Canon EOS R: неделя с экспертом
Обзор Canon EOS R
Canon EOS R стала долгожданным и логичным продолжением истории легендарного бренда: серьёзная полнокадровая беззеркальная камера с интересной перспективой дальнейшего профессионального развития новой фотосистемы. Сегодня этот фотоаппарат у нас на тесте, и мы постараемся досконально его изучить, а также познакомить читателей с некоторыми особенностями этой системы.
Во время подготовки теста у нас была возможность посетить крупнейшее фотособытие года — выставку Photokina — и задать интересующие вопросы официальным представителям Canon.
Кроме того, в рамках обзора Canon EOS R часть иллюстраций и свой короткий рассказ о фотоаппарате для нас подготовил профессиональный фотограф Павел Молчанов.
Фото: Павел Молчанов
Canon EOS R / Canon RF 50mm f/1.2L USM Установки: ISO 400, F1.2, 1/125 с, 50.0 мм экв.
Байонет Canon RF. По материалам интервью с представителем Canon
EOS R получила принципиально новый байонет, уже четвёртый из актуальных на данный момент байонетов Canon. Напомним, что сегодня параллельно существуют Canon EF, Canon EF-S, Canon EF-M и Canon RF. Совместимость байонетов не полная. На новый байонет Canon RF можно установить оптику EF и EF-S через адаптер EF-EOS R с полной поддержкой функциональности объектива и нельзя установить оптику EF-M из-за её короткого рабочего отрезка.
Майк Бёрнхилл (Mike Burnhill), европейский специалист технической поддержки Canon, в интервью Prophotos отметил, что байонет — ключевая особенность всей системы. Запрос на его разработку пришёл со стороны создателей объективов. Внедрение нового байонета позволило расширить возможности по выпуску более качественной оптики. При сохранении того же диаметра, что и у EF, байонет RF отличается укороченным рабочим отрезком. Кроме того, количество контактов возросло с 8 до 12. Появилась возможность в будущем создавать моторизованные зумы (PowerZoom) с питанием от байонета. Была увеличена скорость работы привода автофокуса. Даже механическая прочность байонетного крепления была увеличена с учётом задела на будущее для использования более тяжёлых объективов.
Интерфейс взаимодействия объектива и камеры переработан, дополнительные функции были возложены на процессор объектива. До этого фотоаппарат «говорил» объективу, что именно делать, буквально управляя всеми процессами. Сейчас фотоаппарат лишь указывает на необходимые действия, а процессор объектива сам управляет всей электроникой. Например, серьёзным улучшением стал плавный, бесступенчатый ход диафрагмы. Это важная функция для видеосъёмки.
RF-оптика имеет минимизированный эффект дыхания. Полностью убрать его невозможно при сохранении текущей стоимости оптики (профессиональная видеооптика стоит существенно дороже), но степень оптимизации достаточная для профессионального и полупрофессионального видео. Кроме того, RF-оптика является парфокальной, то есть сохраняет фокусировку на объекте при зумировании.
Фото: Павел Молчанов
Canon EOS R / Canon RF 50mm f/1.2L USM Установки: ISO 1000, F1.2, 1/200 с, 50.0 мм экв.
Представленный вместе с EOS R сверхсветосильный Canon RF 50mm f/1.2L USM довольно наглядно подтверждает слова разработчиков относительно высокого оптического качества RF-объективов. Такого резкого на открытой диафрагме светосильного объектива мы давно не видели. Не видели мы ранее и аналогов анонсированного, но ещё не поступившего в продажу Canon RF 28-70mm f/2L USM. По словам Майка Бёрнхилла, создать подобную оптику для зеркальной системы можно, но это будет нерационально: стоимость объективов получится неприемлемой.
На вопрос о том, какая оптика всё же лучше для работы с Canon EOS R, он дал весьма однозначный ответ. По качеству изображения RF-объективы будут лучше, они быстрее, не имеют эффекта дыхания, зумы обладают парфокальной оптической схемой. Но на данный момент компания не имеет полной линейки RF-оптики. Поэтому камера «умеет говорить» на двух языках: c RF- и EF-объективами. Последние будут работать с новыми фотоаппаратами так же, как и на зеркалках.
Сравниваем с Canon EOS 5D Mark IV
Многие любители диванной аналитики сразу после анонса Canon EOS R сравнили новинку с выпущенной два года назад Canon EOS 5D Mark IV и пришли к выводу, что перед нами почти одинаковые камеры. В этом тесте мы уделим особое внимание вопросу практического, а не теоретического сравнения фотоаппаратов. Забегая вперёд, можно сказать, что формальные характеристики двух камер действительно близки, взгляните на таблицу ниже.
Но за сухими строчками спецификаций различий больше, чем кажется. Они кроются в системе автофокуса, управлении камерой и множестве продуманных и полезных нововведений, а также в системной оптике Canon RF.
Canon EOS 5D Mark IV | Canon EOS R | |
Сенсор | 36×24 мм КМОП | 36×24 мм КМОП |
Эффективные пиксели | Прибл. 30,4 мегапикселя | Прибл. 30,3 мегапикселя |
Общее количество пикселей | Прибл. 31,7 мегапикселя | Прибл. 31,7 мегапикселя |
Поддержка Dual Pixel RAW | Есть | Есть |
Процессор | DIGIC 6+ | DIGIC 8 |
Байонет | Canon EF | Canon RF |
Система автофокуса | TTL и Dual Pixel CMOS AF | Dual Pixel CMOS AF |
Чувствительность системы автофокуса | EV -3 – 18 (при 23 °C и ISO100) | EV -6 – 18 (при 23 °C и ISO 100) |
Затвор | Механический | Механический, электронный |
Видоискатель | Оптический со 100% охватом и увеличением 0,71x | OLED со 100% охватом и увеличением 0,76x, разрешение 3,69 млн точек |
ЖК-экран | Сенсорный 3,2″, разрешение 1,62 млн точек | Поворотный сенсорный 3,15″, разрешение 2,1 млн точек |
Максимальная скорость серийной съёмки | 7 кадров/с с полным отслеживанием AF/AE | 8 кадров/с, 5 кадров/с при автофокусировке со слежением |
Максимальный объём буфера | До 21 RAW | До 47 RAW, 78 C-RAW |
Максимальное разрешение видеосъёмки | 4096×2160 с кропом, до 500 Мбит/с | 3840×2160 с кропом, до 480 Мбит/с |
Съёмка Full HD | До 60 кадров/с со всей ширины кадра | До 60 кадров/с со всей ширины кадра |
Поддержка Canon Log | Покупается отдельно | Есть |
Разъёмы для карт памяти | CompactFlash + SD UHS-I | SD UHS-II |
Габариты | 150,7×116,4×75,9 мм | 135,8×98,3×84,4 мм |
Вес без карты памяти | Прибл. 800 г | Прибл. 580 г |
Аккумулятор и его ресурс (по методике CIPA) | LP-E6N, прибл. 900 кадров (при 23 °C) | LP-E6N, прибл. 370 кадров (при 23 °C) |
Автофокус по-новому
Со времён EOS 70D всем стало ясно: компания Canon обладает технологиями автофокуса для выпуска беззеркалки. В режиме Live View эта уже немолодая модель умела фокусироваться просто прекрасно даже на фоне существовавших тогда беззеркалок конкурентов. Технология Dual Pixel CMOS AF после EOS 70D была внедрена почти во всех камерах средней и высшей ценовой категории. Но только в EOS R мы увидели Dual Pixel CMOS AF на полном кадре в одиночку, без классической «зеркальной» системы автофокуса. Dual Pixel CMOS AF вышел во взрослую жизнь, прокачав свои характеристики до небывалых высот. Мы обращаем внимание наших читателей на заявленную чувствительность системы автофокуса до -6 EV при слабом освещении. Такой чувствительности мы ранее не встречали.
Другая шокирующая цифра — 5655 точек автофокуса. На самом деле речь идёт о максимальном числе доступных положений «точки» АФ. Так что тут без революций, Dual Pixel CMOS AF по-прежнему использует куда более многочисленные двойные фотодиоды пикселей почти на всём сенсоре (88% по горизонтали и 100% по вертикали кадра), а не отдельные датчики.
Работе автоматики и сенсорному управлению уделено такое внимание, что инженеры даже отказались от джойстика выбора зоны АФ.
Автофокус по глазам в работе. Стрелками навипада можно выбрать, по какому глазу будет фокусироваться фотоаппарат.
Распознавание лиц, автофокус по глазам и выбор точки АФ перетаскиванием по экрану — эти функции заменяют прежние интерфейсные решения. Впрочем, навипад всё же остался, и его можно запрограммировать на управление автофокусом, если вам так больше нравится.
Фото: Павел Молчанов
Canon EOS R / Canon RF 50mm f/1.2L USM Установки: ISO 100, F1.2, 1/200 с, 50.0 мм экв.
Видео: эволюция
К сожалению или к счастью, революции в видеовозможностях Canon EOS R не произошло. Запись 4K с полного кадра и высокоскоростная запись Full HD не появились в камере. Но улучшения есть, и они заметны. Появился эффективный цифровой стабилизатор. Фирменный 8-битный профиль гамма-кривой C-Log теперь входит в «базовую комплектацию», а не существует в виде платной опции. Есть возможность записи 10-битного C-Log, но только на внешний рекордер. Все настройки, включая кастомизацию кнопок, отдельно назначаются для фото- и видеорежима. Фотоаппарат стал дружелюбнее к видеографам, но за специфическими возможностями придётся обращаться к профессиональным видеокамерам Canon.
Управление, эргономика, конструкция
В этой главе речь пойдёт о действительно важных изменениях, которые произошли в Canon EOS R по сравнению с зеркалками. Поэтому не пролистывайте её, тут много интересного!
Начнём с того, что не изменилось. Качество сборки и субъективное восприятие фотоаппарата в руках остались прежними. Это всё тот же магниевый корпус с шершавым покрытием, даже хват хорошо знаком любителям Canon. Заявлена пыле- и влагозащита камеры и объективов. Практически тем же остался и вес: потяжелевшие новые объективы или переходник на старую оптику «съедят» всю разницу в весе с зеркалками.
Размер же стал значительно компактнее — EOS R тоньше и ниже зеркалок. Это особенно заметно, когда укладываешь фотоаппарат в кофр или фотосумку.
Изменения в системе управления
Концепция управления с рядом кнопок под указательным пальцем и управляющими дисками была видоизменена, но не упразднена. Расположение органов управления, да и сами они стали другими. Уровень кастомизации управления вырос. Представитель компании Canon Майк Бёрнхилл пошутил, что у этого фотоаппарата нельзя перепрограммировать только три кнопки: On/Off, кнопку байонета и кнопку Menu. Но обо всём по порядку.
Управляющих дисков у фотоаппарата теперь почти три. Диск под указательным пальцем никуда не делся и продолжает выполнять свои старые функции.
Огромный диск на задней панели, хорошо знакомый обладателям топовых зеркалок, трансформировался в аккуратное колёсико под большим пальцем, точно такое же, как у всех конкурентов. Сказывается экономия места на новом, более компактном корпусе.
Если же вы используете оптику RF, то в вашем распоряжении оказывается дополнительное управляющее кольцо со ступенчатым ходом, функции которого можно задать в меню.
Настройки управляющих дисков
Альтернативные функции управляющего колеса
Такое же кольцо есть у одного из трёх доступных переходников на байонет EF. Поэтому мы и пишем, что управляющих дисков у камеры «почти» три. Третий доступен или со специальным переходником, или с оптикой EOS RF.
Нововведением стала мультифункциональная тач-панель под большим пальцем. Она позволяет касаниями абсолютно бесшумно и очень быстро менять заданный параметр или параметры (например, ISO или баланс белого). Минус у этого нового органа управления один: плохо работает с мокрым пальцем при съёмке под дождём.
Панель можно блокировать и разблокировать долгим нажатием на её левую часть, это настраивается в меню. Функция панели задаётся отдельно для режима съёмки и режима просмотра. Есть разные функции для разных действий: смахивание или касание.
Программирование многофункциональной сенсорной панели
Выбор альтернативных функций также радует. Например, простое касание может понижать или повышать ISO, возвращать его к определённому значению или устанавливать на «авто».
Назначение функции для разных действий
Возможные функции для установки ISO
Горячих кнопок, ответственных за быстрый доступ к конкретным съёмочным настройкам, у камеры не осталось. Точнее, не осталось кнопок с жёстко закреплённой функцией.
Зато почти все кнопки можно перепрограммировать: отдельно для фото- и отдельно для видеорежима. Ниже приведён список всех перепрограммируемых кнопок.
Например, кнопка подсветки дисплея может отвечать за быстрый выбор качества изображения или формата файла. А полный список её альтернативных функций помещается на пяти страницах меню.
Доступ к функциям, которые были вынесены на кнопки под указательным пальцем у профессиональных зеркалок, вы сможете получать либо через экранное меню, либо через кнопку M-Fn. После её нажатия один из дисков поможет вам выбрать изменяемый параметр, а другой — задать его значение. Это чуть менее оперативно, но очень наглядно и просто. Привыкаешь буквально за час.
Кнопка M-Fn позволяет получить быстрый доступ сразу к нескольким функциям одновременно.
Концепция слепого управления, когда камерой можно управлять без отрыва от видоискателя, в EOS R никуда не делась. Просто она была полностью пересмотрена с учётом современных потребностей и с ориентацией на электронный видоискатель вместо оптического.
Сенсорное управление
Canon EOS R относится к тем немногочисленным фотоаппаратам, в которых сенсорное управление никак не ограничено. Всеми параметрами съёмки можно управлять касаниями.
Сенсорный интерфейс сохраняет работоспособность и в основном меню, и в режиме просмотра. Например, увеличить кадр можно двойным касанием или привычными жестами из мира смартфонов — разведя два пальца. Два интерфейса — кнопочный и сенсорный — существуют одновременно и способны полностью заменять друг друга.
И всё же основное предназначение сенсорного управления — это дополнение традиционного интерфейса, в частности — выбор точки автофокуса. Если вы строите кадр по дисплею, достаточно просто коснуться нужного места. Если вы используете электронный видоискатель, то точку автофокуса можно перетаскивать большим пальцем по сенсорному экрану. Такую функцию мы уже встречали ранее, и она себя отлично зарекомендовала.
Качество изображения
На момент написания статьи ни один RAW-конвертер не поддерживал сырые файлы с Canon EOS R, поэтому наш вывод о качестве изображения будет построен на опыте съёмки в JPEG.
Итак, устанавливаем фотоаппарат на надёжный штатив, выбираем объектив порезче и делаем снимок! Обратите внимание на прорисовку мелких деталей — прутьев забора под левой опорой моста.
Фотоаппарат даёт высокую детализацию, достаточную для крупноформатной печати. Но в то же время относительно плотный фильтр нижних частот не позволяет появиться муару на снимках. Ни на одном кадре за время тестирования мы его не увидели.
А как обстоят дела с шумами? На минимальной чувствительности ISO 100 их нет. Картинка выглядит гладкой, хорошо детализированной, с естественной и живой цветопередачей.
Такая же ситуация сохраняется и при ISO 200. На ISO 400 в тёмных монотонных областях гладкость картинки чуть снижается из-за появления мельчайшего, буквально попиксельного яркостного шума. Он не оказывает существенного влияния на изображение, но намечает тенденцию, которая развивается в дальнейшем. Так, при ISO 800 шум становится ещё чуть заметнее, но не доставляет никаких неудобств. Однако в тенях на него начинает свою охоту система шумоподавления — детализация тёмных участков незначительно снижается.
Подобный характер изображения сохраняется и при ISO 1600, при ISO 3200 и даже при ISO 6400. Повышение чувствительности на каждую ступень понемногу снижает общую детализацию (особенно в тенях) и повышает яркостной шум.
Но все эти значения можно назвать рабочими. Даже снимки на ISO 6400 можно напечатать на формате А3, но лучше всё же ограничиться А4.
Пороговое значение — ISO 12800: деградация картинки усиливается, возрастает зернистость, а тональные переходы теряют плавность.
Такие снимки больше подходят для размещения в сети или для печати некрупным, до А4, форматом. ISO 25600 и ISO 40000 лучше оставить для крайних случаев, когда сюжет нужно запечатлеть любой ценой.
Что касается динамического диапазона, то даже в JPEG камера прекрасно прорабатывает тени. В светах же запас не столь велик. Если вы снимаете контрастный объект, смещайте экспозицию в небольшой минус, чтобы лучше проработать света. Эта особенность хорошо видна и на нашем тесте ISO, и на ряде других кадров. Еще одним выходом может стать включение функции «Приоритет Светов», позволяющей лучше проработать пересвеченные области.
К цветопередаче фотоаппарата у нас вопросов не возникло: цвет яркий, густой, насыщенный. Скинтоны также в порядке, а вкусовые пристрастия в отношении тонких оттенков легко корректируются подбором подходящего стиля изображения и баланса белого.
Фото: Павел Молчанов
Canon EOS R / Canon RF 50mm f/1.2L USM Установки: ISO 100, F1.2, 1/2000 с, 50.0 мм экв.
В целом по характеру изображения Canon EOS R крайне близок к Canon EOS 5D Mark IV. И нас это не удивляет: характеристики сенсоров обеих камер схожи. Если сенсоры не идентичны, то как минимум очень близки.
Скорость работы и автофокус
Автофокус
Система автофокуса — это то, что сильнее всего отличает работу нового Canon EOS R от привычных зеркалок Canon. Для начала давайте попрощаемся с понятием «точка фокусировки». Те 5655 точек автофокуса, которые можно встретить в статьях об EOS R, это возможные позиции установки малой области автофокуса.
Как таковых фиксированных точек больше нет. Автоматика ищет резкость в определённой области кадра по фазовому принципу, используя сдвоенные фотодиоды пикселей. Размер области и её расположение можно задавать по-разному, вручную и автоматически.
Область (точку) автофокуса традиционно можно выбирать вручную.
Самый простой способ — использовать малую область автофокуса, передвигая «точку» при помощи касаний дисплея или стрелками навипада, но для 5655 позиций это не слишком удобно. Поэтому стоит рассматривать работу с сенсорным экраном как основной сценарий выбора области АФ.
В самых сложных ситуациях, когда главный объект перекрыт деталями переднего плана, перетаскиванием по экрану легко и быстро можно указать верную область автофокуса.
Canon EOS R / Canon EF 70-200mm f/4L IS II USM Установки: ISO 100, F5.6, 1/500 с, 200.0 мм экв.
Даже если вы смотрите в видоискатель, а экран выключен, точку автофокуса всё равно можно перетаскивать по нему большим пальцем правой руки. Это удобно и оперативно. Важно лишь следить, чтобы экран и палец были сухими и чистыми. Когда на экране много капель дождя, все прелести сенсорного интерфейса сразу теряются.
Если не включить приоритет лиц, автоматика будет отдавать предпочтение ближайшему к камере объекту.
Canon EOS R / Canon RF 50mm f/1.2L USM Установки: ISO 100, F1.2, 1/6400 с, 50.0 мм экв.Cкачать RAW
Размер области автофокуса может быть задан вручную, как и его расположение. Здесь много возможных вариантов. Но особняком стоит широкая область, когда автоматика сама выбирает, где фокусироваться. В этом же режиме становится доступна автофокусировка по лицам и глазам.
Контрастные тени и очки на лице не мешают автофокусу по глазам.
Canon EOS R / Canon RF 50mm f/1.2L USM Установки: ISO 100, F1.2, 1/8000 с, 50.0 мм экв.Cкачать RAW
Распознавание лиц работает достаточно надёжно. Автоматика понимает и крупноплановые, и ростовые портреты. Её не смущают очки на лице или контрастные тени. Даже если лицо по каким-то причинам не распознано (не обведено в рамку), с большой степенью вероятности камера всё равно сфокусируется на нём.
Автофокус по глазам во время съёмки позволяет выбрать, на каком именно глазу будет резкость.
Распознавание лиц уверенно работает на ростовых портретах.
Когда крупность плана оказывается слишком мелкой, распознавание лиц отключается, уступая место автоматическому определению области АФ. Как видно, эта функция работает не менее корректно.
Автофокус по глазам доступен только в покадровом режиме фокусировки. Кроме того, далеко не всегда автоматика находит в кадре глаз модели, ограничиваясь только распознаванием лица. Но на практике это не создаёт серьёзных проблем. Даже со сверхсветосильной оптикой резкость почти всегда оказывается на глазах.
Прекрасно реализована следящая автофокусировка, когда вы касанием экрана или перетаскиванием по экрану указываете камере главный объект. Автоматика начинает отслеживать этот объект, обведя его в рамку. Из плюсов такого способа нужно отметить сравнительную простоту для фотографа: включил непрерывный автофокус, указал объект съёмки и только жми на кнопку спуска. Автофокус работает быстро, промахов практически нет.
Но есть и минусы. Во-первых, камера не всегда правильно определяет, что именно вы хотите снимать. Автоматика может уцепиться за фон, а не за главный объект. Как правило, это сразу видно на экране или в видоискателе: рамка следящего автофокуса получается существенно больше снимаемого объекта.
На этом снимке автоматика «не поняла» фотографа и начала следить на волной, а не за лодкой. К счастью, исправить такую ошибку просто при помощи сенсорного дисплея.
Во-вторых, автоматика может потерять отслеживаемый объект. Если он активно перемещается в границах кадра, пересекаясь с яркими деталями фона, то секунд через тридцать область слежения может переключиться совсем не на то, что вы хотели снимать. И тогда придётся указать на объект заново, для этого достаточно простого касания.
В-третьих, скорость серийной съёмки с непрерывным автофокусом, особенно эффективном при съёмке динамики, снижается до 5 кадров/с. Этого достаточно для неэкстремальных сюжетов, но с некоторыми видами спорта или динамичными съёмками могут возникнуть сложности.
Для ответственных съёмок, когда у фотографа есть лишь один шанс получить нужный кадр, лучше отказаться от услуг автоматики и заранее подготовиться, вручную выбрав область автофокуса и её расположение в кадре. Это практически на 100% гарантирует успех. Абсолютное большинство фотографов именно так и снимало на зеркалки.
Камера не промахивается и уверенно фокусируется даже в сложный условиях освещения. Темнота не проблема. Скажем спасибо высокой чувствительности системы автофокуса — до -6 EV.
В особо сложных ситуациях у фотографа всегда есть под рукой ручной фокус. Для облегчения фокусировки предусмотрена фокусировочная лупа и пикинг, а также шкала дистанций на экране. Подобно видеокамерам Canon EOS Cinema новинка оснащена функцией Focus Guide — системой графических подсказок при ручной фокусировке.
Скорость работы
Насколько быстро работает Canon EOS R? Начнём с включения: оно занимает чуть больше секунды — хорошая цифра для мира беззеркалок. Если вы находитесь в эпицентре событий, камеру лучше не выключать, а активировать «Эко-режим», в котором яркость дисплея снижается после нескольких секунд бездействия для экономии энергии.
Снимая в Кёльнском соборе, я использовал полностью бесшумный режим съёмки.
Canon EOS R / Canon EF 16-35 f/4L IS USM Установки: ISO 800, F4, 1/8 с, 16.0 мм экв.Cкачать RAW
Лаг затвора субъективно не ощущается. Здесь спасает электронная передняя шторка. Есть и полностью электронный бесшумный затвор. Он подойдёт для тех случаев, когда фотограф должен быть незаметен. Эффект rolling shutter хоть и присутствует, но поймать его на реальных сюжетах непросто. Единственное серьёзное ограничение — несовместимость электронного затвора и серийной съёмки.
В этом кадре передний план освещён галогеновыми лампами, а задний — люминесцентными. На заднем плане видны полосы от мерцания источника освещения. Во время съёмки использовался электронный затвор.
Canon EOS R / Canon RF 24-105mm f/4L IS USM Установки: ISO 6400, F4, 1/320 с, 105.0 мм экв.Cкачать RAW
При работе с искусственным светом и электронным затвором нужно внимательнее подбирать длину выдержки, иначе из-за мерцания источника света на кадре появятся полосы. Смена освещения на галогеновые лампы или отказ от бесшумного режима полностью решают эту проблему.
Максимальная скорость серийной съёмки 8 кадров/с. Если используется непрерывный автофокус, то 5 кадров/с.
Размер буфера по результатам нашего теста сильно отличается от заявленных в спецификации цифр. Так, для RAW он составил всего 36 кадров.
С другой стороны, для C-RAW (сырой формат со сжатием) объём буфера оказался сильно больше заявленного. Целых 95 кадров! Стоит отметить, что мы использовали самую быструю из доступных нам карт памяти SDXC UHS-II. Её скорость записи составляет 260 МБ/с.
После заполнения буфера просмотр снятого материала возможен по мере записи снимков на карту памяти. В процессе записи камера позволяет менять настройки, не подвисает и не тормозит.
Завершая описание скорости работы, хочу отметить, что выключается камера долго, около 2 секунд. В момент выключения задействуется система удаления пыли с матрицы, а потом закрывается механический затвор. За время теста мы так и не наловили пыль на матрицу, возможно, благодаря именно этим особенностям Canon EOS R.
Canon EOS R в работе. Субъективные комментарии
Работа с EF-S и EF-оптикой через адаптер
В Canon совершенно точно понимают, что большинство фотографов, так или иначе заинтересованных в EOS R, вряд ли закроет свои потребности доступными на момент начала продаж двумя объективами. Да и стоимость нового светосильного Canon RF 50mm f/1.2L USM несколько бодрит… Очевидно, что необходимо было реализовать поддержку совместимости с оптикой Canon EF и EF-S для плавного перехода фотографов в счастливое беззеркальное будущее, и инженеры блестяще справились с этой задачей.
Когда ставишь на камеру EF-объектив через адаптер, автофокус работает так же быстро и чётко, как и на зеркалках. Стабилизатор тоже полностью сохраняет свои возможности.
Адаптер Canon EF-EOS RF
Но разработчикам этого показалось мало, поэтому они решили в дополнение к обычному адаптеру EF-EOS R выпустить пару «продвинутых». Первый из них имеет на корпусе управляющее кольцо, такое же, как на объективах RF.
Второй позволяет расположить за её задней линзой светофильтр. Адаптер доступен как с нейтрально-серым фильтром переменной плотности (V-ND), так и с круговым поляризационным фильтром (C-PL). Он позволяет сэкономить на фильтрах, если вы используете объективы с разными диаметрами резьбы. Особенно полезен он будет для видеографов, которые часто используют нейтральные фильтры переменной плотности. А для пейзажных фотографов с их сверхширокоугольной оптикой он и вовсе может оказаться незаменимым аксессуаром.
Адаптер с поляризационным фильтром. Фильтр во время съёмки можно вращать, подбирая оптимальное положение.
Сколько Canon EOS R работает на одной зарядке?
Отказ от оптического видоискателя не мог не сказаться на автономности камеры. Безусловно, ресурс аккумулятора у Canon EOS R будет ниже, чем у зеркалок. В спецификации эта цифра различается в 2,4 раза с Canon EOS 5D Mark IV. А как обстоят дела на практике?
На активный съёмочный день аккумулятора действительно не хватит. Он тратится не столько на съёмку, сколько на визирование: постоянно работает сенсор, процессор, экран или видоискатель.
Поэтому привязка к числу снимков весьма условная. Например, я провёл две съёмки: одну довольно неспешную, с долгим выбором ракурсов и обдуманным кадрированием, а другую в режиме спортивного репортажа. Обе съёмки заняли примерно 4–5 часов, камера была включена большую часть времени. В обоих случаях я менял аккумулятор, когда оставалась одна треть заряда. Вот только в первый раз я снял 350 кадров, а во второй — 1444, потому что фотографировал сериями.
Вывод прост: на день активной съёмки понадобится пара аккумуляторов. Если снимать сериями, ресурс одной зарядки может составить и полторы, и даже две тысячи кадров. Не стоит ориентироваться на скромную цифру в спецификациях.
Canon EOS R оснащена разъёмом Type-C, но зарядить аккумулятор от источника питания мобильного телефона не вышло. Камера просто подвисает и выдаёт ошибку, зарядка не идёт. Можно использовать лишь «родное» устройство питания Canon PD-E1 USB.
RAW в Canon EOS R
В Canon реализованы все наработки компании в отношении сырых файлов, которые мы видели за последние годы. Сходство с Canon EOS 5D Mark IV усиливает поддержка Dual Pixel RAW. Напомним, что такой функции в других фотоаппаратах компании нет.
RAW получил новое разрешение — .CR3, подобно сырым файлам с EOS M50. А ещё здесь есть сжатый C-RAW, который существенно меньше по объёму, чем обычный сырой формат без сжатия. Ряд кадров для теста мы снимали в обычном RAW, а некоторые — в сжатом C-RAW. К сожалению, на момент написания статьи выводов о качестве C-RAW сделать не удалось: он ещё не поддерживается конвертерами. Но выигрыш в объёме файла и размере буфера при серийной съёмке явно стоит разницы в качестве, даже если она будет (в чём мы глубоко сомневаемся).
Wi-Fi и Bluetooth
Как и все современные фотоаппараты, Canon EOS R поддерживает Wi-Fi и Bluetooth. По Wi-Fi камеру можно соединить со смартфоном, компьютером, принтером или фирменным облачным хранилищем. С компьютера можно управлять съёмкой через утилиту Digital Photo Professional. На беспроводных принтерах Canon получится распечатывать ваши снимки прямо с EOS R. Про соединение со смартфоном мы расскажем чуть подробнее.
Просмотр снимков через смартфон и быстрая передача кадров на мобильное устройство
Wi-Fi в этом случае используется для передачи снимков с камеры в смартфон, а также для дистанционного управления, Bluetooth — лишь для поддержания постоянной связи между камерой и смартфоном и быстрого установления Wi-Fi-соединения. Кстати, постоянно включённые Wi-Fi и Bluetooth вовсе не приводят к быстрому разряду батареи, как многие думают. Я вообще не заметил какого-то значимого возрастания энергопотребления.
Для работы с беспроводными интерфейсами понадобится установить приложение Canon Camera Connect (есть для Android и iOS).
Дистанционное управление работает для фото- и видеозаписи
Основные настройки можно менять дистанционно
Возможна даже ручная фокусировка по дисплею смартфона
Фото: Павел Молчанов
Фото: Павел Молчанов
Не могу не отметить, что этих самых кнопок не очень-то и много. Бóльшая часть управления перешла в экранное меню. А ещё здесь появилась новая многофунВ нашем тесте мы успешно применяли смартфон для дистанционного управления по Wi-Fi, передавали снимки на мобильные устройства для мгновенной публикации в соцсетях. Всё работает быстро, чётко и без нареканий.
Одна карта памяти
Мы не раз видели в комментариях от читателей замечания по поводу одной карты памяти в фотоаппарате. Canon EOS R как раз такой случай. Для сверхответственных задач второго слота для резервирования кадров не предусмотрено. Но мы готовы поделиться одним лайфхаком. Включаем в камере непрерывную передачу отснятых JPEG на смартфон, а на карту памяти сохраняем RAW. Таким образом JPEG резервируется на отдельное устройство.
Отнесём один слот к формальным, но некритичным по мнению редакции минусам данной модели. К плюсам же причислим работу с быстрыми UHS-II картами и обратную совместимость с повсеместно распространёнными SD UHS-I.
Видеосъёмка на Canon EOS R
В вопросе видеовозможностей Canon EOS R шагнул чуть вперёд от своих «зеркальных» собратьев. Он стал первой фотокамерой, в которой по умолчанию реализована возможность видеозаписи в C-Log. На карту памяти записывается 8-битный C-Log, а на внешний рекордер с HDMI-выхода можно писать и 10-битный C-Log.
Съёмка в 4K возможна только с кропом, как и в Canon EOS 5D Mark IV. Но если на полнокадровую зеркалку EF-S объективы не поставить, то на Canon EOS R они встанут через адаптер. Так что возможностей для 4K-съёмки Canon EOS R даёт больше, чем его предшественники. Съёмка Full HD происходит с использованием всей ширины кадра. Максимальное разрешение видео 3840×2160 при битрейте до 480 Мбит/с. Максимальная частота для 4K составляет 30 кадров/с, а для Full HD — 60 кадров/с.
Автофокус по фазовому принципу работает стабильно, плавно, цепко. Мы использовали в ряде сюжетов следящий режим, когда автоматика сама отслеживала главный объект в кадре. Автофокусировка не перепрыгивает на объекты переднего плана, удерживая в резкости главного героя. При ручной фокусировке есть фокус-пикинг и фокусировочная линза. Наводить фокус вручную комфортно и просто.
В дополнение к оптическому стабилизатору, которым оборудованы некоторые объективы, в EOS R реализован электронный. Он имеет две градации настройки и позволяет получить очень ровную, плавную картинку при съёмке с рук даже без штатива. Сложности могут возникать лишь с панорамированием: в момент начала панорамирования и при остановке стабилизатор может совершать рывок. Если же план статичный, то он работает просто отлично.
Звук можно записывать как на встроенный, так и на внешний микрофон. Есть выход на наушники. Очень удобен сенсорный поворотный дисплей. Камерой можно управлять беззвучно касаниями, которые не отражаются на записи при использовании хорошего штатива.
Встроенной интервальной видеосъёмкой сегодня никого не удивить, такая функция в EOS R также присутствует. На карту можно записывать как исходные изображения, так и видеоролик в разрешении до 4K.
Фотоаппарат стал лояльнее к видеографам, хоть и не может похвастаться замедленной съёмкой и полнокадровым Full HD. Его возможностей точно хватит для любительского и полупрофессионального применения, творческой видеосъёмки и работы в некоторых коммерческих жанрах.
Мнение профессионального фотографа
Работая над этим тестом, мы дали возможность познакомиться с новой камерой профессиональному фотографу Павлу Молчанову, чтобы он поделился с редакцией своим независимым мнением. Редакционные же выводы будут представлены на следующей странице. Так что у вас будет возможность их сравнить. Пока передаём слово Павлу.
Фото: Павел Молчанов
Рынок профессиональных беззеркальных камер стал очень быстро развиваться. Все крупные игроки выпустили свои новинки. На мой взгляд, сложно добавить что-то новое в эргономику или функциональность камер, но компании Canon со своей полнокадровой беззеркальной камерой Canon EOS R это всё же удалось.
Фото: Павел Молчанов
Canon EOS R / Canon RF 50mm f/1.2L USM установки: ISO 100, F1.2, 1/250 с, 50.0 мм экв.
За два дня тестирования я провёл пять портретных съёмок в разных условиях и теперь хочу поделиться своим опытом и наблюдениями.
Фото: Павел Молчанов
Canon EOS R / Canon RF 50mm f/1.2L USM установки: ISO 800, F1.2, 1/125 с, 50.0 мм экв.
Камера не крохотная, она хорошо лежит в крупной мужской руке. Хват удобный. Доступ к кнопкам не затруднён их близким расположением или маленьким размером.кциональная сенсорная панель — этакий двухпозиционный джойстик. Он находится под большим пальцем, а его функции можно переназначить. Разблокируется панель долгим нажатием на левую половину, далее кликами слева и справа меняется необходимый съёмочный параметр.
Фото: Павел Молчанов
Canon EOS R / Canon RF 50mm f/1.2L USM Установки: ISO 1250, F1.2, 1/125 с, 50.0 мм экв.
Кнопки блокировки фокуса, экспозиции и выбора точки фокусировки так же удобно располагаются под большим пальцем. Во время съёмки через видоискатель можно не отрываясь ими пользоваться. На камере отсутсвует диск переключения режимов съёмки (P, Av, Tv, M и пр.), его заменила кнопка Mode. Если нажать на неё, на верхнем экране можно выбрать режим (тут есть некое сходство с камерами класса EOS-1D).
Верхний дисплей отображает некоторые данные даже при выключенной камере, так что вы всегда знаете, какой режим активирован. Под указательным пальцем — кнопка M-Fn, ставшая уже стандартной для профсегмента. Её функцию можно настроить по своему усмотрению. Кнопка Lock позволяет избежать случайного нажатия на органы управления, ведь многие из них сенсорные.
Фото: Павел Молчанов
Фото: Павел Молчанов
А теперь давайте перейдём к съёмке. Основное, что изменилось по сравнению с зеркалками, это визирование. Одни фотографы чаще используют при съёмке видоискатель, другие — экран. И то и то реализовано на отлично. В электронный видоискатель приятно смотреть, картинка живая, никаких подтормаживаний я не заметил. Обновление изображения происходит быстро, мерцание отсутствует, глаза не устают.
Экран поворотный и большой.
Фото: Павел Молчанов
Canon EOS R / Canon RF 50mm f/1.2L USM Установки: ISO 100, F1.2, 1/200 с, 50.0 мм экв.
К качеству претензий нет, картинка выглядит прекрасно, не блекнет (в условиях пасмурного дня точно, а вот на ярком солнце, к сожалению, проверить не удалось).
В процессе съёмки через видоискатель вы можете водя большим пальцем по экрану устанавливать и менять точку фокусировки по всему полю кадра (даже непрерывно перемещая палец по экрану). Я очень часто использовал эту функцию и остался доволен.
Фото: Павел Молчанов
Canon EOS R / Canon RF 50mm f/1.2L USM Установки: ISO 100, F1.2, 1/250 с, 50.0 мм экв.
Работа автофокуса не вызвала никаких претензий. В тех условиях, в которых снимал я, камера фокусировалась очень быстро и точно (отмечу, что почти все снимки сделаны на диафрагме f/1.2).
Фото: Павел Молчанов
Canon EOS R / Canon RF 50mm f/1.2L USM Установки: ISO 100, F1.2, 1/200 с, 50.0 мм экв.
При использовании следящего автофокуса с приоритетом лица особых затруднений не возникло. Он подвёл меня лишь один раз.
Фото: Павел Молчанов
Случилось это в условиях равномерно освещённого светлого помещения, да ещё и у модели была очень светлая кожа. В этой ситуации я выключил слежение по лицу (выключится/включается оно двумя кликами по экрану) и выставил обычный следящий автофокус, с которым проблем уже не возникало.
Фото: Павел Молчанов
Canon EOS R / Canon RF 50mm f/1.2L USM Установки: ISO 1000, F1.2, 1/250 с, 50.0 мм экв.
Пожалуй, вышеперечисленные моменты являются для меня главными, но всё же хочу отметить и другие пункты.
Плюсы:
- быстрое включение камеры;
- удобная навигация по экранному меню;
- редко используемые кнопочные функции убраны в быстрое меню;
- скорость и точность АФ не только с новыми RF-объективами, но и с EF-версиями через оригинальный переходник;
- автоматический фокус пикинг при включении ручной фокусировки (на любых объективах);
- широкий динамический диапазон (все снимки сделаны в JPG, коррекции не подвергались; расширенный динамический диапазон был выключен);
- замер экспозиции завязан на объекте, находящемся в фокусе;
- при выключении камеры механический затвор закрывает матрицу, что препятствует попаданию пыли на неё;
- наличие Bluetooth, Wi-Fi и приложения для смартфонов, значительно расширяющего функциональность камеры.
Минусы:
- новая сенсорная панель плохо реагирует на нажатие, если рука мокрая;
- небольшая задержка картинки в видоискателе при серийной съёмке;
- на момент написания статьи полностью отсутсвует поддержка нового RAW-формата.
Выводы
Canon EOS R — это принципиально новая камера, а не EOS 5D Mark IV без зеркала. Главные отличия прежде всего в интерфейсе управления. Разработчики полностью раскрыли возможности беззеркальной технологии, возложив больше функций на настраиваемые и мультифункциональные кнопки, расширив возможности кастомизации и добавив новые органы управления. Обновлённая концепция управления получилась продуманной и логичной, но требующей времени на освоение и понимание.
Второе важное отличие — это система автофокуса. В Canon EOS R намного больше внимания уделено автоматическому заданию области фокусировки: следящий режим, фокусировка по лицам и глазам. Вместо джойстика для выбора точки автофокуса теперь используется сенсорный дисплей (даже когда вы смотрите в цифровой видоискатель). Фазовый автофокус Dual Pixel CMOS AF работает быстро, чётко, предсказуемо и уверенно как в фото, так и в видео; обладает очень высокой чувствительностью до -6 EV.
Полная совместимость с EF-оптикой возможна через адаптер. И автофокус, и стабилизатор, и управление диафрагмой работают без замечаний.
Цифровой видоискатель с разрешением 3,69 млн точек не уступает в работе оптическому. Яркий, чёткий, лишённый лагов и торможений. Лага затвора также нет. Скорость серийной съёмки до 8 кадров/с позволяет снимать сравнительно динамичные сцены. Но есть ограничение до 5 кадров/с для следящего непрерывного автофокуса. В Canon EOS R также реализован полностью бесшумный режим съёмки с использованием электронного затвора.
И лишь в вопросах качества картинки Canon EOS R полностью уподобился EOS 5D Mark IV. То же разрешение матрицы, те же абсолютно рабочие ISO до 6400 единиц включительно (даже по самым критичным оценкам).
Фото: Павел Молчанов
Canon EOS R / Canon RF 24-105mm f/4L IS USM Установки: ISO 4000, F4, 1/200 с, 24.0 мм экв.
Формально видеовозможности остались прежними, но более близкое знакомство всё же позволяет выделить несколько позитивных изменений. Во-первых, для 4К-видеосъёмки, которая происходит с кропом, можно через адаптер применять EF-S объективы. Во-вторых, EOS R научился поддерживать работу с 8-битным C-Log при записи на карту памяти и 10-битным C-Log для работы с внешним рекордером.
Фото: Павел Молчанов
Canon EOS R / Canon RF 50mm f/1.2L USM Установки: ISO 100, F1.2, 1/400 с, 50.0 мм экв.
Камера получилась удачной и продуманной, со взвешенным набором возможностей для продвинутого фотографа. Она также способна удовлетворить потребности профессионала (скажем спасибо высокому разрешению), если речь не идёт о серьёзном репортаже. В последнем случае ограничивающим фактором выступит требовательность сенсорного интерфейса к чистоте рук и экрана и невысокая скорость работы по сравнению с про-сегментом зеркалок.
Canon вошёл на рынок полнокадровых беззеркалок как раз в тот момент, когда развившиеся технологии дали возможность обойти все острые углы, а детские болячки этого класса фотоаппаратов остались в прошлом. Новый байонет позволил создать качественную сверхсветосильную оптику. Подобной мы не видели в зеркальной системе. Canon RF 50mm f/1.2L USM поражает резкостью, отсутствием хроматических аберраций на открытой диафрагме. Очевидно, новая беззеркальная система не будет дешёвой, но и качество изображения в ней может выйти на принципиально другой уровень.
Плюсы:
- возможность работы с EF-S и EF-оптикой через адаптер EF-EOS R;
- высокое разрешение;
- низкий уровень шумов до ISO 6400 включительно;
- уверенный и быстрый автофокус Dual Pixel CMOS AF в фото- и видеорежиме;
- высокая чувствительность автофокуса;
- сенсорный поворотный дисплей;
- очень хороший видоискатель;
- скорость серийной съёмки до 8 кадров/с;
- умеренно большой буфер в RAW и большой в C-RAW;
- переработанный и обновлённый интерфейс;
- широкие возможности кастомизации;
- отдельные настройки камеры для фото- и видеорежима;
- видеосъёмка в 4K и Full HD;
- поддержка 8- и 10-битного C-Log;
- пыле- и влагозащита;
- Wi-Fi, Bluetooth;
- работа с быстрыми картами UHS-II;
- высококачественная системная оптика.
Минусы:
- ограниченная скорострельность в режиме непрерывного автофокуса;
- требовательность сенсорного управления в чистоте и сухости самой камеры и рук;
- один слот для карты памяти;
- 4K-видеосъёмка с кропом.