Сравнительный тест Canon EOS R, 5D Mark IV и 6D Mark II
Сравнение характеристик Canon EOS R, EOS 5D Mark IV и EOS 6D Mark II
С момента анонса Canon EOS R не утихают споры насчёт позиционирования этой камеры. Кто-то видит в ней замену легендарному Canon EOS 5D Mark IV, а кто-то утверждает, что новинка уступит даже «любительскому» Canon EOS 6D Mark II. В нашем сравнительном тесте Canon EOS R, Canon EOS 5D Mark IV и Canon EOS 6D Mark II мы от простого к сложному, от лежащего на поверхности к неочевидному опишем различия между этими моделями, чтобы будущим покупателям было легче сделать правильный выбор.
Начнём со сводной таблицы, собранной из основных характеристик камер. В ней выделены жирным явные преимущества. Однако фотография — это не цифры и не спецификации. Поэтому многие моменты мы дополнительно уточним и поясним ниже, опираясь на реальный опыт съёмки.
Canon EOS R | Canon EOS 5D Mark IV | Canon EOS 6D Mark II | |
Байонет | RF | EF | EF |
Совместимая оптика | RF + EF и EF-S через адаптер | EF | EF |
Сенсор | 36×24 мм CMOS | 36×24 мм CMOS | Прибл. 35,9×24,0 мм CMOS |
Максимальное разрешение снимка | 6720×4480 | 6720×4480 | 6240×4160 |
Поддержка Dual Pixel RAW | Есть | Есть | Нет |
Процессор | DIGIC 8 | DIGIC 6+ | DIGIC 7 |
Диапазон ISO | 100–40 000 с расширением до 102400 | 100–32 000 с расширением до 102400 | 100–40 000 с расширением до 102400 |
Диапазон выдержек | 30–1/8000 с | 30–1/8000 с | 30–1/4000 с |
Бесшумный (электронный) затвор | Есть | Нет | Нет |
Автофокус | Dual Pixel CMOS AF | Фазовый датчик + Dual Pixel CMOS AF | Фазовый датчик + Dual Pixel CMOS AF |
Количество точек автофокуса | 5655 положений точки АФ | 61 (41 крестовая) | 45 крестовых |
Чувствительность системы автофокуса | EV -6 – 18 (при 23 °C и ISO 100) | EV -3 – 18 (при 23 °C и ISO100) | EV -3 – 18 (при 23 °C и ISO 100) |
Максимальная скорость серийной съёмки | 8 кадров/с, 5 кадров/с при автофокусировке со слежением | 7 кадров/с с полным отслеживанием AF/AE | 6,5 кадра/с |
Заявленный объём буфера | 100 JPEG, 47 RAW, 78 C-RAW | Неограниченное количество изображений JPEG или 21 изображение RAW | 150 JPEG, 21 RAW |
Видоискатель | OLED со 100% охватом и увеличением 0,76x, разрешение 3,69 млн точек | Оптический со 100% охватом и увеличением 0,71x | Оптический со 98% охватом и увеличением 0,71x |
Конструкция дисплея | Поворотный сенсорный | Сенсорный | Поворотный сенсорный |
Размер и разрешение дисплея | 3,15″, разрешение 2,1 млн точек | 3,2″, разрешение 1,62 млн точек | 3″, разрешение 1,04 млн точек |
Максимальное разрешение видеосъёмки | 3840×2160 с кропом, до 480 Мбит/с | 4096×2160 с кропом, до 500 Мбит/с | 1920×1080 |
Поддержка Canon Log | Есть | Покупается отдельно | Нет |
Разъёмы для карт памяти | SD UHS-II | CompactFlash + SD UHS-I | SD UHS-I |
Аккумулятор и его ресурс (по методике CIPA) | LP-E6N, прибл. 370 кадров (при 23 °C) | LP-E6N, прибл. 900 кадров (при 23 °C) | LP-E6N, прибл. 1200 кадров (при 23 °C) |
Беспроводные интерфейсы | Bluetooth и Wi-Fi | Wi-Fi | Bluetooth и Wi-Fi |
GPS | — | Встроенный | Встроенный |
Вес | Прибл. 580 г | Прибл. 800 г | Прибл. 765 г |
Габариты | 135,8×98,3×84,4 мм | 150,7×116,4×75,9 мм | 144,0×110,5×74,8 мм |
Пыле- и влагозащита | Есть | Есть | Есть |
Анализируя эту таблицу, легко заметить основную тенденцию: пальму первенства делят между собой EOS R и EOS 5D Mark IV. Причём явного лидера выявить сложно. Canon EOS 6D Mark II отстаёт почти по всем показателям, за исключением ресурса аккумулятора. Но настолько ли это отставание критично? Например, возьмём разрешение файла. Различие между 26 и 30 мегапикселями подразумевает всего около 7% разницы в размере изображения по большей стороне!
Ещё интереснее обстоят дела с точками фокусировки. Здесь бесспорным лидером выглядит новенький Canon EOS R. Но присутствующая в спецификациях цифра 5655 описывает количество возможных положений области автофокуса, а непосредственно фокусировка происходит практически по всей площади сенсора, как и у EOS 5D Mark IV, и у EOS 6D Mark II в режиме Live View. Так что про работу автофокуса придётся рассказать отдельно.
Поэтому всех любителей сухой оценки цифр мы просим повременить с выводами. Формальный анализ характеристик вряд ли выявит истинного лидера. А вот отставание EOS 6D Mark II всё же придётся признать. Таблица однозначно указывает, какие узлы были упрощены в угоду стоимости (разница с 5D Mark IV — 40%). В камере использован более простой затвор, снижены допуски по охвату видоискателя, используется упрощённый модуль автофокуса и самый медленный интерфейс для карт памяти.
Эргономика и управление
Сравниваем размер и вес
Начать практическое сравнение фотоаппаратов я хочу с оценки их веса и размеров. Если Canon EOS 5D Mark IV и Canon EOS 6D Mark II знаком и понятен большинству фотографов, то беззеркальная сущность EOS R обещает меньшие габариты и вес. Но не всё так просто. Принципиальный выигрыш в габаритах корпуса достигается лишь по высоте и толщине. Это преимущество можно использовать при наполнении вашей фотосумки. Canon EOS R в ней займёт существенно меньше места, в ряде случаев позволит использовать более компактные сумки.
Слева направо: Canon EOS 5D Mark IV, EOS 6D Mark II, EOS R
В длине корпуса разница тоже есть: менее сантиметра с EOS 6D Mark II и полтора сантиметра по сравнению с Canon EOS 5D Mark IV. Габаритные различия по толщине тоже сведены к минимуму ухватистой рукояткой EOS R: она почти такая же, как у зеркалок. Да ещё и видоискатель выпирает чуть назад. Но как ни крути, смотрится EOS R намного компактнее, не таким объёмным. Я бы сказал, что его вид не столь агрессивен и может помочь в тех съёмках, где не нужно выглядеть суперпрофессиональным фотографом с дорогим фотоаппаратом. В такой ситуации Canon EOS R вполне способен выступить в роли волка в овечьей шкуре.
Сравнение по массе «голой» камеры выдаёт нам явного лидера: EOS R легче примерно на 200 граммов.
Удобство конструкции
Даже беглого одновременного знакомства с тремя этими фотоаппаратами достаточно, чтобы понять who is who. Их создатели чётко разделили сферы применения между ними. Например, автор этого теста считает себя классическим фотографом-энтузиастом, привыкшим решать разные творческие задачи, но осознанно избегать съёмок в сложных условиях, которых профессионал из своей практики исключить не может. Мне больше по душе интерфейс Canon EOS 6D Mark II и EOS R.
При съёмке этого кадра с уровня воды мне помог поворотный дисплей камеры.
Canon EOS R / EF 16-35mm f/4L IS USM Установки: ISO 400, F4, 1/3 с, 16.0 мм экв.
В пейзажной и архитектурной съёмке, да и просто при использовании штатива работать с поворотным дисплеем этих камер намного удобнее, чем с Canon EOS 5D Mark IV. Очевидно, что неповоротная конструкция дисплея «пятёрки» продиктована исключительно вопросами надёжности и некоторого упрощения. При репортажной съёмке, когда на счету доли секунды, это оправданнее.
Сенсорный интерфейс, присутствующий во всех трёх фотоаппаратах, отчасти скрадывает «классовые различия». При неспешной съёмке он добавляет удобства процессу. В Canon EOS R на него возложено больше функций. Если в зеркалках он выглядит как выгодное дополнение традиционного кнопочного, то в EOS R это основной способ общаться с камерой.
Управление
Главное достоинство Canon EOS 5D Mark IV — профессиональная концепция, когда каждый орган управления отвечает за свою функцию. Опытный фотограф помнит все комбинации и способен полностью реализовать это преимущество. Нажав лишь одну кнопку и провернув в нужном направлении один из двух управляющих дисков, можно быстро поменять ISO, баланс белого, режим работы затвора и автофокуса, режим экспозамера, ввести коррекцию вспышки. Это работает даже на ощупь. Жмём кнопки ISO и отсчитываем щелчки управляющего диска: три щелчка — ступень экспозиции. А за выбор точки автофокуса отвечает удобный джойстик. Всё это делается без отрыва от видоискателя или с помощью вспомогательного ЖК-дисплея на верхней панели.
Фотографу с EOS 5D Mark IV необходимо запомнить функции кнопок под указательным пальцем и назначение двух дисков. С этого момента настройки можно менять без отрыва от видоискателя.
Canon EOS 6D Mark II в целом даёт все те же возможности, но с рядом упрощений: вместо джойстика — менее точный навипад; к меньшему числу параметров есть «слепой» доступ. Но всё же менять без отрыва камеры от глаза ISO, режим автофокуса, режим работы затвора и даже экспозамер можно. Большинство других настроек потребует обращения к меню и основному дисплею. То есть репортаж снять получится, но требовательный профессионал может не получить какой-то привычной ему и полезной функции в быстром доступе.
Кнопки под указательным пальцем на EOS 6D Mark II имеют не две, а одну функцию, что упрощает освоение этого фотоаппарата новичками.
Особняком на фоне зеркалок стоит EOS R. На первый взгляд, вместе с принципом визирования (об этом мы ещё поговорим) разработчики решили кардинально поменять интерфейс. На самом деле концепция с доступом к основным съёмочным настройкам при помощи кнопок под большим пальцем и управляющего диска никуда не делась.
Кнопка M-Fn здесь заменяет сразу несколько. После её нажатия один из дисков поможет вам выбрать изменяемый параметр, а другой — задать его значение. Это чуть менее оперативно по сравнению с зеркалками, но очень наглядно и просто, ведь понятная инфографика отображается и на дисплее, и в видоискателе.
Кроме того, почти все кнопки камеры могут быть перепрограммированы отдельно для фото- и видеорежима. У Canon EOS 5D Mark IV и Canon EOS 6D Mark II возможности кастомизации управления существенно скромнее.
Использование объективов с электронным кольцом ручной фокусировки позволило фотографу выбирать тип хода этого кольца в меню EOS R. Можно использовать линейный и нелинейный ход. Первый удобнее в видеографии, второй — при фотосъёмке.
С RF-объективами можно выбрать: использовать линейный или нелинейный ход кольца ручной фокусировки.
Добавились и три новых органа управления. Первый — управляющее кольцо на объективе. Его функция задаётся в меню. Например, через это кольцо можно настраивать диафрагму.
Объективы серии RF имеют программируемое кольцо.
Функции кольца настраиваются в меню камеры.
Появилась совершенно новая тач-панель под большим пальцем. Это многофункциональный сенсорный орган управления, который тонко программируется и чувствителен к разным видам жестов: нажатиям и свайпам.
Наконец, сенсорный дисплей, уже знакомый нам по зеркалкам, получил здесь дополнительную функцию. При визировании через видоискатель он может использоваться в роли тачпада для выбора области автофокуса (очень удачная альтернатива джойстику Canon EOS 5D Mark IV).
Интерфейс Canon EOS R в меньшей степени приспособлен для оперативной репортажной съёмки, требует взаимодействия с сенсорным экраном. Даже простые перчатки существенно снижают удобство работы с этой новинкой. Поэтому для сугубо профессиональных задач актуальнее будет «брутальный старичок» Canon EOS 5D Mark IV. Но для нового поколения фотографов, чуть ли не с детства работающих с сенсорными экранами, EOS R будет понятнее и нагляднее.
Визирование
Многие фотографы ставят различие в конструкции видоискателей — электронный в EOS R и оптические в Canon EOS 5D Mark IV и EOS 6D Mark II — чуть ли не на первое место по значимости. Но позвольте автору обзора с такой точкой зрения не согласиться. Во-первых, Canon вошёл на рынок беззеркалок в тот момент, когда все детские болезни этого класса техники были излечены: откровенных минусов электронный видоискатель EOS R не имеет или же это не минусы самого видоискателя (про особенности работы с серийной съёмкой мы расскажем отдельно). Во-вторых, у камер немало других, не менее значимых отличий. И всё же остановимся на видоискателях отдельно.
Видоискатель Canon EOS 5D Mark IV
В наших подопытных зеркалках Canon EOS 5D Mark IV и EOS 6D Mark II различия видоискателей минимальны, они заметны только при живом парном сравнении. У EOS 6D Mark II видоискатель чуть-чуть меньше, охватывает на 2% меньшую площадь кадра. На реальной съёмке это никак не сказывается. Также в видоискателе EOS 6D Mark II отображается чуть меньше съёмочных параметров. Например, не показана установка баланса белого. Но сетка, уровень и другие приятные мелочи — есть. Всё отображение информации в обеих зеркалках тонко настраивается в меню. Для зеркальных фотоаппаратов это очень серьёзный уровень информативности видоискателя.
Видоискатель Canon EOS 6D Mark II
А что же у EOS R? Его электронный OLED-видоискатель больше, чем в «пятёрке». Максимальная яркость идентична яркости Canon EOS 5D Mark IV с объективом EF 50mm f/1.2L USM при прямом взгляде на облачное небо — это очень хороший показатель! Иными словами, при работе на ярком солнце такой видоискатель не будет казаться тёмным и создавать дискомфорта. Разрешение — 3,69 млн точек. Его достаточно для того, чтобы картинка воспринималась настолько же живо, как и в оптическом видоискателе. Задержка отображения не фиксируется глазом. То, что перед нами OLED-матрица, а не пентапризма, выдаёт только лёгкая потеря детализации картинки при резком панорамировании. Визировать картинку и строить кадр это никак не мешает.
Видоискатель Canon EOS R
Но у EOS R есть и неоспоримые плюсы. Он может показывать картинку с учётом текущих настроек экспозиции и баланса белого (эмуляцию экспозиции можно отключить, например, для корректной работы в студии с импульсным светом). Даже в ходе нашего теста это пару раз выручило меня: вовремя подкорректировал баланс белого. При съёмке на ярком солнце удобнее использовать видоискатель, чем экран, для просмотра снятых кадров и смены настроек.
Во всех трёх камерах кадр можно строить и по дисплею. Достаточно большие и качественные сенсорные экраны установлены во всех трёх моделях. Дисплеи камер заметно различаются по субъективному восприятию картинки, в том числе в режиме Live View. Самый лучший дисплей у EOS R, от него совсем немного отстаёт EOS 5D Mark IV, а Canon EOS 6D Mark II выглядит скромнее. По его дисплею менее комфортно оценивать резкость снимков с максимальным увеличением. Дополнительно отметим преимущество EOS R и EOS 6D Mark II в виде поворотного экрана.
Качество изображения
Чтобы сравнить камеры по качеству изображения, мы сделали несколько серий парных тестов: с одной точки, с одним объективом, с идентичными настройками. Нам пришлось использовать ручной режим съёмки, потому что логика работы экспозамера фотоаппаратов несколько различается.
Мы также отключили коррекцию аберраций объектива. Съёмка проводилась в RAW+JPEG с установкой шумоподавления по умолчанию и с отключённым шумоподавлением для длинных выдержек.
Начнём с минимального ISO. Мы использовали только «нативные» значения без расширения диапазона ISO. Так, для всех камер минимальным будет ISO 100. Уровень детализации EOS R и Canon EOS 5D Mark IV идентичен. Из-за меньшего разрешения сенсора EOS 6D Mark II совсем чуть-чуть уступил в детализации снимка. Разницу можно увидеть только при попарном сравнении кадров. Обратите внимание на читаемость ограды набережной под мостом. Отдельные детали ещё заметны на снимках с Canon EOS R, но уже потеряны на EOS 6D Mark II. Давайте также оценим ситуацию с шумами. В JPEG лучший результат у EOS R и EOS 5D Mark IV. На монотонных участках (левый верхний угол кадра) присутствует мелкий попиксельный яркостной шум — неизбежный спутник лишённых деталей теней. А у EOS 6D Mark II туда же подмешиваются отдельные крупинки цветных пикселей. При печати форматом более А3 они могут быть видны. В этом случае лучше использовать RAW — там хроматическая составляющая отсутствует, а в отношении яркостной тенденция сохраняется: у EOS R и EOS 5D Mark IV картинка более гладкая.
Уровень шумов незначительно возрастает по мере увеличения ISO, однако до ISO 800 в характере изображения принципиально ничего не меняется. Детализация остаётся высокой для всех участников теста, фото пригодно для печати форматом крупнее А3.
ISO 1600 — переломный момент, после которого начинает снижаться детализация. Оно полностью рабочее у всех трёх камер, но основные тенденции дальнейшей деградации картинки уже намечаются. Здесь себя интересно показывает Canon EOS 6D Mark II. Снимки с этой камеры в JPEG и RAW смотрятся контрастнее, хотя общий уровень детализации всё же чуть-чуть ниже, чем у 30-мегапиксельных собратьев. В RAW уровень шумов у всех камер уже довольно заметный: такой шум давится только с потерей детализации. И более контрастная картинка EOS 6D Mark II может сыграть злую шутку: шум на изображении воспринимается тоже более контрастным и требует более сильного шумоподавления для сглаживания.
ISO 3200 отличается чуть меньшей детализацией в JPEG и деградацией теней. ISO 6400 съедает ещё больше деталей в JPEG и подсыпает горсть яркостного шума в RAW. Субъективно кажется, что у EOS R шумоподавление в JPEG агрессивнее. На снимках деталей меньше, но и картинка чуть более гладкая. В RAW камеры демонстрируют практически паритет с небольшим преимуществом по детализации у EOS R и EOS 5D Mark IV. Качество изображения достаточное в том числе для крупноформатной печати после соответствующей обработки.
ISO 12 800 нещадно поедает детали в JPEG у всех трёх камер. Небольшое преимущество в детализации у EOS R и EOS 5D Mark IV ещё есть, но оно тает на глазах. Снимки уже не годятся для крупноформатной печати, работа с RAW явных преимуществ не даёт. Это особенно заметно на примере EOS 6D Mark II с её более контрастным шумом. ISO 25600 и более высокие значения ограниченно применимы у всех трёх камер лишь для фиксации момента.
Подведём промежуточный итог? Все три полнокадровых фотоаппарата способны обеспечить высокое качество изображения как на низком, так и на высоком ISO. Различия минимальны. Структура шума схожа у EOS R и EOS 5D Mark IV, в RAW и вовсе идентична. А вот Canon EOS 6D Mark II отличается более контрастной картинкой и более жёстким шумом. Визуально такое изображение выглядит привлекательнее, но при попытке шумоподавления приходится применять более агрессивные действия, что приводит к отставанию в детализации от двух 30-мегапиксельных собратьев.
Динамический диапазон
На примере того же сюжета оценим и возможности по вытягиванию теней. Мы постепенно будем увеличивать экспозицию кадра, чтобы восстановить детали затенённого парапета набережной. Как вы уже поняли, Canon EOS R и EOS 5D Mark IV идут здесь ноздря в ноздрю, позволяя в Adobe Photoshop поднять экспозицию без существенного усиления уровня шума примерно на 2,5 ступени. А Canon EOS 6D Mark II сдаётся чуть раньше, примерно на 2 ступенях. Вместо отдельных гранитных блоков в правой части кадра проступает только шум.
Результат осветления на 2,5 ступени:
Однако при вытягивании светов Canon EOS 6D Mark II имеет небольшое преимущество над Canon EOS R и EOS 5D Mark IV — примерно в ту же половину ступени. Мы опускали экспозицию кадра на 1,7 EV, и Canon EOS 6D Mark II позволил восстановить больше деталей в светлых областях.
Результат затемнения на 1,7 ступени:
Подводя итог, отметим отсутствие лидера по широте динамического диапазона. Ориентированные на более профессиональное использование Canon EOS R и EOS 5D Mark IV охотнее отдают детали в тенях (это востребовано в репортаже), а EOS 6D Mark II — в светах. И разница эта буквально в половину ступени.
Серийная съёмка
Все три фотоаппарата могут использоваться для репортажных и событийных съёмок — их характеристики, возможности и особенности управления это позволяют. Но скорость серийной съёмки и объём буфера будет разным, а это важно учитывать при планировании съёмки.
Так, наиболее скорострельным фотоаппаратом выглядит EOS R с его 8 кадрами/с. Но не нужно забывать, что это скорость съёмки с фиксацией фокуса по первому кадру. Если объект активно перемещается, то нужно использовать непрерывный фокус, и максимальная скорострельность упадёт до 5 кадров/с. На этом фоне EOS 5D Mark IV и EOS 6D Mark II выглядят более выигрышно. Они способны снимать с непрерывным автофокусом до 7 и 6,5 кадров/с соответственно, но только при визировании через видоискатель. Скорость серийной съёмки при использовании дисплея у Canon EOS 5D Mark IV и Canon EOS 6D Mark II — чуть больше 4 кадров/с, а у EOS R никаких различий между съёмкой через видоискатель или дисплей просто нет.
Очень неоднозначно дела обстоят и с буфером. Его объём в реальной съёмке не всегда соответствует заявленному в спецификации. Например, автоматический баланс белого, автокоррекция яркости и другие настройки могут серьёзно сократить максимальную длину непрерывной серии. И наоборот: в отдельных случаях длина непрерывной серии превышала заявленные значения.
Мы провели замеры объёма при съёмке с максимальной скоростью со следующими параметрами:
- съёмка через видоискатель;
- покадровая фокусировка;
- стандартный стиль изображения;
- баланс белого для солнечной погоды;
- отключена коррекция аберраций объектива;
- отключена автокоррекция яркости;
- шумоподавление стандартное;
- авто-ISO.
Результаты мы собрали в таблицу. Выводы очевидны: здесь однозначное преимущество у Canon EOS R, особенно при использовании сжатого формата C-RAW. На практике мы не выявили каких-то его недостатков перед стандартным RAW, а экономию места на карте памяти и выигрыш в объёме буфера он даёт очень большой! Canon EOS 5D Mark IV и EOS 6D Mark II показали практически идентичные результаты, но преимущество всё равно у EOS 5D Mark IV — при использовании быстрых карт CompactFlash он способен быстрее опустошить буфер, чем EOS 6D Mark II с относительно медленными SD UHS-I.
Canon EOS R | Canon EOS 5D Mark IV | Canon EOS 6D Mark II | |
C-RAW | 111 (заявлено 78) | — | — |
RAW | 42 (заявлено 47) | 21 (заявлено 21) | 21 (заявлено 21) |
JPEG | 128 (заявлено 100) | Более 250 (заявлено без ограничений) | Более 250 (заявлено 150) |
Есть и другие особенности поведения камер при серийной съёмке. Так, блэкаут — время затемнения видоискателя при подъёме зеркала — субъективно кажется одинаковым у Canon EOS 5D Mark IV и Canon EOS 6D Mark II. У EOS R блэкаута нет, но вместо этого фотограф видит только что сделанный кадр между двумя снимками серии. То есть при съёмке серии картинка в видоискателе отстаёт от реального времени на долю секунды и «догоняет» реальность, как только съёмка заканчивается.
Звук затвора у Canon EOS R мягче и существенно тише. Есть полностью бесшумный режим, но он не работает с серийной съёмкой. У зеркалок «бесшумный» режим тоже есть, но он отличается от обычного режима только более тихим хлопком зеркала и доступен лишь при съёмке через видоискатель.
Автофокус
Автофокус — вот чем сильнее всего различаются три представленных в обзоре камеры. Две из них — Canon EOS 5D Mark IV и Canon EOS 6D Mark II — имеют «двойную» систему автофокуса.
Первая её составляющая работает тогда, когда вы строите кадр через видоискатель. Это отдельный фазовый датчик, состоящий из 61 и 45 точек соответственно. Преимущество среди зеркалок у EOS 5D Mark IV не только по количеству точек, но и по занимаемой ими площади.
Расположение точек автофокуса в видоискателе Canon EOS 5D Mark IV
У Canon EOS 6D Mark II точки автофокуса собраны ближе к центру видоискателя. Это может вызвать сложности в двух случаях. Во-первых, при съёмке динамичных сюжетов у главного объекта больше шансов выпасть из области автофокуса, что приведёт к потере резкости. И это действительно чувствуется при динамичных съёмках.
Точки автофокуса EOS 5D Mark IV покрывают большую площадь кадра. Система iTR помогает автоматике находить лица и корректнее выбирать точки автофокуса.
Точки автофокуса EOS 6D Mark II собраны ближе к центру кадра. Это может ограничивать фотографа при кадрировании портретов.
Во-вторых, при работе со светосильной оптикой приходится чаще снимать с перекадрированием, то есть предварительно фокусироваться, блокировать фокус, а затем чуть перестраивать кадр, чтобы уйти от центральной композиции. Такой подход может привести к потере резкости.
Расположение точек автофокуса в видоискателе Canon EOS 6D Mark II
Но довольно о минусах. Плюсов у автофокуса через видоискатель тоже хватает. Обе камеры крайне цепкие. Они уверенно работают в непрерывном режиме фокусировки, позволяют снимать динамичный спорт.
Автофокус тонко настраивается. Можно работать с группой точек, раздельно задавать точки для вертикального и горизонтального положения камеры. Настроек больше у EOS 5D Mark IV.
От топовых камер Canon EOS 5D Mark IV унаследовал профили для непрерывной фокусировки, специально созданные для разных условий съёмки.
Здесь присутствуют даже профили следящей фокусировки, разработанные для топовых зеркалок, которые используются для съёмки спорта.
Точку автофокуса удобно перемещать джойстиком в EOS 5D Mark IV или навипадом в EOS 6D Mark II. Но при непосредственном сравнении EOS 5D Mark IV оказывается более податливым и удобным в работе.
Вторая составляющая системы автофокуса EOS 5D Mark IV и EOS 6D Mark II— фокусировка по сенсору изображения в режиме Live View или при видеосъёмке. Она тоже происходит по фазовому, быстрому, а не медленному контрастному принципу. За это отвечает технология Dual Pixel CMOS AF.
Каждый пиксель сенсора разделён на два фотодиода, которые сообщают камере информацию о разности фаз и позволяют точно определять, в какую сторону и насколько перемещать фокусировочный элемент объектива. На практике такой автофокус может оказаться даже удобнее, чем в видоискателе. Ведь тут есть и автоматическое распознавание лиц, и указание точки АФ касанием экрана. Всё так же просто, как в вашем мобильном. Да ещё и проблемы фронт- и бэк-фокуса не возникает. И лишь со сложными репортажными сюжетами приоритет будет за фокусировкой через видоискатель. Также стоит добавить, что в режиме Live View EOS 5D Mark IV и EOS 6D Mark II очень близки по своим возможностям, значительных различий мы не выявили.
Мы специально начали с описания автофокуса зеркалок, потому что он знаком многим фотографам не понаслышке. А теперь посмотрим, что им противопоставит EOS R. В нём фокусировка возможна только по сенсору и тоже с использованием технологии Dual Pixel CMOS AF. Мы сразу поставили камеру в ту же ситуацию, что и зеркалки: горнолыжный склон, непрерывная фокусировка, широкая зона АФ.
Результат несколько удивил. Во-первых, можно просто забыть про покрытие области кадра точками автофокуса — работает почти вся площадь сенсора.
Во-вторых, автоматика безошибочно определяет главный объект и отслеживает его не теряя. То есть о ручном выборе зоны автофокуса тоже забываем. Точность слежения столь же высока, как и у зеркалок. Я могу сказать, что в подобных сюжетах автофокус не уступает зеркалкам! Ложкой дёгтя в этой бочке мёда выступает сниженная до 5 кадров/с скорость серийной съёмки и невозможность видеть живую картинку между кадрами серии: показывается только что сделанный снимок, что осложняет компоновку кадра в динамичных сюжетах.
При работе со светосильной оптикой преимущества также есть. Про перекадрирование можно забыть в принципе: фокусироваться можно в любой части кадра.
Точность работы автофокуса с функцией распознавания лиц очень высокая.
Canon EOS R / RF 50mm f/1.2L USM Установки: ISO 320, F1.2, 1/60 с, 50.0 мм экв.Cкачать RAW
Если вы снимаете человека, то можно использовать распознавание лиц и автофокус по глазам. Обе технологии работают уверенно.
Если включить автофокус по глазам, то в момент построения кадра можно будет выбрать, на каком глазе сфокусируется камера.
В EOS 5D Mark IV и EOS 6D Mark II в режиме Live View вроде бы всё точно так же, но на поверку оказывается, что автофокуса по глазам нет, а скорость серийной съёмки чуть ниже, включая появление лага затвора.
Если же вы снимаете предметы с малой глубиной резкости, то указание точки фокусировки на EOS R возможно с прецизионной точностью. Для этого у фотографа есть сенсорный экран (работает и при визировании через видоискатель!) и навипад, задающие одно из 5655 возможных положений точки автофокуса (сравниваем с 61 и 45 точками в видоискателе зеркалок).
Вообще, в ходе этого теста автофокус EOS R доставил меньше всего неудобств. Процент брака по резкости был ниже, чем у зеркалок, сразу по ряду причин: была исключена ошибка в виде возможного фронт- и бэк-фокуса, я полностью отказался от перекадрирования, точнее задавал область автофокуса и использовал возможности автоматики по определению лиц и глаз в кадре. Но перестроение на управление новой камерой требует от опытного фотографа отказа от ряда привычек, что не всегда проходит безболезненно. Будьте к этому готовы: новое нужно попробовать, понять, а только потом использовать.
Видеовозможности
Видеовозможности камер распределены строго по возрастанию от Canon EOS 6D Mark II к EOS 5D Mark IV и далее к EOS R. «Младший» из зеркальных фотоаппаратов нашего теста может снимать в максимальном разрешении Full HD с частотой до 50 кадров/с. Здесь используется сжатие IPB.
Видеовозможности Canon EOS 6D Mark II
Такого качества вполне достаточно для любительской съёмки или части профессиональных задач. Но этот фотоаппарат вряд ли справится с ролью основной камеры в видеопроизводстве. Например, он лишён выхода для наушников, не поддерживает Time Code, не снимает в C-Log. Из его достоинств нужно отметить использование всей ширины сенсора для видеозаписи и отличный автофокус, который отзывчиво реагирует на касание дисплея, не елозит и не теряет объект съёмки. Наклонный дисплей тоже здорово помогает.
EOS 5D Mark IV здесь выглядит куда мощнее. Во-первых, он может писать 4K до 30p, хоть и не со всей площади сенсора, а с площади примерно равной APS-C сенсорам. Во-вторых, для Full HD при 50 кадрах/с здесь может использоваться как IPB, так и ALL-I сжатие, более подходящее для последующего монтажа.
Видеовозможности Canon EOS 5D Mark IV
Возможности выбрать сжатие для 4К нет. Камера оснащена выходом на наушники. В сервис-центре можно добавить возможность работы с C-Log. Что касается автофокуса при видеосъёмке, то с ним всё отлично: Dual Pixel CMOS AF заслуживает самой высокой оценки. Жаль лишь, что дисплей здесь не поворотный.
Если смотреть на сухие цифры, то EOS R не так далеко ушёл по видеовозможностям от EOS 5D Mark IV. Видео в 4K здесь также записывается не со всей площади кадра.
Видеовозможности Canon EOS R.
Но появился выбор сжатия: IPB или ALL-I. В отношении Full HD — паритет с «пятёркой». Есть вход для микрофона, цифровая стабилизация — как и в двух предыдущих фотоаппаратах. Улучшением на фоне EOS 6D Mark II является выход для наушников.
Но были добавлены полезные операторские функции, а также реализованы неочевидные на первый взгляд улучшения:
- временной код;
- поддержка C-Log (8 бит при записи на флешку и 10 бит — на внешний рекордер);
- появился пикинг автофокуса;
- возможность работать с электронным видоискателем при видеозаписи;
- поддержка RF-оптики с бесступенчатым управлением диафрагмой и скомпенсированным эффектом дыхания;
- возможность использования EF-S оптики для 4К-записи;
- отдельная настройка всех функций камеры для фото- и видеорежима, включая программирование кнопок.
Да, формально EOS R не дотягивает до «хотелок» многих видеографов из-за кропа при 4K-видеозаписи. Но технологический задел в этой модели намного глубже, камера лучше приспособлена для видеосъёмки по сравнению с зеркалками. А по сравнению с EOS 5D Mark IV, стало легче обойти «кроп» при 4К-съёмке: можно установить через переходник EF-S оптику.
Дополнительные возможности
Подобно супергероям, каждая из наших камер имеет какой-то секрет, уникальную особенность. Есть и общие суперспособности. Обо всём этом — ниже.
В этом тесте мы активно применяли оптику EF, установленную на EOS R через адаптер.
Canon EOS R / Canon EF 16-35mm f/4L IS USM Установки: ISO 100, F4, 1/4 с, 16.0 мм экв.Cкачать RAW
Начнём с EOS R. Обладая самым малым рабочим отрезком из всех представленных в обзоре фотоаппаратов, EOS R позволяет работать с совершенно разной оптикой. На поверхности лежит применение «родных» RF-объективов. И да, это суперспособность! Потому что именно благодаря новому байонету появилась возможность создавать сверхсветосильную оптику с незаурядными оптическими характеристиками, такую как побывавший у нас на тесте RF 50mm f/1.2L USM, удивляющий резкостью на открытой диафрагме. Уже поступает в продажу RF 28-70mm f/2L USM.
RF 50mm f/1.2L USM относится к тем редким объективам, закрывать диафрагму которых просто не хочется. На f/1.2 резкость очень высокая, а картинка объёмная и воздушная.
Canon EOS R / RF 50mm f/1.2L USM Установки: ISO 100, F1.2, 1/60 с, 50.0 мм экв.Cкачать RAW
Новая оптика учитывает ряд требований «с запасом на будущее». Здесь и минимизированный эффект дыхания для съёмки видео, и плавное электронное управление диафрагмой, и программируемое управляющее кольцо на объективе. Но если новая оптика кажется вам дорогой, можно использовать и классические объективы EF и EF-S через адаптер EF-EOS R. Впрочем, мы допускаем, что скоро в продаже появятся многочисленные китайские адаптеры и под другие байонеты.
Canon EOS R и Canon EOS 5D Mark IV поддерживают работу с Dual Pixel RAW. Ранее мы уже писали об этом формате сырых данных и возможностях работы с ним. Dual Pixel RAW — вещь специфическая. Но лучше иметь дополнительную возможность, чем её не иметь. А вот поддержку C-RAW уменьшенного объёма мы заносим в явные плюсы EOS R.
Wi-Fi и Bluetooth
Беспроводное соединение поддерживают все три камеры. По Wi-Fi можно управлять дистанционно фото- и видеосъёмкой со смартфона (нужно приложение Canon Camera Connect). Операцию подключения устройств упрощает Bluetooth в EOS R и EOS 6D Mark II: камера с телефоном находятся на связи по энергоэффективному протоколу всё время, а Wi-Fi включается «по запросу» приложения. В EOS 5D Mark IV подключение упрощает NFC.
Беспроводное управление фотоаппаратом со смартфона с помощью Canon Camera Connect
А ещё Wi-Fi позволяет без проводов работать с камерой в приложении Digital Photo Professional. Доступно беспроводное управление с доступом к основным настройкам — тетеринг.
Беспроводное управление фотоаппаратом с компьютера при помощи Digital Photo Professional
GPS
Из трёх камер Canon EOS 5D Mark IV и EOS 6D Mark II имеют встроенный приёмник GPS. Для любителей путешествий он может быть полезен, позволяя точно фиксировать место съёмки кадра и сохранять координаты в EXIF-данных. EOS R может работать только с внешними GPS-приёмниками.
Две флешки
Canon EOS 5D Mark IV может работать с двумя флешками одновременно — SD и CF. Во-первых, CF всё же быстрее по сравнению с SD. Во-вторых, доступна параллельная или раздельная запись файлов на две флешки. Одну карту памяти можно использовать для RAW, а другую для JPEG. В ответственных съёмках такое дублирование оправданно.
Выводы
Наш сравнительный тест не выявил лучшую камеру из трёх. За первое место, как и ожидалось, борются Canon EOS R и Canon EOS 5D Mark IV. Грань между их преимуществами и недостатками проходит там, где начинается профессиональная репортажная фотография. Классическое «слепое» управление, работа с двумя картами памяти, высокоскоростная серийная съёмка со следящим автофокусом в этом жанре склоняют чашу весов в пользу EOS 5D Mark IV.
Если же фотоаппарат используется для других жанров, где не так важна скорость изменения параметров съёмки, EOS R может выступить более выгодным решением. Совместимость с новой качественной RF-оптикой поможет реализовать самые смелые творческие задумки без ограничений со стороны техники — снимать со звенящей резкостью на f/1,2, использовать зум со светосилой f/2.
За счёт сверхсветосильной оптики, очень хорошего автофокуса, бесшумного электронного затвора EOS R способен решать многие репортажные задачи даже лучше, чем EOS 5D Mark IV. Так что это еще и отличный кандидат на место второй камеры профессионального фотографа.
Меньшие по сравнению с зеркалками габариты порадуют фотопутешественников. В студии и на пленэре снимать людей поможет автофокус по лицам и глазам.
Тонко настраиваемое управление, большой буфер позволят снимать спорт и репортаж, хоть это и не главный конёк EOS R. Мы особенно хотим отметить, что принципиальных различий с EOS 5D Mark IV в качестве изображения не будет, равно как и не уступит EOS R ему в работе автофокуса (здесь EOS R вообще показал себя отлично!). Ограничивающим фактором выступит «неживая» картинка на экране между кадрами в серии и ориентация на прихотливый сенсорный интерфейс управления. Видеографам камера тоже способна дать новые возможности: от пикинга до совместимости с EF-S оптикой для записи 4K с кроп-фактором.
Canon EOS 6D Mark II закономерно уступил по возможностям двум другим моделям. Впрочем, этот проигрыш пропорционален разнице в цене. Скажем так: этот фотоаппарат менее «профессиональный» по формальным характеристикам, но на практике почти не ограничивает фотографа в «любительских» съёмках. За счёт меньшего покрытия точками автофокуса площади видоискателя им сложнее снимать спорт или портреты со светосильной оптикой: но «сложнее» — не значит «невозможно». Равно как и ограничение выдержки 1/4000 не отменяет работы со светосильной оптикой. В предметной, пейзажной, тревел-фотографии, в семейной, портретной и студийной съёмке Canon EOS 6D Mark II может оказаться более выгодным за счёт цены решением. Граница применимости вновь проходит там, где начинается ответственный репортаж с необходимостью поймать каждый момент в любых, даже самых сложных условиях.
Источник статьи >> https://prophotos.ru/reviews/20847-canon-eos-r-canon-eos-5d-mark-iv-i-canon-eos-6d-mark-ii-test