Sony E 16-55mm f/2.8 G: тест объектива
Знакомство
Зум-объектив Sony E 16−55 мм f/2.8 G (SEL1655G) — это долгожданный светосильный штатный зум, которого очень не хватало владельцам беззеркальных камер Sony Alpha с сенсором APS-C. Этот зум-объектив по диапазону фокусных расстояний подходит для съёмки максимально широкого круга фотосюжетов — от пейзажей и архитектуры на широком угле до портретов и репортажа в телеположении. Именно поэтому он и называется штатным — можно снимать почти всё и везде, не меняя его на другие объективы.
ILCE-6600 / E 16-55mm F2.8 G Установки: ISO 100, F11, 1/320 с, 24.0 мм экв.
ILCE-6600 / E 16-55mm F2.8 G Установки: ISO 100, F8, 1/500 с, 24.0 мм экв. |
ILCE-6600 / E 16-55mm F2.8 G Установки: ISO 100, F8, 1/640 с, 82.0 мм экв. |
Кроме того, благодаря высокой светосиле f/2,8 объектив SEL1655G позволяет снимать даже в сложных условиях освещения, а также добиваться малой глубины резкости и красивого боке.
ILCE-6600 / E 16-55mm F2.8 G Установки: ISO 100, F2.8, 1/125 с, 82.0 мм экв.
Конструкция
Наверное, самое первое, на что обращаешь внимание при знакомстве с SEL1655G, это то, насколько объектив компактен (73 x 100 мм) и лёгок (494 г) при своей высокой светосиле. Благодаря этому он хорошо сбалансирован при работе с камерами 6000-й серии Sony Alpha.
Объектив Sony E 16−55 мм f/2.8 G выполнен в металлическом корпусе и производит впечатление прочного и хорошо собранного устройства. Кроме того, у него есть пыле- и влагозащита. Дизайн лаконичный и строгий: матовая чёрная окраска с текстурой, отсутствие выступающих частей. Детали внешней отделки, как и байонет, металлические, как и положено оптике этого класса (G-серия долго считалась топовой у Sony).
Органов управления на объективе всего два: кнопка удержания фокуса (перепрограммируется в меню камеры) и переключатель фокусировки (авто/ручная). Они расположены слева и защищены от случайного нажатия/сдвига: кнопка имеет защитный бортик, а переключатель утоплен в корпус объектива.
Кольца зумирования и фокусировки не очень широкие, но удобные за счёт резинового покрытия и ребристой поверхности. Кольцо зумирования расположено так, что при правильном (нижнем) хвате камеры пальцы левой руки сами ложатся на него. Поворачивается оно на угол чуть меньше 90°. Ход кольца очень плавный, с хорошо подобранным усилием, что помогает точно выставить необходимое фокусное расстояние. Даже при вертикальном наклоне камеры вниз положение выдвижного тубуса не изменяется, самопроизвольно он из корпуса не выезжает.
При зумировании длина объектива максимально увеличивается на 35 мм, причём линейно: больше фокусное расстояние — больше длина объектива.
Объектив в широкоугольном положении |
Объектив в длиннофокусном положении |
Фокусировочное кольцо расположено ближе к передней линзе. До него можно дотянуться указательным пальцем, когда держишься за кольцо зумирования большим и средним. Кольцо фокусировки имеет линейный ход и крутится с усилием, достаточным для одного пальца, позволяя очень точно выставлять фокус. Фокусировка внутренняя, то есть при ней никакие внешние элементы объектива не двигаются и не вращаются — можно смело использовать градиентные и другие фильтры.
ILCE-6600 / E 16-55mm F2.8 G Установки: ISO 800, F2.8, 1/100 с, 82.0 мм экв.
От минимальной дистанции (0,33 метра) до бесконечности можно «добежать» за два поворота кольца фокусировки с одним перехватом (угол при этом составляет примерно 120−130 градусов). На отрезок 0,33−1 метр приходится примерно 75% шкалы расстояний. Но это не мешает точно фокусироваться на «портретных» дистанциях от 1 до 2 метров.
ILCE-6600 / E 16-55mm F2.8 G
Установки: ISO 100, F3.2, 1/1250 с, 82.0 мм экв.
В комплект объектива входит лепестковая бленда. Спереди можно установить фильтры с диаметром резьбы 67 мм.
Объектив в работе
По диапазону фокусных расстояний Sony E 16−55 мм f/2.8 G относится к универсальным зум-объективам, которыми можно снимать большинство распространённых сюжетов.
ILCE-6600 / E 16-55mm F2.8 G Установки: ISO 200, F2.8, 1/100 с, 82.0 мм экв.
Широкоугольное положение зума соответствует 24 мм на полном кадре и удобно для съёмки пейзажей и архитектуры.
ILCE-6600 / E 16-55mm F2.8 G Установки: ISO 200, F5, 1/50 с, 24.0 мм экв.
Угол обзора 83° позволяет вместить в кадр очень крупные объекты и показать их более выразительно.
ILCE-6600 / E 16-55mm F2.8 G Установки: ISO 640, F5.6, 1/8 с, 24.0 мм экв.
В длиннофокусном положении (соответствует 82,5 мм на полном кадре) объектив становится классическим портретным.
ILCE-6600 / E 16-55mm F2.8 G
Установки: ISO 100, F2.8, 1/2000 с, 82.0 мм экв.
Телеположение зума с углом обзора 29° уже в некоторой степени позволяет сжимать пространство, приближая задний план.
ILCE-6600 / E 16-55mm F2.8 G Установки: ISO 1600, F5.6, 1/25 с, 82.0 мм экв.
Фокусировка
В объективе SEL1655G используется современный линейный привод XD (Extreme Dynamic) от Sony, который применяется в топовой линейке G Master.
Линейный привод XD
Автофокусировка с помощью привода XD выполняется быстро и точно, позволяя ловить нужную фазу движения при съёмке какой-нибудь динамичной сцены. С точки зрения фотосъёмки, этот привод можно считать бесшумным. Но при видеосъёмке со слабым освещением, когда объективу потребуется выполнять перефокусировку, звук его работы может попасть на аудиодорожку в виде тихого шороха.
ILCE-6600 / E 16-55mm F2.8 G
Установки: ISO 100, F5.6, 1/250 с, 63.0 мм экв.
Кольцо фокусировки с линейным ходом в ручном режиме (MF) позволяет очень точно выставлять дистанцию фокусировки и «играть» малой глубиной резкости при открытой диафрагме.
ILCE-6600 / E 16-55mm F2.8 G Установки: ISO 100, F2.8, 1/320 с, 60.0 мм экв.
Качество изображения
Главной характеристикой объектива, конечно же, является качество изображения. Как всегда, мы оцениваем его по уровню резкости, искажений, бликозащите и красоте боке.
ILCE-6600 / E 16-55mm F2.8 G
Установки: ISO 100, F3.2, 1/1600 с, 82.0 мм экв.
В конструкции объектива Sony E 16−55 мм f/2.8 G применена оптическая схема с 17 элементами в 12 группах, которая включает одну усовершенствованную асферическую линзу, две асферические линзы и три линзы из низкодисперсионного стекла. Получилась очень сложная схема!
Диафрагма оборудована девятью лепестками и при закрытии (иногда даже на одну ступень) наделяет яркие точечные источники 18 красивыми лучами.
ILCE-6600 / E 16-55mm F2.8 G Установки: ISO 400, F4, 1/8 с, 24.0 мм экв.
Фокусное расстояние 16 мм
ILCE-6600 / E 16-55mm F2.8 G Установки: ISO 100, F8, 2 с, 24.0 мм экв.
Резкость изображения даже на открытой диафрагме f/2,8 высокая по всему полю кадра и не уступает получаемой при прикрытой диафрагме. В углах видно сильное виньетирование.
ILCE-6600 / E 16-55mm F2.8 G Установки: ISO 100, F2.8, 1/2000 с, 24.0 мм экв.
При закрытии диафрагмы до f/4 имеем максимальную резкость по всему полю, а затемнение в углах становится заметно меньше.
ILCE-6600 / E 16-55mm F2.8 G Установки: ISO 100, F4, 1/1000 с, 24.0 мм экв.
При значении диафрагмы f/5,6 виньетирование становится ничтожно малым, а при f/8 исчезает полностью. Резкость остаётся на стабильно высоком уровне вплоть до значения f/11. При f/16 едва заметно снижается микроконтраст, но в целом картинка ещё выглядит чёткой.
ISO 100, F5.6, 1/500 с, 24.0 мм экв. |
ISO 100, F8, 1/250 с, 24.0 мм экв. |
ISO 100, F11, 1/125 с, 24.0 мм экв. |
ISO 100, F16, 1/60 с, 24.0 мм экв. |
Лишь при закрытии диафрагмы до f/22 влияние дифракции становится очевидным: вся картинка замыливается.
ILCE-6600 / E 16-55mm F2.8 G Установки: ISO 100, F22, 1/30 с, 24.0 мм экв.
Хроматические аберрации заметны только на периферии кадра, причём на максимально контрастных переходах с белым фоном. А вот на тонких веточках на фоне голубого неба обнаружить данный тип искажений не удалось. От значения диафрагмы уровень хроматики практически не зависит, оставаясь очень низким.
Отметим, что виньетирование и хроматические аберрации можно обнаружить на JPEG-снимках, только если принудительно отключить в настройках камеры компенсацию этих искажений. В противном случае они полностью устраняются в камере встроенным ПО при записи JPEG-снимков. То же происходит при открытии RAW-версий в фоторедакторе, поддерживающем профили объективов.
JPEG-версия из камеры при отключённых коррекциях виньетирования и хроматических аберраций. |
Обработка RAW-версии в Adobe Camera RAW с автоприменением профиля объектива и коррекцией ХА. |
Фокусное расстояние 55 мм
ILCE-6600 / E 16-55mm F2.8 G Установки: ISO 100, F8, 2 с, 82.0 мм экв.
На длинном конце зума уже на открытой диафрагме f/2,8 фотографии получаются практически такие же резкие, как после её прикрытия на ступень. Ближе к краям кадра детали лишь чуть-чуть мягче, чем в центре. На периферии кадра, в основном в углах, отчётливо видно виньетирование. Хроматические аберрации очень слабые и заметны по большей части в зоне лёгкого расфокуса.
ILCE-6600 / E 16-55mm F2.8 G Установки: ISO 100, F2.8, 1/4000 с, 82.0 мм экв.
При закрытии диафрагмы до f/4 картинка обретает максимальную резкость по всему полю, затемнение остаётся только в самых углах кадра. С этого значения диафрагмы хроматические аберрации становятся ничтожно малыми.
ILCE-6600 / E 16-55mm F2.8 G Установки: ISO 100, F4, 1/2500 с, 82.0 мм экв.
При значениях диафрагмы от f/5,6 до f/11 изображение сохраняет максимальную чёткость по всему полю, виньетирование отсутствует. Только на f/16 чёткость начинает едва заметно снижаться под действием дифракции.
ISO 100, F5.6, 1/1250 с, 82.0 мм экв. |
ISO 100, F8, 1/640 с, 82.0 мм экв. |
ISO 100, F11, 1/320 с, 82.0 мм экв. |
ISO 100, F16, 1/160 с, 82.0 мм экв. |
Как и в широкоугольном положении зума, серьёзное замыливание картинки под влиянием дифракции происходит лишь при закрытии диафрагмы до f/22.
ILCE-6600 / E 16-55mm F2.8 G Установки: ISO 125, F22, 1/100 с, 82.0 мм экв.
Искажения в телеположении зума (хроматика и виньетирование) тоже легко устраняются встроенным ПО фотокамеры или в фоторедакторе, поддерживающем профили объективов.
Бликозащита
Передняя линза объектива имеет фтористое покрытие, которое препятствует прилипанию влаги, грязи и жира. Это значит, что загрязнения не испортят картинку, особенно при съёмке со встречным светом. Однако главное средство эффективной борьбы с бликами и переотражениями — специальное нанопокрытие (Nano AR).
Встречного света в кадре объектив действительно не боится. Засветка и падение контраста слабы и локальны.
ILCE-6600 / E 16-55mm F2.8 G Установки: ISO 100, F8, 1/320 с, 24.0 мм экв.
Sony E 16−55 мм f/2.8 G позволяет смело делать кадры с «выглядывающим» из-за препятствия солнцем. Если при этом прикрыть диафрагму, то получаются красивые лучики, а нежелательных бликов часто удаётся избежать.
ILCE-6600 / E 16-55mm F2.8 G Установки: ISO 100, F16, 1/125 с, 24.0 мм экв.
Как и для других объективов, самое проблемное положение солнца и других ярких источников света при съёмке — за кадром, прямо у его края. В такой ситуации предсказуемо появляются цветные блики.
ILCE-6600 / E 16-55mm F2.8 G Установки: ISO 100, F2.8, 1/1000 с, 24.0 мм экв.
По мере закрытия диафрагмы размер бликов уменьшается, а их контрастность растёт, как и количество.
Избежать появления таких бликов несложно — достаточно немного отвернуть объектив от солнца или, наоборот, пустить источник яркого света в кадр.
Боке
Объектив Sony E 16−55 мм f/2.8 G имеет светосилу f/2,8 во всём диапазоне фокусных расстояний. При съёмке с малой глубиной резкости зум демонстрирует красивый рисунок боке. Можно получить плавный переход из зоны расфокуса в фокус и обратно, а также выделить главный объект, при этом красиво размыв фон.
ILCE-6600 / E 16-55mm F2.8 G Установки: ISO 100, F2.8, 1/250 с, 82.0 мм экв.
С размытием линейных объектов и границ объектив справляется хорошо: эффекта двоения линий в зоне расфокуса не отмечено.
ILCE-6600 / E 16-55mm F2.8 G Установки: ISO 100, F2.8, 1/640 с, 82.0 мм экв.
Большим плюсом для получения красивого боке является использование в конструкции объектива циркулярной диафрагмы с девятью скруглёнными лепестками.
К сожалению, из-за неравномерного заполнения бликов красота боке не дотягивает до фикс-объективов. Но это — плата за использование асферических элементов, обеспечивающих высокую резкость.
От открытой диафрагмы f/2,8 и примерно до значения f/5,6 яркие блики на заднем плане сохраняют округлую форму и имеют слабо выраженную каёмку. При этом на среднем плане они могут быть гораздо более мягкими.
ILCE-6600 / E 16-55mm F2.8 G Установки: ISO 1000, F2.8, 1/100 с, 82.0 мм экв.
ISO 800, F4, 1/50 с, 82.0 мм экв. |
ISO 800, F5.6, 1/25 с, 82.0 мм экв. |
ISO 1000, F8, 1/13 с, 82.0 мм экв. |
ISO 1000, F11, 1/6 с, 82.0 мм экв. |
ISO 1000, F16, 1/3 с, 82.0 мм экв. |
Геометрические искажения
Весомым достоинством объектива SEL1655G является отсутствие геометрических искажений на JPG-снимках — они автоматически исправляются ещё в камере или в фоторедакторе (для RAW-версий снимков). Благодаря этому на архитектурных фотографиях отсутствует «бочка», которая присуща многим другим широкоугольным объективам, а также «подушка», обычно появляющаяся у телевиков.
Установки: ISO 100, F8, 1/400 с, 24.0 мм экв. |
Установки: ISO 100, F8, 1/320 с, 82.0 мм экв. |
Съёмка в широкоугольном положении. «Бочка» отсутствует. | Съёмка в телеположении. «Подушка» отсутствует. |
Если коррекцию в RAW-конвертере отключить, то объектив показывает уже не столь хорошую геометрию. В широкоугольном положении видна сильная бочкообразная дисторсия, а в телеположении — легкая подушкообразная.
Выводы
ILCE-6600 / E 16-55mm F2.8 G Установки: ISO 100, F8, 1/400 с, 30.0 мм экв.
Sony E 16−55 мм f/2.8 G — это качественный универсальный зум-объектив для беззеркальных камер с матрицей APS-C, который по своим характеристикам и выдаваемым результатам устроит и продвинутых фотолюбителей, и профессиональных фотографов. Оговоримся, что высокое качество во многом достигается при автоматической коррекции искажений на основе профиля объектива.
При удобном диапазоне фокусных расстояний и высокой постоянной светосиле объектив SEL1655G достаточно компактен и лёгок, чтобы считать его основным в путешествии, на репортажной фотовылазке и воскресной прогулке. Там он пригодится для съёмки подавляющего числа сюжетов — от пейзажей и архитектуры до репортажа и стрита. В путешествиях очень кстати придётся погодозащищённое исполнение.
ILCE-6600 / E 16-55mm F2.8 G
Установки: ISO 100, F2.8, 1/125 с, 82.0 мм экв.
Благодаря высокой светосиле объектив Sony E 16−55 мм f/2.8 G позволяет снимать в условиях слабого освещения, обеспечивает плавное размытие фона и быструю точную автофокусировку. Он хорошо покажет себя и в творческой фотографии, и в репортажной. Высокая резкость с открытой диафрагмы позволит не упускать даже мелкие детали, а при необходимости — сильно кадрировать снимок.
ILCE-6600 / E 16-55mm F2.8 G Установки: ISO 100, F2.8, 1/125 с, 82.0 мм экв.
За все перечисленные достоинства объектива Sony E 16−55 мм f/2.8 G придётся немало заплатить, но эти затраты будут полностью оправданы высоким качеством снимков и удобством в работе.
Плюсы:
- высокая резкость и детализация практически во всём диапазоне диафрагм и на всех фокусных расстояниях;
- отсутствие хроматических аберраций и виньетирования (при включённой коррекции);
- высокая стойкость к солнцу в кадре;
- быстрый и точный автофокус;
- внутренняя фокусировка;
- высокая постоянная светосила;
- удобная конструкция, качественная сборка;
- пыле- и влагозащищённая конструкция.
Минусы:
- не во всех ситуациях достижимо идеальное боке;
- заметные геометрические искажения при отключённой автокоррекции на основе профиля объектива;
- возможно появление бликов при съёмке с солнцем за краем кадра;
- звук привода автофокуса может быть слышен при видеосъёмке в сложных условиях освещения.
Автор обзора: Антон Шарапов
https://prophotos.ru/