Обзор Fujinon XF100-400mm F4.5-5.6 R LM OIS
Безальтернативный телевик
В линейке оптических инструментов компании Fujifilm объектив Fujinon XF100-400mm F4.5-5.6 R LM OIS WR занимает особое положение: это зум-объектив с самым большим максимальным фокусным расстоянием. Поскольку сенсоры фотокамер Fujifilm X Mount неполнокадровые, они обходятся меньшим диаметром светового пятна, чем кадр 24×36 мм, и Fujinon XF100-400mm F4.5-5.6 R LM OIS WR удалось сделать не столь большим, каким его можно было бы себе представить. Относительную компактность обеспечивает еще и относительно невысокая светосила, которая компенсируется оптическим стабилизатором, позволяющим, по данным производителя, фотографировать «без смаза» с выдержкой на 5 ступеней длительнее, чем требуется по правилу «единица, деленная на фокусное расстояние».
Спецификации
Приведем характеристики объектива по данным Fujifilm и по результатам наших измерений.
Оптическая схема состоит из двадцати одного элемента в четырнадцати группах. В нее включены пять низкодисперсионных стекол и одно сверхнизкодисперсионное. Введение таких элементов дает возможность минимизировать латеральные хроматические аберрации, повысить резкость и контраст изображения и обеспечить чистое воспроизведение цветов.
Корпус объектива металлический. Стыковочный узел байонета X Mount обеспечивает адекватную герметизацию соединения в месте крепления к фланцу камеры. Это соответствует декларированной производителем защите инструмента от проникновения пыли и влаги и возможности бесперебойно работать при температуре окружающего воздуха до −10 °C.
Диафрагма объектива состоит из девяти лепестков. Диафрагмирование осуществляется в диапазоне F4,5—F22 с шагом в 1/3 ступени.
Управление объективом производится при помощи трех колец. От передней линзы к байонету они расположены традиционно: кольцо фокусировки, зуммирования и установки значения диафрагмы. Маркировку (в мм) имеет только трансфокатор, хотя, на наш взгляд, более востребованными остаются шкала глубины резкости и линейка значений диафрагмы.
Возле байонетного крепления расположены выключатели системы оптической стабилизации и автоматического диафрагмирования, а также селектор диапазона фокусировки. Последний позволяет уменьшить время реакции автофокуса за счет выбора более «удобного» для автоматики режима «от 5 м до бесконечности». Все переключатели рассчитаны на управление большим пальцем левой руки.
Управление фокусировкой как в автоматическом, так и в мануальном режимах производится при посредстве встроенной электроники. На объективе нет переключателя ручного и автоматического режима фокусировки; это можно сделать только средствами камеры.
При ручной наводке на резкость особой инерции не ощущается; перемещение фокусировочной группы линз в ответ на вращение кольца происходит практически без запаздывания.
Приводом автофокусировки служат два линейных мотора. Эта пара работает достаточно быстро, благодаря чему автофокус «хваток» и точен. Наведение на резкость происходит достаточно уверенно, даже в условиях недостатка света.
В максимальном телеположении объектив значительно удлиняется, но это свойственно гиперзумам всех систем в силу широкого диапазона зуммирования.
Если требуется еще большее фокусное расстояние, можно воспользоваться оптическим конвертером Fujifilm XF 1.4X TC WR. Он способен увеличить максимальное фокусное расстояние до 560 мм (853 мм в эквиваленте полного кадра).
Несмотря на одновременное падение светосилы оптической системы «объектив + телеконвертор» (в максимальном телеположении — до f/8), фазовый автофокус будет продолжать работать.
Стендовые испытания
Fujinon XF100-400mm F4.5-5.6 R LM OIS WR ФР=100 мм, ЭФР=150 мм |
|
Разрешение, радиальные миры | |
центр кадра | край кадра |
Дисторсия, хроматические аберрации | |
центр кадра | край кадра |
На минимальном фокусном расстоянии объектив демонстрирует хорошее разрешение вплоть до средних значений раскрытия диафрагмы. При полном раскрытии на краю кадра разрешение заметно снижается. С закрытием диафрагмы разрешение плавно падает, оставаясь на хорошем уровне. Дисторсия минимальна, хроматические аберрации отсутствуют.
ФР=250 мм, ЭФР=375 мм | |
Разрешение, радиальные миры | |
центр кадра | край кадра |
Дисторсия, хроматические аберрации | |
центр кадра | край кадра |
В среднем положении разрешение заметно проседает, и лишь на f/10 наш объектив способен выдать свой максимум. Край кадра при этом практически не отстает от центра, да и в целом картина очень стабильная. Дисторсия не определяется, однако становятся едва заметными хроматические аберрации.
ФР=400 мм, ЭФР=600 мм | |
Разрешение, радиальные миры | |
центр кадра | край кадра |
Дисторсия, хроматические аберрации | |
центр кадра | край кадра |
В максимальном телеположении разрешение в центре держится на хорошем уровне, а периферия кадра практически сразу сильно сдает, показывая хорошее разрешение лишь на открытой диафрагме. Дисторсия при этом отсутствует, а хроматические аберрации становятся еще более заметными.
От подобного зум-объектива обычно не ждешь слишком высоких результатов, но на стабильность рассчитываешь. Впрочем, разрешение в центре кадра можно назвать стабильным, а вот край несколько разочаровывает. И хотя объектив дает довольно качественную картинку, работает он на пределе. Но об этом не задумываешься, пока дело не доходит до использования телеконвертора, закономерно снижающего разрешающую способность. Тем не менее, объектив получился хорошим, а гуляющее разрешение является платой за большой диапазон фокусных расстояний.
В жизни
Практическую фотосъемку мы проводили с помощью камеры Fujifilm X-Pro2 с выбором следующих параметров:
- приоритет диафрагмы (выбор выдержек и ISO — в положениях «A»),
- центрально-взвешенный замер экспозиции,
- однокадровая автоматическая фокусировка,
- фокусировка по центральной точке,
- динамический диапазон 100%,
- моделирование пленки — Provia (стандартное),
- автоматический баланс белого,
- без дополнительных корректировок цвета, резкости, тона светов и тона теней,
- шумоподавление отключено,
- режим работы затвора — электронный.
Объектив демонстрирует хорошую резкость в центре кадра во всем диапазоне зуммирования, даже на максимально раскрытой диафрагме.
Несмотря на значительную дистанцию фокусировки, степень размытия заднего плана все еще позволяет отделить от него объект, находящийся в зоне резкости.
Если же посмотреть на детали, то на разных фокусных расстояниях на максимальном раскрытии и при диафрагмировании определяется падение резкости на периферии кадра.
Разумеется, падение резкости становится тем заметнее, чем более значительное фокусное расстояние выбрано при съемке.
Однако выраженность этого падения не настолько сильна, чтобы сильно озаботиться этим обстоятельством. В конце концов, мы имеем дело с гиперзумом.
И безусловно, периферийное падение резкости можно до известной степени умерить, если добиться более высококонтрастного освещения.
Если не заставлять Fujinon XF100-400mm F4.5-5.6 R LM OIS WR заниматься съемкой того, для чего он не предназначен (например, архитектуры), и оставить ему ту работу, для которой он создан, то результаты обрадуют.
Резкость в центре очень хороша (а на периферийную никто не обратит внимание). Контраст картинки отличный. Детализация сохранена на должном уровне.
Те же стабильно высокие результаты засчитаем нашему испытуемому и в максимальном телеположении. И обратим внимание на то, как заботливо воспроизведены цвета и полутона, особенно беличьего меха.
Посмотрим, как влияет на сюжет использование телеконвертора.
560 мм (телеконвертер); f/8; 1/60 с; ISO 800
На наш взгляд, в приведенном сюжете добавление конвертера не приводит к сколько-нибудь существенному влиянию на качество картинки. Во всяком случае, изображение остается достаточно контрастным, с хорошей резкостью в центре. То, что может происходить на периферии кадра, не имеет в этих сценах никакого значения.
В ряде случаев Fujinon XF100-400mm F4.5-5.6 R LM OIS WR вполне пригоден для портретирования — правда, в репортажном варианте. На снимке можно по достоинству оценить хорошую резкость и отличную цветопередачу, причем не только ярких кукол, но и оттенков кожи человека.
Размытие заднего плана (бокэ) в этом сюжете многообещающее: круги пятен правильные и достаточно однородные. Но избыточная структурированность рисунка портит картину. Впрочем, иного и не могло быть, поскольку фон слишком контрастный.
При увеличении фокусного расстояния и удалении фона от объекта рисунок бокэ становится весьма приятным. Убедимся еще раз в отличной передаче цвета кожи ребенка и зерен кукурузы.
На почти максимальном фокусном размытие усиливается настолько, что полностью утрачивает структуру. Это, на наш взгляд, весьма ценно, тем более что детализация в зоне резкости остается на весьма высоком уровне.
Оптическая стабилизация
Работу стабилизатора в реальных условиях мы оценивали следующим образом. В камере выбиралась съемка с установкой выдержки вручную, а управление диафрагмой и ISO — в автоматическом режиме. Начинали с выдержки, максимально близкой по значению согласно правилу «единица, деленная на величину фокусного расстояния». То есть для 100 мм она составляла 1/125 с, для 200 мм — 1/250 с и т. д. В условиях однокадровой съемки делали три кадра, затем выбирали лучший. После этого удлиняли выдержку на 1, 2, 3 ступени и так далее, пока на снимках не обнаруживался «смаз».
Фокусное расстояние 100 мм
1/125 с
1/60 с
1/30 с
1/15 с
1/8 с
«Смаз» обнаруживается при выдержке 1/8 с, то есть эффективность работы оптической стабилизации объектива определяется как 3 ступени экспозиции.
Фокусное расстояние 200 мм
1/250 с
1/125 с
1/60 с
1/30 с
1/15 с
Признаки «шевеленки» появляются при выдержке 1/8 с. Таким образом, стабилизация в этой серии дает выигрыш в 4 ступени экспозиции.
Фокусное расстояние 300 мм
1/250 с
1/125 с
1/60 с
1/15 с
1/8 с
«Смаз» изображения выявляется при 1/8 с. Таки образом, оптическая стабилизация эффективно отрабатывает 4 ступени экспозиции.
Фокусное расстояние 400 мм
1/250 с
1/125 с
1/60 с
1/15 с
1/8 с
Стабилизация работает эффективно до 1/60 с. На 1/30 с появляются первые признаки «смаза» изображения, которые усиливаются при 1/15 с. Получается, что в максимальном телеположении стабилизатор обеспечивает выигрыш в 3 ступени.
Практическая съемка в реальных условиях показывает, что рассчитывать на стабильную работу системы оптической стабилизации в условиях однокадровой съемки можно в пределах трех ступеней экспозиции. В некоторых случаях удается получить выигрыш в четыре ступени.
Итог
Fujinon XF100-400mm F4.5-5.6 R LM OIS WR — специализированный телеобъектив с четырехкратным зумом, практически безальтернативный вариант для съемки сильно удаленных объектов. Он ориентирован в первую очередь на съемку животных, а во вторую — на репортажную работу.
К сильным сторонам Fujinon XF100-400mm F4.5-5.6 R LM OIS WR относятся фокусное расстояние 400 мм в максимальном телеположении, наличие встроенной системы оптической стабилизации изображения, обеспечивающей выигрыш в 3-4 ступени экспозиции, защищенность от пыли и влаги и совместимость с телеконвертером 1,4x, позволяющим увеличить фокусное расстояние до 560 мм и, несмотря на падение светосилы оптической системы, позволяющим эффективно работать фазовой автофокусировке.
Fujinon XF100-400mm F4.5-5.6 R LM OIS WR не является чемпионом по резкости, но четкость и детализация изображения в центре кадра достаточная, причем начиная с максимально раскрытой диафрагмы, а резкость на периферии для гиперзума — явно не самое главное.
Объектив отличается хорошей цветопередачей, удачным воспроизведением полутоновых градаций и приличным рисунком размытия заднего плана.
Мы рекомендуем Fujinon XF100-400mm F4.5-5.6 R LM OIS WR энтузиастам и профессионалам как инструмент, не имеющий аналогов для системы Fujifilm X Mount и позволяющий получить вполне хорошие результаты.
Источник информации - "Большой тест объективов Fujinon".
Купить объективы Fujifilm Fujinon можно в розничных магазинах "Яркий фотомаркет" или заказать с доставкой по России в интернет-магазине yarkiy.ru.
Оптика для фотокамер Fujifilm в нашем каталоге - https://old.yarkiy.ru/product_categories/363-lenses_for_fujifilm