Sony FE 400mm f/2.8 GM OSS: тест телеобъектива
Первое знакомство
Супертелеобъективы — отдельная категория объективов, выпускающихся обычно под крупные спортивные мероприятия международного уровня. В 2018 году это был Чемпионат мира по футболу. Компания Sony, дабы упрочить позиции в сегменте спортивной журналистики и привлечь бóльшее количество профессионалов к своей технике, тоже выпускает новые камеры и объективы, ориентированные на спортивную съёмку.
Два года назад была анонсирована беззеркальная камера Sony A9 со скоростью съёмки 20 кадров в секунду и одновременно с ней зум-супертелевик — Sony SEL100400GM, обзор которого мы сделали год назад.
Единственное, чего не хватало на тот момент профессиональной фотосистеме, это быстрого и светосильного супертелевика.
Сегодня у нас на тесте именно такой — новый объектив Sony FE 400mm f/2.8 GM OSS (SEL400F28GM).
Его фокусное расстояние 400 мм при максимальной диафрагме f/2.8. Давайте знакомиться с техническими особенностями и возможностями.
Оптика со схожими характеристиками есть у всех конкурирующих брендов. Применяется она в основном для съёмки спортивного репортажа, а также в фотоанималистике и астрофотографии. Однако у нашего героя есть чем выделиться на их фоне.
Основные особенности SEL400F28GM:
- принадлежность к топовой линейке G Master;
- светосила f/2.8;
- линейный привод автофокусировки с двумя моторами XD Linear;
- 11-лепестковая скруглённая диафрагма;
- оригинальное покрытие линз Nano AR для подавления отражений и бликов;
- защита от влаги и пыли;
- поддержка фирменных телеконвертеров Sony 1,4x и 2,0х;
- слот для фильтров типа drop-in;
- минимальная дистанция фокусировки 2,7 метра;
- вес 2895 граммов.
Первое, на что обращаешь внимание, это габариты и вес. Компактным объектив точно не назовёшь: 158,1×359 мм. Но при таких размерах и светосиле f/2.8 никак не ожидаешь, что супертелевик будет весить без малого 3 кг — 2895 граммов. Такая впечатляющая характеристика была достигнута за счёт использования магниевого сплава в конструкции корпуса и флюоритовых оптических элементов внутри.
Общий вес комплекта из SEL400F28GM и камеры Sony A9 не превышает 3,5 кг. Забегая вперёд, скажу, что съёмка с рук возможна, но не слишком продолжительное время. Для комфортной работы всё же лучше использовать монопод.
Думаю, без лишних слов ясно, что подобный объектив выпускается если не специально для работы в паре с Sony A9, то уж точно с прицелом на эту камеру.
Учитывая то, что перед нами первый подобный объектив Sony для беззеркальной системы Alpha, мы решили протестировать его с беззеркалками Sony последнего поколения, в том числе с двумя телеконвертерами.
Комплектация
Объектив идёт в комплекте с кейсом. Эдакий чемодан Джеймса Бонда с футуристичной начинкой внутри.
Кейс сам по себе не слишком тяжёлый, но смотрится внушительно. И веришь, что он сможет защитить объектив в случае опасности. Он оснащён двумя ручками для транспортировки. Одна расположена на торце, а вторая — сверху. Прилагается наплечный ремень, а также ключи — дополнительная защита лишней точно не будет.
Что касается внутренней части кейса, то она заполнена специальным амортизирующим материалом с нишами. Объектив и аксессуары ложатся в них плотно, и можно быть уверенным, что болтаться в процессе транспортировки ничего не будет.
В комплекте есть внушительных размеров бленда, наплечный ремень, заглушка для фильтра и крышка на байонет. Что касается защитной крышки для передней линзы, то её нет. Вместо неё — защитный кожух из кожзаменителя, поэтому всегда надо быть осторожным, особенно в тот момент, когда достаёте объектив из кейса — кожух может соскользнуть.
Несмотря на то что линза немного утоплена в корпус объектива, да и надетая наоборот бленда выступает дополнительным защитным средством, осторожность не помешает.
Кстати, бленда выполнена из прочного и лёгкого углеродного волокна. Интересным мне показался способ её крепления к корпусу объектива — при помощи специального винта-фиксатора.
Конструкция и дизайн
Внешний вид Sony FE 400mm f/2.8 GM OSS можно назвать знакомым, особенно для фотографов со стажем. Привычный белый цвет корпуса, который мы видим у большинства объективов на любом крупном спортивном мероприятии — светлый корпус меньше нагревается на солнце.
Дизайн объектива современный и лаконичный, ничего лишнего. Все элементы управления находятся на своих, уже ставших стандартными, местах.
Элементы управления SEL400F28GM:
- четыре перепрограммируемые кнопки блокировки фокуса;
- кольцо выбора функций;
- кольцо ручной фокусировки;
- переключатель автоматического и ручного фокуса (AF/MF);
- ограничитель диапазона фокусировки (полный диапазон, от 2,7 до 7 м, от 7 м до бесконечности);
- режим постоянной прямой ручной фокусировки (FULL TIME DMF);
- переключатель режима работы функционального кольца;
- кнопка SET для управления функциями кольца;
- тумблер включения оптического стабилизатора;
- переключатель режима работы оптического стабилизатора;
- включатель звукового сигнала.
Из нововведений в SEL400F28GM отмечу кольцо выбора функций, которое расположено перед кольцом фокусировки. Если переключатель на панели управления стоит в положении Function, то с помощью кольца можно активировать одну из назначенных в меню функций — например, моторизованный фокус.
В данном режиме при вращении кольца фокусировки фокус будет плавно смещаться со скоростью, определяемой количеством вращений. Это позволяет сгладить перефокусировку при съёмке фильмов. Режим полезен и при съёмках дикой природы.
Также стоит отметить наличие режима постоянной прямой ручной фокусировки (FULL TIME DMF). При его включении ручную фокусировку можно активировать простым вращением кольца фокусировки даже во время съёмки в режиме следящего автофокуса (AF-C).
Оптическая схема объектива включает 23 элемента в 17 группах, в том числе 3 элемента из флюорита и один из низкодисперсионного стекла (ED).
[1] Флюоритовая линза [2] Низкодисперсионное стекло
Подобные элементы в оптических схемах существенно уменьшают степень хроматических аберраций и улучшают контрастность всех участков изображения. Кроме того, флюорит весит меньше, чем обычное оптическое стекло, благодаря чему уменьшается общий вес объектива.
Для оптических элементов использовано оригинальное покрытие Nano AR от Sony. Оно подавляет отражения, которые могут стать причиной бликов и двоения изображения. Плюс значительно улучшаются чёткость и контрастность.
С покрытием Nano AR
Без покрытия Nano AR
Фронтальная линза также имеет фтористое покрытие, которое эффективно «отталкивает» воду и грязь, упрощает очистку поверхности стекла.
Скруглённая диафрагма с 11 лепестками обеспечивает красивую форму бликов в боке.
Поскольку диаметр передней линзы крайне велик, компания Sony применила иной подход к установке светофильтров, использовав тип drop-in. Перед байонетом в корпусе объектива есть специальный слот, в который устанавливается фильтр диаметром 40,5 мм: например, нейтральный (ND) или круговой поляризатор VF-DCPL1. Последний можно поворачивать в объективе для получения нужной степени поляризации.
Высокую скорость и бесшумность автофокусировки обеспечивают два сверхдинамичных линейных привода XD (Extreme Dynamic). Компания Sony заявляет о пятикратном ускорении отслеживания движущихся объектов по сравнению с объективом SAL300F28G2, установленным на камеру А9 через адаптер LA-EA3. Новые алгоритмы, разработанные специально для приводов XD, также обеспечивают низкий уровень вибраций и повышенную стабильность работы объективов с широкой диафрагмой.
Доставать и переносить объектив удобнее всего за специальную ручку, которая одновременно является «лапкой» для фиксации на штативе или моноподе. Для этого на ней есть два отверстия с резьбой ¼″ и одно — с резьбой ⅜″.
Объектив защищён от пыли и влаги, о чём свидетельствуют многочисленные резиновые вставки по всему корпусу и прорезиненная юбка байонета.
Объектив оснащён специальным гнездом для защитного троса, предостерегающего от кражи.
Объектив Sony FE 400mm f/2.8 GM OSS имеет такие габариты, что установленные на него полнокадровые беззеркальные камеры профессионального уровня кажутся миниатюрными.
Будьте готовы к тому, что если осмелитесь поснимать подобным объективом в людном или общественном месте, то внимание публики вам обеспечено — незамеченным вы не останетесь.
Объектив в работе
Спортивная съёмка
Для первой съёмки с объективом SEL400F28GM я отправился на фестиваль экстремальных видов спорта Locals Only в Крылатское, в рамках которого проходил чемпионат России по вэйксёрфингу и скейтбордингу.
Высокая трибуна с удобным расположением вдоль Гребного канала, по которому проходят дистанцию спортсмены — идеальная точка для съёмок. Весь процесс соревнования как на ладони.
Активирую режим следящего автофокуса и серийной съёмки. Скорости движения спортсменов не слишком высоки, поэтому 5−7 кадров в секунду будет вполне достаточно. С такой съёмкой вполне справляеся не только ILCE-9, но и ILCE-7M3 или ILCE-7RM3 — у них скорость серийной съёмки достигает 10 кадров/с. Последняя модель, кроме того, за счёт высокого разрешения 42,4 Мп позволит получать высококачественные изображения даже при сильном кадрировании.
Автофокусировка
Ограничитель диапазона автофокусировки смело ставим в положение «7 м — бесконечность». Скорость фокусировки действительно высока и занимает считанные доли секунды. Следящий автофокус удерживает объект съёмки по всей длине дистанции заезда даже несмотря на то, что спортсмены периодически «прячутся» за флагами, установленными перед трибунами и перекрывающими обзор.
Скейтбординг — штука более динамичная, тут уже надо задействовать все 20 кадров в секунду камеры Sony A9, да и стоять приходится почти вплотную к рампе, учитывая, разумеется, степень приближения и композицию.
В противном случае в кадр так и норовят попасть зрители или прохожие. Оно и понятно, они даже не догадываются о вашем существовании, ведь вы стоите за 50−100 метров от места действия.
При подобных съёмках лучше занимать господствующую высоту, как говорят стрелки. И спортивный фотограф от них мало чем отличается: также нужно занять выгодную позицию, хорошенько прицелиться и получить заветный кадр. Но есть съёмки, при которых просто необходимо располагаться горизонтально относительно площадки. Иначе динамика снимаемых сцен будет уже иной.
Стабилизатор
Работа со столь мощным телевиком без стабилизатора практически невозможна. Дело даже не в смазе картинки из-за дрожания рук. Если отключить стабилизацию и посмотреть в видоискатель, то картинка в нём будет сильно дрожать и даже прыгать — строить кадр очень утомительно, да и автофокусу работать тяжело. Поэтому в Sony FE 400mm F2.8 GM OSS стабилизатор есть, на что указывают три последних буквы в его названии (OSS — Optical SteadyShot).
Режимы оптического стабилизатора изображения
Через час непрерывных съёмок вес техники даёт о себе знать, и появляются первые смазанные кадры. Что уж говорить о многочасовой съёмке без монопода?! Она будет утомительна даже для тренированного человека. А тремор рук из-за усталости увеличивается пропорционально величине фокусного расстояния.
Да, в системе Alpha широко применяются встроенные в камеру пятиосевые стабилизаторы. Но на больших фокусных расстояниях оптики их эффективность снижается из-за ограниченной амплитуды смещения сенсора. При установке SEL400F28GM на камеру со стабилизатором обязанности распределяются между двумя системами. Стабилизатор объектива отрабатывает наклонные смещения вверх-вниз и вправо-влево, а стабилизатору камеры остаются линейные смещения и повороты вокруг оптической оси.
Дополнительно у Sony FE 400mm f/2.8 GM OSS есть три режима работы встроенного стабилизатора. Первый — классический. Второй предназначен для съёмки с панорамированием. Режим под номером 3 с усовершенствованным алгоритмом обеспечивает оптимальную стабилизацию при съёмке динамичных и непредсказуемых спортивных событий и более лёгкое кадрирование при съёмке движущихся объектов.
Sony FE 400mm f/2.8 GM OSS в равной степени отлично снимает как динамику, так и относительную статику. Ведь спортивное мероприятие — это не только сами спортсмены, но и болельщики на трибунах, за которыми порой наблюдать не менее увлекательно.
Анималистика
Дабы проверить Sony FE 400mm f/2.8 GM OSS в анималистическом жанре фотографии, а проще говоря — в жанре фотоохоты, я отправляюсь в Московский зоопарк. По объективным причинам, в рамках обзора, выехать на съёмку дикой природы времени и возможности не было. Но зоопарк стал отличной заменой.
Здесь — и активные приматы, на которых можно «половить динамику», и спокойные хищники с пернатыми, которых можно снимать, не боясь спугнуть — особенно, если использовать телеконвертер.
Нужно не забывать переключать ограничитель диапазона фокусировки в зависимости от сцены, чтобы исключить лишние движения приводов объектива с целью повышения скорости автофокусировки. Дикие животные непредсказуемы, и нужно быть всегда готовым поймать «тот самый» кадр. Особенно учитывая то, что съёмка часто ведётся через решётку.
Кольцо фокусировки у Sony FE 400 mm F2.8 GM OSS оптимального размера, и левая рука находит его вслепую. Оно имеет плавный ход, ручная наводка на резкость происходит без рывков и дёрганий.
Sony FE 400mm f/2.8 GM OSS в комплекте с 2-кратным телеконвертером SEL20TC позволяет в прямом смысле заглянуть животным в глаза.
Результаты стандартного теста резкости я оценю чуть позже, а пока на примере некоторых жителей Московского зоопарка я хотел бы продемонстрировать резкость объектива на открытой диафрагме.
Минимальная дистанция фокусировки составляет 2,7 метра, а максимальный масштаб — 0,16х. Макро при таких данных, конечно, не поснимаешь, но взять отдельные детали крупным планом очень даже можно, особенно если использовать 2-кратный телеконвертер.
Специфика супертелевиков
Главная особенность всех супертелевиков с фиксированным фокусным расстоянием (как у нас) — необходимость «зумировать» картинку ногами. Иногда бывает сложно определить на глаз, что именно окажется в кадре. Особенно это касается таких точек съёмки, как трибуна, мост или смотровая площадка. Надо понимать, что в руках не тревел-зум с диапазоном 24−600 мм, с которым вы сами решаете, какое количество окружающего вас пространства будет в итоге на фотографии.
В нашем случае не всё зависит от фотографа. И хорошо, если вы можете подстроить кадр ногами, пройдя 10−20 метров.
Но будем честными, подобными объективами снимается несколько выразительных кадров с одного спортивного мероприятия, длящегося несколько часов. При этом — с одной точки. С ним не гуляют по городу (если только в рамках нашего обзора).
Ещё одной особенностью супертелевиков является своеобразная передача пространства. Оно буквально сжимается, и картинка может стать более плоской, будто предметы на ней расплющены. Перспектива совсем теряется, если главный объект не выделен за счёт размытия фона, и на нём нет перепадов яркости. Это можно использовать и как творческий приём, и как ключ к созданию необычных кадров с практически неузнаваемыми пейзажами.
Качество изображения
Давайте посмотрим, как у Sony FE 400mm f/2.8 GM OSS обстоят дела с качеством изображения по результатам нашего стандартного теста резкости: ставим объектив на штатив и поочерёдно снимаем один сюжет на разных значениях диафрагмы.
С открытой диафрагмы Sony FE 400mm f/2.8 GM OSS обеспечивает идеальную резкость по всему полю кадра. Обратите внимание на мелкие окна, балконы и рекламный щит у краёв снимка. Хроматические аберрации отсутствуют, виньетирование не замечено.
Диафрагмирование практически не меняет качества изображения. И при f/5.6, и при f/8, и даже при f/11 детализация остаётся столь же высокой. Хроматических аберраций как не было, так и нет.
Только на f/16 и f/22 в смягчении самых мелких деталей начинает проявляться дифракция. Но в целом детализация остаётся высокой.
На открытой диафрагме есть небольшое виньетирование, которое заметно лишь в сравнении с кадрами на f/8. Имеется и очень слабо выраженная подушкообразная дисторсия. При наличии RAW-версии снимка можно в Adobe Camera RAW применить к нему профиль объектива, который легко выправит дисторсию и устранит виньетирование.
Конвертация в Adobe Camera RAW без применения профиля объектива
Конвертация в Adobe Camera RAW c применением профиля объектива
Боке
Эта характеристика для супертелевиков никогда не была приоритетной, и тем приятнее осознавать, что компания Sony позаботилась и об этом аспекте. Структура бликов в боке ровная, без образования так называемых луковых колец, свойственных многим телевикам. Всё дело в более тщательной обработке оптических элементов. Границы бликов тоже ровные, что делает размытие фона мягким и комфортным для глаза.
Съёмка в вечернее время
Помня о высокой светосиле Sony FE 400mm f/2.8 GM OSS, я не мог обойти стороной вечернюю съёмку, ведь именно при слабом освещении раскрывается это важное преимущество.
Солнце почти село, и на площадке, где ребята играли в уличный баскетбол, условия были близки к тем, что бывают при спортивной съёмке в помещении. Я использовал безопасные выдержки 1/400−1/500 с и открытую диафрагму. Поначалу мне хватало светочувствительности в 1000−1600 ISO, но по мере сгущения сумерек эти значения сползли в диапазон 3200−5000, а в конце съёмки даже до 12800. Представьте, какие значения ISO вам пришлось бы применять, будь у вас в руках зум-объектив 100−400 мм со светосилой f/5.6 на длинном конце! Пришлось бы поднимать ISO на целых две ступени, т. е. выполнить качественную съёмку вряд ли удалось бы.
Чтобы игроки умещались в вертикальный кадр, стоять приходилось метров за 100 от них. Тут снова проявились два больших минуса: естественные препятствия в виде деревьев и кустов, а также прохожие.
Но «свои» кадры я всё равно поймал, и SEL400F28GM помогал всем своим мощным арсеналом технологий: высокой светосилой, позволяющей сохранить выдержку 1/500 с, двумя сверхбыстрыми приводами АФ, наводящими объектив на резкость в считанные доли секунды, и оптической схемой, дающей картинке необходимую резкость.
Отдельной похвалы заслуживает фотокамера Sony ILCE-9, выстреливающая по 20 кадров в секунду и позволяющая применять в автоматическом режиме значения ISO от 100 до 12800 единиц.
Отмечу аксессуар, без которого эта съёмка далась бы куда сложнее. Как и на другой съёмке в Строгино, меня сильно выручила дополнительная рукоятка для камеры.
Хват камеры, особенно учитывая вес объектива, с удлинителем рукоятки GP-X1EM в разы удобнее. Держать камеру одной рукой и вскидывать её в нужный момент становится намного проще. Мизинец оказывается на своём месте, а не болтается в воздухе. Он берёт на себя дополнительную нагрузку, разгружая тем самым оставшиеся три пальца ладони.
Когда я закончил снимать баскетболистов и двинулся в сторону метро, не смог отказать себе в удовольствии поснимать вечернее Садовое кольцо, стоя над Октябрьским тоннелем.
Работа с телеконвертерами
Одновременно с анонсом Sony FE 100-400mm F4.5–5.6 GM OSS были представлены два телеконвертера — SEL14TC и SEL20TC с коэффициентом увеличения 1,4х и 2х соответственно.
Одна из самых интересных возможностей в рамках нашего теста — проверка их работы с Sony FE 400mm f/2.8 GM OSS. Уж с чем с чем, а с этим объективом они просто обязаны идти в комплекте. Особенно учитывая то, что изначально мы имеем такой светосильный объектив с диафрагмой f/2.8. При использовании конвертера SEL14TC максимальная диафрагма становится f/4.0, а фокусное расстояние — 560 мм. С конвертером SEL20TC — всего f/5.6 уже при 800 мм.
На данный момент Sony FE 400mm f/2.8 GM OSS — третий в линейке объективов для полнокадровых камер Sony, с которым телеконвертеры совместимы (также они совместимы с SEL70200GM и SEL100400GM).
А вот с другими современными объективами Sony FE их подружить не удастся. Всё дело в сильно выпирающем переднем элементе конвертера. Кстати, он отделан мягкой резиной, поэтому, если вы вдруг попытаетесь поставить конвертер на несовместимый объектив, ничего страшного не произойдёт, линзы не поцарапаются.
Мне повезло, и на время теста выпало полнолуние. Как говорится, сбылась мечта идиота — снять полную Луну на полном кадре с помощью 800-мм объектива. Высокое разрешение сенсора Sony ILCE-7RM3 (42,4 Мп) и такая же высокая, под стать ему, разрешающая способность объектива Sony FE 400mm F2.8 GM OSS позволили разглядеть на снимках даже самые мелкие кратеры. Вот если бы ещё снимать можно было не через толстую атмосферу!
Скорость автофокусировки при использовании телеконвертеров остаётся высокой, и для репортажной работы её будет вполне достаточно.
Отмечу лишь небольшое снижение цепкости автофокуса с двукратным телеконвертером. Впрочем, оно и понятно: светосила падает на две ступени.
Резкость с телеконвертерами
А что же с резкостью? Проверим возможности связки из объектива и конвертера на удалённых сюжетах. Для сравнения покажу один и тот же сюжет на разных фокусных расстояниях.
К резкости объектива на открытой диафрагме без телеконвертера претензий нет никаких. Отлично различимы мельчайшие детали.
На открытой диафрагме объектив с телеконвертером SEL14TC даёт приемлемо резкую картинку, хотя падение детализации всё же ощущается. Приятно, что хроматические аберрации по-прежнему себя никак не проявляют.
При съёмке с телеконвертером SEL20TC резкость картинки снизилась, однако немалый вклад в падение детализации снимков на таких фокусных расстояниях вносит непрозрачность атмосферы и дрожание воздуха.
Ещё один пример съёмки удалённого сюжета без телеконвертера и с SEL14TC.
Чем меньше дистанция съёмки, тем более высокое качество можно получить. Посмотрите на эти снимки. Здесь на открытой диафрагме объектив с конвертером 2.0х отработал отлично, позволив полностью сохранить на фото фактуру кожи и волос примата.
SEL400F28GM в паре с SEL14TC и SEL20TC может стать удачным выбором для репортажных фотографов и фотографов-анималистов. На малых дистанциях съёмки фотограф вправе рассчитывать на практически идеальную резкость.
Также стоит отметить виньетирование, которое появляется при работе с конвертерами. Однако существенного негативного влияния на итоговое качество снимков оно не оказывает. Общее качество изображения с 2-кратным конвертером SEL20TC можно охарактеризовать как высокое. Хроматические аберрации не появляются.
Выводы
Sony FE 400mm F2.8 GM OSS — долгожданный светосильный телеобъектив линейки G Master для семейства полнокадровых фотокамер Sony Alpha с байонетом FE. Его по достоинству оценят профессионалы, регулярно занимающиеся съёмкой спортивных мероприятий и дикой природы. Диафрагма f/2.8 позволит снимать на коротких выдержках и не слишком высоких значениях ISO практически в любых условиях, вплоть до сумерек.
Объектив резок с открытой диафрагмы, что даёт возможность не идти на компромиссы между скоростью и качеством. Впрочем, в линейке объективов G Master по-другому и быть не может.
Оригинальное покрытие Nano AR на линзах эффективно подавляет образование бликов и двоение изображения, что в свою очередь положительно сказывается на чёткости и контрасте снимков.
Два сверхдинамичных линейных привода XD LM делают SEL400F28GM крайне быстрым и точным в плане автоматической фокусировки при минимальном уровне шума и вибраций.
Пускай это не одна из главных характеристик подобной оптики, но эффект боке по качеству сравним с портретными объективами.
Напомним про поддержку фирменных конвертеров SEL14TC и SEL20TC, которые превращают SEL400F28GM в подзорную трубу с возможностью съёмки, и это при значениях диафрагмы f/4.0 и f/5.6 соответственно.
Отметим пыле- и влагозащищённый корпус из магниевого сплава при скромном весе объектива — менее 3 кг.
Пожалуй, единственным отрицательным моментом можно считать стоимость Sony FE 400mm f/2.8 GM OSS. Но подобная оптика просто по определению не может стоить как объективы среднего ценового сегмента. Она не для всех. И даже не в том смысле, что позволить её себе смогут немногие. А в том, что она всем фотографам просто не нужна, так как создана под определённый круг задач, с которыми справляется блестяще!
Плюсы:
- высокая резкость с открытой диафрагмы;
- полное отсутствие хроматических аберраций;
- уверенная работа в умеренном контровом свете;
- боке, достойное портретных объективов;
- высокая скорость фокусировки;
- наличие лимитера дистанций автофокуса;
- минимальная дистанция фокусировки 2,7 м;
- четыре кнопки блокировки автофокуса на корпусе;
- эффективный оптический стабилизатор;
- наличие пыле- и влагозащиты;
- уверенная работа с телеконвертерами;
- малый вес для подобного типа оптики;
- фирменный кейс в комплекте.
Минусы:
- высокая стоимость, которая исключает любительское применение объектива;
- довольно узкая область применения.
Оригинал статьи >> https://prophotos.ru/reviews/20677-sony-fe-400mm-f-2-8-gm-oss-test