Panasonic LEICA DG Lens H-X1025: тест объектива
Обзор Panasonic LEICA DG Lens H-X1025
Представленный в 2019 году сверхсветосильный широкоугольный зум Panasonic Leica DG Vario-Summilux 10-25mm f/1.7 ASPH стал квинтэссенцией преимуществ системы Micro 4/3. В мире полного кадра аналогов у него просто нет, а единственный сопоставимый по светосиле зум выступает в другой весовой категории (и по массе, и по цене), имея при этом меньший угол обзора.
В APS-C сегменте формальный конкурент также отличается диапазоном фокусных расстояний. Иными словами, такого широкоугольного и светосильного зума мы ещё не видели!
Panasonic не был бы собой, создай он «просто объектив» для фотографов. Камеры этого производителя давно пользуются популярностью у видеографов, и оптика делается с учётом их интересов. LEICA DG Lens H-X1025 (второе название объектива) адресован в том числе и им. Об этом мы подробнее расскажем в нашем тесте.
Конструкция
Panasonic Leica DG Vario-Summilux 10-25mm f/1.7 ASPH — это крупный по меркам системы Micro 4/3 объектив: весит почти 700 граммов, а диаметр светофильтра 77 мм. Сколько бы весил и стоил такой же светосильный широкоугольник на полный кадр, даже страшно представить…
Впрочем, на попавшем к нам не тест Lumix DC-G9 объектив выглядит довольно гармонично. И главное — не перевешивает камеру. Несмотря на массивную переднюю линзу, центр тяжести объектива находится примерно между кольцами зума и ручного фокуса, причём чуть ближе к байонету. При зумировании центр тяжести смещается незначительно, хоть передняя линза и выдвигается на пару сантиметров.
Минимальные габариты объектива
Максимальные габариты объектива
Многие детали внешней отделки выполнены из металла, включая кольца зума, фокуса и установки диафрагмы. Да, в лучших традициях топовой оптики у Vario-Summilux 10-25mm f/1.7 есть отдельное кольцо для установки диафрагмы! Более того, оно имеет плавный бесступенчатый ход — то что нужно видеографам. Вообще в этой модели очень точно соблюдён баланс между фото- и видеомиром. Реверансов в сторону видео сделано много, но все — не в ущерб фото.
Кольцо фокусировки имеет линейный ход примерно около 120 градусов.
Например, кольцо ручного фокуса имеет линейный ход, который нужен для съёмки видео. Полный ход кольца около 120%. Минимальная дистанция фокусировки очень мала, всего 28 см от плоскости матрицы. Максимальный масштаб съёмки составляет 0,14x.
Кстати, переключение между ручным и автофокусом осуществляется перемещением кольца вперёд и назад — удобно и оперативно. Мы впервые видим это решение в оптике от Panasonic.
При переключении в ручной режим становится видна шкала дистанций фокусировки.
Здесь применяется шаговый мотор, способный фокусироваться плавно и тихо — тоже плюс для видеосъёмки, но и для фотографии он будет удобен. Такие моторы себя отлично зарекомендовали, не уступая по скорости и точности традиционным ультразвуковым приводам.
Оптическая схема довольно сложная: состоит из 17 элементов в 12 группах. В ней применяется три асферических линзы, четыре элемента из ED-стекла со сверхнизкой дисперсией и один UHD-элемент со сверхвысоким коэффициентом преломления. Диафрагма скруглённая семилепестковая.
В комплекте с объективом поставляется съёмная бленда, которая крепится при помощи защёлки и снимается после нажатия кнопки.
Объектив комплектуется съёмной блендой
Как и положено топовой оптике, Panasonic Leica DG Vario-Summilux 10-25mm f/1.7 ASPH имеет защиту от пыли и влаги. Так что я смело беру его с собой в поездку! И уже на следующей странице теста поделюсь с вами субъективными ощущениями от работы с этим объективом.
Объектив в работе
Когда пытаешься описать сферу применения Panasonic Leica DG Vario-Summilux 10-25mm f/1.7 ASPH, на ум приходит лишь избитое слово «универсальность». А по-другому и не скажешь. Я очень быстро перестал относиться к нему, как к чистому широкоугольнику. Это скорее штатный зум с немного смещённым в сторону 20 мм (экв.) фокусным расстоянием. Для меня возможность взглянуть на мир чуть шире, поиграть с перспективой в кадре бесценна сама по себе. Но когда тот же объектив может ещё и с крупными планами поработать, это вызывает истинный восторг.
А если в очередной раз вспомнить про светосилу! Забегая вперёд, скажу, что f/1,7 здесь полностью рабочее значение. Съёмка с рук при плохих условиях освещения больше не является проблемой, ISO можно не поднимать. Даже в слабоосвещённом метро удавалось делать интерьерные снимки с рук без каких-либо проблем на приемлемых значениях чувствительности.
Съёмка с рук в самом слабоосвещенном конце станции
Съёмка с рук на максимальном зуме
Объектив позволяет фокусироваться с очень близкой дистанции, всего 28 см, обеспечивая при 50 мм довольно сильное увеличение — широкоугольники так не умеют.
Максимальный масштаб съёмки
DC-G9 Установки: ISO 200, F2, 1/200 с, 50.0 мм экв.
За счёт высокой светосилы при этом вы можете играть с глубиной резкости, размывая передний или задний план. Но о характере размытия и боке мы напишем ниже.
Я отметил для себя некоторую «безликость» объектива в хорошем смысле этого слова. Когда ты снимаешь на него день, второй, третий, перестаёшь его замечать. Он не требует каких-то навыков, специального подхода — просто работает: моментально и бесшумно фокусируется, одним щелчком переключается на ручной фокус и обратно. Его механика безупречна: ход всех колец плавный, а зум под собственным весом не выдвигается. Нет никаких особенностей, которые ты запоминаешь — ничто от съёмки не отвлекает. Наверное, так и должна работать профессиональная техника.
Отдельно хочется отметить кольцо установки диафрагмы. Оно имеет плавный и бесступенчатый ход, явно ориентированный на видеографов. Мне как фотографу всё же понятнее, когда диафрагму можно менять на ощупь, отсчитывая щелчки через каждую треть ступени. Вкусовщина? Возможно… Но и тут разработчики всё предусмотрели: переводим кольцо в положение A и меняем диафрагму с камеры поворотом управляющего диска — он требуемые мне щелчки как раз обеспечивает.
И конечно же, нужно сказать о весе и размере. Для переноски понадобится полноразмерная фотосумка, как для полнокадрового штатного зума. Если носить фотоаппарат на шее, то через полдня ощущаешь привычную усталость, как и с любой другой профессиональной камерой. Но при этом объектив нельзя назвать огромным. Его габариты не удивляют и не шокируют, он помещается в любой стандартный кофр, а диаметр светофильтра 77 мм велик лишь по меркам системы Micro 4/3. Перед нами разумный компромисс между размером, весом, возможностями и качеством.
За неделю тестирования с этим объективом и камерой я проехал более тысячи и прошагал десятки километров в погоне за красивыми туманами и интересным светом. Для тревел-фотографии объектив подходит отлично: размер хоть и велик, но не доставляет существенных неудобств.
DC-G9 Установки: ISO 200, F5.6, 1/800 с, 20.0 мм экв.Cкачать RAW
Оптическое качество
Чего ждать от сверхсветосильного зума в плане резкости и искажений? А как у него дела с бликозащитой, с геометрией кадра? Пожалуй, здесь кроется основная интрига. Поэтому скорее переходим к делу: ставим камеру на штатив и снимаем серию снимков с разными значениями диафрагмы.
Фокусное расстояние 10 мм
То, что мы видим на открытой диафрагме, мягко говоря, радует глаз. В центре кадра резкость очень высокая. Во всяком случае для 20-мегапиксельной матрицы её точно хватает. Конечно же, чудес не бывает, и падение детализации на краях кадра должно присутствовать — и оно есть. На периферии резкость приемлемая для крупноформатной печати и лишь в углах картинка заметно теряет в качестве. Но ведь перед нами широкоугольник со светосилой f/1,7! А для этого класса оптики такой результат выше всяких похвал. На открытой диафрагме присутствует виньетирование, которое значительно ослабевает на f/2,8 и окончательно уходит на f/4.
Дальнейшее диафрагмирование совсем незначительно повышает резкость в центре, потому что максимум уже достигнут. Края и углы понемногу добирают детализацию, доходя до пика на f/4–f/5,6. Ждать звенящей резкости на периферии не стоит, она всё равно будет ниже, чем в центре. Но такого качества более чем достаточно для печати форматом крупнее А3.
В пределах f/4–f/8 в характере изображения мало что меняется. И лишь после f/11 начинает сказываться дифракция, чуть понижая итоговую детализацию.
Фокусное расстояние 25 мм
Фокусное расстояние 25 мм отличается более ровным распределением резкости по полю кадра. Здесь такой разницы между центром и краем уже нет. На открытой диафрагме объектив сравнительно резок, детализации достаточно для крупноформатной печати. Но это не всё, на что он способен.
При диафрагмировании до f/2 детализация чуть прибавляется, при f/2,8 её уровень доходит до очень высокого по всему кадру. Диафрагмы f/4 и f/5,6 лишь вносят финальные штрихи, доводя периферию кадра до уровня центре. При f/11 и f/16 детализация незначительно снижается из-за дифракции.
Ситуация с виньетированием аналогична тому, что мы видели в широкоугольном положении. На открытой диафрагме оно присутствует, но его нельзя назвать сильным. С диафрагмированием оно ослабевает и окончательно уходит при f/4.
Контровый свет, бликозащита и хроматические аберрации
Бликозащита и для широкоугольного объектива, и для штатного зума является первоочерёдной характеристикой, чуть ли не более важной, чем резкость. Ведь на многих кадрах солнце или другой яркий источник света неизбежно будет попадать в кадр.
Для этого теста мы выбрали самый жёсткий сюжет: прямой солнечный свет направлен в кадр, а светлое небо пересекают тёмные полосы деталей вантового моста. При фокусном расстоянии 10 мм на открытой диафрагме лишь в одном месте нам удалось найти небольшой след сиреневой каёмки — прямо рядом с солнцем. В других участках кадра хроматических аберраций просто нет. Мы проверили и RAW, и внутрикамерный JPEG.
Потери контраста и засветки от контрового света также не видно. В кадре удалось найти лишь небольшой блик. Удивительно, но при закрытии диафрагмы этот блик уходит на f/4! Однако вокруг солнца начинают вырастать лучики — переотражения от лепестков диафрагмы. При f/5,6 лучики становятся чуть заметнее, и среди них проявляется новый, но также малозаметный зелёный «солнечный зайчик».
Лучики вокруг солнца усиливаются по мере диафрагмирования, но по-настоящему заметные блики появляются только на f/16, да и то решающего влияния на качество кадра они не оказывают — настолько они малы.
На максимальном зуме ситуация повторяется. Качество изображения в контровом свете остаётся на высочайшем уровне, а яркие источники света объектив отрабатывает на пятёрку.
Хроматические аберрации практически отсутствуют, а их незначительные следы можно найти лишь в самых контрастных местах при максимальном увеличении и рассматривании фото с пристрастием.
Контровый свет не снижает контрастности кадра, не приводит к появлению засветок, даже локальных. Еле заметный одинокий зеленоватый блик присутствует на f/1,7, однако набирает яркость и становится по-настоящему заметен лишь при f/2,8, а при f/5,6 бесследно исчезает. Солнце обрастает лучиками, но даже на закрытых диафрагмах бликозащита Leica DG Vario-Summilux 10-25mm f/1.7 ASPH остаётся непробиваемой!
Геометрические искажения
Когда снимаешь на Panasonic Leica DG Vario-Summilux 10-25mm f/1.7 ASPH, буквально не веришь своим глазам: фото даже в широкоугольном положении оказываются с идеальной геометрией не только в JPEG, но и в RAW, если открыть его, например, в Adobe Photoshop.
Кадр без обработки, широкоугольное положение
DC-G9 Установки: ISO 200, F4, 1/640 с, 20.0 мм экв.Cкачать RAW
Однако там же можно увидеть предупреждение, что к снимкам уже применён встроенный профиль. А что будет, если его отключить? Это потребует от вас как минимум стороннего RAW-конвертера, который встроенный профиль не поддерживает. В нашем случае это RAW Photo Processor.
Кадр без обработки, максимальный зум
DC-G9 Установки: ISO 200, F2, 1/320 с, 50.0 мм экв.Cкачать RAW
Всё сразу встаёт на свои места. В широкоугольном положении объектив обладает заметной бочкообразной дисторсией, которая принудительно корректируется программно. Это закономерный и технологичный приём, который сегодня используют почти все производители фототехники. Единственный минус — некоторое сужение угла обзора объектива и снижение детализации по периферии из-за «растягивания» картинки, что мы и видели ранее в тесте резкости. Впрочем, пока не применён «хитрый» конвертер, вы можете даже не догадаться, что с RAW произошли какие-то манипуляции. Более того, результат программной коррекции настолько хорош, что отказываться от него точно не стоит.
Оригинал кадра из камеры
DC-G9 Установки: ISO 250, F1.7, 1/60 с, 20.0 мм экв.Cкачать RAW
В телеположении также присутствует неотключаемая коррекция бочкообразной дисторсии, но без неё создатели объектива могли бы и обойтись — настолько искажения низки. Возможно, именно этим объясняется более ровное распределение резкости по полю кадра при фокусном расстоянии 25 мм в отличие от 10 мм.
Оригинал кадра из камеры
DC-G9 Установки: ISO 500, F1.7, 1/60 с, 50.0 мм экв.Cкачать RAW
Отметим, что при видеосъёмке на камеры Panasonic коррекции также автоматически вносятся, геометрия остаётся идеальной. Это справедливо даже для фотоаппаратов, вышедших намного раньше объектива.
Боке и характер размытия
Высокая светосила позволяет довольно заметно размывать фон и отделять от него главный объект при съёмке, а также использовать эффект фрейминга, размывая объекты переднего плана.
При фокусном расстоянии 10 мм одиночные блики на открытой диафрагме имеют форму мелких кружочков с неоднородным заполнением, такое боке смотрится несколько нервно. Впрочем, это скорее норма для широкоугольных объективов.
В широкоугольном положении объектив позволяет разделить планы за счет легкого размытия фона
DC-G9 Установки: ISO 200, F1.7, 1/1300 с, 20.0 мм экв.Cкачать RAW
В телеположении ситуация намного лучше: заполнение блика становится ровнее, а его края смягчаются. Такое боке смотрится более правильным, мягким и приятным глазу. Его можно использовать как творческий инструмент, специально снимая на открытой диафрагме.
Даже на прикрытой диафрагме форма блика остаётся ровной и круглой, обеспечивая мягкость боке.
Эффект дыхания
Обычно мы не заостряем внимание на этом аспекте при тесте фотооптики. Но Panasonic Leica DG Vario-Summilux 10-25mm f/1.7 ASPH явно нацелен не только на фотографов, но и на видеографов. Поэтому мы проверили его на наличие «эффекта дыхания», когда при перефокусировке меняется угол обзора. В видеороликах подобный эффект может смотреться неаккуратно. Но Vario-Summilux 10-25 от него полностью избавлен.
Выводы
Panasonic Leica DG Vario-Summilux 10-25mm f/1.7 ASPH — один из тех редких объективов, которые обладают уникальными возможностями и практически не имеют аналогов. Он сочетает в себе удобство штатного зума, широту обзора и сверхвысокую для зума светосилу f/1,7. Отметим, что объектив является полностью рабочим с открытой диафрагмы.
Можно было бы сказать, что он заменяет собой несколько фиксов, но это не совсем так: он значительно превосходит по удобству работы подобный набор оптики, обеспечивая сравнимое качество изображения.
Из минусов этой модели можно отметить чуть мягковатые углы в широкоугольном положении. Возможно, это является результатом применения неотключаемой коррекции геометрических искажений. Если открыть RAW в конвертере, не поддерживающем встроенный профиль, становится видна заметная дисторсия в широкоугольном положении. Однако при съёмке в JPEG, при видеосъёмке и даже при обработке RAW в продуктах от Adobe коррекция применяется автоматически и отключить её нельзя — геометрия кадра в итоге оказывается идеальной.
Как и положено профессиональному объективу, он очень качественно собран, лишён люфтов, а в отделке применяется преимущественно металл. Скорость автофокуса высока, наводка на резкость осуществляется абсолютно бесшумно благодаря шаговому мотору. Отдельное кольцо диафрагмы имеет бесступенчатый ход, а кольцо ручной фокусировки — линейный, что особенно важно для видеографов. Любители видео также оценят отсутствие эффекта дыхания.
На сегодняшний день Panasonic Leica DG Vario-Summilux 10-25mm f/1.7 является выдающимся профессиональным инструментом как для фотографов (мы намеренно не указываем приоритетные жанры — объектив достаточно универсален), так и для видеографов, работающих с системой Micro 4/3.
Плюсы:
- уникальная для зума светосила f/1,7;
- удобный и универсальный диапазон фокусных расстояний;
- высокая резкость с открытой диафрагмы;
- практически полное отсутствие хроматических аберраций;
- отличная работа в контровом свете;
- очень быстрый автофокус;
- удобное переключение в ручной режим фокусировки;
- отдельное кольцо диафрагмы с бесступенчатым ходом;
- отсутствие эффекта дыхания;
- пыле- и влагозащита.
Минусы:
- падение детализации к краям кадра в широкоугольном положении;
- заметная бочкообразная дисторсия в широкоугольном положении при конвертации RAW без применения встроенного профиля.
Оригинал статьи:
https://prophotos.ru/reviews/21331-panasonic-leica-dg-vario-summilux-10-25mm-f-1-7-asph-test