Тест Sony Alpha 7R IV: первый взгляд
Обзор особенностей Sony ILCE-7RM4
Sony Alpha 7R IV стала первой серийной полнокадровой камерой, пробившей психологический барьер в 50 мегапикселей. Эту высоту камера взяла с запасом: разрешение матрицы новинки — 61 мегапиксель! И это при скорострельности до 10 кадров/с. Впрочем, обо всём по порядку.
ILCE-7RM4 попала на несколько дней в редакцию Prophotos, так что мы готовы представить вам небольшой экспресс-обзор, где уделим внимание некоторым отличиям от предыдущей модели, а также качеству изображения.
Но для начала давайте ознакомимся с главными особенностями новинки. Начнём с матрицы. Она изготовлена по технологии КМОП с обратной засветкой, как и у предыдущей модели. Напомним, что такая технология позволяет создавать крупные фоточувствительные элементы, а всю обвязку пикселя прятать в отдельный слой микросхемы. Поэтому не стоит пытаться высчитывать плотность и площадь пикселей, сравнивать их с другими фотоаппаратами, оснащёнными «обычными» матрицами. Такое сравнение не будет корректным. Нам остаётся лишь оценивать итоговое качество изображения — об этом мы расскажем ниже.
В паре с матрицей работает процессор BIONZ X и препроцессор LSI. Архитектура с препроцессором LSI использовалась и в прошлой модели, она позволяла работать с 16-разрядными сигналами, обеспечивая и высокую скорость, и высокое качество изображения, широкий динамический диапазон. В новинке динамический диапазон заявлен на уровне 15 ступеней экспозиции! В тесте мы выкладываем RAW-файлы, чтобы вы могли самостоятельно поработать с ними в конвертере и оценить потенциал фотоаппарата. Здесь есть на что посмотреть.
Никуда не делся 5-осевой оптический стабилизатор на основе сдвига матрицы. Но в этой модели он был усовершенствован для работы с матрицей высокого разрешения. Заявляется, что он способен отрабатывать выдержки на 5,5 ступени длиннее критической. Дополнительно был переработан узел демпфирования затвора для снижения микросмазов. Субъективно картинка с камеры действительно воспринимается очень резкой при 100% увеличении.
ILCE-7RM4 / FE 135mm F1.8 GM, ISO 100, F1.8, 1/640 с, 135.0 мм экв.
Стабилизатор в Sony ILCE-7RM4 выполняет ещё одну важную функцию — обеспечивает работу режима съёмки Pixel Shift, позволяющего получить более высокое разрешение. Режим работает так же, как и в Sony ILCE-7RM3, но итоговый кадр составляется не из 4, а из 16 снимков. Функция, безусловно, будет полезна при предметной, репродукционной и каталожной съёмке.
Скоростные возможности — вот что удивляет в Sony ILCE-7RM4. Разработчики смогли реализовать скорость съёмки до 10 кадров/с на 61-мегапиксельной матрице! Столь высокая скорость достигается с блокировкой автофокуса и для сжатых RAW. Со следящим автофокусом будет доступно 8 кадров/с, а для несжатых RAW максимальная скорость составит 7 кадров/с. И всё равно эти показатели для подобного разрешения остаются чрезвычайно высокими.
ILCE-7RM4 / FE 400mm F2.8 GM OSS, ISO 160, F2.8, 1/2000 с, 400.0 мм экв.
Очень порадовал объём буфера. По результатам наших измерений он вмещает до 68 сжатых RAW на максимальной скорости. Неплохо для 61 мегапикселя. Возможно, свою роль сыграло применение быстрых карт памяти UHS-II. Кстати, в Sony Alpha 7R IV оба слота поддерживают UHS-II, а в прошлой модели этим мог похвастаться только один слот.
Мы благодарим за помощь в съёмках школу мотокросса ZRT
ILCE-7RM4 / FE 400mm F2.8 GM OSS, ISO 125, F2.8, 1/1250 с, 400.0 мм экв.
Автофокус вобрал в себя все самые современные наработки компании. Поддерживается и отслеживание в реальном времени, и автофокус по глазам людей, и автофокус по глазам животных. Однако фишкой именно этой модели стала поддержка фокусировки по глазам людей в режиме видеосъёмки. Напомним, предыдущие камеры такого не умели.
ILCE-7RM4 / FE 135mm F1.8 GM, ISO 100, F1.8, 1/640 с, 135.0 мм экв.
Камера работает с 567 точками фазового и 425 точками контрастного автофокуса. Они покрывают не всю площадь кадра, но значительную её часть, оставляя пустыми лишь области справа и слева по краям.
Скорости автофокуса достаточно для работы с быстрыми репортажными сюжетами. Субъективно показалось, что камера ни в чём не уступает Sony A9 в плане фокусировки. Например, она успевала сфокусироваться на внезапно появляющемся из-за трамплина мотоциклисте.
ILCE-7RM4 / FE 400mm F2.8 GM OSS, ISO 160, F2.8, 1/1250 с, 400.0 мм экв.
Важным нововведением стало использование видоискателя с разрешением 5,76 млн точек (UXGA OLED). В предыдущих моделях мы видели максимум 3,69 млн точек. Различия будут заметны, если активировать в меню высокое качество отображения. Максимальная частота обновления составит 120 кадров/с, а мелкие текстуры будут передаваться идеально гладко. Справедливости ради отметим, что отдельные пиксели не были видны и в видоискателях меньшего разрешения, но всё же в новом видоискателе картинка выглядит ещё более гладкой и живой. Отображение служебной информации осталось таким же — разработчики не стали перерисовывать инфографику под возросшее разрешение видоискателя, а жаль…
Без изменения остался экран камеры. Он сенсорный, наклонный, с диагональю 3 дюйма и разрешением 1,44 млн точек. Конечно, нам бы хотелось видеть экран большего разрешения.
Сенсорный интерфейс по-прежнему не работает в меню, а используется лишь для задания точки фокусировки и спуска затвора. Например, пароль от Wi-Fi сетей приходится вводить при помощи навипада.
Wi-Fi был дополнен диапазоном 5 ГГц. Это положительно сказалось на скорости работы с дистанционным управлением с компьютера при помощи утилиты Imaging Edge — живая картинка на экран компьютера передаётся практически без лагов и задержек. Но передача RAW-файлов по Wi-Fi всё равно занимает продолжительное время. Sony Alpha 7R IV также обеспечивает фоновую передачу файлов в формате JPEG и RAW по FTP во время и после съёмки. Предварительно можно назначить до девяти FTP-серверов.
Кроме управления со смартфона, ILCE-7RM4 поддерживает тетеринг с компьютера — через кабель или по Wi-Fi
Отметим некоторые изменения в эргономике. Так, был изменён задний управляющий диск, уменьшен диск экспокоррекции. Но что важнее — он обрёл кнопку-фиксатор. У прошлых моделей коррекция экспозиции частенько сбивалась, когда фотограф доставал камеру из тесной сумки.
Джойстик для выбора точки автофокуса стал больше и чуть податливее. Субъективно он показался удобнее. Большинство других органов управления не претерпело существенных трансформаций.
Были изменены в лучшую сторону заглушки разъёмов. Теперь они работают как дверцы, что намного удобнее. Мелочь, но она показывает системную работу компании над улучшением фотоаппаратов от поколения к поколению.
Корпус по-прежнему изготавливается из металла, имеет пыле- и влагозащиту. Рассветный туман, пыль и грязь мототрека фотоаппарат пережил легко.
Видеовозможности камеры практически не изменились по сравнению с прошлой моделью. Видеосъёмка в 4K по-прежнему происходит со всей ширины матрицы (без кропа) при частоте до 30 кадров/с. Full HD можно снимать со скоростью до 120 кадров/с. Доступна работа с профилями гамма-кривой S-Log. Новинкой стал цифровой интерфейс для подключения микрофонов. В новых совместимых микрофонах встроен АЦП, чтобы выдавать на камеру уже цифровой сигнал. Однако «старые» аналоговые микрофоны Sony Alpha 7R IV также поддерживает.
Качество изображения
Детализация
В нашем предварительном тесте мы решили сделать акцент в первую очередь на качестве изображения Sony ILCE-7RM4. Безусловно, для теста мы использовали только топовую оптику серии G Master, чтобы реализовать весь потенциал матрицы. Детализация снимков поражает уже после первых кадров. Посмотрите на фото ниже: это 100% кроп без какой-либо обработки.
ILCE-7RM4 / FE 135mm F1.8 GM, ISO 100, F6.3, 1/250 с, 135.0 мм экв.
С пейзажами камера буквально творит чудеса. На расположенных в километре от места съёмки деревьях отлично читается каждый листик. Сложный рассветный свет и цвет отлично смотрится без всякой обработки. Камера «упаковывает» огромный перепад яркостей в динамический диапазон кадра, пересветов не видно. Тонкие тональные переходы проработаны отлично. Картинка гладкая, без шумов.
Оригинал снимка в высоком разрешении
ILCE-7RM4 / FE 135mm F1.8 GM, ISO 100, F2, 1/1000 с, 135.0 мм экв.
Для чего нужно такое высокое разрешение? Во-первых, для ультракачественной полиграфии. Например, с разрешением 150 dpi (среднее разрешение интерьерной печати) такой кадр можно напечатать размером 161×107 см. Или можно с разрешением 300 dpi напечатать обложку для журнала 80 см по большей стороне. Брандмауэр или баннер получится растянуть на 2,5 метра в длину при разрешении 100 dpi.
Кадр снят в режиме APS-C с разрешением 26 мегапикселей.
ILCE-7RM4 / FE 135mm F1.8 GM, ISO 100, F4, 1/25 с, 202.0 мм экв.
Во-вторых, высокое разрешение открывает просто небывалые возможности кадрирования. Например, в режиме APS-C камера снимает 26-мегапиксельные кадры, которые вполне соответствуют современным высоким требованиям по качеству картинки, превосходя большинство «кропнутых» камер.
Высокие ISO
Мы не удержались и провели предварительный тест ISO. Сразу предостережём критиков от скоропалительных выводов: мы снимали сравнительно сложный сюжет с низким контрастом, поэтому уровень шума может показаться выше, чем будет на более контрастных сюжетах. Туман фотографировать всегда сложно.
ILCE-7RM4 / FE 135mm F1.8 GM, ISO 100, F5.6, 1/80 с, 135.0 мм экв.
На ISO 100 картинка выглядит абсолютно гладкой, с идеальной детализацией. Качество изображения очень высокое. Таким же оно сохраняется и при ISO 200, и при ISO 400. Однако ISO 800 уже привносит в изображение шум: пока мелкий, монохромный, заметный преимущественно на малоконтрастных тональных переходах. Но на таких сложных сюжетах, как наш, шум уже будет виден при максимальном увеличении.
ISO 1600 усиливает тенденцию. Внутрикамерный JPEG даже допускает небольшой уровень цветного шума. Все эти артефакты заметны при максимальном увеличении. Но стоит уменьшить фото до 50%, и шума уже не видно. При печати форматом около А3 качество будет достаточным для того, чтобы не прибегать к какой-либо обработке. При ISO 3200 все преимущества многомегапиксельной матрицы растворяются. Высокая детализация сохраняется лишь там, где изначально были высококонтрастные детали. Малоконтрастные участки теряют детализацию. Такие снимки можно печатать форматом до А4, но вряд ли крупнее. ISO 6400 после приближения выглядит не очень хорошо, но изначально высокий запас разрешения всё равно допускает и печать небольшим форматом, и размещение в сети без дополнительного шумоподавления.
А вот дальше забираться уже не стоит: ISO 12800, 25600 и 32000 малоприменимы на практике и нужны скорее для фиксации момента любой ценой, чем для художественной фотографии.
ILCE-7RM4 / FE 135mm F1.8 GM, ISO 100, F1.8, 1/2000 с, 135.0 мм экв.
Предварительные выводы
Sony ILCE-7RM4 — это прежде всего очередной шаг вперёд в отношении разрешения снимков. То, что творит этот фотоаппарат на минимальной чувствительности и с хорошей оптикой, это нечто потрясающее! Детализация снимков действительно рекордная для полного кадра. Цвет и динамический диапазон тоже на высоте. Sony Alpha 7R IV отлично подойдёт для студийной, портретной, пейзажной фотографии.
ILCE-7RM4 / FE 135mm F1.8 GM, ISO 100, F8, 1/200 с, 135.0 мм экв.
Да, стоит новинка недёшево. Но это профессиональный инструмент, а не фотоаппарат для любителя. Прицеливаясь на эту модель, нужно отдавать себе отчёт, зачем вам нужен 61 миллион пикселей. Иначе имеет смысл смотреть на ILCE-7RM3 или ILCE-7M3. Кроме того, двум этим моделям новинка уступит и по уровню шумов на высоких ISO. Это тоже плата за сверхвысокое разрешение.
ILCE-7RM4 / FE 135mm F1.8 GM, ISO 100, F6.3, 1/200 с, 135.0 мм экв.
Конечно, в новой «эрке» поражают её скоростные характеристики. Конкуренты ещё не научились снимать 61-Мп кадры, а ILCE-7RM4 уже умеет делать это со скоростью 10 или 8 кадров/с с отличным следящим автофокусом.
ILCE-7RM4 / FE 400mm F2.8 GM OSS, ISO 100, F3.2, 1/1250 с, 400.0 мм экв.
В остальных аспектах новая камера — эволюционное развитие линейки. Многие характеристики подтянулись до стандартов 2019 года. Электронный видоискатель обрёл разрешение 5,76 млн точек (большего нет ни у кого), Wi-Fi прокачался до 5 ГГц.
Шаг за шагом, по эволюционному сценарию развивается и автофокус в камерах Sony, периодически удивляя нас новыми функциями и возможностями. ILCE-7RM4 впитала в себя все современные разработки компании, которые мы видели ранее: автофокус по глазам (людей и животных), отслеживание в реальном времени. Но появилось и кое-что новое — автофокус по глазам в режиме видеосъёмки. По сравнению с прошлой моделью также увеличилось количество точек: 567 точек фазового и 425 точек контрастного автофокуса. К автофокусу нет никаких претензий. Его возможности уходят далеко за пределы постановочной и студийной съёмки, допуская новую камеру в любые другие сферы — вплоть до спорта и репортажа.
Подводя предварительный итог, нужно отметить, что по сравнению с Alpha 7R III новинка утратила небольшую часть универсальности из-за сравнительно высоких шумов на ISO более 1600 единиц. Но с другой стороны, камера прокачалась в плане разрешения, став более узкоспециализированным ультракачественным инструментом с небывалой детализацией картинки.
Плюсы:
- очень высокое разрешение снимков;
- очень высокое итоговое качество фото;
- скорость съёмки до 10 кадров/с;
- большой буфер;
- быстрый и точный автофокус;
- отслеживание в реальном времени, АФ по глазам людей и животных;
- видеосъёмка в 4К со всей ширины матрицы;
- пыле- и влагозащита;
- видоискатель сверхвысокого разрешения;
- быстрый 5-ГГц Wi-Fi для беспроводного управления.
Минусы:
- сравнительно высокие шумы с ISO 1600;
- нет прогресса в развитии экрана и сенсорного интерфейса.
Автор: Георгий Полицарнов, главный редактор Prophotos.ru
Источник обзора >> https://prophotos.ru/reviews/21338-test-sony-alpha-7r-iv-pervyy-vzglyad/