Зенитар 2,8/16: обзор объектива
Первое знакомство
Объектив Зенитар 2,8/16 относится к классу диагональных фишаев (от англ. Fish-eye — рыбий глаз).
Что же это означает? Во-первых, угол обзора такого объектива по диагонали кадра равен 180 градусам, а во-вторых, он имеет ярко выраженную бочкообразную дисторсию.
То есть в кадре будут присутствовать искажения геометрии, при которых прямые линии изгибаются наружу, в сторону краёв кадра.
Объектив рассчитан на использование с полнокадровыми фотоаппаратами. Выпускаются версии с креплением для камер Canon (Зенитар 2,8/16 C), Nikon (Зенитар 2,8/16 N) и резьбой М42 для плёночных фотоаппаратов типа Зенит (Зенитар 2,8/16 M). Кроме того, с помощью соответствующих адаптеров Зенитар 2,8/16 возможно установить на любую современную беззеркальную камеру.
На «кропе» — фотокамерах с матрицами меньшего размера, чем полнокадровые — использование фишай-объектива хоть и возможно, но не столь эффективно. Из-за кроп-фактора объектив потеряет свой широкий угол обзора, а вместе с ним и ярко выраженные искажения, в полной мере заметные по краям кадра.
Съёмка в режиме полного кадра.
NIKON D850 / Зенитар 2,8/16 Установки: ISO 64, F8, 8 с, 16.0 мм экв.
Режим съёмки с кроп-фактором 1.5х. Угол обзора меньше, искажения выражены не столь ярко.
NIKON D850 / Зенитар 2,8/16 Установки: ISO 64, F8, 8 с, 16.0 мм экв.
Зенитар 2,8/16 — «мануальный» объектив: и фокусировка, и переключение диафрагмы выполняются вручную, кольцом на объективе. Впрочем, фокусироваться этим объективом, как и любым сверхширокоугольным, сравнительно просто. За счёт малого фокусного расстояния глубина резкости велика, промахнуться по фокусу можно лишь из-за спешки и невнимательности.
Мы будем тестировать Зенитар 2,8/16 N, используя камеру Nikon D850.
Благодаря широчайшему углу обзора и эффектным геометрическим искажениям фишай-объективы находят применение в различных фотожанрах. Прежде всего для решения творческих задач — от пейзажа до репортажной свадебной съёмки.
Дизайн и эргономика
Упаковка Зенитар 2,8/16 имеет современный дизайн и выполнена из плотного картона. Внутри коробки, в ложе из вспененного материала, лежит сам объектив с двумя крышками, а рядом — инструкция.
Зенитар 2,8/16 — очень компактный объектив. Длина — меньше 50 мм (точные габариты зависят от варианта байонета), а диаметр — 64 мм. Корпус объектива изготовлен из металла, защита от влаги и пыли не предусмотрена. При своих габаритах Зенитар 2,8/16 кажется увесистым, хотя его масса — всего 310 граммов, что совсем немного по современным меркам.
Зенитар 2,8/16 в 2018 году выпускается в едином обновлённом дизайне. На чёрный корпус нанесены выполненные белым цветом шкала расстояний, значения диафрагмы и соответствующая им глубина резкости. В качестве интересного дизайнерского решения — большой логотип завода-изготовителя на кольце фокусировки и обозначение типа объектива.
Верхняя часть оправы совмещена с небольшой несъёмной блендой в виде двух отдельных лепестков, которые призваны защищать от бликов выпуклую переднюю линзу объектива.
Объектив комплектуется специальной крышкой с длинными боковинами, которая изготовлена из пластика и хорошо держится на своём месте.
Поскольку это объектив с углом обзора 180 градусов, установка светофильтров на его переднюю линзу невозможна, так как их оправа будет давать затемнение по краям кадра. Взамен Зенитар 2,8/16 позволяет установить светофильтры стандарта M26,5х0,5 на заднюю линзу.
В комплекте с объективом поставляется лишь один такой светофильтр — защитный прозрачный, и он уже вкручен в резьбу снизу. Важно знать, что этот фильтр — часть оптической схемы объектива. Если вы его снимите, пропадёт возможность фокусировки на бесконечность. Поэтому светофильтр должен всегда стоять на своём месте. Было бы хорошо иметь ещё пару сменных фильтров для этого объектива, например нейтрально-серых. Проблема в том, что в свободной продаже фильтров M26,5х0,5 не найти.
Оптическая схема объектива — 11 элементов в 7 группах
На профессиональной полнокадровой камере Зенитар 2,8/16 выглядит очень маленьким. Он красив, но излишнего внимания окружающих не привлекает, что бывает важным при съёмке на улице, в толпе. В работе объектив вызывает приятные тактильные ощущения, качество сборки радует. Кольцо фокусировки вращается плавно, с умеренным усилием. Кольцо диафрагмы переключается ступенчато, с мягкими кликами, минимальный шаг — половина ступени экспозиции.
Итак, первые впечатления от Зенитар 2,8/16 положительные: компактность, современный вид, качественная сборка, красивая упаковка. Пришло время протестировать объектив в работе.
Объектив в работе
Зенитар 2,8/16 — объектив без автофокуса, наводка на резкость происходит вручную. Ход кольца фокусировки мягкий, с умеренным усилием. Работать с ним приятно. Фокусировочное кольцо довольно узкое, но благодаря рифлёной поверхности его всегда легко найти даже на ощупь, не отрывая взгляд от видоискателя камеры.
Ход фокусировочного кольца — всего четверть оборота. Поскольку перед нами сверхширокоугольник, этого достаточно, чтобы точно и плавно сфокусироваться на нужной дистанции.
Из-за того, что корпус объектива очень маленький, он практически весь занят подвижными кольцами диафрагмы и фокусировки. Поэтому при снятии и установке Зенитар 2,8/16 на фотоаппарат сложно не сбить настройки фокусировки и относительного отверстия. Так что лучше их каждый раз перепроверять.
На объектив нанесена весьма информативная шкала глубины резкости. С её помощью можно попадать в резкость, буквально не глядя в видоискатель, и удобно наводиться на гиперфокальное расстояние. За счёт большой глубины резкости и широкого угла обзора объективом можно снимать практически «на глазок» — это пригодится при поиске необычных ракурсов или во время динамичной съёмки.
Диафрагма, как уже сказано, настраивается вручную кольцом на объективе. Оно переключается с кликами и шагом ½ экспоступени. В фотокамерах Nikon есть возможность записать в память характеристики используемого мануального объектива. Это позволит передавать в камеру точные данные о параметрах съёмки.
Версия Зенитар 2,8/16 для Nikon оснащена механизмом прыгающей диафрагмы. Визирование через видоискатель происходит на открытой диафрагме, а в момент съёмки диафрагма закрывается до выбранного значения.
Основная особенность Зенитар 2,8/16 — широчайший угол обзора и характерные геометрические искажения.
Чем ближе объекты к границам кадра, тем сильнее они будут изогнуты, а то, что находится в самом центре, останется без искажений.
Кроме того, при съёмке с близкого расстояния столь короткофокусным объективом очертания предметов будут искажаться за счёт ярко выраженной линейной перспективы. Это отлично видно, если попробовать снять портрет:
Всё, что находится ближе к камере (нос, глаза), становится заметно крупнее, тогда как отдалённые детали и объекты уменьшаются в размерах по сравнению с тем, что мы видим невооружённым глазом.
Тем не менее даже на фишай-объектив можно снимать людей почти без искажений, получая при этом яркие, интересные кадры. Для этого достаточно соблюдать определённую дистанцию и помещать модель ближе к центру кадра. Главное — научиться использовать искажения так, чтобы они работали на вашу творческую задумку.
Минимальная дистанция фокусировки у Зенитар 2,8/16 — 30 см. Казалось бы, это не так много, но, учитывая угол обзора объектива, даже при фокусировке на таком расстоянии мы получим довольно общий план.
Фокусируясь на минимальной дистанции, снимая с открытой диафрагмой, можно получить лишь небольшое размытие заднего плана.
Зенитар 2,8/16 даёт оригинальную картинку с сильными искажениями, подходящую не для всех сюжетов. Как мы выяснили, классические портреты с правильной передачей пропорций лица и тела вряд ли получится снять. С другой стороны, во многих творческих задачах Зенитар 2,8/16 даст то, что ищут многие фотографы: очень необычную картинку, которая поможет «оживить» любую фотосерию, будь то свадебная фотосессия или тревел-съёмка.
В путешествии Зенитар 2,8/16 оказался очень полезен. Во-первых, он компактен и лёгок, а это важно в поездке: он почти не отягощает фотосумку. Во-вторых, широчайший угол обзора и интересная картинка часто необходимы для съёмки природы и тревел-сюжетов.
NIKON D850 / Зенитар 2,8/16 Установки: ISO 400, F8, 1/160 с, 16.0 мм экв.
Качество изображения
Посмотрим, как обстоят дела у Зенитар 2,8/16 с качеством изображения. Современная цифровая фототехника предъявляет высокие требования к качеству оптики. Готов ли Зенитар 2,8/16 к вызовам современности? Ведь оптическая схема объектива была разработана ещё в 1989 году и за это время кардинально не менялась.
Детализация, хроматические аберрации и виньетирование
Мы тестировали Зенитар 2,8/16 на 45-мегапиксельной фотокамере. Такое количество мегапикселей «разрешит» далеко не каждый объектив. Посмотрим, как с этим справится наш герой.
На открытой диафрагме изображение совсем мягкое как по краям, так и в центре. Опять-таки, 45 мегапикселей — это очень много даже для современной оптики. Если установить Зенитар 2,8/16, скажем, на 24-мегапиксельный аппарат, на диафрагме F2,8 можно получить визуально более чёткое изображение. Несмотря на несовершенство картинки, на F2,8 вполне можно снимать творческие кадры, где бритвенная резкость не требуется. Да и в условиях слабого освещения высокая светосила F2,8 — хорошее подспорье!
На F4 картинка становится немного резче, а к F5,6 в центре кадра резкость уже по-настоящему высокая. Кроме того, к F5,6 практически пропадает виньетирование, заметное при F2,8−4.
Что касается хроматических аберраций, то в Зенитар 2,8/16 они, по меркам фишай-оптики, скорректированы отлично. В центре кадра увидеть цветные каёмки вокруг контрастных объектов практически невозможно, а на краях кадра они если и появляются, то их легко убрать при обработке.
Пика детализации Зенитар 2,8/16 достигает на F8−11. На этих значениях диафрагмы объектив действительно хорош: идеальная резкость как по центру, так и по краям кадра, виньетирования нет, а хроматические аберрации появляются крайне редко.
Далее, при F16−22, резкость изображения падает под действием дифракции. F22 — предел диафрагмирования. Сложно придумать сюжет, при котором на сверхширокоугольном объективе будут нужны такие значения относительного отверстия. Ведь уже на F8−11 глубина резкости огромна — для получения чёткой картинки достаточно грамотно навестись на резкость, в чём поможет шкала ГРИП на объективе.
Подытожим: резкость на значениях диафрагмы вплоть до F5,6 у Зенитар 2,8/16 не слишком высокая, но их вполне можно использовать в творческих съёмках, при слабом освещении или на камерах с небольшим количеством мегапикселей. Резкую картинку получить проще простого — достаточно прикрыться до F8–F11, где Зенитар 2,8/16 порадует фотографа отличной детализацией не только по центру кадра, но и по краям.
Панорамная вертикальная склейка трёх кадров. Зенитар 2,8/16 хорошо показал себя при съёмке звёздного неба: большой угол обзора помогает взять в кадр больше звёзд.
Защита от бликов
Для сверхширокоугольного объектива важно иметь качественную бликозащиту. Выпуклая передняя линза и широкий угол обзора приводят к тому, что солнце или другие яркие источники света почти всегда будут присутствовать либо в кадре, либо где-то сбоку от его краёв. А всё это — условия для появления бликов в кадре.
Вокруг точечных источников света (солнца, городских фонарей) на закрытых диафрагмах (F5,6 и более) появляются шестиконечные (по количеству лепестков диафрагмы) «звёзды».
NIKON D850 / Зенитар 2,8/16 Установки: ISO 64, F11, 1/13 с, 16.0 мм экв.Cкачать RAW
Зенитар 2,8/16 имеет многослойное просветление МС, призванное бороться с бликами. Также в этом помогает и встроенная бленда. Попробуем спровоцировать объектив на появление бликов, разместив солнце на периферии кадра.
Впечатляет, что даже в условиях сложного контрового света в кадре не происходит падения контраста. С другой стороны, солнечные «зайчики» в объектив попадают охотно — отдельные блики при съёмке в контровом свете будут почти всегда. По опыту тестовых съёмок, меньше всего бликов получается на открытых диафрагмах, вплоть до F5,6.
Блики, которые возникают только в том случае, если источник света попадает ровно на край кадра, можно использовать как творческий эффект. С ними кадры могут стать живее, интереснее.
NIKON D850 / Зенитар 2,8/16 Установки: ISO 720, F4, 1/80 с, 16.0 мм экв.Cкачать RAW
В условиях городской ночной съёмки, когда в кадре множество точечных источников света, Зенитар 2,8/16 показал себя отлично. Никакого падения контраста и лишних бликов!
Выводы
Зенитар 2,8/16 — интересный творческий объектив. Он качественно изготовлен, а новый дизайн строг и приятен глазу. Несмотря на ручную фокусировку и такое же управление диафрагмой (впрочем, есть большой плюс — прыгающий механизм), объектив удобен в работе. Фокусироваться достаточно просто за счёт широкого угла обзора и, как следствие, огромной глубины резкости.
Этот небольшой объектив предоставляет великолепные творческие возможности. Фотографии, сделанные фишаем — это не только угол обзора в 180 градусов, но и эффектная «закрученная» геометрия в кадре.
В первую очередь Зенитар 2,8/16 предназначен для использования на полнокадровых фотоаппаратах, где он раскроет весь свой потенциал. Хорошо, что объектив выпускается как в версии для Nikon, так и для Canon. Есть и «резьбовая» версия М42 для плёночных фотокамер и обладателей беззеркалок, которые без проблем смогут установить на свои камеры этот объектив через соответствующий адаптер.
Обеспечивая компромиссное качество картинки на открытых диафрагмах, Зенитар 2,8/16 даёт отличную резкость по всему полю кадра на F5,6−11. К неоспоримым достоинствам объектива относится и его стоимость (порядка девяти тысяч рублей). Это самый доступный полнокадровый фишай на рынке!
Картинка Зенитар 2,8/16, как и у любого фишая, специфическая. Угол обзора и искажения вряд ли позволят использовать на коммерческой и любой другой съёмке только этот объектив. Тем не менее фишай найдёт своё место в арсенале многих фотографов. Эффектные общие планы на свадьбе, забавные портреты-шаржи с искажёнными пропорциями, лихо закрученная геометрия в архитектурной и пейзажной съёмке — за всем этим можно обращаться к нашему герою.
Плюсы:
- угол обзора 180 градусов по диагонали кадра;
- эффектные геометрические искажения;
- отличная резкость на F5,6−11;
- доступная цена;
- компактность и малый вес;
- прыгающая/нажимная диафрагма (в версии для Nikon/M42);
- современный дизайн и качественная сборка;
- хорошо скорректированные хроматические аберрации.
Минусы:
- мягкая картинка на F2,8−4;
- появление бликов при съёмке в контровом свете.
Оригинал статьи >> https://prophotos.ru/reviews/20800-zenitar-1-2-50s-test
Автор: Константин Воронов