), но это уже максимум из возможного на сегодняшний день. Во всяком случае, пока суммы в чеке не пошли на миллионы. У Sony FX6 также можно найти встроенные ND фильтры, 12G SDI выход и разъем для синхронизации временного кода (TC In / Out) – вещи, которых вы также не найдете в FX3.
Тем не менее, учитывая размеры камер и градацию цен, можно сказать, что для всех камер – и A7S III, и FX3, и FX6 – найдется свое место.
Представляем вам онлайн-трансляцию от Sony, на которой была презентована новейшая кинокамера Sony FX3, объединившая в себе все технологические достижения последних лет! Наш ведущий Ютуб-канала Илья Курочкин переводит на русский язык и комментирует анонс известного блогера Джеральда Андана. К просмотру обязательно - это действительно легендарное событие в мире фотографии и видеосъемки!
Sony FX3 должна поступить в продажу в мае 2021 года.
Оформить предзаказ