Тест Sony SEL85F14GM, SEL85F18 и SEL100F28GM
Особенности объективов
Этот тест продолжает цикл публикаций, в которых мы сравниваем топовую линейку оптики G Master с более «простыми» моделями. Сегодня речь пойдёт о портретниках. Мы взяли два 85-мм объектива с трёхкратной разницей в цене и всего на треть ступени различающейся светосилой: SEL85F14GM и SEL85F18. Посмотрим, в чём будут заключаться различия в качестве изображения? Компанию этим подопытным составит самый доступный и самый необычный объектив серии G Master — SEL100F28GM, выполненный по технологии STF (Smooth Trans Focus).
Слева направо: Sony SEL85F18, SEL85F14GM и SEL100F28GM
Объектив Sony FE 85 mm f/1.4 GM (SEL-85F14GM) является первым по хронологии появления 85-мм портретником Sony с байонетом E, а также одним из первых в серии G Master. Можно сказать, что на его примере компания представила публике новую серию оптики. Уже по этой причине он просто не имеет права быть «неудачным» объективом.
ILCE-7RM2 / FE 85mm F1.4 GM Установки: ISO 100, F2.2, 1/200 с, 85.0 мм экв.
SEL85F14GM получился довольно крупным (диаметр светофильтра 77 мм) и тяжёлым (820 граммов). Корпус выполнен из пластика и металла и оснащён всеми органами управления, которые только можно реализовать в подобном объективе. Здесь есть отдельное кольцо для установки диафрагмы. С помощью специального переключателя фотограф может выбрать ступенчатый (через ⅓ ступени) или бесступенчатый ход кольца. Последнее особенно актуально для видеографов. На корпусе также расположен выключатель автофокуса и одна программируемая кнопка. Ход кольца фокусировки линейный (это тоже реверанс в сторону видеосъёмки) и составляет около 120 градусов.
Для наведения на резкость в SEL85F14GM применяется ультразвуковой привод SSM кольцевого типа (RDSSM). Однако фокусировочное кольцо электронное: подправить в любой момент положение фокусировочного элемента руками не получится. Фокусировка происходит не беззвучно, а с небольшим шуршанием. В целом она довольно быстрая для столь светосильной оптики, но всё же объектив уступает более современным собратьям (например, SEL135F18GM).
Система автофокусировки Sony FE 85 mm f/1.4 GM (SEL-85F14GM)
Оптическая схема SEL85F14GM состоит из 11 элементов в 9 группах. В ней применяются сразу три линзы из низкодисперсионного стекла, а также одна асферическая XA-линза. Подобные линзы стали визитной карточкой серии G Master и отличаются точностью обработки поверхности до сотых долей микрона. В мире фотографии бытует мнение, что асферика может негативно влиять на рисунок объектива. Что ж, уделим этому аспекту особое внимание.
![]() Оптическая схема SEL85F14GM |
![]() Асферический XA-элемент |
А пока познакомимся со вторым 85-мм портретником — Sony FE 85mm f/1.8 (SEL85F18). Он даже на вид существенно «проще» своего более именитого собрата: меньше (диаметр фильтра 67 мм) и легче (371 грамм). Однако, как и во всех тестируемых нами сегодня объективах, здесь применена защита от пыли и влаги.
На корпусе есть выключатель автофокуса и программируемая кнопка (неплохо для сравнительно доступного объектива). Кольцо фокусировки также электронное с длинным линейным ходом. Для фокусировки применяется двойной линейный привод, который работает практически беззвучно и субъективно чуть-чуть быстрее, чем у SEL85F14GM.
ILCE-7RM2 / FE 85mm F1.8 Установки: ISO 100, F2.8, 1/200 с, 85.0 мм экв.
В оптической схеме применяются девять элементов в восьми группах. Лишь одна линза выполнена из низкодисперсионного стекла, а асферика вовсе отсутствует.
Оптическая схема SEL85F18
Справится ли столь простая по современным меркам схема с высоким разрешением камер Sony? Проверим…
Наконец, Sony FE 100mm f/2.8 STF GM OSS (SEL100F28GM) — это самый необычный объектив, который есть на данный момент в линейке G Master. Основная его особенность — применение аподизационного фильтра в оптической схеме.
Аподизационный фильтр
Он имеет градиентное затемнение от центра к краю и таким образом смягчает форму блика боке, а также понижает светопропускание объектива. Поэтому при геометрической светосиле f/2,8 на открытой диафрагме SEL100F28GM будет требовать таких же выдержек, как другие объективы при f/5,6. Влияние фильтра сходит на нет при f/8. Это очень наглядно отражено на кольце установки диафрагмы на самом объективе. Проградуировано оно не в единицах F, а в единицах T, характеризующих именно светопропускание.
ILCE-7RM2 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS Установки: ISO 400, F5.6, 1/100 с, 100.0 мм экв.
На корпусе нашлось место выключателю автофокуса и выключателю стабилизатора (этот фикс оснащён ещё и встроенным стабилизатором!), переключателю ступенчатого и бесступенчатого хода кольца диафрагмы и даже особому кольцу-селектору, отвечающему за диапазон фокусировки.
В «обычном» режиме минимальная дистанция фокусировки SEL100F28GM составляет 85 см (у SEL85F14GM столько же, у SEL85F18 — 80 см). В «макрорежиме» минимальная дистанция сокращается до 57 см, а максимальный масштаб съёмки увеличивается до 0,25х.
ILCE-7RM2 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS Установки: ISO 100, F5.6, 1/500 с, 100.0 мм экв.
При умеренном диаметре фильтра (72 мм) объектив получился сравнительно длинным и тяжёлым (700 грамм). В оптической схеме используется 13 элементов в 10 группах без учёта аподизационного фильтра. Есть одна асферическая и одна низкодисперсионная линза. За фокусировку отвечает бесшумный ультразвуковой прямой привод — DDSSM (Direct Drive SSM). Кольцо электронное с линейным ходом.
ILCE-7RM2 / FE 100mm F2.8 STF GM OSS Установки: ISO 400, F5.6, 1/2000 с, 100.0 мм экв.
В работе этот объектив оказался самым капризным. Если два предыдущих буквально не оставили никаких эмоций — они просто снимают, не отвлекая фотографа на свои особенности, то SEL100F28GM удивил требовательностью к свету. Светопропускание на уровне T5,6 создаёт сложности при съёмке в помещении и даже на улице в пасмурный день, заставляет удлинять выдержку или повышать ISO. Зато для предметной съёмки, когда нужно взять крупный план и получить идеальную детализацию, он подошёл очень хорошо. Например, мы использовали этот сверхрезкий объектив для теста режима высокого разрешения в новой Sony ILCE-7RM4. Всё о качестве изображения этого и двух других объективов — на следующей странице!