DJI Mavic Air: краткий обзор
Сегодня компания DJI представила новый квадрокоптер Mavic Air. Презентация вызвала смешанную реакцию – многие были разочарованы, другие комментировали в духе «возьмите мои деньги». С точки зрения качества изображения новый аппарат действительно не может похвастаться чем-то уникальным: матрица 1/2.3" 12 Мп., съемка видео в UHD 4К 30p (без Cinema 4K), а также в Full HD 120p, 12-мегапиксельные фото в JPEG или DNG, дальность полета до 4 км (2 км для европейской версии, из-за более жестких требований к мощности радиопередатчиков), время в воздухе – 21 минута. В линейке продукции Mavic Air займет место чуть ниже Mavic Pro (очевидна аналогия с устройствами Apple: Macbook Air и Macbook Pro).
Mavic Air стоит рассматривать скорее как улучшенный (и более дорогой) Spark, и это имеет смысл: в отличие от Mavic Pro, отзывы на который в среднем начинаются от положительных и заканчиваются восторженными, Spark показал себя хуже: многие владельцы жаловались на неудобное управление (пульт ДУ без экрана, жесты срабатывают не с первого раза), частую потерю связи, слишком малое полетное время, недостаточно эффективную стабилизацию изображения, крайне бедную комплектацию. Напомним, что в коробке с базовой версией Spark не было даже пульта управления: предполагалось, что дроном можно управлять со смартфона или жестами, но на практике это оказалось едва ли действенным методом. К чести DJI надо сказать, что компания внимательно прислушалась к обратной связи и все перечисленные недостатки Spark в Mavic Air отстутствуют.
Комплектация: теперь в комплект сразу положен пульт ДУ, вам больше не придется искать «Fly More Combo», чтобы просто нормально запустить свой беспилотник в воздух. Пульт не такой хороший, как у Mavic Pro – он без экрана, то есть всю полетную телеметрию нужно выводить на экранчик смартфона, который и так небольшой. Максимальная высота смартфона, который поместится в держатель пульта – 160 мм. iPhone 7 или 8 plus влезет, а вот Galaxy Note 8 – уже нет. Пульт в целом максимально напоминает уже знакомый пульт от DJI Spark за единственным исключением: теперь рукоятки у джойстиков можно открутить, чтобы пульт занимал меньше места. В базовом комплекте также идет защита пропеллеров – абсолютно необходимый аксессуар, который защищает не только сами пропеллеры при контакте с посторонними объектами, но и лицо / пальцы оператора (и окружающих) в случаях каких-либо ошибок управления. Отрадно видеть, что в DJI наконец-то стали включать защиту пропеллеров в базовый комплект. В остальном все обычно: зарядное устройство, 1 аккумулятор, 3 пары пропеллеров, различные провода и чехол-ракушка. В отличие от Spark, Mavic Air аккуратно складывается, поэтому в багаже он занимает намного меньше места. По сравнению с Mavic Pro он примерно на 40% легче и в 2 раза меньше по объему в сложенном виде. 683 куб. см против 1329 – серьезная разница.
Потери связи и малый радиус полета уходят в прошлое: хотя Mavic Air по-прежнему использует только протокол Wi-Fi, DJI удалось поколдовать и увеличить радиус действия до 2 км (в европейской версии). Spark или старый Phantom 3 были ограничены 500 метрами. Строго говоря, большего и не надо – по законам большинства стран (включая, если не ошибаюсь, и Россию) запрещается уводить летательный аппарат за пределы видимости оператора, а 500 метров – это примерно и есть эти «пределы видимости», с которых еще можно как-то рассмотреть такого малыша. Нужно учитывать и радиопомехи: Mavic Air использует обычный Wi-Fi, а это значит, что каждая точка доступа, работающая по соседству, будет снижать эффективную дальность его использования. Плюс на большом удалении качество видеосигнала будет заметно падать. Тем не менее, метров на 500 можно будет отлететь даже при высоком уровне помех (чего нельзя было сказать про Spark или Phantom 3), а в более благоприятных условиях можно говорить и о большей дистанции.
Mavic Pro, для сравнения, использует проприетарный протокол OcuSync, который обеспечивает до 4 км дальности в европейской версии или до 7 км – в американской. Кроме того, благодаря OcuSync у Mavic Pro выше качество видео, которое дрон передает на пульт управления. У него есть выбор из 3 вариантов: 1080 30p, 720 60p или 720 30р (последний используется на значительном удалении, когда сигнал ослабевает). У Mavic Air вариант ровно один: 720 30p. Больше и задержка при передаче сигнала: у Mavic Pro (в идеальных условиях) она составляет 160-170 мс, у Mavic Air – 170-240 мс. Третий момент: Mavic Air можно использовать с очками DJI Goggles, но только при подключении очков к пульту управления по USB (c Mavic Pro очки можно использовать без проводов).
Длительность полета: согласно данным производителя, Mavic Air может продержаться в воздухе 20-21 минуту, это на 5 минут больше, чем у Spark, но на 10 минут меньше, чем у Mavic Pro Platinum. В реальной жизни результат может быть меньше, факторов много: температура воздуха, сила ветра, разреженность воздуха и так далее. В целом, с учетом понижающих факторов можно уверенно говорить, что на 15 минут Mavic Air точно хватит. Как обычно, рекомендуется запасаться сменными аккумуляторами, как минимум одним, а лучше двумя.
Качество стабилизации стало намного лучше благодаря внедрению трехосевого стабилизатора (вместо двухосевого у Spark). По идее, добавлена ось поперечного смещения (влево-вправо), что должно гасить вибрации и поперечные колебания корпуса. Стабилизатор Mavic Air должен работать примерно на уровне Mavic Pro, у которого тоже 3 оси компенсации. Еще один интересный нюанс: подвес у Mavic Air находится под защитой выступающих «щёк» корпуса, поэтому не требуется устанавливать какие-либо дополнительные протекторы.
Безопасность полета: в этой области Mavic Air действительно обгоняет и Spark, и Mavic Pro. DJI добавила сенсоры обнаружения препятствий на заднюю панель, и это на самом деле важно. Основные маневры пилота, тем более новичка, – это движение вперед, поворот и движение назад, причем плавный отъезд «назад и вверх» применяется едва ли не чаще, чем наезд «вперед и вниз». Кроме того, спереди у вас и так есть камера, поэтому вы можете более-менее представлять, куда летите, даже если вы нарушаете законы и летаете вне зоны видимости. А вот сзади до Mavic Air сенсоры были только у Phantom 4, поэтому врезаться во что-нибудь, сдавая назад, на Mavic Pro было проще простого. Теперь все стало безопаснее, и это здорово.
Всего у Mavic Air 6 оптических сенсоров (т.е. 6 маленьких вспомогательных камер с низким разрешением, которые используются только для нужд системы безопасности), по паре спереди, сзади и снизу. Снизу также располагается инфракрасный сенсор, который обеспечивает безопасное приземление и контроль высоты на уровне 1-3 метров даже при очень слабом освещении. Кроме того, у Mavic Air, конечно, есть гироскопы и акселерометры, GPS и ГЛОНАСС, причем все датчики дублируются на случай выхода из строя во время полета. Все данные обсчитываются отдельной группой процессоров, которая формирует для квадрокоптера трехмерную картину окружения. Подобная система, в частности, позволяет аппарату не просто останавливаться перед препятствием, а на ходу корректировать траекторию, чтобы облететь его сверху или сбоку, это получило название Advanced Pilot Assistance Systems (APAS). Также улучшен алгоритм возвращения домой (Return to Home) при потере сигнала: Mavic Air записывает траекторию движения и в случае помех будет двигаться обратно тем же путем, не пытаясь срезать дорогу напрямую (особенно актуально для городов с высотной застройкой и гористой местности). Квадрокоптер также научился обнаруживать препятствия и воду в зоне посадки: при наличии таковых он не будет садиться, а зависнет над ними. По умолчанию дрон будет стараться вернуться в ту точку, с которой начался полет (если позволяет заряд батареи).
Да, Mavic Air по-прежнему слеп при боковом скольжении, но это уже достаточно продвинутый маневр, который в любом случае надо выполнять только вблизи от оператора и под его постоянным контролем. И надо, конечно, всегда помнить, что DJI не делает дроны для гонок. Если вы увидели в интернете очередные безумные трюки беспилотников, с пролетами через оконные проемы и тому подобным – это не по адресу. Дроны DJI – это слишком дорогие в ремонте аппараты для трюков и гонок, для этого на рынке есть другие, более подходящие варианты.
Интеллектуальное управление: Mavic Air научился распознавать 7 жестов, которые он может считывать с дистанции до 6 метров. Жестами можно дать команду на запуск, приземление, фотоснимок, старт видеозаписи, движение от оператора / к оператору и следование за оператором. Голосовое управление, популярное у современных экшен-камер, не поддерживается, причины понятны: винты шумят, поэтому искусственный интеллект не может разобрать речь.
Улучшен режим слежения за объектом. Теперь можно одновременно задавать до 16 объектов. Смысл в том, чтобы квадрокоптер учитывал всех членов вашей компании, и держался настолько далеко, чтобы они все попадали в кадр. Кроме того, Mavic Air удерживает объекты более надежно, позволяя снимать даже достаточно быстрые цели – например, велосипедистов. Как и прежде, режим слежения работает без каких-либо специальных датчиков, дрон ориентируется только на изображение. При движении в гору или с горы он сохраняет ту же высоту относительно поверхности. Слежение может вестись в 3 режимах: Trace (камера движется за объектом, можно облетать его по кругу), Profile (камера летит боком, снимая объект в профиль) и Spotlight (камера сохраняет направленность на объект, куда бы не двигался квадрокоптер).
Расширен набор автоматических действий («QuickShots»): к старым Rocket (быстрый вертикальный взлет, камера направлена строго вниз), Dronie (селфи с дрона), Circle (облет по кругу), Helix (облет по спирали) добавлены Asteroid и Boomerang. В режиме Boomerang квадрокоптер облетает заданный объект по эллипсоидной орбите, а в режиме Asteroid делает сферическую панораму на высоте, после чего быстро снижается в заданную точку по диагонали. Цифровая обработка превращает этот маневр в нечто похожее на падение астероида, снятое от первого лица, выглядит довольно эффектно.
Наконец, Mavic Air научился автоматически сшивать панорамы: горизонтальные, вертикальные, на 180° и сферические. Функция реализуется через приложение DJI App и активируется буквально парой касаний. Эта же возможность была добавлена и для Mavic Pro в ходе обновления в декабре 2017. Единственное, что нужно учитывать: оба Mavic’а не могут отснять зенит из-за расположения камеры, кусок неба над дроном генерируется программным способом.
Квадрокоптер в целом: Mavic Air – достаточно интересный аппарат. Хотя он не потрясает воображение в плане каких-либо новых возможностей, это крепкая модель любительского уровня, которая закрывает практически все претензии, которые были у пользователей к Spark. Конечно, Mavic Air будет в два раза дороже Spark’а, но в то же время и несколько дешевле, чем Mavic Pro, которому он уступает в ряде параметров (хуже пульт ДУ, нет OcuSync, меньше полетное время, меньше максимальная дальность полета). С другой стороны, по ряду параметров Mavic Air, как более новая модель, обходит Pro версию: это меньшие размеры и вес, больший битрейт, означающий меньшие потери от сжатия видео (100 Мбит/с против 60), большая частота кадров в Full HD режиме (120 против 96), улучшенная безопасность (сенсоры сзади, 3D-моделирование окружающей среды), улучшенные интеллектуальные режимы (более надежное слежение). Такая диспозиция наверняка заставит почесать затылок не одного потенциального покупателя: тут лучше, тут хуже, этот дешевле, тот дороже, непростой выбор. Можно сказать так: если у вас не было «серьезного» квадрокоптера (уровня Mavic Pro и выше), если вы покупаете такую штуку впервые или до этого у вас были только простенькие модели (вроде Spark или ниже), то Mavic Air вам вполне подойдет. Это отличный аппарат с превосходным (для своего класса) уровнем изображения и всем, что нужно для начала летной карьеры. Если же у вас уже есть Mavic Pro, Phantom 4 или подобный им зверь – наверное, стоит подождать обновления этих серий.
Mavic Air будет выпускаться в 3 цветах (черный, белый, красный) и в двух вариантах комплектации. В расширенную («Fly More Combo») помимо стандартных аксессуаров включено 2 дополнительных аккумулятора (всего 3), хаб для их одновременной зарядки, 2 пары пропеллеров (всего 6), адаптер для зарядки батареи от универсальных аккумуляторов (по USB) и плечевая сумка для всего комплекта.
Первые партии Mavic Air поступят в продажу уже 28 января. В России он появится несколько позже, рекомендованные розничные цены такие:
Обычный комплект DJI Mavic Air – 54 690 руб.
Комплект DJI Mavic Air Fly More Combo – 69 490 руб.
Напоследок, обзор дня анонса от известного любителя дронов – Casey Neistat