Nikon Z7 и Z6: краткий обзор
Итак, это свершилось, отсчет на сайте Nikon закончился, и перед нами предстала новая беззеркальная система. На момент старта она состоит из 2 фотоаппаратов и 3 объективов, еще 6 новых линз должны выйти в следующем году + будет адаптер для установки объективов Nikon F. Но обо всем по порядку.
Рекомендованные розничные цены:
Nikon Z 7 Body с адаптером FTZ – 259 990 руб.
Nikon Z 7 24-70mm f/4 Kit – 304 990 руб.
Nikon Z 6 Body с адаптером FTZ – 159 990 руб.
Nikon Z 6 24-70mm f/4 Kit – 204 990 руб.
Итак, представлены 2 полнокадровые камеры, Nikon Z7 и Z6, старшая и младшая модели соответственно, обе камеры выполнены в одинаковом корпусе.
Самое важное – это, конечно, новый байонет Z-mount, который определит развитие всей системы на годы вперед. Байонет стал на 25% шире, по сравнению со старым F-mount, при том же размере сенсора. Широкий байонет позволит инженерам компании производить объективы с исключительно высокой светосилой, до f/0.95, а короткий рабочий отрезок (16 мм) – делать новые объективы компактнее. Nikon уже сейчас завершает работу над Nikkor 58mm f/0.95 S Noct, который должен поступить в продажу в начале 2019 года, а также можно оценить компактность штатного зум-объектива 24-70mm f/4 S, который будет поступать в «китах» с камерами. Конечно, надеяться на радикальное снижение размеров не стоит: современные оптические схемы по числу элементов вдвое превосходят те, что считались современными всего лет 10-15 назад. Это делается для более эффективного исправления различных оптических аберраций. Современные компьютерные мощности позволяют моделировать намного более сложные схемы, поэтому размеры оптики в среднем остаются примерно на том же уровне, но качество изображения растет.
Широкий байонет теоретически обеспечивает и большую свободу для смещения матрицы при работе оптического стабилизатора, что может оказаться важным фактором как для фотографии, так и для видеосъемки. Z7 и Z6 оснащаются 5-осевым оптическим стабилизатором с эффективностью 5 ступеней экспозиции по стандартам измерения CIPA. По данному стандарту измеряется только эффективность фотосъемки, сравнить плавность видео можно будет чуть позже, когда видеоролики с камеры будут доступны в сети.
И если совсем уходить в фантазии, то можно отметить, что по диаметру новый Z-байонет вполне подходит для увеличения формата матриц по крайней мере до начального среднего формата (33х44 мм). Пока что Nikon про это молчит, но если смотреть на перспективу, то формат 24х36 мм исчерпывает себя в плане возможностей развития, в то время как для 33х44 уже сейчас создаются 100-мегапиксельные сенсоры. Что ж, поживем – увидим, а пока перейдем к сенсорам.
В Z7 устанавливается матрица на 45.7 мегапикселей, КМОП c «обратной подсветкой» (BSI CMOS) и диапазоном чувствительности ISO 64 – 25600. Иными словами, всё как у зеркальной D850. Производством занимается Sony, но обе компании применяют собственные запатентованные элементы дизайна, поэтому матрицы Nikon Z7 и Sony A7R III будут все же немного отличаться по динамическому диапазону, скорости считывания данных, не говоря уже о таких вещах как алгоритмы шумоподавления и прочее. Основным преимуществом по сравнению с Nikon D850 является то, что у Z7 вся матрица покрыта датчиками фазового автофокуса, 493 датчика, приблизительно 90% площади матрицы, что (по крайней мере, в теории) должно упростить съемку сюжетов с движущимися объектами: когда они покидают центр кадра, камера продолжает отслеживать их перемещения почти до самой границы. Это же касается и неподвижных объектов, расположенных далеко от центра – сфокусироваться на них стало гораздо проще, и это одно из основных преимуществ беззеркальных камер с подобной системой автофокуса. Можно выбирать один из 5 размеров рамки АФ, или выбрать «авто» – следящая фокусировка («трекинг») работает именно в этом режиме. К сожалению, для трекинга Z7 использует не очень удобный подход: для активации надо нажать ОК, джойстиком переместить рамку фокусировки на нужную точку (или ткнуть пальцем по экрану), еще раз нажать ОК, и только после этого нажимать кнопку спуска или AF-ON. При этом, чтобы прекратить слежение, придется еще раз нажать. На D850 3D замер работает проще. Подобная система следящей фокусировки уже встречает критику, и вполне возможно, что Nikon в дальнейшем представит более удобный вариант. Если говорить о покадровой фокусировке, то она уже сейчас работает отлично – на уровне зеркальных камер. В отличие от камер Sony, Nikon Z7 не закрывает диафрагму дальше, чем f/5.6, поэтому датчики постоянно получают достаточное количество света. Nikon заявляет, что фокусировка будет работать даже при освещенности -4 EV (лунный свет).
Максимальная скорость съемки Nikon Z7 составляет 9 кадров в секунду – без Live View, с блокировкой экспозиции, в JPEG или 12-битном RAW, но со следящим автофокусом. При выборе 14-битного RAW скорость снижается до 8 к/с, а чтобы вернуть возможность визирования (Live View) скорость придется снизить до 5.5 кадров/с. Для сравнения, Sony A7R III делает 8 кадров в секунду с RAW и Live View, а D850 – 7. Хотя последнюю можно ускорить до 9 кадров/с – с дополнительной батарейной ручкой и аккумулятором от D5.
Nikon Z6, младшая модель, будет использовать 24-мегапиксельную матрицу, но пониженное разрешение положительно сказывается на высоких ISO (51200 вместо 25600) и скорости съемки: 12 кадров в секунду в JPEG и RAW 12 бит, или 9 кадров/с с 14-битным RAW. Правда, и точек фокусировки у нее меньше: 273.
Обе камеры получили новый процессор, Expeed 6. По сложившейся на этом рынке традиции, ни количество ядер, ни разрядность не сообщается. Название может говорить нам только о том, что это процессор следующего поколения, и что у него есть ряд новых возможностей по обработке. В частности, Expeed 6 обеспечивает появление новых настроек в меню: теперь вы можете регулировать уровень резкости, применяемый к границам объектов («Mid Range Sharpening»), а также включить компенсацию эффекта дифракции (камера усиливает шарпенинг при закрытии диафрагмы до f/8 и ниже). О мощности процессора можно судить по такому косвенному параметру как обработка видео: Nikon заявляет, что камера на лету осуществляет 8К оверсемплинг, т.е. сжатие 8К в 4К, а это весьма затратная процедура.
Если уж речь зашла про видео, то здесь ситуация следующая: Z7 может записывать 4K UHD 30p видео со всей поверхности матрицы, но при этом применяет пропуск рядов. К тому же, для полного прохода электронного затвора камере требуется примерно 1/15 секунды, что будет вызывать «желейный» эффект при съемке в движении. Для оптимальных результатов камеру лучше переключить в APS-C режим – аналогичная ситуация наблюдается со всеми матрицами высокого разрешения. При 1.5х кроп-факторе ситуация значительно улучшается, Z7 использует уже упомянутый 8К оверсемплинг, благодаря которому изображение получается очень детализированным, а также устраняется муар. На карту памяти можно записывать сжатые в H.264 файлы с битрейтом до 100 Мбит/с (8 бит, субдискретизация 4:2:0). Если же подключить по HDMI внешний рекордер, то Nikon Z7 выдаст «чистый» 10-битный 4:2:2 видеопоток, с Log гаммой (N-Log), предупреждением о пересветах и фокус-пикингом. Также можно вести параллельную запись на карту памяти и на внешний носитель (но только с глубиной цвета 8 бит). У камеры есть 3.5мм вход для микрофона и такой же выход на наушники. Для удобства монтажа присутствует временной код, а новый процессор позволяет исправлять виньетирование, дисторсию и дифракцию оптики во время записи. Full HD видео можно записывать со скоростью до 120 кадров/с и дополнительной электронной стабилизацией.
У Z6 ситуация с видео будет еще лучше, т.к. эта камера сможет выдавать аналогичное качество со всей площади матрицы, а значит устраняется кроп-фактор, а камера получает больше света.
Визирование – важный элемент любой съемки, и здесь у Z7 и Z6 есть чем порадовать. Обе камеры используют крупный видоискатель типа 0.5» (1.27 см) с разрешением 3.7 млн. точек. По словам тех журналистов, кто успел подержать камеру в руках, по качеству изображения его не отличить от оптического (при этом у вас есть возможность предпросмотра экспозиции, гистограмма и прочие полезные вещи). Дисплей также получился отличным: 3.2 дюйма по диагонали, с высоким разрешением 2.1 млн. точек, он позволяет намного лучше различать брак в отснятых изображениях или проверять фокус в ручном режиме. Дисплей наклоняется вверх и вниз, но не откидывается в сторону. Сенсорная панель ускоряет изменение параметров съемки с помощью экранного меню, выбор точки фокусировки и так далее.
Уменьшение размера экрана привело к значительному сокращению органов управления, что может быть непривычно для тех, кто давно снимает на Nikon, но на наш взгляд, перемены здесь только к лучшему. Основная масса кнопок перенесена в зону, где до нее легко дотянуться правой рукой, поэтому левую можно всегда держать на объективе. К таким параметрам как скорость съемки («режим протяжки», пользуясь пленочной терминологией), баланс белого, формат файла / качество изображения и режим экспозамера (которые раньше не слишком удобно располагались под левой рукой), теперь можно попасть либо через экранное меню и сенсорный интерфейс, либо через одну из программируемых клавиш, которых у камеры есть несколько. Более того, если вы не пользуетесь ручной фокусировкой, то и кольцу объектива можно задать другую функцию: например, изменение диафрагмы или коррекцию экспозиции. В общем, камера требует небольшого привыкания, но в целом изменения эргономики можно только приветствовать – вам больше не нужна третья рука, чтобы нажимать все эти кнопки с левого края камеры. Там осталось только то, что используется сравнительно редко: диск P / A / S / M, да кнопки просмотра и удаления. Отдельно стоит упомянуть вспомогательный OLED экран на верхней панели.
Немного о грустном. Обе камеры, Z7 и Z6 принимают только один формат карт памяти, XQD. На данный момент их производит только Sony (на фото выше - снятая с производства карта Lexar) и стоят они дорого, ощутимо дороже привычных SDHC / SDXC карт (даже UHS-II). Карты XQD обладают большей скоростью чтения и записи – для современного поколения это 440 и 400 Мбайт/с соответственно, против 300/299 у самых быстрых нынешних SD карт. Такая скорость позволяет камере очищать буферную память с той же скоростью, что вы ее наполняете, поэтому при съемке с LiveView (5.5 кадров/с) вы можете не останавливаться практически до заполнения карты памяти, даже в RAW. Но всего 1 слот для карт памяти означает, что вы не сможете, к примеру, дублировать файлы для подстраховки. Это первое.
Второе – это небольшая емкость аккумулятора. В Z7 и Z6 используется модификация старого EN-EL15 под литерой b. На зеркальных камерах он с легкостью обеспечивал почти 2000 снимков, а вот у беззеркальных – всего 330 кадров (по стандарту измерений CIPA). Правда, показатели для съемки в реальной жизни обычно как минимум вдвое выше (связано со спецификой замеров), к тому же камера может работать с питанием от USB, что для D850 было недоступно. Можно также использовать старые аккумуляторы EN-EL15a (или аналоги от других производителей), но в этом случае пропадает USB-зарядка в камере и нужно использовать отдельное зарядное устройство.
Корпус и влагозащита. Обе камеры, Nikon Z7 и Z6 будут выпускаться в полностью магниевых корпусах, никаких шуток с пластиковыми панелями у младшей модели. Это обеспечивает телу камеры достойную жесткость, особенно при использовании тяжелой оптики. Все отсеки (включая батарейный), кнопки и диски снабжены защитой от пыли и влаги, так же как и штатный объектив 24-70mm f/4 S. Камера выглядит и ощущается надежно и крепко.
Не последним по значимости моментом является выбор объективов. Вместе с Z7 выходят три модели: 35/1.8, 50/1.8 и 24-70/4 – небольшие объективы с упором на компактность. Следующим ближайшим будет впечатляющий 58mm f/0.95, который должен поступить в продажу в начале следующего года. За ним последуют 20/1.8, 85/1.8, 24-70/2.8, 70-200/2.8 и 14-30/4. Более светосильный 50/1.2, 14/1.8, а также 14-24/2.8 запланированы на 2020 год. Кроме того, вы можете использовать все богатство зеркальных объективов Nikon, которые можно будет подключить через FTZ адаптер. Практически все объективы, выпущенные в 21 веке, будут работать с Z7 как с родной зеркальной камерой. Более старые модели (AF и AF D) будут работать без автофокуса, но в любом из режимов (P, A, S, M). Еще более старые объективы (AI и старше) можно будет использовать только в полностью ручном режиме.
Что в итоге? Насколько можно судить по характеристикам и по отзывам, основывающимся на бета-версии Nikon Z7, первый блин Nikon не получился комом. Камера действительно компактна, быстра и удобна в управлении (если опустить момент со следящим автофокусом). Переход к беззеркальной схеме обеспечил широкую зону покрытия фазовой фокусировки, которая теперь работает практически по всей матрице, а также возможность наблюдать готовый кадр, с примененными поправками экспозиции и живой гистограммой, еще до того, как будет нажата спусковая кнопка. Встроенная стабилизация изображения расширяет возможности старых объективов и компенсирует колебания по тем осям, которые раньше было не исправить. Новый процессор обеспечивает высокую отзывчивость и ряд новых функций. Дисплей и видоискатель выполнены на отличном уровне. Расширились возможности видеозаписи: следящая автофокусировка, Log гамма, 10 бит 4:2:2 через HDMI. Штатный объектив демонстрирует очень приличное качество изображения для своего класса. При этом сохранилась совместимость со старой оптикой, а широкий байонет обеспечивает интересные перспективы для будущих поколений фототехники. Снижение автономности, в принципе, отчасти компенсируется питанием по USB, и наиболее спорным моментом является лишь жесткая привязка к картам памяти XQD. Конечно, они очень быстры, поэтому про такие вещи как ожидание очистки буфера с ними можно забыть, но высокий ценовой порог может оттолкнуть часть потенциальных клиентов. Раньше Nikon всегда оставлял выбор: между SD и XQD в D850 или между Compact Flash и XQD в D5 (специально выпускались 2 разные версии камеры), теперь же альтернативы нет.
Если сравнивать с конкурентами, то на беззеркальном рынке у Z7 не так и много альтернатив: по сути, только Sony A7R III. И здесь у обеих есть свои плюсы и минусы. Например. Z7 выигрывает по числу точек автофокуса и по площади покрытия: 90% против 68%. С другой стороны, у A7R III есть такой убойный аргумент как фокусировка по глазам, аналогов которой Nikon пока не представил. На стороне A7R III также большая скорость съемки с использованием LiveView: 8 кадров/с против 5.5, хотя если не следить за кадром то отставание меньше: 10 кадров/с у Sony и 8-9 у Nikon. На стороне Sony также дешевые карты памяти SD и емкий аккумулятор, кроме того, с момента выпуска она и сама успела немного подешеветь. Вопрос с оптикой тоже непрост: с одной стороны, у Nikon больше выбор объективов, особенно это заметно в длиннофокусном диапазоне. С другой – все они подключаются через адаптер, а родных пока всего 3. Sony же успела обзавестись богатым выбором оптики, любительской и профессиональной, не в последнюю очередь благодаря сотрудничеству с Tamron, Sigma, Zeiss и другими производителями. Nikon же пока не собирается раскрывать свою систему для посторонних.
У Nikon Z6 положение легче: по цене она конкурирует с Sony A7 III и, в общем, имеет все данные для того чтобы потеснить самую продаваемую полнокадровую камеру 2018 года: например, более мощный процессор, более качественный видоискатель и экран, хороший штатный объектив. Другое дело, что выходит Z6 только в конце ноября 2018 г, так что многие рискуют не дождаться, тем более что и у этой Sony есть плюсы в виде дешевых карт памяти и емкого аккумулятора.
Впрочем, пока лучше дождаться выпуска камер с финальной версией прошивки, на основе которой уже можно будет делать выводы о таких вещах как качество изображения или эффективность автофокуса.
Рекомендованная стоимость фотокамер Nikon Z 6 и Z 7 составляет 169 990 рублей и 269 990 рублей соответственно. Первые поставки Body будут комплектоваться FTZ-адаптером. Также будут доступны комплекты по привлекательным ценам: Nikon Z 7 с зум-объективом Nikkor Z 24-70 f/4 S (304 990 р.) и Nikon Z 6 с зум-объективом Nikkor Z 24-70 f/4 S (204 990 р.). Розничная стоимость FTZ-адаптера - 19 990 р.
Самый выгодный комплект "камера + универсальный объектив + адаптер" Фотоаппарат со сменной оптикой NIKON Z 7 Kit 24-70 f/4 S + FTZ адаптер поступит в продажу по цене 314 990 р.
Вместе с камерами в продажу поступят три объектива: стандартный зум Nikkor Z 24-70 f/4 S, широкоугольный объектив с постоянным фокусным расстоянием Nikkor Z 35mm f/1,8 S и стандартный объектив с постоянным фокусным расстоянием Nikkor Z 50 f/1,8 S.
Рекомендованная цена Nikkor Z 24-70 f/4 S - 77 990 руб., Nikkor Z 35mm f/1,8 S - 67 990 руб., Nikkor Z 50 f/1,8 S - 49 990 руб.
Специальное предложение для всех оформивших предзаказ. Первые поставки фотокамер Z будут комплектоваться картой памяти Nikon XQD на 64Gb.