Сравнение объективов Sony SEL70200GM и SEL70200G
Сравнение SEL70200GM и SEL70200G
Короткое название этих объективов отличается лишь одной буквой, но на деле различия огромны. Серию сравнительных тестов оптики G Master c «обычными» объективами продолжает пара белых телевиков SEL70200GM и SEL70200G.
Ранее мы уже сравнивали:
Sony SEL1635Z и SEL1635GM; (сравнение объективов по ссылке)
Sony SEL24F14GM и SEL28F2; (обзор Sony 24 1.4 по ссылке)
Sony SEL2470Z и SEL2470GM (здесь)
Сравнение характеристик Sony FE 70–200mm F2.8 GM OSS и FE 70-200mm F4 G OSS
Та самая единственная буква в названии объективов определяет принадлежность старшей модели к топовой линейке G Master. А разве может топовый телевик быть несветосильным? Отсюда вытекает и ещё одно различие между нашими подопытными — разница в светосиле на целую ступень. Более высокая светосила тянет за собой больший вес и размер. В итоге при анализе характеристик SEL70200GM и SEL70200G мы видим почти двукратную разницу в массе и существенно различающиеся габариты.
SEL70200GM | SEL70200G | |
Формат кадра | Полный кадр | Полный кадр |
Фокусное расстояние | 70–200 мм | 70–200 мм |
Угол обзора | 34°–12° 30' | 34°–12° |
Светосила | f2,8 | f/4 |
Оптический стабилизатор | Есть | Есть |
Минимальная дистанция фокусировки | 0,96 м | 1–1,5 м (АФ) / 1–1,35 м (РФ) |
Максимальный масштаб съёмки | 0,25x | 0,13x |
Оптическая схема | 23 элемента в 18 группах | 21 элемент в 15 группах |
Лепестки диафрагмы | 11 | 9 |
Диаметр светофильтра | 77 мм | 72 мм |
Размеры | 88,0 × 200 мм | 80 × 175 мм |
Вес | 1480 г (без крепления для штатива) | 840 г (без крепления для штатива) |
Крепление для штатива | Съёмное, в комплекте | Съёмное, в комплекте |
Пыле- и влагозащита | Есть | Есть |
ILCE-7RM3 / FE 70-200mm F4 G OSS Установки: ISO 100, F4, 1/640 с, 70.0 мм экв.
Оптическая схема G Master сложнее, в ней чуть больше элементов, а также используется 11-лепестковая диафрагма. Четыре элемента выполнены из низкодисперсионного и два из сверхнизкодисперсионного стекла. В SEL70200GM широко применяется асферика: есть два обычных и два XA-элемента. Последние отличаются сверхвысокой точностью обработки поверхности до сотых долей микрона. Интересно, как такое количество асферики скажется на качестве боке? Проверим это в тесте.
Оптическая схема SEL70200GM. Оранжевый — XA-элемент, сиреневый — асферический элемент, голубой —
сверхнизкодисперсионное стекло; зелёный — низкодисперсионное стекло.
SEL70200G не может похвастаться XA-элементами — это пока прерогатива серии G Master. Однако в его оптической схеме есть два улучшенных (AA) и один классический асферический элемент. Применяются две линзы из низкодисперсионного и одна из сверхнизкодисперсионного стекла. Так что «простым» этот объектив тоже не назвать.
Оптическая схема SEL70200G. Розовым показаны улучшенные асферические AA-элементы, сиреневым — асферический элемент, зелёным — низкодисперсионный, голубым — сверхнизкодиспресионный элемент.
Существенным различием объективов является минимальная дистанция фокусировки. У G Master она очень мала по меркам телевиков — всего 96 см! Обычно у подобных телевиков МДФ больше метра. Прямым следствием малой минимальной дистанции является большой масштаб съёмки — 0,25x. У FE 70–200mm F4 G OSS эти параметры намного слабее.
Максимальный масштаб съемки | Максимальный масштаб съемки |
ILCE-7RM3 / FE 70-200mm F2.8 GM OSS |
ILCE-7RM3 / FE 70-200mm F2.8 GM OSS |
Максимальный масштаб 0,13x, а минимальная дистанция фокусировки зависит от фокусного расстояния и составляет от метра до полутора в короткофокусном и длиннофокусном положении соответственно. Таким образом, SEL70200G намного хуже приспособлен для крупноплановой съёмки по сравнению с SEL70200GM.
Конструкция
Внешне объективы очень похожи. Более того, они выполнены в сходном белом дизайне. Даже буква G присутствует на обеих моделях. G на красном фоне — это топовая линейка G Master, а G на чёрном — отдельная G-серия качественной оптики, некогда бывшая передовой у Sony.
Во внешней отделке объективов применяется и пластик, и металл. Кольца обрезиненные. SEL70200GM и SEL70200G имеют монолитную конструкцию: и зумирование, и фокусировка происходят внутри корпуса, ни один внешний элемент не перемещается. И оба объектива могут похвастаться пыле- и влагозащитой.
Места установки уплотнительных прокладок в SEL70200GM
Набор органов управления также идентичный. Здесь есть три кнопки: все выполняют единую, заданную в меню камеры функцию. Для автофокуса и стабилизатора предусмотрены отдельные выключатели. Дополнительно к ним реализовано ещё два селектора: дистанции фокусировки (оба объектива позволяют использовать уменьшенный диапазон от 3 метров до бесконечности) и режима работы стабилизатора.
Столь тяжёлые объективы традиционно комплектуются штативной лапкой на поворотном кольце. У G Master само кольцо несъёмное, а лапка от него легко отстёгивается, обнажая штативное гнездо в самом корпусе объектива — удобное решение! У SEL70200G лапка снимается вместе с кольцом.
Габариты объективов и их масса различаются очень существенно, особенно когда речь заходит о переноске. Камера с установленным SEL70200GM влезет не во всякую сумку или рюкзак, поэтому обычно комплект приходится разбирать при транспортировке. SEL70200G менее требователен к фотосумке и часто помещается в неё вместе с камерой. И по ощущениям он намного легче!
ILCE-7RM3 / FE 70-200mm F2.8 GM OSS Установки: ISO 100, F4, 1/200 с, 200.0 мм экв.
Другим заметным различием является управление ручной фокусировкой. У SEL70200G кольцо электронное с нелинейным ходом. А G Master отличается тем, что кольцо ручной фокусировки имеет линейный ход! В режиме автофокусировки в SEL70200GM задействуются два механизма: мощный ультразвуковой привод кольцевого типа RDSSM для передней группы линз и двойной линейный привод для задней.
Внутреннее устройство фокусировочной системы Sony SEL70200GM
У SEL70200G фокусировка происходит при помощи двойного линейного привода, кольцевого ультразвукового мотора в нём нет. Однако это не мешает фокусироваться обоим объективам с одинаковой скоростью и практически бесшумно. Полный прогон от МДФ до бесконечности они «пробегают» менее чем за секунду. Но при этом диапазон дистанций у G Master больше.
ILCE-7RM3 / FE 70-200mm F2.8 GM OSS Установки: ISO 100, F2.8, 1/1600 с, 200.0 мм экв.
Второй причиной столь сложной конструкции автофокуса может быть востребованная профессионалами функция ручной доводки. У SEL70200GM в любой момент можно руками сдвинуть фокусировочное кольцо, чтобы «подсказать» камере, где нужно сфокусироваться. У SEL70200G можно лишь осуществлять ручную доводку автофокуса при полунажатой кнопке спуска в режиме DMF, но это чуть менее удобно и оперативно.
Резкость, виньетирование, хроматические аберрации
Фокусное расстояние 70 мм
При фокусном расстоянии 70 мм ни один из наших подопытных не даёт на открытой диафрагме звенящей резкости. Резкость G Master можно охарактеризовать как умеренно высокую по всему полю кадра. Однако диафрагмирование на ступень до f/4 наглядно демонстрирует, что такое по-настоящему высокая резкость в его исполнении. Детализация повышается, потенциал 42-мегапиксельной матрицы раскрывается и в центре, и по углам. На этом фоне SEL70200G на f/4 смотрится чуть более мыльным, да ещё и немного теряет детализацию по краям. Виньетирование и хроматические аберрации выражены слабо и не оказывают заметного влияния на общее качество снимка у обеих моделей.
ILCE-7RM3 / FE 70-200mm F2.8 GM OSS Установки: ISO 100, F2.8, 1/2000 с, 70.0 мм экв.
ILCE-7RM3 / FE 70-200mm F2.8 GM OSS Установки: ISO 100, F4, 1/1000 с, 70.0 мм экв. |
ILCE-7RM3 / FE 70-200mm F4 G OSS Установки: ISO 100, F4, 1/1250 с, 70.0 мм экв. |
При диафрагмировании до f/5,6 SEL70200GM вполне предсказуемо даёт звенящую резкость по всему полю кадра, но и отставание SEL70200G в качестве изображения резко сокращается. Незначительный проигрыш в детализации более доступного объектива будет заметен лишь при очень внимательном попарном сравнении снимков с максимальным увеличением. Микроконтраст чуть выше у G Master, из-за чего картинка с него воспринимается более резкой.
ILCE-7RM3 / FE 70-200mm F2.8 GM OSS Установки: ISO 100, F5.6, 1/500 с, 70.0 мм экв. |
ILCE-7RM3 / FE 70-200mm F4 G OSS Установки: ISO 100, F5.6, 1/800 с, 70.0 мм экв. |
На f/8 и f/11 принципиальной разницы между объективами нет: резкость высока у обоих, а хроматических аберраций не видно.
ILCE-7RM3 / FE 70-200mm F2.8 GM OSS Установки: ISO 100, F8, 1/250 с, 70.0 мм экв. |
ILCE-7RM3 / FE 70-200mm F4 G OSS Установки: ISO 100, F8, 1/500 с, 70.0 мм экв. |
ILCE-7RM3 / FE 70-200mm F2.8 GM OSS Установки: ISO 100, F11, 1/125 с, 70.0 мм экв. |
ILCE-7RM3 / FE 70-200mm F4 G OSS Установки: ISO 100, F11, 1/250 с, 70.0 мм экв. |
Диафрагмы f/16 и f/22 провоцируют падение детализации из-за дифракции, что окончательно стирает различия между объективами.
Фокусное расстояние 200 мм
Для телевика момент истины — его максимальный зум. При 200 мм ситуация повторяется почти полностью. На открытой диафрагме оба объектива вполне ожидаемо чуть теряют в резкости. На f/4 G Master уже звеняще резок по всему кадру, а SEL70200G заметно отстаёт. Более того, SEL70200G удивляет не слишком равномерным распределением разрешения по полю кадра. И объяснение этому есть! Объектив обладает особенностью — выгнутой плоскостью фокусировки. В ходе теста я сделал десятки кадров, сфокусировавшись по гербу в центре снимка. Но на открытой диафрагме хорошо видно, что решётки на окнах по углам кадра выглядят чётче, чем мозаика на переднем плане. При этом точка фокуса находится в центре снимка на гербе.
ILCE-7RM3 / FE 70-200mm F2.8 GM OSS установки: ISO 100, F2.8, 1/1600 с, 200.0 мм экв.
ILCE-7RM3 / FE 70-200mm F2.8 GM OSS Установки: ISO 100, F4, 1/1250 с, 200.0 мм экв. |
ILCE-7RM3 / FE 70-200mm F4 G OSS Установки: ISO 100, F4, 1/1000 с, 200.0 мм экв. |
Хроматические аберрации выражены слабо, и за это объективы получают «пятёрки». Виньетирование присутствует у обоих объективов на открытой диафрагме и почти полностью уходит при диафрагмировании на ступень.
Диафрагма f/5,6 почти уравнивает возможности моделей. Небольшое преимущество G Master в резкости видно лишь на периферии кадра при попарном сравнении снимков. Дальнейшее диафрагмирование стирает эту разницу, и далее до f/16 ничего в характере изображения уже не меняется: оба объектива резки для 42-мегапиксельной матрицы. F/16 и f/22 снижают резкость из-за дифракции.
По результатам этой дисциплины состязаний однозначным победителем стал более светосильный G Master. С ним можно получать достаточно резкую для качественной фотопечати картинку уже на f/2,8, а при f/4 изображение будет идеальным. SEL70200G отстаёт от него ровно на ступень, демонстрируя свои лучшие качества с f/5,6.
Контровый свет и бликозащита, геометрические искажения
ILCE-7RM3 / FE 70-200mm F4 G OSS Установки: ISO 100, F4, 1/1000 с, 200.0 мм экв.
В нашем тесте мы специально не использовали бленды, чтобы показать максимальные возможности обоих телевиков. Длиннофокусная оптика крайне не любит косых лучей, падающих на переднюю линзу. Они дают локальные засветки, которые легко убираются блендой. И это общее свойство почти всех современных телевиков. На появление яркого источника света в кадре каждый объектив реагирует по-своему.
Фокусное расстояние 70 мм
Если солнце «лизнуло» переднюю линзу, потеря контраста здесь неизбежна. Оба объектива демонстрируют это весьма наглядно. Но засветка и у SEL70200GM, и у SEL70200G получается лишь локальной. Незначительные блики появляются у обоих объективов.
ILCE-7RM3 / FE 70-200mm F2.8 GM OSS Установки: ISO 100, F2.8, 1/250 с, 70.0 мм экв.
По мере закрытия диафрагмы блики очерчиваются резче. У SEL70200G они явно проявляются после f/11, а у SEL70200GM достаточно хорошо заметны уже на f/8 — сказывается более сложная оптическая схема. Контраст же на прикрытых диафрагмах у G Master чуть выше. Так что явного победителя здесь нет.
Хочется отметить позитивную тенденцию: даже в таких сложных условиях уровень хроматических аберраций крайне низок.
ILCE-7RM3 / FE 70-200mm F4 G OSS Установки: ISO 100, F4, 1/2000 с, 70.0 мм экв.
Фокусное расстояние 200 мм
При 200 мм оба объектива также могут поймать засветку, если солнечный свет попадёт ровно на край передней линзы. Совсем небольшой сдвиг объектива, и засветка существенно снижается, хоть и не уходит полностью. Хроматических аберраций нет ни в зоне резкости, ни в боке. SEL70200G довольно активно ловит зеленоватые блики, если яркое солнце попало в кадр. SEL70200GM на его фоне выглядит намного лучше: блики появляются только на прикрытой диафрагме, они не столь заметные.
ILCE-7RM3 / FE 70-200mm F2.8 GM OSS Установки: ISO 100, F2.8, 1/8000 с, 200.0 мм экв.
Бликозащита при фокусном расстоянии 200 мм у обеих моделей слабее, чем при 70. Поэтому рекомендуем использовать бленду и внимательнее относиться к очень ярким источникам света в кадре. Ведь часто даже небольшое изменение точки съёмки убирает все негативные артефакты. В более мягких условиях оба объектива отрабатывают на твёрдую «пятёрку».
ILCE-7RM3 / FE 70-200mm F2.8 GM OSS Установки: ISO 125, F2.8, 1/200 с, 200.0 мм экв.
Геометрия
Телеобъективы редко используются для съёмки архитектуры, поэтому вопрос геометрических искажений стоит для них не столь остро, как для широкоугольников. Да и потеря угла обзора из-за программной коррекции для них не столь критична. Но всё же проверим SEL70200GM и SEL70200G на предмет дисторсий!
При фокусном расстоянии 70 мм оба объектива имеют слабо выраженную бочкообразную дисторсию. У SEL70200G искажения выражены слабее. Даже без коррекции они будут заметны лишь на очень сложных сюжетах. G Master имеет более сильную дисторсию, которая, впрочем, не сказывается критично на итоговом качестве снимков.
В телеположении дисторсия уже направлена в обратную сторону — она подушкообразная. И тут небольшое преимущество оказывается на стороне G Master — его искажения слабее. Без программной коррекции искривления прямых линий у края кадра заметны у обоих объективов, но не оказывают существенного влияния на итоговое качество снимка.
Боке. Стабилизация
Боке
Телеобъективы за счёт большого фокусного расстояния умеют сильно размывать фон. Топовые представители этого класса делают это ещё и очень красиво. Забегая вперёд, скажу, что оба наших подопытных смело могут быть отнесены к лучшим представителям телевиков.
ILCE-7RM3 / FE 70-200mm F2.8 GM OSS Установки: ISO 100, F2.8, 1/800 с, 200.0 мм экв.
За счёт выигрыша в светосиле SEL70200GM будет опережать своего более доступного собрата в силе размытия. На открытой диафрагме его блики имеют ровное заполнение, лишены контрастной каёмки и хроматических аберраций. При наложении друг на друга одиночные блики не создают эффекта чешуи. Объектив дарит фотографу очень плавный, мягкий и приятных глазу рисунок фона. Характер размытия близок к тому, что мы видели у портретных объективов.
ILCE-7RM3 / FE 70-200mm F2.8 GM OSS Установки: ISO 200, F2.8, 1/200 с, 200.0 мм экв.
ILCE-7RM3 / FE 70-200mm F2.8 GM OSS Установки: ISO 320, F4, 1/200 с, 200.0 мм экв. |
ILCE-7RM3 / FE 70-200mm F4 G OSS Установки: ISO 400, F4, 1/200 с, 200.0 мм экв. |
На f/4 сила размытия у SEL70200GM закономерно уменьшается, но боке сохраняет свой характер. Одиночные блики имеют ровное заполнение, скруглённые края и лишены контрастных каёмок. На его фоне снимки с SEL70200G выглядят чуть контрастнее, а сила размытия на той же диафрагме незначительно ниже. Вероятно, сказываются разные оптические схемы. Но и этот объектив показывает схожий характер боке: одиночные блики с равномерным заполнением, отсутствие эффекта чешуи и двоений. Характер зоны нерезкости у обоих телевиков очень близок.
На f/5,6 разницу в боке между SEL70200GM и SEL70200G не найдёт даже специалист. На f/8 SEL70200GM вновь вырывается чуть вперёд: блики в зоне нерезкости у него остаются круглыми, а у SEL70200G уже приобретают угловатую форму.
Это сказывается различие в количестве лепестков диафрагмы: у G Master из 11 против 9 у G-объектива. Такая же ситуация сохраняется и при f/11.
Стабилизация
Оба телевика имеют встроенный оптический стабилизатор, который работает в паре со стабилизатором камеры. Отключить один из них нельзя, так что в тесте мы будем оценивать работы системы в целом. Я снял серию кадров с рук при фокусном расстоянии 200 мм, постепенно увеличивая выдержку.
ILCE-7RM3 / FE 70-200mm F2.8 GM OSS Установки: ISO 100, F13, 1/13 с, 200.0 мм экв.
Выводы
SEL70200GM и SEL70200G как братья: они похожи не только внешне, но и по своему характеру. Ключевые различия в их эксплуатационных особенностях связаны прежде всего с разницей в светосиле. Как ни крути, а ступень светосилы разделяет их на разные классы оптики. Она же создаёт различия в размытии фона на открытой диафрагме: здесь G Master впереди.
Они имеют схожую эргономику, но светосильный G Master крупнее и тяжелее почти в полтора раза. У них примерно равная скорость автофокуса, однако в SEL70200GM она достигается применением более сложной системы приводов.
ILCE-7RM3 / FE 70-200mm F4 G OSS Установки: ISO 100, F8, 1/20 с, 70.0 мм экв.
В отношении резкости объективы также ведут себя идентично, показывая чуть более мягкую картинку на открытой диафрагме и достигая очень высокой резкости после диафрагмирования на одну ступень. Таким образом, SEL70200G идеально резок с f/5,6, а SEL70200GM — с f/4. Обе модели отличаются низким уровнем хроматических аберраций (их практически нет на снимках), сравнительно слабым виньетированием, умеренными дисторсиями. Объективы оснащены эффективными оптическими стабилизаторами, способными обеспечить съёмку с рук до 1/13 с при максимальном фокусном расстоянии.
ILCE-7RM3 / FE 70-200mm F2.8 GM OSS Установки: ISO 400, F2.8, 1/200 с, 200.0 мм экв.
Минимальная дистанция фокусировки у G Master намного меньше — он универсальнее. G Master дарит большую оперативность при репортажной съёмке и позволяет в любой момент вручную корректировать работу автофокуса. При ручной фокусировке кольцо имеет линейный ход, что удобнее при видесъёмке. На чуть прикрытых диафрагмах его резкость по полю кадра ровнее. В очень сложных условиях освещения SEL70200GM лучше держит контровый свет, меньше ловит блики.
ILCE-7RM3 / FE 70-200mm F4 G OSS Установки: ISO 100, F4, 1/800 с, 70.0 мм экв.
Пропорциональна ли разница в качестве этих объективов разнице в цене — каждый фотограф должен решить для себя сам. Для многих задач возможностей Sony FE 70-200mm F4 G OSS будет более чем достаточно — это добротный телевик среднего класса. Но Sony FE 70–200mm F2.8 GM OSS демонстрирует своё превосходство почти по всем направлениям.
ILCE-7RM3 / FE 70-200mm F4 G OSS Установки: ISO 100, F4, 1/320 с, 200.0 мм экв.
Оригинал статьи >> https://prophotos.ru/reviews/21207-sravnitelnyy-test-ob-ektivov-sony-sel70200gm-i-sel70200g/5