Fujifilm X-T3: технический обзор на день анонса
Компания Fujifilm сегодня официально анонсировала X-T3. Мы сделали свой небольшой обзор, где постараемся перечислить кратко, почему X-T3 – самая интересная неполнокадровая камера на ближайшее время.
Итак, начнем с процессора и матрицы. Матрица выполнена по технологии «обратной подсветки», т.е. большая часть проводки у нее убрана на тыльную сторону (у обычных КМОП матриц проводка кладется прямо поверх лицевой стороны). В теории это обеспечивает до 1 дополнительной ступени экспозиции по шумам на высоких ISO, так как матрица получает больше света. Эффективное разрешение 26 миллионов пикселей – чуть больше, чем у предшественника. Минимальное ISO понижено до 160 (вместо 200). Процессор X-Processor 4 работает приблизительно в 3 раза быстрее чем X Processor Pro из X-T2 и X-H1, что позволяет ему справляться с сильно выросшей нагрузкой. У него 4 ядра – отсюда, вероятно, и цифра в названии.
Датчики фазовой фокусировки теперь покрывают почти всю площадь кадра. Это одно из важнейших изменений, так как мы помним X-T2: автофокус работал быстро и надежно, но только в центральной части кадра, примерно 50% по ширине. Стоило объекту отодвинуться в сторону, как эффективность автофокуса резко падала. У X-T3 такой проблемы нет: благодаря 425 точкам, покрывающим 91% кадра по горизонтали и 94.5% по вертикали, вы можете смелее строить композицию, не оставляя запас для дальнейшего кадрирования. Не сказать, что это что-то новое: Sony использует подобную систему АФ уже достаточно давно (например, она стоит в A6500, камере 2016 года), а за последние 2 недели мы увидели аналогичные по эффективности системы у Nikon Z 7 и Canon EOS R. Тем не менее, это свидетельствует о том, что Fujifilm по фокусировке уверенно держится вместе с лидерами, не отставая от них ни на шаг. Площадь покрытия – это еще не все. Новая камера перешла к 240 считываниям фазовых датчиков в секунду, что ощутимо повышает быстродействие системы, особенно при съемке движущихся объектов. Правда, результативность во многом будет зависеть от модели объектива: линзы, выпущенные на заре системы Fuji X (такие как XF 18/2, 23/1.4, 56/1.2) могут не поспевать из-за своих внутренних ограничений: медленный мотор, большой ход или тяжелая фокусировочная группа. Небольшая подсказка: маркировка LM на корпусе и в названии объектива будет означать, что он точно будет работать быстро. То же самое можно сказать и про компактные фиксфокальные XF 23/2, 35/2 и 50/2, выпущенные в прошлом году.
Значительно повышена эффективность автофокуса при плохом освещении: нижним порогом теперь является не -1, а -3 EV: съемка в тускло освещенных помещениях и на ночных улицах стала намного проще. Нельзя пропустить и такую популярную вещь, как фокусировка по глазам: благодаря новому процессору и новым алгоритмам работы камера легко отслеживает глаза, даже если лицо занимает небольшую часть кадра, постоянно перемещается или находится вполоборота к камере. Если человек отворачивается, камера продолжает следить за его затылком, и быстро возвращается к глазам, как только он повернется обратно.
Вторым важнейшим моментом является скорость съемки: 20 кадров в секунду с работающим видоискателем и автофокусом. И 30 кадров в секунду при разрешении 16 Мп. (кроп 1.25х, или 1.87х, если считать от 35 мм). Это так называемый режим «Спорт». Удивительно, но и в нем видоискатель и автофокус продолжают работать как ни в чем не бывало, без каких-либо рывков или пониженного разрешения. При этом вы продолжаете видеть в искателе широкое поле кадра с белой рамкой, показывающей, что на самом деле попадает в кадр. Это позволят быстрее реагировать на объекты, которые резко проносятся через кадр: вы заметите их чуть раньше. Функция «Предварительная съемка» позволяет камере начать записывать изображения сразу при полунажатии на спуск.
Похоже, что с X-T3 Fujifilm всерьез метит попасть в ряд спортивных камер. С учетом недавно анонсированного XF 200mm F2 R LM OIS WR эти амбиции вполне оправданы. Правда, буферная память здесь отстает от возможностей процессора: в режиме «Спорт» вы ограничены 60 кадрами в JPEG или 33-35 – в RAW. Иными словами, памяти в таком режиме хватит всего на 1-2 секунды. К тому же, речь идет про съемку с электронным затвором, который, как известно, не очень подходит для фиксации быстродвижущихся объектов или съемки с проводкой. С механическим затвором вы получаете честные 11 кадров/с (как и в X-T2 с батарейной ручкой), но с более цепким автофокусом и практически нулевым затемнением между кадрами. Благодаря 2 слотам для карт памяти с поддержкой UHS-II, буфер освобождается довольно быстро – если вы готовы потратиться на хорошую карту.
Да, батарейная ручка теперь не нужна для «форсированного» режима: с ней или без нее камера работает одинаково быстро. Другое дело что, если вы планируете съемку в течение всего дня, она вам все равно понадобится. Аккумулятор у X-T3 старый (NP-126S), и хотя камера может выжать из него 390 кадров по стандарту CIPA, для съемки, к примеру, свадьбы или большого видеосюжета, вам лучше запастись как минимум 2-3 запасными. К тому же в «Форсированном» режиме камера ест батарейки примерно на 25% быстрее, а если вы хотите воспользоваться всеми возможностями камеры, он вам понадобится. В целом, ресурс в 300-400 кадров по стандарту CIPA является на текущий момент наиболее распространенным, хотя и очевидно недостаточным. Будем надеяться, что в ближайшие годы производители как минимум удвоят эти значения, ведь батарейная ручка сильно скрадывает преимущества размера и веса беззеркальных камер. Кстати, ручка от X-T2 здесь не подойдет, придется покупать новую – VG-XT3.
Видоискатель X-T3 обновили до 3.7 млн точек – стандартная цифра для флагманов 2018 года. Подобное разрешение уже визуально выходит на рубежи оптического видоискателя: если на 2.4-мегапиксельной панели еще были заметны мелкие точки, то в новых видоискателях этого практически нет. Конечно, им еще есть куда расти (например, в сторону расширения динамического диапазона), но в целом придраться тут не к чему. Базовая частота обновления 60 Гц поднимается до 100 Гц в «форсированном» режиме.
ЖК-дисплей теперь стал сенсорным, что удобно. Вы можете использовать это для навигации по меню или выбора точек фокусировки, длинные смахивания вверх, вниз или в сторону могут вызывать одну из заданных функций, а при использовании видоискателя часть экрана можно использовать в качестве тачпада для перемещения точки фокусировки (джойстик тоже сохранен). Экран по-прежнему откидывается вверх, вниз и в стороны, но не разворачивается на 180°. Разрешение осталось на уровне X-T2 – 1.04 млн. точек. Это неплохо, но 2.1 или 2.4 миллиона было бы лучше: высокое разрешение экрана помогает и при съемке со штатива, и для быстрой проверки снимков на брак во время фотосессии.
Огромным прорывом для Fujifilm стала область видео: наконец-то мы увидели UHD 4К 60p где-то кроме как у камер Panasonic. Более того, длительность непрерывной съемки увеличена до 30 минут (20 минут в 4К 60р). С 4К 60р работает кодек H.265 (HEVC) – при битрейте 200 Мбит/с он позволяет сохранить значительно больше информации благодаря эффективному сжатию. Для 4К 30р или Full HD 60р появилась такая опция как внутрикадровое сжатие All Intra – битрейт 400 или 200 Мбит/с соответственно. Для расширения возможностей постобработки камера может записывать Log 10 бит 4:2:0 на карту памяти или Log 10 бит 4:2:2 на внешний рекордер, или даже оба варианта одновременно – в 4К 60р! К концу года компания обещает добавить еще и гибридную HLG гамму, в качестве бесплатного обновления.
Что еще здорово: электронный затвор теперь бегает в 1.5 раза быстрее (приблизительно 1/60 с. в абсолютных значениях), поэтому эффект «желе» («rolling shutter») сведен к минимуму. Для сравнения, у многих других камер для прохода всей матрицы электронному затвору требуется от 1/15 до 1/30 с. – вот при таких скоростях действительно есть шанс появления артефактов. Небольшим минусом можно назвать то, что при съемке в 4К 60p камера использует не всю ширину матрицы: кроп-фактор составляет 1.18х (или 1.77х от 35 мм). При съемке в 30р или в Full HD кроп-фактор отсутствует.
При съемке видео работают такие подсказки как «зебра» и «фокус-пикинг» (их эффект можно настраивать), а также увеличение выбранной зоны без остановки записи. Кроме того, настройки для фото и видео задаются раздельно. Во время съемки можно применять различные эффекты симуляции пленки, в том числе ч/б (ACROS, MONOCHROME), а также добавлять эффект пленочного зерна. Fujifilm заявляет, что применение новых алгоритмов шумоподавления при съемке видео позволило на 2 ступени (т.е. в 4 раза) понизить уровень шума на ISO 12800.
Автофокусировка при съемке видео работает также весьма надежно, что облегчает съемку репортажных сюжетов на ходу. Улучшена встроенная звуковая карта: снижен уровень статического шипения при записи. Для подключения наушников больше не требуется устанавливать батарейную ручку – нашлось место на камере, спасибо порту USB-C, который встал на место громоздкого USB 3.0 mini. Благодаря USB-C камера также поддерживает питание от внешних аккумуляторов (насколько мы поняли, подойдет не каждый, требуется поддержка Power Delivery). Внутрикамерного стабилизатора у X-T3 нет, но, честно сказать, эффективность матричной стабилизации при съемке видео в любом случае невысока, и к тому же часто вызывает неприятные артефакты. При широкой доступности внешних стабилизаторов это не должно стать проблемой для большинства ситуаций.
В целом, с X-T3 Fujifilm сделал очень мощный рывок вперед. На текущий момент, это одна из самых производительных неполнокадровых камер. Качественное усиление настолько велико, что ее можно смело рекомендовать даже тем, кто сейчас использует X-T2, хотя с выпуска последней и прошло всего 2 года. Что особенно приятно: начальная цена X-T3 даже меньше, чем была у X-T2 на старте продаж: новая камера будет продаваться всего по 104 999 руб., в то время как X-T2 начинала со 120 тысяч. И это при падающем курсе рубля. Что ж, на наш взгляд – это заявка на победу.
Отзывы амбассадоров Fujifilm о новой X-T3: