Fujifilm GFX 100: краткий обзор
Компания Fujifilm сегодня официально представила финальную версию GFX 100 – новейшей среднеформатной цифровой камеры с эффективным разрешением 102 мегапикселя. И хотя 100 мегапикселей для мира среднего формата давно не редкость (Hasselblad H6D-100c, Phase One IQ3, IQ4), мы скажем так: GFX 100 – первая 100-мегапиксельная камера по эту сторону 1 миллиона рублей. Площадь матрицы в 1.7 раз больше площади сенсора «полнокадровой» камеры и в 4 раза больше матрицы APS-C, площадь каждого отдельного пикселя примерно равна площади пикселя Fujifilm X-T3. Чип, скорее всего, производства Sony, IMX-461AQR, – Sony производит матрицы не только Fujifilm, но и для Phase One, да и для многих других производителей. Впервые для системы GFX поддерживается глубина цвета 16 бит, что потенциально должно увеличить динамический диапазон и, возможно, цветопередачу, хотя здесь речь идет о сильном «вытягивании» RAW файлов при пост-обработке, а не о внутрикамерном JPEG.
Учитывая, что 16 бит – это 2 байта, 16-битный RAW файл у GFX 100 по самым грубым подсчетам должен занимать не менее 204 Мбайта. Для обработки такого массива данных требуется мощный процессор. Fujifilm приняла решение использовать один X-Processor 4, впервые представленный в X-T3 в прошлом году. Честно говоря, достаточно спорное решение – не ясно, что мешало установить два процессора, один из которых занимался бы обработкой изображения, а второй отвечал за фокусировку, экспозамер, обновление картинки в видоискателе и так далее – как это делается во многих флагманских камерах. Буфер оперативной памяти камеры также нельзя назвать очень большим: 14 снимков в сжатом RAW заполнят его до отказа менее чем за 3 секунды. Обновление видоискателя по умолчанию работает на частоте 60 Гц, и только включение режима Boost и функции Frame Rate Priority позволяет поднять частоту кадров до 85 кадров в секунду (не 100, и тем более не 240, как у Panasonic S1). В общем, такая экономия на не самых дорогих комплектующих со стороны Fujifilm не совсем понятна, и хотя для среднеформатной камеры GFX 100 работает быстро, не оставляет чувство, что она могла бы быть лучше. Тем не менее, отметим, что камера может снимать со скоростью до 5 кадров в секунду со следящей фокусировкой и автоэкспозицией. Fujifilm не уточняет, но в 16-битном режиме скорость, скорее всего, упадет до 3 кадров/с.
Внутрикамерная стабилизация (IBIS) на основе смещения матрицы в камерах среднего формата применяется впервые. Правда, это несет в себе и опасности: поскольку сенсор не зафиксирован, как у других камер, а находится в постоянно подвешенном состоянии, он гораздо более чувствителен ко всем вибрациям, как внешним, так и внутренним. К счастью, у Fujifilm уже был достаточно успешный опыт со стабилизацией в камере X-H1, поэтому к этим опасностям инженеры были готовы. Начинка GFX 100 представляет из себя, можно сказать, многослойный сэндвич: блок, включающий байонетное крепление, стабилизатор и матрицу, находится на отдельном каркасе внутри корпуса камеры, а поверх него, на еще одном подвесе, установлен затворный механизм. Таким образом лучше компенсируются вибрации, идущие как снаружи (например, от штатива), так и изнутри (от срабатывания затвора). Для того, чтобы не вызывать малейшего сотрясения, кнопка спуска находится на нежном лепестковом креплении и нажимается очень легко – примерно как в X-H1. Стабилизатор камеры был протестирован по стандартам CIPA с результатом 5.5 ступеней экспозиции (с объективом GF 63mm). Система матричной стабилизации примечательна тем, что может компенсировать такие отклонения, которые не в состоянии исправить стабилизация в объективе: например, поперечный наклон или поперечный сдвиг камеры. Она наиболее эффективна при использовании с широкоугольными и стандартными объективами. Длиннофокусные объективы будут, скорее всего, и дальше оснащаться собственными стабилизаторами, которые будут работать в паре с внутрикамерным. Fujifilm пока что молчит про двойную стабилизацию в системе GFX, однако ее уже удалось реализовать в X-H1 (с прошивкой 2.0), поэтому не будет преувеличением сказать, что и GFX 100 получит такую же, хотя, возможно, и не самом старте продаж.
Система автофокуса GFX 100 также уникальна для среднеформатного сегмента. По всей площади матрицы располагаются отдельные полоски датчиков определения фаз – всего более 3.7 млн. пикселей. Fujifilm заявляет о 100% покрытии площади изображения. Все датчики задействутся только в режиме слежения (трекинга) по всему кадру. В режиме покадровой фокусировки на ваш выбор предлагается 425 точек (или 117 в режиме зональной фокусировки). GFX 100 поддерживает и функцию фокусировки по глазам, однако насколько эффективно она будет работать в следящем режиме, еще предстоит разобраться, – все-таки процессор GFX испытывает на себе куда большую нагрузку, чем тот же процессор в X-T3 или X-T30. Так или иначе, Fujifilm заявляет о более чем двукратно возросшей скорости автофокуса, и, учитывая, что предыдущие модели GFX полагались только на контрастную детекцию, в это верится легко. Но вот сможет ли GFX 100 вести движущиеся объекты настолько же эффективно, как это делает X-T3, – пока не ясно. Будем надеяться, что сможет. Во многом эффективность автофокуса будет зависеть и от используемых объективов: оптика с индексом LM работает значительно быстрее других объективов Fuji.
По съемке видео GFX 100 обещает запись в DCI 4K (4096х2160) со скоростью от 24 до 29.97 кадров в секунду при 10-битной дискретизации 4:2:0 (на карту памяти) или 4:2:2 (на внешний носитель). На выбор предоставляется 2 кодека: H.264, H.265 (10 бит доступны только в H.265), и 2 варианта сжатия: внутрикадровый All-I или междукадровый Long GOP. Выбор сжатия определяет битрейт: 400 Мбит/с для All-I и 200 или 100 Мбит/с для Long GOP. Для Full HD эти числа можно разделить на 2. Что особенно интересно, GFX 100 использует всю ширину сенсора, собирая данные с площади 43.8 х 23.2 мм – и все это без пропуска линий, методом «оверсэмплинга» (т.е. методом сложного сжатия 50-мегапиксельного кадра до требуемых 8 Мегапикселей). Камера имеет отдельные разъемы для внешнего микрофона, наушников и HDMI-монитора или рекордера. Запись в F-Log и HLG будет доступна прямо со старта камеры. Все настройки режима видео хранятся камерой отдельно от фоторежима, что также важно. В целом, GFX 100 по своим характеристикам видеозаписи выглядит достаточно крепко, хотя, в принципе, в этой ценовой категории уже можно купить профессиональную видеокамеру типа Sony FS7 Mark II или Canon EOS C300 II, и будет ли GFX 100 снимать лучше этих камер – большой вопрос. Другое дело, что эти камеры совсем не умею снимать фото, так что если нужен гибрид, то GFX 100 – интересный вариант.
Что касается корпуса и внешнего вида, то в глаза бросается отход от «ретро-стиля», которым всегда отличались камеры Fujifilm X. Дело не только в дизайне: в отличие от X-T3, GFX 100 довольно тяжелая и крупная камера (1.4 кг без оптики), постоянно перехватывать камеру, чтобы достать механические диски на верхней панели с ней было бы неудобно. Поэтому от дисков было решено отказаться в пользу крупного монохромного экрана, а экспозицией можно управлять с помощью переднего и заднего колес, которые расположены как раз под большим и указательным пальцем. Большая часть кнопок расположена так, что до них легко дотянуться, не меняя хват, а на задней панели добавлен еще один экран со справочной информацией: на него можно вывести параметры съемки или гистограмму. Единственное, что джойстик для камеры такого размера, мог бы быть и побольше. Также вызывает вопросы вертикальная рукоятка – ее выступ гораздо меньше, чем у горизонтальной, а голый металл без резинового покрытия – весьма скользкий. Главный экран обладает высоким разрешением 2.36 Мп. (более чем достаточно для диагонали 3.2 дюйма), он наклоняется вверх, вниз и в сторону, как и на старых моделях GFX. Экран, кстати, сенсорный. Электронный видоискатель с разрешением 5.7 млн. точек позволяет видеть изображение с резкостью не меньшей, чем у оптического. Преимуществом электронного видоискателя является также то, что вы можете отображать настройки экспозиции, т.е. видеть будущий снимок еще до спуска затвора. Видоискатель можно полностью снять с камеры или поставить на наклонно-поворотный адаптер EVF-TL1.
Съемка со вспышкой – важный момент для целевой аудитории GFX 100. К сожалению, фокальный затвор камеры не радует высокой скоростью: X-синхронизация составляет всего 1/125 с. Тем не менее, это ограничение можно обойти 2 способами: 1) используя синхронизаторы и вспышки с поддержкой высокоскоростной синхронизации (от таких брендов как Profoto, Broncolor, Godox) и 2) используя объективы c центральным затвором от системы Hasselblad H (поддерживаются все функции, кроме автофокуса). Каким путем пойти – выбор индивидуальный, но варианты есть.
По размеру GFX 100 можно сравнить с флагманскими зеркальными камерами Canon и Nikon. В отличии от них, камера использует не 1 большую батарею, а 2 маленьких – NP-T125 от GFX 50S. Камера использует их по очереди, однако заменять батареи на ходу не получится, камеру придется выключить. Отметим, что в комплекте идет всего 1 зарядное устройство ВС-T125 (на 1 батарейку). Если вы не хотите возиться с перестановкой батарей, более ленивым способом будет их зарядка внутри камеры через USB Power Delivery. Правда, для этого вам потребуется достаточно мощное зарядное устройство с поддержкой USB PD 2.0. Также можно использовать фирменный сетевой адаптер AC-15V, который продается отдельно.
Что касается оптики, то в вашем распоряжении объективы Fujifilm GF. Их уже 8, 6 фиксфокальных и 2 зума, еще 2 (GF 50mm f/3.5 R LM WR и GF 100-200mm f/5.6 R LM OIS WR) ожидаются до конца 2019 года, а на 2020 уже запланирован универсальный зум 45-100/4 (приблизительно 35-90 в более привычном 35-мм эквиваленте). Кроме того, можно использовать весь функционал объективов Hasselblad линейки H (кроме автофокуса), а также можно установить всю камеру целиком в качестве своеобразного цифрового задника для крупноформатных камер 4х5» через фирменный переходник View Camera Adapter G. Кроме того, опытным путем было выяснено, что тилт-шифт объективы Canon TS-E достаточно легко покрывают всю площадь матрицы GFX (через адаптер Techart EF-GFX), что делает их интересным вариантом для пейзажей, архитектуры, предметной съемки и макро. Наконец, практически все объективы под байонет Canon EF можно использовать с GFX в режиме 35-мм кропа (режим присутствует у GFX 50S, и вероятнее всего, будет перенесен в GFX 100). Да, вы теряете площадь и разрешение, но взамен можете получить фотографию на тех фокусных расстояниях и тех значениях диафрагмы, которые пока недоступны с оригинальной оптикой GF.
Камера в целом. Несмотря на некоторые придирки, нужно сказать, что Fujifilm GFX 100 будет пользоваться высоким спросом. За время, прошедшее с выпуска GFX 50S, Fujifilm удалось решить основные проблемы первой модели, такие как невысокая скорость автофокуса, отсутствие 16-битной глубины цвета, проблемы синхронизации с импульсным светом. Доведена до ума съемка с подключением к ПК («tethered»). К этому добавлены удвоенное разрешение, фазовый автофокус по всей площади и внутрикамерная стабилизация. Пусть GFX 100 и немного уступает 35-мм беззеркальным флагманам по скорости, для своего формата она работает быстро. Более того, она позволяет среднеформатным фотографам, привыкшим к ограничениям их камер, выйти за эти рамки и использовать камеру в таких условиях, которые ранее казались немыслимыми. Кроме того, для многих фотографов средний формат от Fuji является единственным доступным вариантом среднего формата (если Pentax не соберется с обновлением своей 645 серии) – все-таки камера за 770 тысяч более достижима, чем камера за 2.5 миллиона. И если, скажем, преимущества GFX 50S перед современными 35-мм камерами были не столь очевидны, то GFX 100 с фазовой фокусировкой, серийной съемкой 5 кадров/с, 16-битным RAW, 100 мегапикселями и внутрикамерной стабилизацией изображения должна показать по-настоящему серьезные отличия. Будем надеяться, что при выходе камеры в свободную продажу у нее не обнаружатся никакие подводные камни и она сможет в полной мере оправдать высокие ожидания заинтересованных профессионалов по всему миру.
Fujifilm GFX 100 поступает в продажу 10 августа 2019 года.
Рекомендованная розничная цена GFX 100 Body в России составит 769 990 руб.