Canon Speedlite EL-100: тест вспышки
Знакомство
Canon Speedlite EL-100 — это небольшая и лёгкая внешняя вспышка последнего поколения в серии Speedlite.
Она обладает качествами старших моделей: имеет наклоняющуюся и поворачивающуюся голову, что позволит добиваться красивого освещения при съёмке с отражённым светом.
Результат съёмки с отражённым от потолка светом вспышки. Компенсация +0,33 EV. Освещение мягкое, тона кожи естественные, нет бликов, хорошо передан объём.
Canon EOS 77D / EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM Установки: ISO 400, F5, 1/125 с, 47.0 мм экв.
Эта вспышка самодостаточна — её возможностей хватает для получения хорошей картинки при любительской съёмке в помещении.
Благодаря беспроводной синхронизации по ИК-каналу, при необходимости она также способна работать и как ведущая для нескольких внешних вспышек, и как ведомая.
Конструкция и дизайн
Canon Speedlite EL-100 имеет небольшие размеры 64,6×91,7×71,0 мм и весит всего 190 граммов (без батарей). Это позволит всегда брать её с собой, фотосумку она не отяготит.
Голова вспышки ступенчато поворачивается влево на 60, 75, 90, 120 и 150 градусов, вправо — на 60, 75, 90, 120, 150 и 180 градусов, поднимается на 45, 60, 75 и 90 градусов.
Главное достоинство доступной Speedlite EL-100 в том, что ей, как и более дорогими моделями, можно фотографировать с отражённым от потолка и стен светом. Это даёт более красивое и естественное освещение по сравнению со съёмкой в стиле «вспышка в лоб».
На корпусе в районе шарнира головы имеется маркировка углов поворота и наклона. Это поможет запомнить настройки и быстрее воспроизвести удачную световую схему.
Canon Speedlite EL-100 — любительская модель и не предназначена для съёмки сверхширокоугольными объективами, поэтому не имеет специального выдвижного рассеивателя, который в старших моделях служит для дополнительного расширения угла освещения.
Автоматического зумирования головы вспышки тут тоже нет, оно выполняется вручную. У отражателя есть два положения. Нормальное применяется для съёмки объективами с фокусным расстоянием около 24 мм на полнокадровых фотоаппаратах и 15 мм — на камерах с сенсором изображения формата APS-С.
Выдвинутое положение (TELE) применимо для съёмки 50-мм объективом на полнокадровых фотоаппаратах и 30-мм — на APS-С фотокамерах.
Зум в нормальном положении
Зум в положении TELE
Как и другие модели Canon Speedlite, EL-100 комплектуется пластиковой подставкой. Также в комплект входит мягкий чехол с кармашком для этой подставки.
Питается Canon Speedlite EL-100 от двух элементов АА — щелочных батареек или никель-металлгидридных (Ni-MH) аккумуляторов. Минимальное время полного заряда вспышки — около 5,8 секунды. При неспешной съёмке отдельных кадров это не так важно, но при фотографировании динамично развивающихся событий может оказаться критичным.
На задней панели вспышки расположен переключатель режимов работы, переключатель Receiver для выбора канала связи при работе вспышки в ведомом режиме (беспроводная синхронизация) и два светодиодных индикатора.
Расположенный слева светится зелёным и показывает активность вспышки. Второй светится красным, когда вспышка заряжена и готова выдать световой импульс.
Вспышка в работе
Ведущее число вспышки Canon Speedlite EL-100 равно 26. Это означает, что, например, при съёмке с ISO 100 и установленной на объективе диафрагме f/2 будет обеспечена нормальная экспозиция на расстоянии до 13 метров, а при использовании значения f/4 — на расстоянии до 6,5 метра. Таких возможностей вполне достаточно во многих съёмочных ситуациях. Если повысить значение ISO, то эффективная дистанция работы вспышки пропорционально увеличится: для ISO 200 — в два раза, для ISO 400 — в четыре.
Подсветить лицо модели при съёмке телеобъективом с нескольких метров — не проблема.
Работа вспышки на камере
Когда Canon Speedlite EL-100 установлена на фотокамеру, самый простой способ её применения — в качестве единственного осветительного прибора.
Если переключатель режимов работы поставить в положение ON, то вспышка будет всегда срабатывать во время съёмки. В положении «A» со значком молнии вспышка сработает только тогда, когда автоматика камеры посчитает это необходимым.
Настройки и функции
Canon Speedlite EL-100 — модель начального уровня, и для упрощения управления и снижения стоимости на ней не предусмотрено каких-либо органов настройки экспозиционных параметров. Всё это выполняется через камеру либо передаётся в виде команд с управляющих (ведущих) вспышек, об этом расскажем чуть позже.
Настройки синхронизации включают выбор из трёх вариантов: синхронизация по 1-й и 2-й шторке, HSS (High Speed Synchronization, высокоскоростная синхронизация), а также длину выдержки синхронизации.
Пример съёмки с синхронизацией по второй шторке. Вспышка направлена вперёд.
Canon EOS 77D / EF 16-35mm f/4L IS USM Установки: ISO 400, F10, 1/4 с, 16.0 мм экв.
Функция HSS, доступная при съёмке с любым положением головы вспышки EL-100, позволяет снимать на коротких выдержках, которые меньше минимальной выдержки синхронизации. Это пригодится при съёмке с открытой диафрагмой в очень светлых условиях — летом на пляже, на лыжном курорте и т. п.
Настройка выдержки синхронизации
Установка режима HSS
Отметим несколько полезных функций модели Speedlite EL-100. Если некоторые старшие вспышки серии Canon Speedlite для помощи при фокусировке рисуют на объекте красную сетку, то модель EL-100 подсвечивает его в режиме стробоскопа.
Такая же подсветка (моделирующая вспышка) примерно в течение секунды происходит при нажатии (только на зеркальной камере Canon) кнопки репетира диафрагмы. Она полезна для оценки появляющихся на объекте и вокруг него теней при срабатывании вспышки, а также при съёмке с сильно закрытой диафрагмой.
Основные режимы работы вспышки на камере
Основных режимов три: автоматический E-TTL II/E-TTL, ручной M, Multi («Стробоскоп»).
В режиме E-TTL II при съёмке и «в лоб», и «в потолок» (в отражённом свете) экспозицию и необходимую мощность импульса вспышки определяет автоматика. Для экспозамера доступны два метода: оценочный и средне-взвешенный. Повлиять на экспозицию можно при помощи компенсации мощности вспышки в пределах ±2 EV через настройки камеры.
При съёмке вспышкой «в лоб» обычно получается правильная экспозиция. Если же результат не соответствует задумке фотографа, всегда можно воспользоваться упомянутой компенсацией экспозиции.
Результат съёмки с дистанции 1,3 метра со вспышкой, направленной прямо на объект. Компенсация мощности вспышки не использовалась.
Canon EOS 77D / EF 50mm f/1.8 STM Установки: ISO 200, F5.6, 1/100 с, 50.0 мм экв.
Возможность снизить мощность пригодится, например, когда фотографу требуется лишь слегка подсветить лицо модели или объект с небольшой дистанции, и при этом нет возможности снимать в отражённом свете — это стандартная ситуация на улице.
При съёмке без вспышки автоматика камеры выставила правильную экспозицию для лица, однако на нём осталась довольно глубокая тень. Кроме того, красивые огни на заднем плане получились слишком светлыми, исказился их цвет.
При съёмке со вспышкой «в лоб» с компенсацией −1 EV для мощности импульса получена правильная экспозиция и более естественный цвет лица. Также высветлена тень, а огни на заднем плане сохранили свой праздничный вид.
При съёмке портрета на ярком фоне вспышка помогает не только подсветить лицо модели, но и «зажечь в глазах искорки» — небольшие яркие блики очень оживляют взгляд.
Canon EOS 77D / EF 50mm f/1.8 STM Установки: ISO 800, F2.8, 1/125 с, 50.0 мм экв.
Когда фотограф снимает в помещении со светлыми стенами и белым потолком, Canon Speedlite EL-100 обеспечивает более мягкое и красивое освещение за счёт рассеивания света, особенно если он отражается от потолка.
Результат съёмки с дистанции 1,3 метра со вспышкой, направленной в потолок. Применена компенсация вспышки −0,33 EV. Гораздо лучше, чем при съёмке «в лоб», передан объём предметов, отсутствуют резкие блики.
Canon EOS 77D / EF 50mm f/1.8 STM Установки: ISO 200, F5.6, 1/100 с, 50.0 мм экв.
Ещё один пример съёмки с отражённым светом, но с компенсацией +1 EV. Освещение по-прежнему мягкое и похожее на дневное. Тона кожи и объём переданы идеально.
Canon EOS 77D / EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM Установки: ISO 200, F3.5, 1/160 с, 28.0 мм экв.
Обычно считается, что снимать со вспышкой в помещении с цветными поверхностями не стоит, поскольку отражение света от них исказит цветопередачу. Впрочем, бывают и исключения. Например, во время съёмки в затемнённом помещении со стенами, потолком и предметами, которые имели очень насыщенные оттенки от розовых до фиолетовых, сильный отражённый импульс вспышки позволил не только хорошо подсветить модель, но и получить эффект неонового света.
Съёмка в тёмном помещении без вспышки, с освещением только от встроенного в потолок галогенового светильника.
Отражённый от стены и потолка импульс вспышки хорошо осветил модель, правда, понадобилась небольшая цветокоррекция в редакторе.
Вспышка, направленная на гигантский розовый пончик, обеспечила интересный эффект неонового освещения.
Самое время ещё раз отметить, что возможность поднимать и поворачивать голову вспышки Speedlite EL-100 обеспечивает широту творческих экспериментов с освещением!
С помощью наклона вспышки на 45 градусов и поворота влево получен красивый градиент цвета на монотонно окрашенной стене, а также лёгкий эффект неонового освещения, который в данном сюжете вполне к месту.
Беспроводная синхронизация
Работа вспышки в режиме ведущей
Когда вспышка Canon Speedlite EL-100 установлена на фотокамере, она способна работать в качестве ведущей (вспышка-передатчик) и управлять другими внешними вспышками по оптическому каналу посредством инфракрасного излучения. Угол охвата ИК-излучателя составляет около 80 градусов, а максимальный радиус действия — до 5 метров на улице и до 8 метров в помещении.
Меню камер Canon обеспечивает выбор номера оптического канала (1, 2, 3, 4), по которому будет выполняться управление в данный момент, и задание групп вспышек в нём (A, B и C). Есть возможность задать соотношение мощностей импульсов между группами вспышек A и В, а также ввести компенсацию мощности для группы С (если такая есть).
Даже всего одна дополнительная вспышка, управляемая Speedlite EL-100, обеспечит новые возможности освещения.
Съёмка в отражённом свете. Одна из вспышек светит в потолок, а вторая направлена на светлую стену.
Canon EOS 77D / EF 50mm f/1.8 STM Установки: ISO 200, F5.6, 1/100 с, 50.0 мм экв.
Вспышка Speedlite EL-100 установлена на камеру и почти не участвует в подсветке, но управляет ведомой вспышкой Speedlite 430EX III-RT, которая установлена на полу и светит вдоль стены.
Canon EOS 77D / EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM Установки: ISO 400, F5, 1/160 с, 43.0 мм экв.
Объект подсвечивается вспышкой Speedlite EL-100 в режиме «в лоб». Объём чувствуется, но освещение недостаточно интересное.
Объект подсвечивается спереди вспышкой Speedlite EL-100, а также сбоку-сзади ведомой вспышкой Speedlite 430EX III-RT. Освещение более объёмное, плюс получилась красивая подсветка контура объекта.
Во время экспериментов на улице с контровой подсветкой фигуры и волос модели, испаряющиеся на рассеивателе ведомой вспышки снежинки неожиданно подсказали ещё одно интересное применение задней подсветки — создание красивого и загадочного фона из подсвеченного пара или дыма.
Возможность синхронизации с другими вспышками Canon позволит владельцу Speedlite EL-100 проводить и не такие эксперименты.
Ведомая вспышка Speedlite 430EX III-RT помещена в холодильник и использована для имитации яркого свечения изнутри. Управляющая синхронизацией Speedlite EL-100 слегка подсвечивает модель спереди.
Canon EOS 77D / EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM Установки: ISO 400, F3.5, 1/160 с, 17.0 мм экв.
Поскольку наша маленькая вспышка Canon Speedlite EL-100 способна управлять большим количеством вспышек (в каждой из трёх групп их может быть несколько), возможности фотографа в создании разных схем освещения очень широки. Правда, стоит помнить об одном ограничении способа синхронизации по ИК-каналу: все ИК-датчики ведомых вспышек должны быть в прямой видимости от нашей командирской EL-100 и находиться на дистанции не более максимальной заявленной.
Ведущая Speedlite EL-100 светит на натюрморт спереди «в лоб», ведомая Speedlite 430EX направлена в стену и светит слева отражённым светом, а ведомая Speedlite 430EX III-RT подсвечивает сцену справа прямым светом.
Canon EOS 77D / EF 50mm f/1.8 STM Установки: ISO 200, F5.6, 1/100 с, 50.0 мм экв.
Работа вспышки в режиме ведомой
Настройка Canon Speedlite EL-100 в качестве ведомой (приёмника) при беспроводной синхронизации выполняется при помощи органов управления на корпусе вспышки: переключателя каналов (от 1 до 4) и группы (A, B, C). Управление мощностью импульса берёт на себя установленная на камере ведущая внешняя вспышка или передатчик с оптическим ИК-управлением (трансмиттер).
Выводы
Canon Speedlite EL-100 — модель начального уровня, которая для многих владельцев фотокамер Canon станет первой. Тем не менее её возможности не назовёшь сильно ограниченными — их более чем достаточно для любительской фотосъёмки. К достоинствам этой вспышки, в первую очередь, относится подвижная голова, обеспечивающая съёмку в отражённом свете, а также экономное питание от двух батарей формата АА, небольшие размеры и малый вес.
Если же задействовать функцию управления другими вспышками Canon при беспроводной синхронизации, то откроются новые творческие горизонты. Даже когда потребности фотографа перерастут возможности Canon Speedlite EL-100, она по-прежнему останется ему полезной для управления другими вспышками или работы в качестве ведомой. В любом случае это хороший старт в работе с импульсным светом и выгодное вложение для начинающих фотографов.
Плюсы:
- небольшие размеры и вес;
- поворот головы в двух плоскостях;
- регулируемый угол рассеивания света;
- поддержка беспроводной синхронизации по ИК-каналу;
- управление внешними вспышками (4 канала, 3 группы);
- экономное питание от двух элементов АА.
Минусы:
- не поддерживается синхронизация по радиоканалу;
- не предусмотрена установка цветных фильтров и дополнительных рассеивателей;
- довольно медленная зарядка до полной мощности.
Оригинал статьи >> https://prophotos.ru/reviews/20841-canon-speedlite-el-100-test