DJI RS 2: краткий обзор
Компания DJI в начале осени представила свой новый флагманский стабилизатор для профессиональных камер RS2, и мы решили сделать небольшой обзор этой новинки, чтобы выделить самое интересное.
Начнем с того, что вы видите сразу из коробки – это корпус. DJI, если нам не изменяет память, впервые применила в конструкции карбоновые элементы. Правда, их не очень много: из углепластика выполнены только две скобы кронштейна. Очевидно, это связано с тем, что в остальных частях стабилизатора требуется вытачивать внутренние полости для размещения различной электроники, а карбон для этого подходит в гораздо меньшей степени, чем сталь или алюминий. Тем не менее, какой-то лишний вес все-же удалось сбросить. Компания DJI немного хитрит, заявляя, что Ronin RS2 выдерживает нагрузку 4.5 кг при собственном весе менее 1 кг. Для сравнения, похожий Zhiyun Crane 2S весит уже 1.9 кг, а Crane 3S все 2.5 кг. Казалось бы, DJI в 2 раза легче, но уловка в том, что DJI считает вес без батарейной рукоятки (265 г), двухсоставной пластины для камеры (150 + 105 г), и, если добавить еще вторую рукоятку (одной рукой долго держать такой вес достаточно сложно), то мы получим уже: 960 + 265 + 150 + 105 + 225 = 1705 г. Примерно на 200 г легче Crane 2S, но разница не такая драматичная, как кажется поначалу.
Хотя, на самом деле, интересный момент: вы можете использовать Ronin RS 2 без батарейной рукоятки. Например, на слайдере, кране, автомобильном креплении или другой платформе. Но это не так просто, как могло бы быть. Вам потребуется комплект Ronin Expansion Base Kit, который стоит как половина этого и так недешевого стабилизатора. Вместо рукоятки в стабилизатор устанавливается специальная площадка, в которую по 2 отдельным кабелям подается питание (от штатной рукоятки) и управление – от рукоятки Tethered Control Handle. Тут DJI, конечно, поступает не самым красивым образом: вместо того, чтобы сделать недорогую площадку с универсальным входом для питания (допустим, XLR или D-Tap), она заставляет купить весь большой комплект, с кабелями, адаптерами, второй рукояткой, которые вам, может быть, вообще не нужны (например, вы планируете управлять стабилизатором с помощью телефона). Однако площадка отдельно, во всяком случае пока, на старте – не продается. Конечно, можно поставить стабилизатор на слайдер и в таком виде, как он есть – вместе с рукояткой, но проблема в том, что она достаточно длинная, порядка 20 см, и это дополнительное плечо сильно смещает центр тяжести, из-за чего могут начаться проблемы со стабильностью, раскачкой – в общем, неудобно. Для сравнения, у Zhiyun Crane 3S этот вопрос решен гораздо элегантнее и не требует дополнительных трат, так что, если вы планируете довольно часто использовать стабилизатор на платформе и не располагаете лишними средствами, – советуем обратить внимание на него.
По совместимости с камерами Ronin RS 2 относится к категории тяжеловесов, на которые можно установить даже тяжелые и габаритные профессиональные камеры, такие как Canon C200, C300, C500, Sony FS6, не говоря уже про достаточно компактные RED Кomodo, Blackmagic Pocket Cinema Camera 4K / 6K или Z-CAM. Для балансировки тяжелой кинооптики DJI выпускает специальные пластины с грузами-противовесами, хотя вы можете использовать и варианты от других производителей.
Что нам не встречалось ранее, так это тефлоновое покрытие кронштейнов – благодаря тефлону они скользят в зажимах значительно более плавно, тем самым облегчая балансировку камеры. К слову о балансировке, для ее удобства DJI сделала двухсоставную съемную площадку: нижняя длинная часть, кстати, напрямую совместима со многими видеоштативами Manfrotto, а верхняя часть совместима с системой Arca Swiss, и эти две части стыкуются друг с другом под прямым углом. В принципе, двухсоставные площадки мы уже видели на других стабилизаторах, идея проста: вы снимаете камеру со стабилизатора, оставив нижнюю часть на месте. Делаете, что хотели (например, меняете батарею или ведете запись со штатива), потом ставите камеру обратно на стабилизатор, и ее не надо заново балансировать. Это уже было у других брендов. Новизна в том, что теперь DJI добавили механизм тонкой настройки позиционирования: вы просто крутите небольшую рукоятку, которая перемещает площадку, и это получается гораздо плавнее, чем двигать площадку непосредственно руками, как сделано у других. Напомним, что продольная регулировка является наиболее востребованной – ее приходится производить после каждой замены объектива, в то время как другие оси в большинстве случаев можно не трогать. Все три оси блокируются и регулируются поочередно, что также удобно, но это уже давно стало стандартом.
В целом, конструкция стабилизатора DJI кажется нам довольно интересной. По умолчанию перед вами классическая вертикальная форма, как у самых первых стабилизаторов. Но по бокам располагаются 2 планки стандарта НАТО, на которые можно закрепить 2 боковые рукоятки. К сожалению, если вы хотели бы сохранить контроль за стабилизатором при классической двуручной компоновке, то вам придется раскошелиться или на комплект с Tethered Control Handle, или на еще более дорогой Ronin Expansion Base Kit, который мы уже упоминали. Однако вы также можете совершенно бесплатно использовать двуручную схему «как у Zhiyun» (т.е. одна рука вытянута, вторая у груди). Для этого вы просто берете адаптер из базового комплекта, присоединяете его сбоку на одну из планок НАТО, отвинчиваете рукоятку-штатив снизу и привинчиваете ее к этому адаптеру. Вся процедура занимает секунд 10-15. Эта же рукоятка очень удобна для съемки с нижнего ракурса (режим «чемодана»).
Из улучшений эргономики отметим, что джойстик стал более удобной формы (крупнее), а диск управления фокусом переехал с боковины вперед, под указательный палец, так что теперь использовать его можно, даже если вы держите стабилизатор одной рукой. Это опять же очень пригодится, если вы, например, снимаете экшен-сцену с движущегося транспорта и вторая рука вам нужна просто чтобы держаться за что-нибудь и не упасть в процессе.
Если вам удобнее управлять фокусом по старинке, второй рукой, то ничто не мешает поставить диск DJI R Focus Wheel (он продается отдельно). Диск можно закрепить не только слева, но и справа, крепления продублированы, так что если вы левша, то никаких проблем. Итак, теперь у вас 2 диска – встроенный и навесной, так что можно управлять одновременно и фокусировкой, и трансфокацией (не забудьте купить второй мотор).
Наконец, обратим внимание на ЖК-экран, он стал не просто больше (диагональ 1.4 дюйма, 3.6 см), он теперь полноцветный, то есть вы можете даже наблюдать живое изображение с камеры. Конечно, наблюдать изображение вы можете и с любого другого, более крупного монитора, но теперь вы можете просто ткнуть пальцем в нужный объект на дисплее стабилизатора, чтобы камера начала отслеживание (Active Tracking) – без использования приложения на смартфоне. Также теперь не нужен телефон для доступа к любой из настроек стабилизатора – все можно сделать с помощью его сенсорного экрана.
Что касается использования сопряженного смартфона или планшета, то теперь стало возможно одновременно получать на них изображение с камеры и управлять движением камеры с помощью гироскопических сенсоров телефона (функция Force Mobile). Раньше стабилизатор отслеживала движения телефона без картинки – в этом компания DJI немного отставала от Zhiyun, которая уже достаточно давно представил свою систему беспроводной передачи изображения, но теперь ситуация выровнялась. Система DJI называется RavenEye и работает на расстоянии до 100 метров (европейская версия) при очень низкой задержке сигнала: DJI обещает задержку (latency) всего в 60 мс, – это меньше, чем у Zhiyun. Подобная система будет очень полезна для сложных сценариев использования: например, когда стабилизатор с камерой установлен на отдельной платформе, а оператор управляет его движениями дистанционно. Можно отметить, что у DJI действительно очень быстрый отклик на движения телефона, так что система полностью работоспособна – а раньше для подобных вещей пришлось бы покупать специализированное, очень дорогостоящее оборудование, которое большинству было просто не по карману. Для использования RavenEye, кстати, совершенно необязательно покупать Ronin RS 2 – она обратно совместима даже со старым Ronin-S. Отметим, правда, что Zhiyun выпускает для своей системы не только трансмиттеры, но и приемники, которые можно подключить к любому монитору через HDMI, а вот DJI пока такого приемника не делает, RavenEye работает только со смартфонами и планшетами.
Наконец, стоит упомянуть про Ronin 3D Focus System – это самостоятельный ToF (Time-of-Flight) фокусировочный датчик, который обеспечивает высокоточный и плавный автофокус даже с полностью мануальными объективами и с камерами, у которых нет собственных систем надежной фокусировки (например, камеры Blackmagic или Sony A7S II, которые полагаются на контрастный автофокус). Модуль устанавливается в горячий башмак камеры и работает независимо от камеры: один кабель подключается к стабилизатору, второй – напрямую к мотору фокусировки DJI. Повторим еще раз: система работает с любыми камерами и многими объективами (у объектива должны быть жесткие ограничители хода кольца, иначе систему будет не откалибровать). Уровень освещенности также не является проблемой, то есть датчики работают даже полной темноте (у нас, правда, есть некоторые опасения по поводу работы при сильном контровом свете – не будет ли он ослеплять датчики). При этом она может включаться одновременно с функцией Active Tracking, которая отвечает за вращение камеры. Конечно, есть и ограничения: система работает только по центральной, достаточно узкой зоне кадра, имеет предел дальности (эффективный диапазон от 1 до 5 метров), а кольцо фокусировки, как мы уже сказали, должно иметь ограничители хода. В любом случае, это очень интересный, хотя и нишевый продукт – возможно, вам теперь не придется менять свой Blackmagic на новую Sony просто потому, что у Sony есть автофокус, а у Blackmagic его нет.
Что касается самого главного: как же этот стабилизатор все-таки стабилизирует? Компания DJI заявляет о новом алгоритме стабилизации, который на этот раз получил даже собственное имя – Titan, который должен лучше справляться с микроколебаниями – например, с дрожанием камеры, установленной на транспортное средство. Для длиннофокусных объективов и тяжелых камер разработан специальный режим SuperSmooth, который поднимает вращающий момент электродвигателей: гарантируется стабилизация объективов с фокусным расстоянием до 100 мм.
Судя по обзорам, стабилизация работает очень хорошо. Пользователи отмечают, что Ronin RS2 практически не требует тонкой настройки и готов к употреблению прямо из коробки. В производстве стабилизаторов подобного типа DJI изначально были пионерами, и им удается сохранять свои лидерские позиции, каждый раз придумывая что-то новое.
В целом, Ronin RS 2 сделан, конечно, для серьезного производства. Нам нравится, прежде всего, малый вес, хорошая эргономика, достаточно надежное и понятное программное обеспечение. И конечно, качество стабилизации – тут он работает как следует. Отметим, что DJI предусмотрела множество вариантов его кастомизации. Правда, не можем сказать, что нравится стоимость этих вариантов – для России дороговато. Нужно понимать, для чего этот стабилизатор вообще сделан. Как довольно странно покупать флагманский спортивный фотоаппарат, вроде Canon 1D, для постановочной студийной съемки с контролируемым освещением, или, тем более, для любительской съемки своей семьи, так и Ronin RS 2 создан для амбициозных проектов. Если речь идет о записи видеоблога или других простых сюжетов, то, наверно, есть стабилизаторы и попроще, которые полностью закроют вашу потребность. Например, тот же Ronin RSC 2.
Мы также планируем сделать видео с обзором и тестами DJI Ronin RS 2, так что следите за новостями и подписывайтесь на наш канал.